«Рациональное использование природных ресурсов и охраны природы в ХМАО»
план-конспект урока по краеведению (9 класс) на тему

Шишкина Наталья Анатольевна

«Рациональное использование природных ресурсов и охраны природы в ХМАО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Рациональное использование природных ресурсов и охраны природы в ХМАО»

Тип урока: комбинированный.

Учебно-воспитательные цели:

1.Выявить сущность проблем рационального использования природных ресурсов, охраны природы, определить пути их решения.

2.Углубить знания об охраняемых природных территориях, правилах поведения учащихся в природе.

3.Продолжить формирование умения составлять рефераты по материалам периодической печати, научно-популярной и краеведческой литературе.

4.Обучать фиксировать основные положения в тетради.

5.Способствовать природоохранному воспитанию учащихся. Формировать их активную жизненную позицию в деле охраны природы.

Средства обучения:  учебник, атлас, дополнительная литература, картины или иллюстрации, карты: физическая карта ХМАО, России, природных зон, климатическая, почвенная, охраны природы; контурные карты, выставка книг по теме урока, презентация «Растения и животные Красной книги».

Формы и методы деятельности на уроке: беседа, практическая работа, самостоятельная работа – составление памятки «Правила поведения в природе», выступление учащихся по заданиям опережающего характера, видеофильм «Экологические проблемы Западной Сибири».

Ведущие понятия: рациональное природопользование, охраняемые природные территории :заповедники, национальные парки  парки  , заказники.

                                                                                Ход урока
1. Актуализация опорных понятий .Терминологическая работа со словосочетанием рациональное природопользование.
Просмотр видеофильма.
2.  Целеполагание .
Вступительное слово учителя.
-Своей жизнью мы обязаны нашей планете – прекрасной ,единственной Земли-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов , желтой от песка, стонущий от боли , взывающей о помощи и, увы ,остающейся по-детски беззащитной перед нами.
Человек ,считающий  себя венцом природы ,забыл ,что сам является ее скромной частицей.
“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять ,что животные, птицы ,рыбы , растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить  и дня одного “ , -писал В.Астафьев.
Сегодня мы должны четко осознавать: чтобы  выжить и сохранить Землю для последующих поколений ,необходимо решать все обостряющиеся экологические проблемы не только на глобальном уровне, но и на локальном (местном) .
Бережное отношения к природе на каждой небольшой территории обеспечит ее сохранение на всей планете .
Рассмотрим влияние человека на природу нашего края в результате его хозяйственной деятельности и  экологическую обстановку в ХМАО.
3. Изучение нового материала.
Эпиграф (записан на доске):
У человека вполне достаточно
объективных причин ,чтобы
стремиться к сохранению дикой
природы. Но в конечном счете
природу может спасти только
его любовь.
Ж. Дорст .

Изучение темы начинается с беседы с учащимися о влиянии человека на природу и об экологической  обстановке в ХМАО с использованием материала видеофильма.
 Вопросы беседы :
1.На конкретных примерах покажите , что природные ресурсы в округе используются нерационально.
2. Как это сказывается на экологической обстановке?
3. Каким образом населенные пункты влияют на состояние вод?
4. В чем причина загрязнения атмосферного воздуха в различных районах округа?
Таким образом, хозяйственная деятельность человека наносит огромный ущерб северной природе, отличающейся повышенной уязвимостью и крайне медленными восстановительными процессами.
По Ватьегану плывет
Нефть, нефть, нефть.
Лодку, сети и весло
Пропитала нефть.
Щуку вспорешь-
Нож в нефти.
За водой для чайника
Некуда идти.
Ноги у олений
Пропитались нефтью-
От соседей прибежали,
С бедственною вестью.
Даже у вороны
Брюхо пожирнело.
Облако на небе
Тоже почернело.
Ю.К. Айваседа. Облака в нефти.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о неблагоприятной экологической обстановке в ХМАО  нерациональном использование природных ресурсов.

Экологические проблемы округа: воздействие тяжелой нефтегазодобывающей техники на земли и слой многолетней мерзлоты; нефтяное загрязнение почв и вод в местах обитания дикой фауны и флоры: конфликт между традиционным хозяйством и новым освоением. Пути решения проблем: совершенствование технологии нефтедобычи и эксплуатации северных территорий; установление зон органического использования тяжелой техники.

Выяснив, что часть природных ресурсов округа используется нерационально, учитель задаёт классе проблемные вопросы:
1. Что такое рациональное использование природных ресурсов?
2. Почему необходимо и важно их рациональное использование?
3. Назовите основные пути решения данной проблемы.

Выслушав ответы учащихся, учитель обобщает, что рациональное использование природных ресурсов означает: максимально полное извлечение из природного ресурса всех полезных продуктов, нанесение наименьшего вреда состоянию окружающей среды, необходимой для жизни и поддержания здоровья населения.

Затем в беседе с учащимися учитель выделяет основные пути рационального природопользования:
1. Более полное извлечение природных ресурсов и комплексное их использование.
2. Более широкое применение ресурсосберегающих видов техники и технологий.
3. Экономное расходование электроэнергии.
4. Использование вторичных ресурсов.
5. Экономия и бережливость как на производстве, так и в быту.
6. Освоение новых видов природных ресурсов, в том числе более широкое использование неисчерпаемых ресурсов.
Далее  учитель отмечает, что кроме рационального использования природных ресурсов необходимо охранять природу.
Охрана природы – это целый комплекс экономических, научных, административно-правовых мер, направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах общества. Охрана природы – важнейшая государственная задача и дело всего народа.
Выступление учащихся с заданиями опережающего характера.
4. Систематизация полученных знаний.
Учитель отмечает, что школьники могут внести большой вклад в дело охраны природы: участие в озеленении территории, работа школьных лесничеств, организация «птичьих столовых» и т.д. Самое главное – это соблюдение всеми правил поведения в природе.

Есть божий храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время чуток
Он нам открыт в жар и стынь…
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
С.Смирнов

Прочтите эти заповеди. Объясните, почему необходимо соблюдать каждую из них. Дополните их.
а) Леса дают нам свежий воздух, тень, продукты растительного и животного происхождения, помогают накоплению влаги, противостоят разрушению почвы. Сохраните их так, чтобы они могли радовать нас, ваших детей и внуков наших внуков.
б) Леса дают древесину. Но Внимание! Используйте лес для своих нужд, не изводя его на нет. Необходимо свято охранять «зеленое равновесие»  - новые посадки должны полностью восполнить срубленные деревья.
В) Леса являются местом отдыха горожан, они несут нам радость и вдохновение. Поэтому не вламывайтесь в них на автомобилях и мотоциклах, приходите туда пешком и с любовью.
г) Леса несут успокоение нашей нервной системе, нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Остановитесь у ствола высокого и раскидистого дерева, и вы услышите таинственную музыку шелестящей листвы.
д) Старые деревья, полувысохшие , готовые упасть, не должны раздражать вас – отнеситесь в почве к ним как к выполнившим свой долго солдатом. И пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес!
е) Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы, которые обитают в почве и опавшей листве. От них в немалой степени зависит здоровье леса.

ж)Если вы видите новое, неизвестное вам растение, то старайтесь узнать его название. Попытайтесь определить поющих птиц по голосу.

З)Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, что родило их - деревья, кустарники, грибницы.

и)Если вам повстречался зверек в лесу, не пугайте его, отнеситесь к нему как старший брат. Только жестокий и бездушный человек разорит птичье гнездо или норку зверька.

к) Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищенье его красотой. И ничего больше. И не оставляйте там ничего, кроме следов ваших ног на лесных тропинках.

Учитель:

-Прокомментируйте это стихотворение.

Молись,

Быть может, слова твои будут услышаны,

И Хранитель Тайги взрастит леса,

Порубленные на лежневки…

Молись,

Быть может, слова твои будут услышаны,

И хозяйка Агана

Восстановит не только свои замазученные воды,

Но и берега,

И народы,

Жившие не ее берегах…

Ю.К.Айваседа. На святом бору.

5. Оценивание.

6. Домашнее задание.

1. На контурную карту нанести охраняемые природные территории Югры.

2. Усто подготовить вопрос о проблемах рационального использования природных ресурсов, охраны природы и о путях их решения.