Рабочая программа по ИКМ, 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Бикмаева Ольга Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения учителей истории

Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А.

       Утверждена  директором      

МБОУ      «Инсарская      средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «31» августа 2015 г.                                                                « 01» сентября 2015 г.

Рабочая программа

учебного предмета «История и культура мордовского края»

для 6 класса

 
 

Составитель: Бикмаева О.В.,

учитель истории и обществознания


 
 Инсар 2015

Пояснительная записка

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный(национально-региональный) компонент.

Учебная программа разработана в соответствии:

С законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, Примерной программы курса «история и культура мордовского края»: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с, Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010г №889

Программа соответствует БУП, ориентирована на учащихся 6 класса.

Структура рабочей учебной программа по истории и культуре мордовского края  для 6 класса  содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном  плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
  • содержание учебного  предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
  • тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 6  класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • планируемые результаты освоения учебного предмета;

список источников.

Цели изучения  курса «История и культура мордовского края»

—    вписать местные события в историко-культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;

—    придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;

—    содействовать самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

—    развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;

—    воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного  наследия,  к активному обсуждению  и посильному решению стоящих перед нашей республикой сложных проблем.

Основные задачи курса:

- заинтерисовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.

- способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самопознание, исторический оптимизм, воспитывать учащихся в духе веротерпимости и уважения к истории родного края и России в целом.

Курс история и культура мордовского края в 6 классе формирует представления о главных особенностях истории мордовского края, уделяя большое внимание семейному аспекту. Это способствует развитию патриотичной личности в ребенке, развитию любви к своей семье и ближайшему окружению.

Принципы и критерии отбора содержания материала в курсе истории и культуры мордовского края:

  • принцип взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории, синхронизации событий локального и регионального прошлого с фактами общероссийской и мировой истории;
  • принцип интерактивности, предполагающий, во-первых – включение сведений из археологии, этнографии, географии, экономики, искусствознания, литературы региона, во-вторых, интеграцию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • принцип поликультурной толерантности, национально-региональная история и культура не сводятся к истории и культуре титульной (мордовской) нации, а есть история и культура территориального, полиэтнического сообщества, составляющих его этносов, их взаимодействия между собой, природой, другими народами;
  • антропологический принцип, позволяющий придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
  • принцип практической направленности курса, деятельностного подхода в его освоении, направленный на воспитание у учащихся стремления к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному участию в решении стоящих перед нашей республикой сложных задач;
  • принцип личностно ориентированного, развивающего обучения.

Общая характеристика учебного предмета

история и культура мордовского края 6 класса.

      В новой структуре исторического и обществоведческого образования предусмотрены дисциплины, отвечающие потребностям регионов, интересам учащихся. К их числу относится предмет «История и культура мордовского края», рассчитанный на учащихся основной школы, исходя из 0,5 часа в неделю в течение пятилетнего срока обучения (5—9 классы). Его преподавание должно вестись параллельно, сопряжено с историей Отечества (раздельным или интегрированным курсом), начиная с 6 класса. В 6 классе изучение продолжается на основе курса родиноведения 5 класса, призванного создать у учащихся положительную установку на изучение истории своей малой родины, оценить значимость ее прошлого и настоящего. Распределение материала по классам в дальнейшем может уточняться, так как структура исторического образования находится в стадии реформирования и является подвижной.

Предмет содержит обусловленный реальными рамками учебного времени минимум знаний об истории и культуре народов мордовского края, его выдающихся людях и простых тружениках, без чего невозможно сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, развертывающемся в едином историческом пространстве, о мировом диалоге культур, в котором может звучать не только голос каждого народа, но и каждого отдельного человека.

     При составлении программы учитывались современные требования к школьному историческому образованию.  Среди факторов, оказавших влияние на развитие истории и культуры мордовского края, особая роль отводится геополитическим, демографическим, личностно-психологическим, религиозным и другим.

      Преподавание предмета имеет ряд особенностей. Оно требует максимального развития самодеятельности, активности учащихся. Продуктивной является идея деятельностного освоения изучаемого материала — включение учащихся в поисково-экспедиционную работу, охрану природы, изготовление учебно-наглядных пособий, создание самодеятельных студий, мастерских (по вышиванию, резьбе по дереву и т. д.) и даже кооперативов. Особое место должны занимать уроки-экскурсии, работа учащихся в архивах, музеях, где они имеют возможность соприкасаться с историческими памятниками, первоисточниками, подлинными документами. Желательно иметь в каждой школе свой краеведческий музей (уголок), написанную историю школы, села.

Изучение истории и культуры мордовского края создает большие возможности для развития художественных, технических и других видов творчества подростков, приобщения их к поисковой, проектной деятельности, будет способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути человечества на территории региона, адаптации их к реалиям сегодняшней жизни, подготовке к активной деятельности.

Место истории и культуры мордовского края

в базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет история и культура мордовского края входит в образовательную программу и предназначен для преподавания учащимся с 5 по 9 классы. На прохождение программы «История и культура мордовского края» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  0,5 часа в неделю. В соответствии с рекомендациями МРИО, учебном планом МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» на 2015-2016 учебный год ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 6 классов.

На изучение учебного курса «История и культура мордовского края» в 6-х классов отводится 1 час в неделю в течении первого полугодия.

Курс рассчитан на 16 часов (16 учебные недели):

Количество часов в 1-ой четверти – 9

Количество часов во 2-ой четверти - 7

В  «История и культура мордовского края» содержится обусловленный реальными рамками учебного времени минимум знаний об истории и культуре народов мордовского края, его выдающихся людях и простых тружениках, без чего невозможно сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, развертывающемся в едином историческом пространстве, о мировом диалоге культур, в котором может звучать не только голос каждого народа, но и каждого отдельного человека.

Межпредметные и межкурсовые связи:

при работе широко используются:

По истории России темы: «Быт и нравы Древней Руси», «Культура Древней Руси», «Русь и Золотая Орда», «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»

По географии тема «Масштаб»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета  история и культура мордовского края  в 6 классе.

В связи с переходом на ФГОС преподавание истории и культуры мордовского края предполагается строить на основе компетентного, системно-деятельностного, личночтно-ориентированного подхода. Образовательный процесс по истории и культуре мордовского края предполагается направить на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностным результатом обучения истории и культуры мордовского края в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения предмета:

  • продолжение формирования ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:

– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 – осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

– осознание целостности природы, населения и хозяйства населения Мордовии;

– представление о Мордовии как субъекте целостного государства – Российской Федерации;

– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

–осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • продолжение формирования гармонично развитых социальных чувств и качеств:

– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Метапредметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 6 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

– Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

– Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

– Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

– Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

– Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).

– Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

– Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

– В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

– Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

– Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:

1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

2.  умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  • Познавательные УУД:

– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

– Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

– Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

– Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

– Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

– Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

  • Коммуникативные УУД:

– Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

– В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

– Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

– Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса «История и культура мордовского края» в 6 классе являются следующие умения:

– осознание роли истории родного края впознании окружающего мира;

– объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального развития;

– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории и ееисторическогопрошлого;

– определять причины и следствия проблем исторического развития на национальном уровне;

– приводить примеры важных исторических дат и событий на территории мордовского края;

– пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая литература, интернет-источники;

– понимание смысла собственной действительности;

– формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины;

Оценка достижений обучения

Оценку достижений обучения планируется осуществлять по традиционной 5-бальной системе. В качестве ведущих форм контроля будут использоваться:

  1. Устный контроль: фронтальный опрос, направленный на диагностику теоритических знаний
  2. Письменный контроль: тестирование, самостоятельная работа, творческая работа

Содержание предмета:

Древнее население на территории Мордовии– 3 ч.  Эра мамонтов и первобытные люди. Древнейшие скотоводы и земледельцы. Предки мордвы.

Мордва в I  - начале II тыс. н. э. – 3 ч. Древняя мордва. Население мордовского края во 2-ой половине I тыс. н. э. Мордовский край в XI – начале  XIII в.

Культура мордвы I  - начала II тыс. н. э – 2 ч. Вещественный мир мордвы. Верования и обряды мордвы

Мордовский край в XIII – XV вв. – 3 ч. Мордовский край и Золотая Орда. Хозяйство мордвы в XIII – XV вв. Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства.

Мордовский край в XVI в. – 3 ч. Вхождение мордовских земель в Российское государство. Население мордовского края XVI в. Хозяйство мордовского края XVI в.

Культура мордвы XIII – XVIвв – 3 ч. Искусство рукоделия. Вещи которые нас окружают. Человеческая жизнь от рождения к смерти

Разделы программы

Количество часов

из них количество часов

контрольные и проверочные работы

Тема 1. Древнее население на территории Мордовии

3

-

Эра мамонтов и первобытные люди

1

Древнейшие скотоводы и земледельцы

1

Предки мордвы

1

Тема 2. Мордва в I  - начале II тыс. н. э.

3

-

Древняя мордва

1

Население мордовского края во 2-ой половине I тыс. н. э.

1

Формирование феодального строя у мордвы

1

Культура мордвы I  - начала II тыс. н. э

2

-

Вещественный мир мордвы

1

Верования и обряды мордвы

1

Мордовский край в XIII – XV вв.

3

-

Мордовский край и Золотая Орда

1

Хозяйство мордвы в XIII – XV вв.

1

Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства

1

Мордовский край в XVI в.

3

-

Вхождение мордовских земель в Российское государство

1

Население мордовского края XVI в.

1

Хозяйство мордовского края XVI в.

1

Культура мордвы XIII – XVIвв

2

1

Искусство рукоделия. Вещи которые нас окружают

1

Человеческая жизнь от рождения к смерти

1

Итого

16

1


Календарно-тематическое планирование курса

№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Основное содержание урока

Домашнее задание

Тема 1. Древнее население на территории Мордовии ( 3 часа)

1

Эра мамонтов и первобытные люди

Ознакомление; работа с книгой; работа с таблиуами

Древнейшие следы пребывания человека в Среднем Поволжье. Эры Земли. Первые стоянки людей на территории Мордовии. Эпоха неолита в мордовском крае.

Глава 1, § , ответить на вопросы

2

Древнейшие скотоводы и земледельцы

Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы

Племена эпохи энеолита. Пришлое население территории мордвы эпохи бронзы. Фатьяновская культура. Племена срубной культуры.

Глава 1, § 2, ответить на вопросы. Подготовить сообщение: «Предки мордвы»

3

Предки мордвы

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск

Городецкие племена и места их проживания. Занятия предков мордвы. Андреевский курган.Сообщение: «Предки мордвы»

Глава 1, § 3, ответить на вопросы

Тема 2. Мордва в I –начале  II тыс. н.э.

4

Древняя мордва

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск

Когда появилась мордва. Расселение древней мордвы. Занятия древней мордвы. Древнемордовское общество.

Глава 2, § 4, ответить на вопросы

5

Население мордовского края во 2-ой половине I тыс. н. э.

Повторение; ознакомление; работа с книгой;

Мокша и эрзя. Шокша. Мордва и ее соседи. Сельскохозяйственные занятия и лесные промыслы. Домашние промыслы.

Глава 2, § 5. ответить на вопросы

6

Формирование феодального строя у мордвы

Повторение; ознакомление; работа с книгой;

Формирование феодального строя у мордвы. Мордва и Древняя Русь. Пуреш  и Пургас.

Глава 2, § 6, ответить на вопросы

Тема 3. Культура мордвы в I –начале  II тыс. н.э.

7

Вещественный мир мордвы

Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы; поиск

Поселения и жилище. Одежда и украшения. Оружие и конское снаряжение.

Глава 3, § 7, ответить на вопросы. Подготовить сообщение: «Верования мордвы»

8

Верования и обряды мордвы

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск

Работа с ИКТ

О земном и небесном устроении. Солнце и огонь. Вода и водяные боги. Лес и растительность.Сообщение: «Верования мордвы»

Глава 3, § 8, ответить на вопросы

Тема 4. Мордовский край в XII-XVI

9

Мордовский край и Золотая Орда

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск

Завоевание мордовского края монголо-татарами. Восстание народов Поволжья в 1239 г. Положение мордвы в составе Золотой Орды. Улусные центры в мордовском крае.  

Глава 4, § 9, ответить на вопросы

10

Хозяйство мордвы в XIII – XV вв.

Повторение; ознакомление; работа с книгой;

Сельское хозяйство. Охота, рыболовство и бортничество. Ремесло и торговля.

Глава 4, § 10, ответить на вопросы

11

Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск; решение проблемы

Раздробленность Золотой Орды и ее последствия. Мордва и Нижегородское княжество. Мордва и Рязанское княжество.

Глава 4, § 11, ответить на вопросы

Тема 5. Мордовский край в XVI в

12

Вхождение мордовских земель в Российское государство

Повторение; ознакомление; работа с книгой

Россия и Казанское ханство в начале XVI века. Участие мордовского народа в походах Ивана IV на Казань. «Свияжская клятва».

Глава 5, § 12, ответить на вопросы

13

Население мордовского края XVI в.

Повторение; ознакомление; работа с книгой;

Управление мордовским краем. Край на степной границе. Состав населения мордовского края. Развитие феодальных отношений.

Глава 5, § 13, ответить на вопросы. Подготовить презентацию: «Ремесло мордвы»

14

Хозяйство мордовского края XVI в.

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск

Работа с ИКТ

Земледелие. Животноводство. Ремесло. Презентация: «Ремесло мордвы». Торговые связи.

Глава 5, § 14, ответить на вопросы

Тема 6. Культура мордвы XIII-XVI вв

15

Искусство рукоделия. Вещи которые нас окружают

Повторение; ознакомление; работа с книгой; поиск

Работа с ИКТ (презентация)

Ювелирное дело. Вышивка- дело тонкое. Деревянная резь. Хлеб да соль. «Железный забор».

Глава 6, § 15, 16, ответить на вопросы. Подготовиться к контрольной работе

16

Человеческая жизнь от рождения к смерти

Повторение; ознакомление; работа с книгой; решение проблемы

Мой род – моя крепость. Рождение и имя. Взросление. Свадьба. Индивидуальное сообщение: «Свадебные обряды мордвы По ту сторону жизни.

Глава 6, § 17, ответить на вопросы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения

образовательного процесса.

  1. Методичечские разработки История и культура мордовского края 5–9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Саранск, Мордовское книжное издание, 1996 г.
  2. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края с древнейших времен до XVII в. / Н.П.Арсентьев, Саранск, 2009г
  3. Комплекты  географических карт Республики Мордовия
  4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью
  5. Интерактивный комплекс

Планируемые результаты обучения.

1. Называть, показывать: предмет, объект изучения истории и культуры мордовского края; особенности положения мордовского края; основные даты в истории мордовского края; выдающихся уроженцев Мордовии; государственную символику РМ.

2. Определять, измерять: отсчет времени.

3. Описывать, характеризовать: устройство быта народов мордовского края; историю образования школ на территории Мордовии; образование городских и сельских поселений; государственную символику РМ; достопримечательности республики и города; духовный мир народов Мордовии.

4. Объяснять: происхождение своего рода, своей семьи; устройство быта народа в связи с обычаями и традициями; необходимость изучения истории и культуры мордовского края

        

Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
  7. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
  9. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
  10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
  11. Авторская программа по истории и культуры мордовского края: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...