"Золотая соломка"
план-конспект

Тишкова Александра Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД "Золотая соломка"47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по кубановедению

 «ЗОЛОТАЯ СОЛОМКА»

Тишкова А.Н.,

старший воспитатель

МБДОУ детский сад №40.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, через ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.

Задачи:

  • побуждать интерес к труду народных мастеров;
  • познакомить с соломкой, ее свойствами;
  • вызвать у детей положительный эмоциональный отклик  от соприкосновения с прекрасным.
  • обогатить детский словарный запас народных терминов
  • воспитывать любовь, бережное и уважительное отношение к животным.

Активизация словаря: ремесло, соломоплетение, оберег, хрупкая, эластичная.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактические и подвижные  игры);

Практические (экспериментирование с соломкой).

Материалы и инструменты: изделия из соломки; мультимедийное оборудование; соломка, веревка, ножницы (для изготовления коня).

Предварительная работа: заучивание стихов о соломке.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в зале.

(На отдельном столе различные образцы плетения из соломки: куклы, лошадка, цветы, новогодние игрушки, обереги). (Воспитатель предлагает детям подойти к столу подержать изделия в руках и рассмотреть их поближе).

- Вам нравится то, что вы видите на этом столе?

- Вы хотите узнать, как называются эти предметы?

- Для чего они предназначены?

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со старинным ремеслом соломоплетением - плетением из соломки (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов с изображениями предметов изготовленных из соломы).

Созревали в поле колосья, покрылись бронзовым загаром. Пришло время их убирать. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.

В повседневной жизни казака солома находила самое различное применение. Поедет он по дрова или в город – положит под бок ворох соломы, а замочит валенки – обязательно набьет их соломой, чтобы не сели и не потеряли формы. Домашним животным постелить, хлев утеплить, крышу покрыть – опять нужна солома.

Из соломы изготавливались бочки для зерна, коврики для хозяйственных нужд, сумки,  головные уборы, обувь, шкатулки, маски, украшения, игрушки, обереги (обратить внимание детей на значение этого слова) и цветы.

Дидактическая игра  «Разрезные картинки»

Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки и отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Подвижная игра «Укрась елочку»

Задача. Учить по сигналу переносить предметы по одному, развивать точность, быстроту, ловкость.

Материал. Соломенные новогодние игрушки, 2 елочки, 2 корзинки.

Игровые правила. Поочередное переносить только по одной игрушке.

Ход игры. Игроки делятся на 2 команды. По сигналу взрослого играющие берут по одно игрушке и украшают елочку, а затем снимают украшения. Выигрывает та команда, которая первой справится с заданием.

Дидактическая игра «Найди лишнее»

(с использованием мультимейдийного оборудования)

Дидактическая задача. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь- доказательство.

Материал. Три-четыре изображения  изделий одного ремесла и одно — любого другого.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры. Выставляются три-четыре изображения предметов. Следует найти лишнее изображение и объяснить почему.

Воспитатель: Верный друг казака - конь. Во время войны казак воевал на лошади, а в мирное время пахал на нем, возил дрова, сено, т. е. выполнял разную работу. А для того, чтобы не терять сноровку, казаки выполняли различные упражнения на конях. Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненного с поля боя, помогал спастись от врага. Часто казаки устраивали конные состязания. Казаки очень уважительно относились к лошадям, заботились о них: сытно кормили, чистили их. С лошадьми у казаков связано много народным примет: «читалось, что конская подкова приносит счастье, ее вешали над входной дверью избы, и верили, что в доме будет удача и счастье, что подкова от тех бед оградит. Казаки придумали много пословиц и песен о коне (звучит фонограмма казачьих песен о конях).

- Сейчас я на ваших глазах снопик соломки превращу в коня (воспитатель изготавливает коня). По ходу изготовления игрушки воспитатель обращает внимание детей на то, что сухая соломка очень хрупкая, поэтому для того чтобы она стала гибкой ее замачивают в горячей воде. Дети экспериментируют с соломкой.

Дети читают стихи

Вырастут в поле и рожь, и пшеница

Их обмолотят - соломка родиться,

Руки коснутся ее золотые,

И появляются, словно живые,

Смелый наездник и конь златогривый,

Парень веселый с гармошкой, жар-птица

И с золотой короной девица.

Вот ведь, какая она не простая

Эта соломка, совсем как живая.

В руки возьмет лишь ее мастерица-

Сразу она в чудеса превратится.

В чистом поле сноп лежал,

Высох весь от скуки.

Но однажды он попал

В золотые руки.

Был соломенный пучок-

Стал соломенный бычок!

Наш бычок качается

На лучинках - ножках

И бодать пытается

Солнышко в окошке.

Рефлексия.

Воспитатель: Что нового, необычного вы узнали?

Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?

О каком ремесле мы сегодня говорили?

Поощрить каждого ребёнка за конкретный результат.

Воспитатель дарит детям изготовленного коня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приемы работы с соломкой"

В данной презентации обясняются приемы работы с соломкой.Наглядно показано какая часть растения идет на заготовку ,какие растения подходят для данного рода рукоделия и даются другие полезные советы дл...

Творческий проект "Изготовление картин из соломки"

Меня заинтересовало изготовление картин из соломки злаковых растений.У меня возникло желание изготовить картины из соломки и познакомить детей с данной технологией.  Из обыкновенной со...

технология аппликация соломкой

Аппликация – прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на соответствующий фон. Аппликации бывают плоскостными и объемными. Объемная аппликация – многократное нало...

Разработка занятия по теме: «Оформление изделия декоративным орнаментом» в технике «аппликация из соломки»

Разработка практического занятия в студии «декоративная обработка материала», в технике инкрустации из соломки,  для детей с ограниченными возможностями.   ...

Творческий проект "Использование природного материала - соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки". презентация

В данной презентации показано как выполнить творческий проект используя природный материал - соломку. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декор...

Мастер-класс "Золотая соломка"

Мастер-класс по обучению основам аппликации из соломки....

Урок технологии по теме "Золотая соломка"

Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал обучающихся. Научить подготавливать соломенные ленты к работе, разными способами, выполнять аппликацию...