Урок технологии по теме "Золотая соломка"
план-конспект по технологии на тему

Троцкая Наталья Петровна

Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал обучающихся. Научить подготавливать соломенные ленты к работе, разными способами, выполнять аппликацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_solomka_urok.docx26.23 КБ
Office presentation icon pril.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии по теме "Золотая соломка"

Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал обучающихся. Научить подготавливать соломенные ленты к работе, разными способами, выполнять аппликацию.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

        1. Проверка готовности к уроку .

2. Рапорт дежурного.

–  Какое сегодня число, месяц, год

Дежурный называет отсутствующих в классе.

Актуализация знаний.   Введение в тему. Повторение ранее изученного материала.

(Слайд 2–3).

Отгадайте загадки: 

Весной - травкой шелковистой,

Летом - нивой золотистой,

Ну, а зимнею порою -

Аппликацией - игрою.

Сухая очень ломка,

Зовут ее …

(Соломка)

2. В поле тычинка - 
Золотая вершинка.

3. Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.

4. Стоит Федосья -
Растрепаны волосья.

2. Что можно сделать из этих растений?

3. Из каково растения, сделаны эти картины? (Показ готовых картин и иллюстраций)

4. Давайте вспомним главные правила, которые мы должны соблюдать при работе с ножницами и утюгом?

Отгадывают загадки:

(рожь)

(овес)

(сноп)

Отвечают на поставленные вопросы?

- Перечисляют травы, цветы.

- Поставить в вазу, засушить, сделать картину.

Сообщение темы и цели урока.

Слайд

Золотая соломка”

Записывают число, тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Сообщение теоретических сведений.

  1. Рассказ учителя, демонстрация слайдов.

В последние годы уделяется большое внимание изучению различных видов народного декоративно – прикладного искусства. Особый интерес представляют  те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов – лозы, бересты и соломки..

  Солома - замечательный  материал для  работы. Как у всех  земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском деле материалом -  соломой крыли крыши домов, хлебов, амбаров. Ею кормили скот. Из соломы делали изображения языческих богов

В декоративно-прикладном искусстве  многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой  хранящиеся в музеях, относятся к 18 - началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект  декора. Так возникла аппликация соломкой.

В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур –  является одним из  любимых  и доступных   материалов, используемых многими народами мира. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики.  В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инкрустация по дереву была известна еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в 18 веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

Плетеные из соломки – куклы, животные, птицы были игрушками для детей, а так же использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. 

А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

 14 октября на Покров, когда наступало время свадеб и рукодельных вечеров, изготавливалась из соломы кукла «Десятиручка». предназначенная для помощи девушкам, готовящим приданое, или  молодым женщинам в их рукоделье: вязании, шитье, вышивании, ткачестве, чтобы они всё успевали, и всё у них ладилось, а в доме всегда был порядок и достаток. 

 В её изготовлении непременно использовались нитки обережного красного цвета, а на подол  обязательно привязывались 9 красных ниточек или ленточек-бантов.  

После изготовления кукла традиционно сжигалась, чтобы скорее материализовалась её помощь, но её могли также оставить в доме и поставить на видное место в том помещении, в котором девушка обычно работала.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и обряды, крестины и свадьбы.

 Пословицы и поговорки всегда "живут" вместе с нами. Сейчас мы услышим, какие пословицы сложил народ о соломе.

Частушка - часть народного фольклора, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. Давайте послушаем частушки про солому.

Языческие обряды давно забыты, а вот древнее соломенное ремесло возрождается как вид народного декоративно-прикладного искусства. Чего только не делают люди из соломы шляпы, корзины, сумки, коврики, мебель, картины, панно. Приемам изготовления, выверенным многими поколениями мастеров, может научиться каждый, если есть желание, любовь к делу и терпение.

Слушают записывают в тетради

Слайд 12

Слайд 13

Заготовка соломы

Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.

Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета – позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

При подготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал и правильно его высушить. Качество работы зависит от добротности материала.

Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Однако нельзя утверждать, что только такого сбора солома пригодна для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего качества, здесь много нюансов природного характера, когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков.

Слайд 14

Способы подготовки соломенных полос

1. При холодном способе соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем раздвинуть края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск и яркость, чем при горячей обработке.

2. Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезать, как при холодном способе, вдоль, но разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.

С помощью аппликации из соломы можно создавать шкатулки и картины-панно.

По форме аппликация может быть объемной или плоской, по цвету — одноцветная и многоцветная, техника зависит от выбранного материала.

Основа для такой аппликации должна быть плотной (фанера, древесина, картон, пластмасса).

Для выполнения картин-панно необходима соломка разных тонов, несмотря на богатство природных тонов, требуется чисто белая соломка, ярко-желтая, коричневая и т.д.

Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, а в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л. кипятка.

Чтобы получить соломки ярко-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения надо добавить на 1 л. воды, примерно 1 ч. л. питьевой соды.

Коричневые тона разного насыщения можно получить проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков или подтонировать горячим утюгом уже готовые детали в нужных местах по рисунку.

Можно получить соломку серебристо-белого цвета, отбелив ее каким-нибудь отбеливателем — например, слабым раствором перекиси водорода или питьевой соды (2—5 процентов). Развязанный снопик опустите в плоскую ванночку с раствором. Отбеливание длится в перекиси водорода до двух часов, в растворе питьевой соды — до четырех часов. Затем соломка промывается в чистой воде.

Проведение практической работы

Слад 15

Ознакомление с объектом работы.

Изготовле-

ние аппликации

слайд16

слайд17

слайд18

слайд19

слайд20

1. Разглаженные полоски соломки наклеить клеем ПВА на листки бумаги (кальку) плотно друг к другу, подбирая их по цветовой гамме, чтобы не было просветов.

2. Сразу эти листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс, между книгами.

Процесс выполнения аппликации из соломки делится на следующие этапы:

1. Выбор эскиза.

2. Приготовление по эскизу шаблонов из картона.

3. Обведение на листках с наклеенной соломкой (с изнаночной стороны) пронумерованных деталей по шаблону с учетом направления полос соломки, предусмотренных эскизом.

4. Вырезание производят по изнаночной стороне, т.к. на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.

5 Вырезанные детали наклеиваются на основу.

наклеивают

Итог урока

1. Проверка готовой работы.

2. Оценка проделанной работы.

3. Уборка рабочих мест и помещения.

4. Анализ работы учащихся

  




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотая соломка Троцкая Наталия Петровна учителя технологии МКОУ «СОШ №1ст. Кардоникской» 2015 г

Слайд 2

1 Весной - травкой шелковистой, Летом - нивой золотистой, Ну, а зимнею порою - Аппликацией – игрою Сухая очень ломка, Зовут ее … (соломка) 2. В поле тычинка - Золотая вершинка. (Рожь) 3. Как во поле на кургане Стоит курица с серьгами. (Овес) 4. Стоит Федосья - Растрепаны волосья. (Сноп) Отгадайте загадки:

Слайд 3

Посмотрите картины и назовите из какого материала они сделаны?

Слайд 5

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18- началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии. История возникновения аппликации из соломки. Чернильница

Слайд 6

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Интарсия – вид работ по дереву, своего рода инкрустация, то есть врезка в основной массив древесины вставок из другого материала, в данном случае дерева других пород.

Слайд 7

Варадзи – японские плетеные сандалии из рисовой соломы. В прошлом были обувью простолюдинов. Шкатулка деревянная декоративная инкрустация соломкой.

Слайд 8

инкрустация соломкой .

Слайд 9

Плетение из соломки

Слайд 11

Кукла «Десятиручка»

Слайд 12

Заготовка материала пшеница рис овес рожь пырей ячмень гречиха При подготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал. Собираем стебли, которые срезаем ножницами, аккуратно чтобы их не помять .

Слайд 13

1. Солому нарезать и хорошо просушить. Высушенная в тени солома имеет более светлые оттенки, чем высушенная на солнце. 2. На соломенном стебле вырезают узелки, соломины на 20-30 минут заваривают кипятком. 3. Затем соломку расщепляют ножницами, скальпелем, тупым концом иголки и разглаживают утюгом. Можно обойтись без утюга, соломины в слегка недосушенном состоянии гладят кольцом ножниц.

Слайд 14

СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ СОЛОМЕННЫХ ПОЛОС При холодном способе соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем раздвинуть края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск и яркость, чем при горячей обработке. 2. Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезать, как при холодном способе, вдоль, но разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.

Слайд 15

1. Разглаженные полоски соломки наклеить клеем ПВА на листки бумаги (кальку) плотно друг к другу, подбирая их по цветовой гамме, чтобы не было просветов. 2. Сразу эти листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс, между книгами.

Слайд 16

1.Выбор эскиза 2.Приготовление по эскизу шаблонов из картона.

Слайд 17

3. Обведение на листках с наклеенной соломкой (с изнаночной стороны) пронумерованных деталей по шаблону с учетом направления полос соломки, предусмотренных эскизом. 4. Вырезание производят по изнаночной стороне, т.к. на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.

Слайд 18

Составить из частей полное изображение задуманной композиции, приклеить на фон и высушить

Слайд 19

Мастерство тому даётся- кто весь делу отдаётся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...