Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Свистунова Лариса Владимировна

Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследии Древнего Египта. Дети этого возраста с удовольствием работают в команде. Команды соревнуются друг с другом, стараясь набрать как можно больше баллов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема:  Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге»

Класс: 5 класс

Выполнена

учителем истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК,

ГБОУ Лицей  № 389 «ЦЭО»

Кировского района Санкт-Петербурга

Свистуновой Ларисой Владимировной

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным стандартом в общеобразовательных учреждениях Петербурга образовательные программы в учебных учреждениях реализуются не только через урочную, но и внеурочную деятельность. Для меня как учителя истории и культуры Санкт-Петербурга это имеет большое значение. Так как только урочная деятельность не может  в полной мере помочь ребенку узнать и полюбить родной город.

Вот уже не первый год я активно использую в своей работе внеурочную деятельность. В первую очередь это образовательные пешие прогулки по Петербургу. В ходе этих прогулок учащиеся включаются в процесс социализации, который приводит к усвоению социальных норм, ценностей, способов поведения человека. Ребята через систему заданий и вопросов учатся самостоятельно находить ответы на вопросы, ставить новые. Таким образом, они познают город, учатся в нем ориентироваться.

 Непосредственное прикосновение культурному наследию Петербурга, не только дает знания, но и помогает решать некоторые жизненные вопросы: как работать в команде, прислушиваться к мнению других, находить оптимальные решения, определиться какую роль играет каждый из них  в социуме и его отношение в Петербургу и его проблемам.

Каждая пешая прогулка по Петербургу находится во взаимосвязи с образовательной программой Л.Н. Ермолаевой, которая реализуется на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. На уроке мы определяем тему и цель будущей прогулки. Прогулку совершаем по расписанию внеурочной деятельности.  Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Дети этого возраста с удовольствием работают в команде. Команды соревнуются друг с другом, стараясь набрать как можно больше баллов. Особую интригу вносит то обстоятельство, если формируется и команда родителей. После прогулки наиболее активные участники групп собираются после уроков в кабинете и вместе с учителей делают отчет-презентацию о результатах прогулки либо выполняют творческую работу дома вместе с родителями. На одном из уроков, посвященных повторению темы, ребята презентуют свою творческую работу.

Педагогические цели:

  • Организация прохождения маршрута от  станции метро Чернышевская к Египетскому дому и сфинксам М. Шемякина на наб. Робеспьера с целью изучения наследия Древнего Востока в Петербурге.
  • Организация работы в городском пространстве для рассматривания петербургских объектов с целью сравнения, выделения признаков и установления причинно-следственных связей.
  • Создание условий для сотрудничества в поиске и сборе информации в городском пространстве.
  • Создание ситуаций нравственно-этического оценивания экспонатов Петербурга.
  • Организация работы по прогнозированию, планированию и оценке своей деятельности

Ожидаемые результаты:

Личностные

  • Учащиеся осознают взаимосвязь наследия Древнего Востока и культуры Санкт-Петербурга, понимают культурную и историческую ценность Египетского дома и сфинксов М. Шемякина на наб. Робеспьера.
  • Учащиеся знают правила поведения в общественных местах и применяют их на практике.
  • Понимают,  что дает им знание карты города, чтобы в нем ориентироваться.

Метапредметные

  • Обучающие планируют и оценивают свою работу, выделяют и осознают, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; определяют и фотографируют объекты, необходимые им для будущей творческой работы, оценивают свою работу
  • Учащиеся умеют прокладывать маршрут по карте и ориентироваться в городском пространстве
  • Учащиеся умеют рассматривать экспонаты города и делать их  анализ с целью выделения признаков, сравнивать экспонаты города с уже знакомыми объектами.
  • Учащиеся умеют устанавливать причинно-следственных связи для построения логической цепи рассуждений.
  • Учащиеся умеют сотрудничать  в поиске и сборе информации; принимать совместное решение

Предметные

  • Учащиеся представляют заполненный лист прогулки  с ответами на вопросы и проложенный маршрут на карте, фотографии объектов.

Методы обучения: 

  • частично-поисковый (эвристический метод)

Педагогические технологии – информационные технологии

Средства обучения:

  • карта Санкт-Петербурга
  • маршрутные листы с заданиями
  • текст мифа «Око Ра»
  • фотография фасада храма в Дендере
  • планшеты, карандаши, листочки
  • фотоаппараты

Организационные формы обучения:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Фронтальная

План внеурочного занятия

«Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге»

Этап занятия

Деятельность учителя

Действия учащихся

I. Вводно-мотивационный

  • Встреча учащихся у метро
  • Напоминание правил поведения в метрополитене

  • Прослушивание правил поведения в метрополитене
  • Организация распределения по группам
  • Распределение по группам
  • Объяснение темы и цели маршрута
  • Прослушивание темы маршрута

II.Технологический

  • Раздача маршрутных листов
  • Чтение заданий в маршрутных листах
  • Организация работы в группах на объектах марщрута
  • Выполнение заданий маршрута прогулки
  • Наблюдение работы в группах
  • Работа в группе

III. Рефлексия

  • Организация подведения итогов
  • Запись своих открытий на листочках
  • Побуждение к выполнению отчета о прогулке
  • Обсуждение темы будущей презентации – отчета о прогулке

Таблица соответствия учебных заданий (УЗ) и УУД

№ п/п

Учебное задание

Формирование УУД

Вы вышли из метро. Сориентируйтесь на месте. Найдите на карте Египетский дом. Выберите путь, как вам дойти до него.

ПУУД (общеучебные): поиск, выбор наиболее эффективных способов прокладывания маршрута.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

ЛУУД (смыслообразование): умение находить ответ на вопрос: что дает мне знание карты города, чтобы в нем ориентироваться.

Рассмотрите внимательно Египетский дом. Опишите, что вы видите: какие элементы здания вам уже знакомы, какие видите впервые)  и каково ваше впечатление.

ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание культурно-исторического объекта города.

РУУД (оценка): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Рассмотрев дом, ответьте на вопросы:

  • Сколько подъездов у дома?
  • Статуи кого украшают вход в подъезды?
  • По каким признакам вы догадались кто это?

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города.

ПУУД(логические):  анализ с целью выделения признаков.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Что держат в руках фараоны?

Как вы думаете, что они символизируют:

  • Ключи от пирамиды
  • От вечной жизни
  • Ключи к богатству

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города.

ПУУД(логические): подведение под понятие .

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Посмотрите на фотографию фасад храма в Дендере и на фасад Египетского дома.

Сравните: что общего у этого египетского храма и дома на Захарьевской улице?

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города.

ПУУД(логические): выбор оснований и критериев для сравнения.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация).

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Колонны  дома– это каменные подобия систров – музыкальных инструментов, подобных трещоткам, звучание которых призвано возродить вселенную. 

    Рассмотрите колонны и капители, ответьте на вопрос: Чем украшены капители (верхняя часть колонны)?

Как вы думаете, чьи это лики на капителях:

  • небесной богини любви, повелительницы четырех сторон света
  • богиня, сотворившая мир, покровительница женщин и проводница в мир мертвых
  • богиня любви и деторождения, музыки и танцев, веселья и радости
  • все варианты

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города.

ПУУД(логические): подведение под понятие.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Прочитайте миф «Око Ра» и определите,  как звали эту богиню.

ПУУД (общеучебные): смысловое чтение; поиск, структурирование информации.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

В центре фасада расположена арка, через которую идет проход во внутренний двор. Зайдите во двор, осмотритесь: Что она вам напоминает?

  • Пропасть
  • Лужайку
  • Колодец

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города.

ПУУД(логические): подведение под понятие

Найдите на здании две монументальные фигуры. Опишите их (составьте синквейн)

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города.

ПУУД(логические): анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, обобщение.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Сделайте вывод: почему этот дом на Захарьевской улице называется Египетским?

ПУУД(логические): обобщение, построение логической цепи рассуждений.

РУУД (контроль, оценка): сличение способа действий и его результат; выделение и осознание того, что уже усвоено.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Сделайте фотографии тех элементов Египетского дома, которые понадобятся вам для презентации.

РУУД (планирование): определение объектов фотографирования с учетом конечного результата.

Вам надо пройти от Египетского дома до набережной Робеспьера. Проложите путь по карте, сориентируйтесь в какую сторону надо идти.

На этой набережной находится экспонат города-музея, напоминающий о цивилизации Древнего Египта. Вы вспомнили, как он называется? Запишите ответ.

А теперь давайте пройдем до набережной Робеспьера  и посмотрим, правильно ли вы записали название объекта.

ПУУД (общеучебные): поиск, выбор наиболее эффективных способов прокладывания маршрута.

ПУУД (действия постановки и решения проблемы): формулирование проблемы.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Сравните свою запись с тем объектом, к которому мы подошли?

РУУД (оценка): осознание качества и уровня усвоения

Рассмотрите  внимательно сфинксов. На чем остановилось ваше внимание?

Ответьте на вопросы:

  • Кто автор этих сфинксов?
  • Из какого они материала?
  • Чем эти сфинксы отличаются и что общего у них со сфинксами на Университетской набережной?

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города; поиск и структурирование информации.

ПУУД (Логические): выбор оснований и критериев для сравнения.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Прочитайте таблички под сфинксами. Ответьте на вопросы:

  • Что на них написано?
  • Кто авторы этих строк?
  • В память, о чем  и о ком установлены эти сфинксы?

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание и чтение экспоната города; поиск и структурирование информации.

ПУУД (Логические): установление причинно-следственных связей.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Как вы думаете, почему к кресту на парапете набережной прикреплен терновый венок?

ПУУД (Логические): установление причинно-следственных связнй; построение логической цепи рассуждений.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Встаньте между двумя сфинксами. Посмотрите направо. Что вы там видите?

Как вы думаете, что это:

  • завод
  • Тюрьма «Кресты»
  • супермаркет

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города.

ПУУД(логические): анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, обобщение.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Посмотрите налево. Что вы там видите?

Как вы думаете, кому этот памятник:

  • А. Барто
  • А. Ахматовой
  • З. Космодемьянской

ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города.

ПУУД(логические): анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, обобщение.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Сделайте вывод: почему сфинксы  установлены именно на этом месте в Петербурге, как связаны между собой эти три объекта (сфинксы, тюрьма, памятник Ахматовой)?

ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков, обобщение.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Сделайте фотографии тех объектов, которые понадобятся вам для презентации.

Сформулируйте тему вашей будущей презентации о прогулке.

Запишите вопросы, на которые вы не получили ответа во время прогулки.

РУУД (планирование): определение объектов фотографирования с учетом конечного результата.

ПУУД (действия постановки и решения проблем): формулирование проблемы.

РУУД (целеполагание): постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация)

Сделайте вывод: 

  • Какие открытия вы сделали сегодня во время прогулки?
  • Что для вас было особенно важным?

ПУУД (логические): обобщение.

РУУД (оценка): выделение и осознание того, что уже усвоено.

ЛУУД ( нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей.

Список литературы

  1.  Инструктивно-метод.письмо КО по внеур.д-ти, от 14.05.2014
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов [Электронный ресурс], 2008.  URL: http://www.zankov.ru/about/theory/article=1632/
  3.  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников [Электронный ресурс] / Центр теории воспитания ИТИП РАО // Челябинский Институт переподготовки и повышения квалификации работников образования [сайт]. URL: http://ipk74.ru/virtualcab/professional/vneurochnaya-deyatelnost/obnovlennyj-metodicheskij-konstruktor-vneurochnoj-deyatelnosti


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прогулка к Египетскому дому учащихся 5-х классов 28 ноября 2015 г.

Слайд 2

Что нового мы узнали ? 1. Дом находится на Захарьевской улице.

Слайд 3

2. Дом был построен архитектором М. Сонгайло . Что нового мы узнали ?

Слайд 4

Что нового мы узнали ? 3. Дом украшают лики богини Хатхор .

Слайд 5

Что нового мы узнали ? 4. Египетский дом украшают рельефы и скульптуры фараонов.

Слайд 6

5. На рельефах изображен лотос – главный символ Древнего Египта. Что нового мы узнали ?

Слайд 7

6. На фасаде внутреннего дворика рельефы с изображением египетских фараонов. Что нового мы узнали ?

Слайд 8

Мне очень понравилось выполнять задания и изучать Египетский дом. Царегородцева Вика, 5 «Б» класс Что особенно понравилось!

Слайд 9

Что особенно понравилось! Р ассматривать шемякинских сфинксов И проходить во внутренний дворик Египетского дома. Веселова Анна, 5 «Б» класс

Слайд 10

Загадка от Коленисковой Насти Что стоит около входа Египетского дома ? Статуи фараонов

Слайд 11

А потом мы пошли к сфинксам на наб . Робеспьера, по пути мы видели макет одного из первых кораблей России . Смирнова Вероника, 5 «А» класс

Слайд 12

Что мы узнали про самых молодых сфинксов в Петербурге! Автор этих сфинксов Шемякин Эти сфинксы сделаны из метала У них лицо на половину нормальное , а другая половина - скелет Такое лицо у них потому , что там напротив тюрьмыа «Кресты», где были политические заключенные. И это памятник жертвам политических репрессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Методическая разработка внеурочного занятия по информатике "Безопасный Интернет" для обучающихся 5 класса

Целью проведения занятия по информатике "Безопасный Интернет" является знакомство учащихся 5 классов с правилами безопасной работы в сети Интернет в занимательной форме. В ходе занятия у уча...

Внеурочное занятие по теме «Наследие древнего Востока в Петербурге»

В данной работе предложен сценарий обобщающего занятия по  краеведению  в интеграции с историей,  музыкой, изобразительным искусством. Этот урок проводится в виде театрализованной ...

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Наследие древнего Египта в Петербурге»

В данной работе предложен сценарий контрольно-обобщающего занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в интеграции с историей. Проводится в виде театрализованной   игры....

Методическая разработка внеурочного занятия на английском языке по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.»

Методическая разработка внеурочного занятия объединения «Школа гидов» по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.». Занятие было проведено в группе учащихся 5 класса....

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....