ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ (На примере поисковой группы "Каскад" МОУ Владыкинская СОШ")
опыты и эксперименты по краеведению (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Краткий доклад с презентацией на I Региональных эколого - краеведческих чтениях, проведённых 30.09.2016г. на базе МОУ "Владыкинская СОШ". В докладе обозначены особенности организации поисковой краеведческой работы, с кратким освещением достигнутых результатов в целях стимулирования педагогов и обучающихся в данному виду деятельности. В докладе указаны ссылки на получение дополнительной информации по организации туристско - краеведческой работе в среднеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.Н. Данилов.

Организация поисковой краеведческой работы

(На примере поисковой группы «Каскад» МОУ «Владыкинская СОШ»)

Немного о нас. [Слайд 1- заголовок].

Мы работаем в данном направлении с 2009 года. До 2009 года в школе функционировал туристско-краеведческий кружок и в программы походов входило изучение родного края, посещение исторических мест, мониторинг экологии реки Хопёр.

Так по материалам экологических мониторингов двое наших выпускников в Балашовском институте успешно защитили выпускные дипломные работы:

- «Экология Ртищевского района» - Данилова М.

- «Динамика пойменно-русловых комплексов реки Хопёр в пределах Ртищевского района» - Петрова (Шарифова) А.

В 2009 году была создана поисковая группа «Каскад» и началась более интенсивная работа по изучению и исследованию древней истории нашего края [Слайд 2].

«Визитная карточка» поисковой группы «Каскад»

Всего с 2009-2016 год в группе своеобразными «каскадами» отработали более 20 обучающихся.

Ежегодный оперативный состав группы – 4-8 человек.

Проведено двух суточных поисковых экспедиций – 21.

Главными практическими результатами работы поисковой группы «Каскад» за 7 лет является:

- открытие и исследование городецкого городища;

- открытие и исследование двух стоянок древнего человека;

- открытие более 80 курганов в 7 курганных группах;

- исследование и анализ найденных нами артефактов сарматских, городецких и других племён;

- создание подробной карты наших открытий и схем расположения находок.

Всё материалы мы передаём саратовским археологам.

Главными научно-исследовательскими результатами нашей поисковой группы «Каскад» является ряд творческих работ, из которых 9 были удостоены Дипломов I и II степени на областных конкурсах  по древней истории Саратовского края «Деревягинские чтения» и 11 работ были отмечены званиями Лауреатов всех степеней Всероссийских конкурсов «Первые шаги в науку» и «Юность. Наука. Культура.»

В настоящее время группа работает по исследованию открытых в 2015-2016 годах стоянкам древнего человека, с которыми Вы сегодня познакомитесь на практической части нашего семинара.

Если Вас это «зацепило», то…

…с чего начать?!

Вариант первый. Открыть в Вашей школе краеведческий кружок или ввести внеурочный курс по изучению древней истории родного края. В ходе работы отобрать заинтересованных ребят в поисковую группу, чтобы весной отправится в первую поисковую экспедицию.

С календарно – тематическим планированием по внеурочному курсу

«Экспедиционно-исследовательская деятельность по древней истории родного края» (курс ведётся у нас в 7 классе) вы можете познакомиться здесь. Если вам потребуется вся программа, то можете её скачать с моего сайта http://nsportal.ru/danilov-vladimir-nikolaevich. Эта рабочая программа была удостоена Диплома II степени на «Деревягинских чтениях 2015».

Вариант второй более простой, но эффективный. Показать детям несколько артефактов, рассказав о их происхождении и особенностях работы археологов. Поручить подготовить презентации на темы великих археологических открытий и у детей появится огромный стимул заняться поисковой краеведческой работой [Слайд 3].

Подготовительная работа.

  1. Участие детей в экспедициях (особенно в двух дневных) обязательно обсудите с их родителями и заручитесь их согласием. Но начните с однодневных выходов или выездов.
  2. Определите район или объект исследования.
  3. Проложите оптимальный маршрут и распределите обязанности.
  4. Проведите инструктажи по технике безопасности.
  5. Подготовьте необходимое снаряжение и в путь.

Более подробно с методикой проведения краеведческих экспедиций Вы можете познакомиться на моём сайте http://nsportal.ru/danilov-vladimir-nikolaevich.

География в организации поисковой работы.

     В нашей краеведческой работе тесно переплетаются (интегрируются) география, история, археология, биология и другие науки (вот посмотрите интересную находку из последней экспедиции). Естественно мы сегодня больше уделим внимания географической части.

Метод картографии ребята применяют:

Во - первых при определении района исследования [Слайд 4]. По рисунку рельефа крупномасштабной карты мы определяем наиболее перспективные места предполагаемых стоянок древнего человека. Это как правило мысообразные выступы террас речных долин (Так мы открыли Городецкое городище), моренные холмы вблизи водоёмов (например – «Кукшина горка»), удобные для обороны сочетания различных форм рельефа и наличия воды (так у родников мы нашли две последние стоянки);

Во - вторых при составлении маршрутных листов работы экспедиции (именно каскадовцы выяснили маршрут и показали саратовским археологам, как проехать 8 км по лесу до городецкого городища и до всех открытых нами в Гривском лесу стоянок и курганов);

В - третьих для выявления наиболее старых населённых пунктов. Мы определяем место нахождения исчезнувших сёл по условным знакам или сопоставлением старых географических карт с современными картами;

В - четвёртых при движении по поисковому маршруту с компасом по азимуту (так найдены в густых лесах почти все курганные группы);

Так – же картографический метод применяется при исследовании возможных «переходов» древних племён, при съёмке местности и составлении карт-схем расположения археологических памятников.

Метод визуального наблюдения используется детьми на протяжении всего времени поисковой работы. Результатами таких наблюдений являются такие объекты, как:

- неровности рельефа (курганы, западины от древних жилищ, рвы и другие);

- различный подъёмный материал (керамика, каменные орудия труда, ножевидные пластинки, сколы и другие артефакты);

- особенности топографического расположения объектов исследования -формы рельефа, размещение [Слайд 5] по отношению к солнцу или сторонам света (так мы обратили внимание, что насыпи в курганной группе №1 все однотипно небольшие и в отличие от других групп расположены с ориентацией С-Ю).

Методы географического и исторического моделирования каскадовцами применяется:

- при разработке исторических иллюстраций-реконструкций древних стоянок и маршрутов движения племен (4 работы);

- при определении направлений военных действий [Слайд 6] тех далеких времен (по расположению находок мы выяснили, что городецкое городище было осаждено сарматами с двух сторон – с южного, более пологого склона и с запада со стороны входных ворот – разброс находок у ворот с внутренней стороны и расположение наконечников стрел по линии бывшего частокола).

Из всего выше сказанного очевидно, что в краеведческих экспедициях

у детей развиваются практические навыки по начальному курсу географии и многим разделам основ безопасности жизнедеятельности, формируется пространственное и временное воображение. Они становятся более дисциплинированными, любознательными и патриотичными [Слайд 7].

Некоторые важные аспекты и наблюдения из опыта работы

При подготовке к экспедициям обязательно изучите сами и познакомьте ребят с «Законом о сохранении культурного наследия…»

Достаточно 2-3 экспедиций, и краеведческого материала Вам хватит на несколько творческих работ.

В одну экспедицию не берите более 5 человек. Малый состав обеспечивает максимальную эффективность и облегчает управление группой.

Мальчики больше любят искать и копать, чем писать творческие работы. Следовательно, девочки должны обладать всей поисковой информацией наравне с мальчиками, чтобы успешно оформить результаты ваших поисков и представить их на конкурсы.

Всегда помните! Ответственность за жизнь и здоровье детей в экспедициях несёте только Вы!

Удачи Вам!

И в заключение. Сегодня на практической части мы с ребятами постараемся Вас «окунуть» в ТАИНСТВО поисковой работы!

Тем, кто испытывает затруднения при передвижении через дикую чащу леса или опасается порвать одежду, рекомендуем присоединится к экскурсии экологов по парку. Там тоже очень интересно!

Данные по активности членов поисковой группы «Каскад»

п/п

Класс, год выпуска,ФИО

Достижения в исследовательско-краеведческой работе в период эксперимента

Профориентация

11 класс 2010

1

Храменков И.С.

Участник всероссийского конкурса ЮНК

Военнослужащий по контракту

2

Шарифова (Петрова) А.Ф.

Многократный Лауреат всероссийского конкурса ЮНК

Закончила БГПИ

11 класс 2011

3

Гаврилова Н.М.

Многократный Лауреат всероссийского конкурсов  ПШН и  ЮНК, Дипломант областного конкурса «Деревягинские Чтения»

Закончила БГПИ

4

Корнилаев Д.Н.

Участник всероссийского конкурса ЮНК

Закончил ВУЗ

5

Макунина А.В.

Многократный Лауреат всероссийского конкурса ЮНК, Дипломант областного конкурса «Деревягинские Чтения»

Закончила ВУЗ

9  класс 2011

6

Вилочкова М.В

Лауреат всероссийского конкурса ПШН , Дипломант областного конкурса «Деревягинские Чтения»

Закончила техникум

7

Косов С.Н.

Лауреат всероссийского конкурса  ПШН

Закончил ССУЗ

8

Рязанов А.А.

Закончил ССУЗ

11 класс 2016

9

Бессонова С.Е.

Многократный Лауреат всероссийских конкурсов ПШН и ЮНК. Многократный Дипломант областного конкурса «Деревягинские Чтения»

Студентка ВУЗа

10

Кукушкина О.С.

11

Никишкина А.О.

Участник Всероссийского конкурса ПШН,

Дипломант областного конкурса «Деревягинские Чтения»

Студентка ВУЗа

9  класс 2016

12

Луканина Н.С.

Дипломант областного конкурса «Деревягинские Чтения»

Оперативный состав на сезон 2016 года

13

Смирнов Р.А.

Ученик 11 класса

14

Филюшкина А.С.

Ученица 11 класса

15

Косов А.Н.

Ученик 9 класса

16

Глазков Н.А.

Ученик 8 класса

17

Маслов С.А.

Ученик 8 класса

18

Конев Е.А.

Дипломант областного конкурса «Деревягинские Чтения»

Ученик 8 класса

19

Трушина А.А.

Ученица 8 класса

20

Смирнов М.А.

Ученик 7 класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Слайд 2

«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» поисковой группы «Каскад» Всего с 2009-2016 в группе своеобразными «каскадами» отработали более 20 обучающихся. Ежегодный оперативный состав – 4-8 человек. Проведено двухсуточных поисковых экспедиций - 21. Главные практические результаты за 7 лет: - открытие и исследование городецкого городища; - открытие и исследование нескольких стоянок древнего человека; - открытие более 80 курганов в 7 курганных группах; - исследование и анализ найденных артефактов сарматских, городецких и других племён; создание подробной карты наших открытий и схем расположения находок. Главные научно-исследовательские результаты – ряд творческих работ, из которых 9 были удостоены Дипломов I и II степени на областных конкурсах по древней истории Саратовского края «Деревягинские чтения» и 11 работ были отмечены званиями Лауреатов всех степеней всероссийских конкурсов «Первые шаги в науку» и «Юность. Наука. Культура.» В настоящее время группа работает по исследованию открытых в 2015-2016 годах стоянок древнего человека, с которыми Вы сегодня познакомитесь на практической части семинара.

Слайд 3

Подготовительные этапы Участие детей в экспедициях (особенно в двух дневных) обязательно обсудите с родителями и заручитесь их согласием. Лучше начать с однодневных выходов или выездов. Определите район или объект исследования. Проложите оптимальный маршрут и распределите обязанности. Проведите инструктажи по технике безопасности. Подготовьте необходимое снаряжение и в путь. Более подробно с «Методикой проведения краеведческих экспедиций» вы можете познакомится на моём и нескольких других сайтах. http://nsportal.ru/danilov-vladimir-nikolaevich

Слайд 4

Карта района исследований КГ4 Городище КГ1 КГ2 КГ 5 КГ3 Г – городище. Координаты: 43* 22’ с. ш. 52* 13’ в.д. КГ1 – курганная группа №1 КГ2 – курганная группа №2 КГ3 – курганная группа №3 КГ4 – курганная группа №4 КГ5 – курганная группа №5 Всего в 5 группах 66 курганов. Масштаб: в 1см 400 метров

Слайд 5

Курганная группа №1.

Слайд 6

План-схема городецкого городища

Слайд 7

Некоторые важные аспекты и наблюдения из опыта работы При подготовке к экспедициям обязательно изучите сами и познакомьте ребят с «Законом о сохранении культурного наследия» Достаточно 2-3 экспедиций и краеведческого материала Вам хватит на несколько творческих работ В одну экспедицию берите не более 5 человек. Малый состав обеспечивает максимальную эффективность и облегчает управление группой Мальчики больше любят искать и копать, чем писать творческие работы. Следовательно, девочки должны обладать всей поисковой информацией наравне с мальчиками, чтобы успешно оформить результаты ваших поисков и представить их на конкурсы Всегда помните! Ответственность за жизнь и здоровье детей в экспедициях несёте только ВЫ! УДАЧИ ВАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация поисково-краеведческой деятельности в школе».

Одним из  центров воспитательной работы является школьный музей.Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников р...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого- краеведческой работы.

Эта консультация познакомит воспитателей  с проблемой воспитания любви  к родному краю, его природе. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников...

Особенности организации поисково-исследовательской работы учеников в рамках Малой академии наук школьников Крыма «Искатель» (методические рекомендации)

Данная методическая разработка может содействовать оказанию помощи учителям, научным руководителям, работающим по подготовке учащихся к написанию научно-исследовательских работ; определить этапы орган...

Технология организации поисково-исследовательской и краеведческой работы

Успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу. Помочь в этом – цель настоящих мет...

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на основе краеведческой работы

Статья рассказывает о практике организации поисково- исследовательской работы школьников. В статье приводятся методиеские наработки....

Презентация на тему" Организация поисково-исследовательской работы на уроке истории и во внеурочное время"

Большое значение в настоящее время имеет использование краеведения в преподавании истории.Материал презентации освещает организацию учителем поисково-исследовательской работы на уроке и во внеурочной ...

Поисковый отряд "РАДОНЕЖ" и организация краеведческой работы среди подростков

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"23365464","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"960","width":"1280"}}]]...