Такие разные петербуржцы
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Трапер Вера Николаевна

Урок дает представление о жизни в Петербурге в X IX в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburzhtsy_pervoy_poloviny_19_veka1.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Петербуржцы первой половины
19
века…Такие разные.

Цель урока: выяснить причины роста населения Петербурга к середине 19 века;

- показать национальный и социальный состав населения города и их взаимоотношения;

- показать роль в жизни Петербурга различных социальных групп;

- сравнить проблемы жителей 19 века и современного города, выяснить, кто и как их решал.

- познакомить учащихся с повседневной жизнью петербуржцев первой половины 19 века. «Город пышный, город бедный»…

Оснащение урока: слайд – презентации учащихся, петербургская тетрадь « СПБ и губерния», век 19, стихи, музыкальное сопровождение.

Тип урока: проблемно-поисковый.

Увы! Как скучен этот город

С своим туманом и водой!..

Куда ни глянешь, красный ворот,

Как шиш стоит перед тобой.

М. Ю. Лермонтов, 1832г.

Я вижу град Петров чудесный  величавый,

По манию Петра воздвигшийся  из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ.

.А П. Вяземский «Петербург», 1818г.

Слайд – шоу с видами Петербурга первой половины 19 века,  звучит песня о Петербурге.

-ученик читает отрывок из поэмы «Медный всадник».

Почему А.С. Пушкин так по- разному  характеризовал Петербург?

Работа с таблицей в петербургской тетради и дополнительной. 

Годы

Количество жителей

Мужчин

Женщин

1725

40000

1750

95000

1800

220000

153590

66618

1812

Около 308000

Какой вывод можно сделать на основании таблиц?

-Население города росло.

- Стр. 20, задание 2.

-В городе жило много иностранцев: в 1818 году в столице насчитывалось около 35000.  Среди них – французы, немцы, англичане, армяне, голландцы, поляки..., которые молились в своих храмах.  

Иностранцы работали ремесленниками, мастеровыми и подмастерьями, врачами и аптекарями Многие были учителями и воспитателями в дворянских семьях.

Немцев насчитывалось около 23000.

85% горожан были русскими.

Мужчин в городе было больше за счет проживания крестьян и 30 – 40 тысяч солдат.

 -Чем столица привлекала людей со всех концов России и из других стран? Что они искали в Петербурге?

…А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке не раз

Уж отворял свой васисдас

А.С. Пушкин. Фрагмент из романа «Евгений Онегин».

Презентация учащегося: Петербургские типажи: разносчики, торговцы, извозчики, чиновники, водовоз, фонарщик, трубочист…

-стр.24 петербургской тетради.

-Какую роль в жизни города играли петербуржцы, зарабатывающие на жизнь своим трудом?

-В каких условиях жили эти люди? Работа с рабочей тетрадью.

Районы проживания: Васильевский остров, Петербургская часть, Выборгская часть, Охтинская часть. Охта была заселена крестьянами, которые продавали молоко и мебель на Апраксином дворе. Эти районы пустынны зимою, а летом оживают за счет приезда дачников. Жители этих районов сохраняют провинциальное добродушие, простоту в наружном обхождении, гостеприимство – резкие противоположности с характером жителей в центре столицы.

Третья Адмиралтейская часть заселена мещанами и крестьянами, производящими розничную торговлю.

Четвертая Адмиралтейская. Люди небогатые, временно прибывающие сюда из губерний дворяне, чиновники.

Презентация «Жизнь дворян».

По сравнению с количеством жителей Петербурга, аристократов было немного.

Особняк был скромнее дворца по размерам и по занимаемой территории. Внутреннее убранство и интерьеры были изящны и роскошны. Вестибюль, парадная лестница, анфилада комнат, танцевальный зал, детская, библиотека, помещения для коллекций. Особняк графини Лаваль.

Обязанности дворян: служить государю и Отечеству.

Светский образ жизни.

-Салоны, премьеры в театре, выставки, балы, званые обеды.

Манеры поведения.

Черты положительные

Черты отрицательные

- чувство собственного достоинства

- сдержанность

 - «честь имею»

- мужественность и женственность

- культура речи

-любезность

- надменность

- высокомерие

-презрительное, пренебрежительное отношение к людям, стоявшим на более низкой ступени развития

- злоупотребление иностранными словами, не понимая их смысла

-угодничество, чинопочитание

Главное: большинство петербуржцев презрительно относились к грубому, неприличному слову, громкому разговору, скандалу, пьянству.

Благотворительность: императрица Мария Федоровна строит приюты, богадельни, больницу. Великие князья и аристократы устраивают благотворительные балы, средства от которых идут на помощь бедным, артистам, художникам…

Наряды аристократов. Слайд – шоу.

-пелерины – ротонды, перчатки, веер, фрак, цилиндр, лорнет, цилиндр, жилет, трость.

Возможен вариант игры.

Одежда чиновников – мундир и шинель.

Одежда крестьян, прибывших в Петербург на заработки – красная длинная рубаха – косоворотка, подпоясанные шерстяными кушаками или кожаными ремнями. Широкие синие штаны заправлены в сыромятные сапоги с высокими голенищами. Зимой –тулуп или кафтан, валенки, треух. За поясом одни затыкали топор или молоток, другие –лопату и терку.

Купцы подражали в одежде дворянам, но женская одежа отличалась, они любили украшать себя шалью.

Транспорт первой половины 19 века. Презентация.

Извозчики.

Пролетка. Общественный транспорт

Общественный транспорт – омнибус – карета со вторым этажом, империалом. Ее тащат несколько лошадей. Платный, для всех желающих.

Железная дорога. Вокзалы.

Проблемы петербуржцев первой половины 19 века.

Выясняем проблемы современных горожан

Дороги. Булыжные мостовые – грохот.

На Невском в 1825 году инженер Гурьев предложил торцевые мостовые – из деревянных шашечек, но во время дождей они всплывали, требовался постоянный ремонт.

Проблемы от конского навоза.

Наводнения. 1824 год – самое разрушительное.

Проблемы, которые создавали сами люди. хамство, хулиганство, эпидемии, пожары, жилье, транспорт. Лихачество, наезды на пешеходов

Веришь ли ты? -

-Лихачество, наезды на пешеходов были частым явлением в 19 веке

-Велась борьба с курением.

 Подводим итог сравнения современного города с веком девятнадцатым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...

Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»

Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми.  В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...

Тренинг «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»

Тренинг«Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»...

Тренинг «Мы такие разные, но мы такие классные»

Тренинг«Мы такие разные, но мы такие классные»...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...

Урок толерантности "Мы все такие разные, но всё-таки мы вместе!"

Урок толерантности проведен для 2-9 классов. Были поставлены задачи: Познакомить обучающихся с термином "толерантность", его значением. Улучшить психологический климат в школе и т....

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...