Опыт работы учителя географии по направлению "Краеведение"
статья по краеведению на тему

Эпова Валентина Николаевна

"Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, человеческой культуре." Д.С.Лихачев.

В основе краеведения лежит простая истина что свое ,  близкое и родное в природе человеческой жизни,хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Поэтому оно построено на изучении: природы родного края и всех ее элементов(геологии, рельефа, богатства недр, климата, водоемов, почв, растительности, животного мира и их взаимосвязи; населения и хозяйства, культурной и духовной деятельности населения. Представляю свой опыт и результаты работы по данному направлению на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_kraevedeniyu.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проедставление опыта работы по направлению «Краеведение»

Эповой Валентины Николаевны на августовском МО учителей географии 24 августа 2016 года

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Д.С. Лихачев

        Современные философы считают, что в наше время «образованный человек – это не столько «человек знающий», сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в  мире». Для того, чтобы подготовить такого человека, современная школа вводит новые, интеграционные предметы, среди которых значительное место занимает краеведение.

        Под краеведческим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социокультурной и природной среде.

Мотивация изучения родного края определяется исходя из того, что главной целью обучения и воспитания в школе является формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающей основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населенного пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

В основе школьного предмета географического краеведения лежит простая истина, что свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни и в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое, поэтому оно построено на изучении:

  • природы родного края и всех ее элементов (геологии, рельефа, богатства недр, климата, водоемов, почв, растительности, животного мира в их взаимосвязи), населения (этнография, города, сельские населенные пункты и т.д.);
  • хозяйства (экономическая жизнь, связь между природой и хозяйством);
  • культурной и духовной жизни и деятельности населения (искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы).

Начальный курс географии (5-6 класс) целиком строится на краеведческой основе. Особое место занимает изучение плана и карты. Карта – источник географических знаний, ее понимание учащимися строится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего населенного пункта. Школьники учатся ориентироваться на местности, выполнять съемку местности в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения.

С первых уроков организуются наблюдения учащихся за погодой. Понятие о климате и климатообразующих факторах формируется на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений. Это позволяет делать на уроках выводы об основных характерных чертах климата края.

Лучшему усвоению учебного материала (гидрологического, геоморфологического, зоологического, ботанического) способствуют уроки на природе, экскурсии. Все этот объясняет обоснованность введения предмета  «Географическое краеведение» в 5-6 классах.

Цель реализации предмета: создание условий для развития личности учащихся; формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества; воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.

Задачи:

  1. Развитие устойчивого интереса учащихся к географическим явлениям и процессам  Ростовской области.
  2. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к природе и ее богатствам через встроенное изучение особенностей природы и населения родного края.
  3. Овладение системой комплексных географических знаний о своей области.
  4. Формирование географической культуры, географического мышления и связанных с ним умений:
  • оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;
  • оценивать экологическую ситуацию в своем крае и последствия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно обретать новую географическую информацию из различных источников (карты, картосхемы, дополнительная литература, периодическая печать, медиаресурсы

Все вопросы курса «Краеведение» органично включены в разделы основных тем курса 6 класса. После каждого раздела предусматривается творческая (практическая) работа.

Содержание предмета в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Изучение предмета позволяет более полно освоить другие школьные предметы: математику, историю, обществознание, экономику и экологию.

  • (Показать КТП )

Огромное значение имеет внеурочная деятельность. На протяжении 7 лет в школе работало объединение «Юный натуралист», в котором занимались ребята разных возрастов: 5-7 классы и 2-5 классы

Ежегодно проводим операцию «Кормушка» и подкармливаем птиц в школьном дендрарии зимой.

А весной  - вешаем скворечники и празднуем «День птиц» 1 апреля

Активно участвуем в различных конкурсах районного и областного уровня.

Так участвовали в конкурсе организованном ЦДТ «Цветов красою сердце обогрею» Особо отличилась Головко Таня в номинации «Фотография», где она представила 33 фотографии цветов. Таня заняла 1 место и про ее увлечение была напечатана заметка в газете «Веселовский вестник» под названием «Фотографирую цветы».

Выставка «Дары Донской природы». Сестры Брыль Алина и Брыль Маша представили замечательные фото  с бабочками, которые они привезли из Ростовского парка бабочек. Работы девочек заняли 1 место

Ежегодно провожу предметные недели географии и биологии в школе. Из числа одаренных детей, интересующихся биологией и географией, подбираю инициативную группу помощников, которые помогают мне в проведении мероприятий: они оформляют стенды и выставки детских работ, придумывают инсценировки, составляют викторины и кроссворды, проводят занимательные конкурсы для младших школьников.

Интересно прошел брейн-ринг «Знаешь ли ты свой край?».Учитель истории Янченков А. А. Рассказал о славных событиях донской истории, учитель географии – Эпова В. Н. дополнила об особенностях природы области. Далее две команды соревновались друг с другом

Особый интерес в ходе проведения предметной недели вызвал конкурс фотографий «Мои любимые животные».

В конкурсе участвовала вся школа. На суд зрителей представлено 45 фотографий своих любимых животных. Кроме того, нужно было придумать оригинальное название для своей фотографии. Рядом поставили ящик, куда каждый желающий смог опустить записку и отметить лучшее фото. Отдельно на стенде разместили рисунки детей на эту же тему. По мнению  жюри, выбрать лучшую фотографию было трудно: все представленные фото были замечательные.

Были выбраны две команды по 6 человек. Надо сказать, что желающих поиграть было огромное количество. Всем присутствующим было показана презентащия «Кошки», в которой рассказывалось о диких кошках России и различных породах домашних кошек. В конце презентации была викторина.

Затем ведущие-  Белоконь Валера и Мындру Аня (активные участники кружка «Юный натуралист») провели МУР-турнир.. Каждая команда придумала себе название и эмблему. Игра прошла очень активно, были даже лидеры среди болельщиков

Ежегодно наша школа участвует в работе малой академии юных исследователей.

Лучшие школьные исследовательские работы я ежегодно представляю на малую академию юных исследователей, где они занимали I места.

Летопись наших побед:

Учебный год

Ф.И.обучающегося

Предмет

Класс

Название исследовательской работы

Результат

2003-2004

Соколовская Оксана

география

9

Азовское море

1 место

2005-2006

Хоружая Ольга

экономика

10

Социальные проблемы рынка труда

1 место

2006-2007

Хоружая Ольга

экономика

география

11

Пути решения проблем АПК

1 место

2007-2008

Костюк Владимир

Экономика.обществознание, право

9

Россия на пути в ВТО

1 место

2008-2009

Свергунов Сергей

биология

8

Кролики

1 место

2009-2010

Насруллаев Игорь

экономика

10

Инфляция в России на примере моей семьи

1 место

2013-2014

Насруллаева Ксения

История,география

9

Лошади для Буденного

2 место

2015-2016

Тарабрина Яна

География,битология

6

Экологическое состояние школьного дендрария

1 место

Хоружая Оля дважды получила диплом 2 степени за свои работы:

В 2006 году за работу«Социальные проблемы рынка труда» ;

В 2007 году за работу «Пути решения проблем АПК»

Победители и призеры на ДАНЮИ:

Учебный год

Ф.И.обучающегося

Предмет

Класс

Название исследовательской работы

Результат

2005-2006

Хоружая Ольга

экономика

10

Социальные проблемы рынка труда

Диплом 2 степени

2006-2007

Хоружая Ольга

экономика

11

Пути решения проблем АПК

Диплом 2 степени

2009-2010

Насруллаев Игорь

экономика

10

Инфляция в России на примере моей семьи

Диплом 1 степени

В 2010 году Насруллаев Игорь, ученик 10 класса подготовил проект по экономике по теме «Инфляция в России на примере моей семьи». Он проанализировал расходы своей семьи на коммунальные услуги: газ, холодную воду и вывоз твердых бытовых отходов. Расчитав уровень инфляции он сделал вывод, что инфляция в России намного превышает цифры, представленные официальными органами власти!

Работа Насруллаева Игоря «Инфляция в России на примере моей семьи» заняла 1 место. Затем выступление на Донской академии наук получила свое заслуженное признание – Диплом 1 степени, медаль имени М.М. Ломоносова и ценный подарок.

Мне, как руководителю, также вручили сертификат, медаль и ценный подарок

  • Осенью 2012-2013 года проходил районный этап этнографического конкурса «Славен Дон  - 2012» » в рамках всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
  • Моя ученица Насруллаева Ксения приняла в нем участие и получила 1 место

Ксенией представлена работа и рисунок в номинации «Живой символ малой родины» на тему «Лошади для Буденного».

Ей стало интересно  более глубоко изучить историю конзавода №35.

Проведена исследование по истории нашего поселка, когда на его территории был конзавод №35.

Собран богатый материал, опрошены сторожилы.

Данное исследование завершилось представлением исследовательской работы на краеведческой конференции в 2013 году, где работа получила 2 место.

В 2015 учебном году ученица 7 класса Головко Татьяна участвовала в областном конкурсе «Славен Дон 2015»,где представила работу «Популяция ракообразных реки Маныч»

Цель  работы – изучить видовой состав ракообразных реки Маныч в районе поселок Средний Маныч, их условия обитания и влияние человека на численность этой группы животных.

      Актуальность темы  заключается в том, что влияние человека на окружающую среду с каждым годом проявляется все больше, и важно, чтобы каждый человек интересовался состоянием окружающей его среды, старался нанести ей как можно меньше вреда, сохранить её для потомков.

В 2015-2016 уч.году учащиеся 6 класса провели исследование по экологическому состоянию школьного дендрария. Обобщила и оформила работу Тарабрина Яна. Данный проект был представлен на краеведческую конференцию и занял 1 место. 

Цель  работы :Оценка экологического состояния пришкольного участка.

                   Задачи:

1 . Определить виды и количество древесных зеленых насаждений

.Определение количества поглощаемого углекислого газа растениями;

3 . Определение обеспеченности кислородом учащихся школы растениями пришкольного участка.

4 . Определить оздоровительную роль растений (очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, выделение фитонцидов, выделение аэроионов, увлажнение воздуха, источники прохлады в жару, ветровой режим.)

Экологическое состояние дендрария признано удовлетворительным

  • На основании многолетнего опыта в работе с  детьми я могу сделатьвывод, что краеведение дает возможность
    овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально ответственного поведения в географической среде как среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Задачи краеведения:

Обучающиеся смогут осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

  1. Развитие устойчивого интереса учащихся к географическим явлениям и процессам  Ростовской области.
  2. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к природе и ее богатствам через встроенное изучение особенностей природы и населения родного края.
  3. Овладение системой комплексных географических знаний о своей области.
  4. Формирование географической культуры, географического мышления и связанных с ним умений:
  • оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;
  • оценивать экологическую ситуацию в своем крае и последствия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

                            Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру, не любить родителей. Она – выражение души народа.

Д.С. Лихачев

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя географии Сальцина М.П.

Опыт моей работы заключается в использовании на уроках географии геоинформационных систем и в частность такой гаоинформационной системы как программа "Google Планета Земля".Геоинформационные сис...

опыт работы учителя географии

В опыте работы описываются актуальность, научность, идея опыта. Представлены педагогические технологии по которым работает учитель....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...