Опыт работы учителя географии Сальцина М.П.
методическая разработка по географии по теме

Сальцин Максим Павлович

 

Опыт моей работы заключается в использовании на уроках географии геоинформационных систем и в частность такой гаоинформационной системы как программа "Google Планета Земля".

Геоинформационные системы (ГИС) в современном мире получают все большее распространение и используются для работы с пространственной информацией. Задача современной школы научить учащихся использовать современные ГИС в повседневной жизни. Современные дети, интересующиеся новинками в сфере информационных технологий, с интересом рассматривают карты и космические снимки, предоставляемые сервисом Google, в частности GoogleMaps (Карты Google) и Google Earth (Google Планета Земля) (рис. 1).

 

Рисунок 1. Google Планета Земля

При изучении программного продукта Google Планета Земля учащиеся выясняют, что означают условные обозначения на картах, как просмотреть фото которые имеются на интерактивной карте. Этот сервис тесно сотрудничает с другими сервисом Google - Панорамио (www.panoramio.com), который собирает и систематизирует фото достопримечательностей со всего мира, и затем привязывает их к месту съемки на карте Google (рис 2).

 

Рисунок 2. Панорамио

Учитель должен относиться к ГИС,  как к новому интерактивному средству, которое поможет достичь целей обучения, сформулированных в проекте федерального компонента образовательного стандарта по географии. Необходимо сочетать учительскую демонстрацию и практическую работу учеников. Технические средства, необходимые для работы с сервисом, следующие:

·        программный комплекс: программа «Google Планета земля» (ее можно бесплатно скачать и установить на персональный компьютер по официальной ссылке - http://www.google.com/intl/ru/earth/ );

·        демонстрационный комплекс «компьютер+экран+проектор»;

·        наличие широкополосного доступа в Интернет.

Использование этого сервиса требует достаточно высокой скорости канала связи, так как происходит загрузка большого потока информации графического характера. Весьма успешно при этом осуществляется интеграция географии и информатики как учебных предметов.

Как можно сконструировать урок с использованием ГИС?

Во-первых, это демонстрации карт Google при изучении нового материала, закреплении и обобщении пройденного для иллюстрации расположения географических объектов, для повышения уровня наглядности при изучении предмета (рис 3).

 

 

Рисунок 3. Карта европейской части России.

ГИС, как интерактивные средства обучения, позволяют регулировать глубину проникновения в материал, предоставляя каждому возможность изучить дополнительные свойства объекта или заинтересовавшие ученика соседние с ним объекты.  Таким образом, такие формы работы облегчают понимание учебного материала учениками.

Во-вторых, самостоятельная работа учеников на интегрированных уроках дает хорошие результаты. Учитель знакомит учеников с заданием, показывая на экране, каким образом с помощью ГИС они смогут его выполнить. Установка программы на школьные компьютеры позволяет решать многочисленные задачи, повышая интерес к изучению географии (рис. 4). Возможность самостоятельно управлять интерактивной картой значительно повышает мотивацию детей.

 

 

 

Рисунок 4. Программа Google

В ходе своей педагогической деятельность я столкнулся со многими трудностями в изучении отдельных тем и понятий в географии. Программа Google Планета Земля помогла решить многие из них. К примеру, при изучении темы «Рельеф» в 6 классе дети сталкиваются с понятием «расчлененность земной поверхности» при помощи наглядных возможностей программы дети легко усваивают эту тему (рис. 5).

 

Рисунок 5. Примеры равнинного и горного рельефа

При изучении темы «Координаты и градусная сеть» в 5 и 6 классе данная программа подходит, на мой взгляд, на много лучше чем глобус.

Благодаря возможностям программы стало возможным показывать градусную сеть в разных масштабах (рис. 6). Однако существует опасность того что у детей будет страдать умение нахождения координат по карте, так как в программе могут быть показаны точные координаты абсолютно любой точки мира.

 

Рисунок 6. Градусная сеть на интерактивной карте.

 

Рисунок 7. Пример использования на уроке.

Ниже приведены примеры использования программы Google Планета Земля на уроках географии.

·        При изучении темы «Погода и климат» в 6 классе есть возможность наблюдения за погодой в реальном времени (рис. 8).

 

Рисунок 8. Погода над южной частью Индийского океана.

·        При изучении темы «Транспорт» в 10 классе для раскрытия понятия транспортная сеть (рис. 9).

 

Рисунок 9. Транспортная сеть Европы.

·        При изучении темы «Природные зоны» в 6 классе (рис. 10).

 

Рисунок 10. Природные зоны: тундра и пустыня.

·        При изучении темы «Сельское хозяйство» в 10 классе дети получают четкое представление о хозяйственной деятельности человека и его способности выращивать сельскохозяйственные культуры в экстремальных условиях (рис. 11)

 

 

Рисунок 11. Орошаемые поля в пустыне Саудовской Аравии.

Примеры заданий: задания на поиск объекта, определение расстояний, выяснение характеристик географического объекта; составление описания объекта или явления, объяснение взаимного расположения объектов. Контролирующие задания могут носить индивидуальный или фронтальный характер: показать объект на карте, назвать отмеченные на карте объекты.

 

 

Использованные ресурсы и статьи:

1.     Сайт - http://ru.wikipedia.org;

2.     Рекомендации сервиса Google для преподавателей на сайте http://sitescontent.google.com;

3.     Статья Куркиной Елены Викторовны – учителя информатики: «Интернет-технологии в современном уроке».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_salcin_m.p.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сальцин Максим Павлович Учитель географии МБОУ «Черемуховская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района

Слайд 2

Немного о себе: Закончил Набережночелнинский Государственный Педагогический Институт, по специальности «учитель географии », очное отделение.

Слайд 3

Участие в III международном педагогическом форуме в г. Санкт-петербург в 2011 году.

Слайд 4

Участие во всероссийском форуме молодых педагогов «таир-2012» в республике марий -эл.

Слайд 6

Опыт работы Геоинформационные системы (ГИС) на уроках географии

Слайд 7

Геоинформационна я система

Слайд 8

Программа: Google планета земля

Слайд 10

использование программы:

Слайд 12

Распространение опыта работы: Мастер-класс на семинаре молодых педагогов в 2012 году.

Слайд 13

В сообществе учителей географии на сайте «Электронное образование в Республике Татарстан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы учителя географии

В опыте работы описываются актуальность, научность, идея опыта. Представлены педагогические технологии по которым работает учитель....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Опыт работы учителя географии по направлению "Краеведение"

"Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.Постепенно расширяясь, эта любовь к родн...