Исследовательская работа на тему: «ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БАССЕЙНА РЕКИ УВОДЬ В ПРЕДЕЛАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
проект по краеведению (9 класс) на тему

Лунякова Татьяна Сергеевна

Исследовательская работа на тему:

«ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БАССЕЙНА РЕКИ УВОДЬ В ПРЕДЕЛАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГКООУ «Санаторная школа-интернат»

Исследовательская работа на тему:

«ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БАССЕЙНА РЕКИ УВОДЬ В ПРЕДЕЛАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Выполнили: Абдюшева Яна

Антонов Михаил

Руководитель:

Лунякова Татьяна Сергеевна,

учитель географии и биологии

ОГКООУ «Санаторная школа-интернат»

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Методика исследования природно-рекреационного потенциала

бассейна реки Уводь в пределах Ивановской области…………………………5

2. Характеристика природно-рекреационного потенциала бассейна

реки Уводь в пределах Ивановской области…………………………………..6

2.1 Общие сведения……………………………………………………………...6

2.2 Геология и рельеф бассейна реки Уводь…………………………………..6

2.3 Климатические особенности бассейна реки Уводь………………………..8

2.4 Туристско-рекреационные гидроресурсы…………………………………10

2.5 Растительные ресурсы……………………………………………………..14

3. Использование результатов изучения

природно-рекреационного потенциала бассейна реки Уводь………………15

  1. Определение перспектив развития туризма на  

территории бассейна реки Уводь………………………………………….15

  1.  Эколого-туристические маршруты и экскурсии…………………………17

Выводы…………………………………………………………………………..29

Список используемой литературы……………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одним из перспективных является индустрия туризма и рекреации на территории Ивановской области. Однако, туристско-рекреационный потенциал области раскрыт недостаточно полно. Поэтому мы выбрали природный рекреационный потенциал бассейна реки Уводь.  Исследуемая территория обладает   значительным   и   многообразным природно-ресурсным потенциалом. Его составной частью являются природные условия и ресурсы. Наиболее ценными природными ресурсами являются разветвленная озерно-речная система, большое количество памятников природы. Во многом уникальны и природные ландшафты, сочетающие мелколиственные и хвойные леса, целебные подземные источники, песчаные пляжи. Богат и разнообразен животный и растительный мир территории района. Для того чтобы определить природный рекреационный потенциал исследуемого объекта, необходим  комплексный анализ его природных условий и ресурсов.

Цель исследования – определить место природных ресурсов и условий в развитии рекреации и туризма на территории бассейна реки Уводь.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

  1. Проанализировав необходимую литературу,  определить основные понятия нашей темы, показать зависимость рекреационных возможностей от природных условий и ресурсов.
  2. Провести комплексный анализ природных условий и ресурсов бассейна реки Уводь и составить их характеристику с точки зрения рекреационной географии.
  3. Создать возможные  экскурсии и туристические маршруты для школьников.

Объектом исследования  являются природные рекреационные объекты бассейна реки Уводь.

Предметом исследования является территориальное размещение и характеристика природных рекреационных ресурсов бассейна реки Уводь.

Методологической основой являются работы таких авторов как            Е.Ю. Колбовского, А.В. Кулакова, Д.В.Николаенко, Н.Б. Худякова.

При исследовании природно-рекреационных ресурсов бассейна реки Уводь мы использовали маршрутный и стационарный методы, но главными при выполнении работы были картографический метод и метод фотографирования.

Научная новизна работы заключается в комплексном анализе природных рекреационных возможностей бассейна реки Уводь, создании  экскурсионных маршрутов для учеников средних школ.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученных данных на уроках географии при изучении раздела «Краеведение». Предложенные в работе маршруты и экскурсии могут быть также использованы  учителем при проведении кружков по краеведению.

  1. МЕТОДИКА  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕКИ УВОДЬ В ПРЕДЕЛАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

При изучении  природно-рекреационного потенциала бассейна реки Уводь в пределах Ивановской области мы пользовались следующими методами исследования:

  1. Метод изучения литературы по теме исследования.
  2. Маршрутный – регистрируются  особенности природы и рекреационных возможностей на  территории  объекта  путём  обхода  и  осмотра  его  по  определённым  маршрутам.
  3. Маршрутно – стационарный – изучение  гидрологических, морфологических характеристик, растительного покрова бассейна реки  путём  обхода  и  осмотра  территории  по  определённым  маршрутам,  а  также  проведение  наблюдений  на  стационарных  площадках.

На  маршрутах  отмечались  наиболее значимые рекреационные территории.  Одновременно  на  маршрутах  закладывались  учётные  площадки  (10 х 10 м).  На  них  проводилась  следующая  работа:

  • Отмечалось  местоположение  площадки.
  • Описывался  рельеф бассейна.
  • Изучались  гидрологические характеристики реки:  скорость и  направление течения, прозрачность воды, глубина, ширина водоема в пределах площадки.
  • Проводилось  фитоценологическое  описание  растительных  группировок.

В результате проведенных исследований было дано описание рекреационного потенциала бассейна реки Уводь в зависимости от природных условий данной территории.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕКИ УВОДЬ В ПРЕДЕЛАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ивановская область богата реками. На территории области протекает около 1800 рек и ручьев, в том числе, 50 рек длиною более 25 км. К таким рекам и относится один из самых значительных притоков Клязьмы река Уводь.

2.1. Общие сведения

Река Уводь берет свое начало из Андреевского болота недалеко от озера Юрцинского близ деревни Сотницы Комсомольского района и впадает в реку Клязьмуна 190-м км на уровне 81 м напротив поселка  Красный текстильщик Владимирской области ниже города Коврова.  Общая длина Уводи – 173 км, а длина её в пределах нашей области 134 км,средний уклон 0,198 м/км. Площадь бассейна 3700 км².  Бассейн Уводи ассиметричен, так как правые притоки Вергуза, Востра, Ухтохма, Вязьма и Тальша значительно длиннее и полноводнее левых притоков Талки, Харинки, Черной и Красотки. Свои воды река Уводь собирает с территории Лежневского, Тейковского, Ивановского и Комсомольского районов.

2.2. Геология и рельеф бассейна реки Уводь

Рельеф в бассейне Уводи представляет собой полого холмистую равнину, сложенную моренными отложениями в центральной части водоразделов.

Уводь – река, относящаяся к равнинному типу с малым уклоном и спокойным течением. В верхнем течении река представляет собой небольшой водный поток, переходящий в Уводьское водохранилище. Здесь, в верхнем течении, (до Уводьского водохранилища) река протекает по заболоченной всхолмленной местности, изрезанной небольшими оврагами и ложбинами. Подойти к реке почти невозможно. Дно илистое. Река практически непригодна для рекреационных целей. И только начиная с          д. РожновоУводь пригодна для рыбалки, купания, катания на маломерных судах.

Вокруг Уводьского водохранилища местность представляет собой всхолмленную равнину, но очертания холмов становятся все более округлыми, а их склоны более пологими. Уводьское водохранилище имеет вытянутою форму по направлению русла со значительными ответвлениями в верхней части. Вокруг водохранилища и канала установлены водоохранные зоны, поскольку ниже плотины находится водозабор питьевой воды для города Иваново. Верховья водохранилища используются населением Иванова для отдыха. Здесь прекрасная рыбалка. Там же проводятся парусные регаты. Недалеко от берега расположены коллективные сады.

Между Уводьским водохранилищем и городом Кохма равнинная местность пересечена балками и оврагами. Значительную часть её занимают постройки города Иваново. Участок от города Кохма до устья Вязьмы носит вид сильно пересеченной равнины песчаными и супесчаными грунтами.

Среди неблагоприятных явлений следует отметить заболоченность местности, изрезанность ложбинами и оврагами, а также заиление дна реки.

Для отдыха как функционально, так и эстетически наиболее благоприятна пересеченная местность, но с незначительными превышениями. Для оздоровительных целей наиболее благоприятен крупнохолмистый или грядовый рельеф; относительно благоприятна – слабохолмистая или волнистая местность; ровная, плоская поверхность неблагоприятна,  так как с точки зрения эстетики пейзажного восприятия монотонный рельеф неинтересен, а также функционально малопригоден.

Таким образом, рельеф бассейна реки Уводь не является препятствием для развития туризма и рекреации. Устойчивость к нагрузкам и несущая способность пород всюду достаточна для сооружения туристской инфраструктуры – домов и баз отдыха, оздоровительных лагерей, кемпингов.

2.3. Климатические особенности бассейна реки Уводь

Климат бассейна реки Уводь умеренно-континентальный.

Благоприятные условия погоды, а также достаточно мощный и устойчивый снежный покров позволяет развивать практически все виды зимнего отдыха: катание на лыжах, санях, коньках.

На Уводьском водохранилище толщина льда достигает 60, а в суровые зимы до 75 см. На водоеме  в это время много любителей зимней рыбалки, проводятся автогонки по льду реки.

Начало мая – наиболее подходящая пора для любителей сплава на любых видах спортивных средств (плоты, катамараны, байдарки, каноэ). В это время река пригодна не только для массового ловы рыбы, но и для туристских походов, скрытой сельскохозяйственной рекреации.

Лето характеризуется теплой погодой, которая лишь иногда сменяется пасмурной, холодной и дождливой погодой. Дожди чаще носят ливневый характер с грозами.  

Летнее солнце представляет относительно небольшую опасность. Риск перегрева и ультрафиолетового облучения высок лишь в конце июня – начале июля, при условии нахождения под солнцем в течение нескольких часов подряд.

Лето – сезон отдыха у воды. К неблагоприятным факторам летнего периода относится цветение воды рек, озер и водохранилищ. Большинство рекреантов считает наиболее комфортной и достаточной для купания  температуру воды в реке  +17 …+190С, поэтому продолжительность купального сезона невелика. Продолжительность купального сезона определяется числом дней с температурой воды выше +17оС. На территории бассейна реки Уводь продолжительность купального сезона варьирует от 30 до 120 дней в году.

 Таблица 1

Характер воздействия климатических параметров на организм человека

Параметр

Характер воздействия

Раздражающий

Тренирующий

Щадящий

Продолжительность

безморозного периода, дней

<90

90-180

>180

Обеспеченность теплом: повторяемость (%) комфорт-ных условий за теплый период (ЭЭТ=17-22о)

<11;

>30

11-20

21-30

Продолжительность купального сезона, дней

<60

60-90

>90

Уже во второй декаде августа температура воды уже низка для купания.

Летний период благоприятен для туристических слетов, туристических экспедиций, походов, сельскохозяйственных работ.

Осень – золотое время для отдыха, когда исчезают практически все кровососущие насекомые, а ландшафт становится наиболее красивым. Погода в этот период холодная и дождливая, но характерны возвраты тепла в сентябре, реже в октябре, длительностью от нескольких дней до нескольких недель. В дни «бабьего лета» стоит тихая, ясная теплая погода. Это наиболее благоприятное время для открывшейся в конце августа сезона охоты, сбора грибов и ягод в лесах исследуемой территории (табл.1).

Таким образом, климат Ивановской области, а точнее бассейна реки Уводь, благоприятен для многих видов туризма. Практически все сезоны пригодны для тех или иных видов отдыха и туризма.

  1. Туристско-рекреационные гидроресурсы

Важную роль для развития рекреации и туризма играют притоки реки Уводь.

Ухтохма. Река Ухтохма, правый приток Уводи, берет начало из торфяных болот недалеко от нежилой деревни Погост, в четырех километрах к юго-западу от Комсомольска. Длина реки 96,2 км.

Берега Ухтохмы, от с. Кулеберьево до пос. Лежнево, испытывают значительные рекреационные нагрузки. Здесь на сравнительно небольшом участке расположены 11 оздоровительных лагерей учащихся, и кардиологический санаторий Оболсуново. В этом районе ежегодно проводятся водные ралли, туристские слеты, соревнования по спортивному ориентированию и по технике горного туризма.

Используется в рекреационных целях и левый приток реки Ухтохмы - река Санеба - дикая и глухая по виду имеет длину 36 км, течет в крутых берегах с нависающими над водой деревьями.

На берегу Санебы вблизи ее устья расположен оздоровительный лагерь школьников.

Вязьма – правый приток Уводи берет начало из низинного болота Шинилово в полутора километрах к северо-западу от д. Холодилово Комсомольского района.

По берегам реки Вязьмы в районе города Тейково много участков побережья реки, используемых местными жителями в рекреационных целях. В лесу на коренном берегу реки, в 700 метрах от д. Увальево находится оздоровительный лагерь школьников «Лесная полянка» емкостью 350 мест. Река используется для прогулок, пикников, рыбалки.

Следует отметить еще два правых притока реки Уводи. Река Страданка начинается в Андреевском лесу южнее города Иваново и через 10 километров впадает в реку Уводь ниже д. Стромихино.  Берега этой небольшой речки – любимое место для проведения походов выходного дня самодеятельными туристами  и место проведения слетов и соревнований по спортивному ориентированию.

Река Востра берет свое начало недалеко от Иванова, в 1 километре к юго-западу от д. Дегтярево. Протяженность реки 23 километра. Берега реки невысокие, поросшие лесом. Долина узкая,  заросшая серой ольхой. Есть отдельные поляны, удобные для организации биваков, проведения туристских слетов и соревнований по спортивному ориентированию. Вдоль реки удобные тропы для проведения однодневных походов со школьниками. В деревне  Никульская почти все дома принадлежат дачникам. На берегах реки находится санаторий «Зеленый городок» и три лагеря отдыха школьников.

В пределах города Иваново впадают в УводьТалка и Харинка. Это два её левых притока.

Река Талка, протяженностью 12 км берет начало в заболоченных лесах в 1,6 км к югу от пос. Лесное. Берега реки низкие, заболоченные. На берегу Талки расположен парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года. Площадь парка 300 гектаров. Он находится неподалеку от места исторических событий 1905 года и деятельности первого в России Иваново-Вознесенского общегородского Совета рабочих депутатов. Парк представляет собой естественный лесной массив, имеющий смешенные древесные насаждения. Выделяются две части парка – активная, примыкающая к берегам Талки и обычно оживленная в дни массовых гуляний, и менее посещаемая  - со светлыми полянками и сохранившейся растительностью. В парке находится Ботанический сад ИвГУ.

Исток реки Харинка находится в небольшом лесном болоте, в 1,6 км к востоку от  местечка Лесное, в городе Иванове. Протяженность реки 10,4 км. Впадает в Уводь между Ивановым и Кохмой. На реке построены 2 плотины. Первая в местечке Афанасово, выше которой образовалось водохранилище  площадью 16 га.  На левом берегу расположены два лагеря отдыха школьников и дом отдыха «Харинка». На правом берегу водохранилища расположен городской парк «Харинка» с частичным благоустройством территории. В основе парка находится сохранившийся естественный лес. В северной части, за железной дорогой, парк почти смыкается с лесными массивами, подходящими к городской территории. В зоне парка находится Дом творчества композиторов. В парке находится  детская туристская база. Ниже плотины берега долины заняты коллективными садовыми участками.

В настоящее время участок реки Уводи у парка им. Степанова в г. Иванове, Уводьское водохранилище, а также водохранилища на реке Талке и в городе Кохме (Запрудка) являются гидросферными памятниками природы.

Озера. Все озера по генезису можно разделить на три группы: ледниковые (остаточные), карстовые и пойменные (старичные). Ледниковые озера расположены  в основном на водоразделах рек в ложбинах стока ледниковых вод. Часто они бывают окружены болотами.

Все ледниковые озера можно разделить на две группы: 1 – озера с большой глубиной и малой заболоченностью, 2 – озера сильно заросшие и обычно мелководные [28].

Рубское озеро  - самое большое в Ивановской области. Его площадь –2,97 км². Расположено озеро в Тейковском районе в 40 км к юго-западу от Иванова. В 1965 году Ивановским облисполкомом оно было признано памятником природы научного, культурно-исторического и рекреационного значения. Интенсивному использованию рекреационной зоны способствуют хорошее транспортное обеспечение района.

Научное значение состоит в том, что на озере проводились исследования в 1922, 1928, 1956, 1974 и 1976-77 годах. Данные исследований позволяют выяснить динамику изменений происходящих на озере и в его окрестностях в результате антропогенного воздействия. [27]

На берегах озера с давних времен селились и жили люди. От местных жителей иногда можно услышать рассказы о том, что на дне Рубского озера находятся срубы строений, что когда-то на месте озера стояла деревня с церковью. Деревня провалилась, и на её месте образовалось озеро. Но проведенные исследования исключили теорию о провальном происхождении озера. В действительности же Рубское озеро имеет ледниковое происхождение.

  В окрестных лесах обнаружены три группы старославянских курганов. Вблизи озера проходил Екатерининский почтовый тракт, а в Золотниковской Пустыни был мужской монастырь. В этом заключается культурно-историческое значение  этого памятника природы.

В настоящее время  озеро и его окрестности используются в рекреационно-оздоровительных целях. Основную ценность в летний период составляют пляжи озера. Для всех пляжей озера характерна большая рекреационная нагрузка и сравнительно низкий уровень благоустройства.  На берегах расположено 12 баз отдыха. Вокруг озера богатые грибные,  ягодные, охотничьи и рыболовные угодья.

Валдайское озеро находитсяв 3,0 км  к северо-востоку от г. Иванова. Оно является любимым  местом отдыха многих ивановцев. В последнее время на северном берегу совсем близко к воде построен ряд коттеджей. Деревни заселены в основном дачниками. На южном берегу озера находятся профилакторий и оздоровительный лагерь учащихся школ г. Иванова. В качестве свободной зоны отдыха  население использует только южный берег.  

На юго-восточном берегу Валдайского озера расположены пляжи. Почвы в этом месте суглинистые и во время купания большого числа отдыхающих вода становится мутной.

В 1965 году решением Ивановского облисполкома Валдайское озеро было признано памятником природы областного значения.

2.5 Растительные ресурсы

Использование территории для массового отдыха населения является одним из видов ее рекреационного использования. Отдых людей на лоне природы способствует поддержанию, развитию и укреплению их здоровья. Прогулки на лоне природы (в лесу, на лугу, у реки) вызывают у человека положительные эмоции. Значение растительного покрова в качестве рекреационного ресурса очень велико, так как с ним связано оздоровительное влияние ландшафта благодаря ионизационным и фитонцидным свойствам растений.

Значительная часть территории бассейна реки Уводь покрыта лесами. Лесообразующими породами являются деревья. К хвойным породам относятся ель, сосна. Сосновые леса занимают около половины территории бассейна Уводи. К лиственным относятся мелколиственные породы – береза, осина, ольха, рябина. Березняки имеют большое преимущество, а чистые осинники более редкие. Чаще всего березовые и осиновые леса вырастали на месте еловых сложных и еловых травяно-кустарничковых лесов.

Особенно велика роль лесов, так как именно лесные массивы способствуют повышению содержания кислорода в воздухе и его ионизации.

В лесах много грибов, ягод, поэтому по нашему мнению, одним из видов туризма на данной территории является лесной скрытно-рекреационный промысел. Использование залесенных участков для массового отдыха означает, прежде всего, посещение их отдыхающими: прогулки, пикники, спортивные игры, любительский сбор цветов, грибов, ягод.

Ягодные, грибные угодья и угодья с лекарственными растениями используются для создания природных рекреационных парков или территорий, на которых отдыхающие занимаются сбором лесных и луговых даров.

Мы считаем, что в результате интенсивного использования поймы реки и её притоков в качестве зон отдыха, имеются участки, подверженные рекреационному разрушению. У пляжей и других мест отдыха наблюдается сильное нарушение  травяного покрова. В прибрежной части мест отдыха почти не осталось сухостоя, так как он весь использован отдыхающими и рыбаками в качестве топлива для костров. Численность растений сокращается в результате необдуманного сбора красивоцветущих трав в букеты, для хозяйственных нужд.

Таким образом, по мнению автора, растительный мир исследуемой территории достаточно разнообразен для развития таких видов туристско-рекреационной деятельности как сбор грибов, ягод и лекарственных растений.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНО- РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БАССЕЙНА РЕКИ УВОДЬ
  1. Определение перспектив развития туризма на

территории бассейна реки Уводь

По-настоящему ощутимый сдвиг в развитии исследуемого района может быть получен при развитии рекреационного туризма, предполагающего, что в отпускные и каникулярные сезоны население будет увеличиваться, причем время пребывания приезжающих будет исчисляться одной - четырьмя неделями.

Наиболее реальным вариантом развития рекреационного туризма является создание зон отдыха в живописных местах на базе деревень, где нет активной производственной деятельности. Обустройство такой «Русской» деревни для отдыха горожан не требует серьезных капиталовложений. При этом придется создать достаточный уровень санитарии: условия для хранения продуктов и приготовления пищи, приемлемые бани и туалеты. Необходимо создать отдыхающим возможности для сбора грибов и ягод, обработки грибов, заготовки варений.

Дополнительную привлекательность создаст деятельность посредников, которые помогут доставлять отдыхающим грибы, ягоды, а также молочные и мясные продукты, рыбу, овощи. Необходимо также организовать медицинское и экскурсионное обслуживание, приемлемые в деревенских условиях формы досуга. Сеть подобных зон отдыха может постоянно наращиваться. На следующем этапе возможно создание в привлекательных местах кемпингов, пансионатов, туристских баз, зон отдыха на основе сдаваемых напрокат домиков, коттеджей, палаточных городков. Большие возможности видятся в установлении прямых связей с северными территориями для организации массового отдыха их жителей в летнее отпускное и каникулярное время, а также с южными территориями для организации отдыха их жителей в условиях настоящей русской зимы.

Территория бассейна реки Уводь обладает возможностями для развития рыбацких и охотничьих туров, практически, во все сезоны. В сущности, рыбаки и охотники есть и сейчас, но этот процесс пока носит стихийный характер. В то же время с уверенностью можно говорить о больших возможностях организации этого вида туризма. Основные проблемы, которые предстоит решить:

-создание удобных мест проживания и питания;

-подготовка кадров опытных проводников и егерей;

-наличие транспортных средств, катера, лодки, снегоходы;

-создание гибкой и эффективной структуры, обеспечивающей организацию приема охотников и рыболовов, борьбу с неконтролируемым ловом рыбы и охоты.

Развитие спортивного туризма может происходить в следующих направлениях:

-мотоциклетные кроссы, автомобильные гонки;

-лыжные гонки (рельеф местности в районе пгт Лежнево, Новых Горок достаточно благоприятен);

-сплав по реке в межень на байдарке, резиновой лодке. Весенний сплав по большой воде на плотах, байдарках, каяках.

Исследуемый нами район имеет прекрасные возможности для развития экологического туризма. Пример – Рубское озеро, окруженное лесом, богатые грибные, людные места, комплекс озер в северной части исследуемой территории. Экологический туризм мог бы стать существенным компонентом образовательных программ для учащейся молодежи - от школьников до студентов вузов.

  1. Эколого-туристические маршруты и экскурсии

Путешествия по родному краю привлекают своей доступностью: их легче организовать, можно проводить в любое время года, они не требуют больших материальных затрат, но дают возможность постоянно и систематически наблюдать за объектами и собирать материал для обобщений.

Систематическое изучение природы способствует формированию материалистических взглядов. Изучая местные явления природы, туристы глубже усваивают закономерности, взаимосвязь природных комплексов, например влияние рельефа местности на климат и обратный процесс.

Простейшими формами краеведческой работы можно считать правильное описание маршрута похода, ведение дневника, составление чертежей, зарисовок.

Описание маршрута принято производить по следующей схеме:

  1. Общий километраж и расстояние между отдельными пунктами.
  2. характеристика рельефа местности.
  3. основные ориентиры.
  4. естественные препятствия на пути.
  5. характеристика экскурсионных объектов.
  6. определение лучшего времени для похода.
  7. места малых и больших привалов, ночевок, дневок.
  8. возможные варианты маршрута.

Все результаты наблюдений заносятся в дневник.

Водная экскурсия «Исследование реки Ухтохмы»

Предлагаемая экскурсия знакомит любителей природы с одним из притоков Уводи рекой Ухтохмой. Данный маршрут подразумевает участие учащихся 8-9 классов, так как водные путешествия являются одними из наиболее технически сложных видов туризма. На основе анализа информации, полученной на экскурсии, представления ребят об этой реке выльются в правильное представление о ней.

Цель исследования: расширить и закрепить теоретические знания, полученные на уроках географии по внутренним водам родного края; в процессе водного путешествия дать эколого-географическую характеристику реки Ухтохмы.

Задачи исследования:

  • определить основные гидрологические характеристики реки Вязьмы, используя знания, полученные на уроках географии;
  • развить умения определять основные параметры реки, развить физическую силу, ловкость участников путешествия;
  • воспитать у ребят любовь к природе, интерес к природным объектам.

Снаряжение для гидрографического исследования.

Для гидрографических наблюдений необходимо следующее снаряжение: рулетка длиной 20 м, веревка до 50 м, шест для измерения глубины длиной 2-2,5 м, поплавок диаметром 10-30 см для измерения скорости течения, термометр в металлической оправе. Ребята к моменту изучения реки должны быть ознакомлены с необходимым оборудованием.

Время проведения: май, сентябрь.

Проведение экскурсии.

1. Подготовка к путешествию.

На этом этапе предполагается предварительное изучение материалов (литературных, фондовых, картографических) по району предстоящей экскурсии.

Прежде всего, надо изучить всю речную систему исследуемой территории по карте, ознакомиться с основными характеристиками реки, используя соответствующую литературу. Для этого необходимо воспользоваться крупномасштабной топографической картой, справочниками по Ивановской области.

После ознакомления с картографическим изображением реки, особенностями побережий, её характеристиками необходимо, приступить к составлению плана работы, подбору снаряжения. Необходимо также разработать план передвижения к реке, а затем по реке, рассчитать примерное расстояние между населенными пунктами и другими ориентирами.

В результате подготовительной работы необходимо составить конспект основных работ, который должен содержать план изучения реки, методы его реализации и итог, к которому должны прийти учащиеся.

Подготовка учащихся. Экскурсию целесообразно провести после того, как учащиеся ознакомятся с гидрологией Ивановской области в ходе изучения темы «Родной край».

На общем собрании участников экскурсии учитель знакомит их с темой, маршрутом, целями и задачами предстоящей экскурсии, методикой проведения исследований, предварительными данными о районе исследования, а также проводит инструктаж по технике безопасности. В это же время класс делится на группы. В каждой группе назначается капитан. Группы должны быть равнозначны по составу, укомплектованы в соответствие с уровнем и возможностями учащихся. Необходимо распределить между участниками групп обязанности, чтобы каждый отвечал за что-либо.

2. Проведение исследования.

Добираются до объекта изучения тем способом и средствами, которые были выбраны учителем при разработке маршрута.

На начальном этапе проведения экскурсии необходимо еще раз напомнить цели и задачи экскурсии, план работы, а также напомнить основные правила техники безопасности поведения в природе. Каждый должен расписаться в журнале.

От города Комсомольска до железнодорожного моста 35 км, далее до поселка Лежнево 28 км, далее до устья 19 км.

На воду можно становится в городе Комсомольске, ниже плотины водохранилища, сюда можно доехать на автобусе от станции Тейково (25 км). От Комсомольска лучше идти весной. Общее направление реки на юго-восток. Река лесистая, быстрая, перекатистая, дно каменистое, есть небольшие плесы и мелкие разливы. Узкая в начале Ухтохма сильно петляет. Основные селения до железнодорожной линии Москва - Иваново: деревня Томарово на правом берегу и село Кулеберьево на левом берегу. Недалеко от реки находится станция Оболсуново. Ниже железнодорожного моста Ухтохма принимает приток слева, проходит под шоссейным перед деревней Федино (на левом берегу), мимо села Чернцы (на правом берегу), деревень Игнатиха, Вятково (на правом берегу) и Гомыленки (на левом берегу), в километре ниже которой на правом берегу хороший лес и стоянки, деревень Анисимово (на левом берегу) и Маслово (на левом берегу). Старинное селение Лежнево богато памятниками старины: 76-метровая колокольня (1823 год), воздвигнутая в честь победы в Отечественной войне 1812 года; башенные часы с четырьмя циферблатами под куполом колокольни показывают точное время уже полтора века; поблизости - Троицко-Знаменская церковь (1745 год). До поселка Лежнево можно добраться на автобусе из Иваново (25 км).

Изучение проводится по следующему плану:

1.Вводная беседа учителя с ребятами о внутренних водах нашего края, об изучаемой реке.

Река Ухтохма, правый приток Уводи, берет начало из болот недалеко от районного центра Комсомольск, близ которого в верховьях реки создано водохранилище. Протекает по Ивановской области, в слабоизвилистом русле, имеет направление на юго-восточное и впадает в Уводь на 71-м км выше деревни Повалиха на уровне 89 м. Длина реки 87 км, средний уклон 0,622 м/км, ширина русла 10-30 м, глубина 0,7-3 м. Вода в реке выше поселка Лежнево чистая, ниже грязнее. Приток Ухтохмы - дикая и глухая по виду Саньба - имеет длину 36 км, течет в крутых берегах с нависающими над водой деревьями.

2. Далее учащиеся расформируются по группам и приступают к непосредственному изучению объекта, изучение реки ведется по следующим пунктам.

  1. Необходимо определить истоки реки (это можно сделать по карте). Можно отметить места с заболоченной почвой, места, где откладывается глина, песок, галька.
  2. Ширину реки измеряют рулеткой или веревкой. Ширину можно определить шагами. Для этого, во-первых, нужно выбрать на противоположном берегу реки какой-нибудь предметный объект А (дерево, камень) и встать против него (точка В). Во-вторых, отметить палочкой точку В и идти под прямым углом к линии АВ вдоль берега определенной количество шагов, отметить рейкой полученную точку С. В-третьих, необходимо пройти такое же расстояние в том же направлении и отметить на берегу новую точку Д. Двигаясь под прямым к линии ВД, найти точку Е, из которой предмет А и рейка в точке С будут видны на одной прямой. В-четвертых, необходимо измерить расстояние ДЕ, которое будет равно ширине реки (расстояние АВ).
  3. Глубина реки измеряется шестом в опорных точках. Промеры глубин по поперечному створу можно провести в 4-6 точках. Шест размечают черной и белой краской через каждые 10 см. нижний конец его должен совпадать с нулем отчета.
  4. Для определения рельефа дна и русла промеры глубин делают вдоль и поперек реки по профилям. Поперечные профили разбивают перпендикулярно по направлению течения вдоль протянутой размеченной и закрепленной по берегам веревки. Промеры следует начинать и кончать на урезе воды. Расстояние между примерными точками зависит от ширины реки, рельефа дна и целей исследований. В среднем его принимают равным 1/20 – 1/50 ширины реки. Расстояние между примерными точками 10-20 м. Результаты такого измерения глубин позволяют вычертить профиль поперечного сечения реки.

   5.  Тип грунта дна определялся визуально по преобладающей фракции:

Название фракции

Размер частиц, мм

Валуны

>100

Галька

10-100

Гравий

1-10

Песок

0,1-1,0

Ил

0,01-0,1

Глина

<0,01

Из русловых наносов следует, что преобладающая фракция- это   фракция ила, хотя не малая доля приходится на валуны и гальку.

  1. Скорость течения реки измеряется поплавками. В качестве поплав- ков можно использовать деревянные кружки диаметром 10-15см и толщиной 3-5 см. В качестве поплавков применялись деревянные кружки диаметром 10-15 см и толщиной 3-5 см.

Требования к участку реки, на котором производится измерение скорости течения следующие:

- берега ровные, параллельные;

- русло ровное, устойчивое и не заросшее растительностью;

- направление течения параллельно берегам, скорость течения более 0,2 м/с.

- участок реки хорошо просматривается с берега.

Работа проводилась в такой последовательности:

1. Вдоль берега реки были разбиты два поперечных створа. Расстояние между ними должно быть таким, чтобы продолжительность хода поплавков была не менее 10 секунд.

2. Поплавки пускают по одному выше верхнего створа по всей ширине реки. (10 штук). В момент прохождения поплавка через верхний створ включается секундомер, а при прохождении через нижний, его остана- вливают.

3. В журнале для записей отмечается гидрометеорологические условия во время исследования.

4. По данным измерений можно составить  график распределения продолжительности хода поплавков. Из него будет видно, наибольшую скорость течения. При приближении к берегам скорость течения понижа-ется. Изучение распределения скоростей течения данным методом имеет ряд недостатков: 1. этот способ не даёт возможности определить скорость течения на различных глубинах потока; 2. зависимость от погоды.

5. Для измерения температуры воды применяются ртутные термометры в металлической оправе. Температуру поверхностных слоев воды можно измерить любым термометром, подержав его 10 минут в воде. Для измерения температуры глубинных слоев используется инерционный термометром. Термометр опускают на глубину не менее 1м в 3-5 м от берега, через 10 минут поднимают и снимают показания. Измерение температуры проводится в 8 и 20 часов и сопровождается измерением температуры воздуха.

6. Цвет воды определяется на глаз, с оценкой «бесцветная», «светло-желтая», «бурая» и т.д.

7. Воду различают по вкусу: соленая, горькая, сладкая и кислая. Остальные вкусовые ощущения называют привкусами.

8. Изучение растительности по берегам реки, водной растительности, используя атлас-определитель растений.

9. Дать характеристику экологическому состоянию реки.

10. На заключительном этапе экскурсии, когда закончены все наблюдения, учитель проводит с ребятами обобщающую беседу, в ходе которой выявляется степень усвоения знаний и умений, полученных на экскурсии.

Обработка результатов работы.

Записи в дневнике наблюдений ведут в такой последовательности:

  1. Название реки, истоки, устье, притоки, куда впадает; характер прилегающей местности, растительность по берегам, населенные пункты.
  2. Характеристика – ширина, высота и уклон берегов, наличие террас.
  3. Описание русла – извилистость, разделение на рукава, наличие островов, мелей, порогов, водная растительность, грунты на дне и берегах, скорость течения.
  4. Сведения о режиме реки – начало и конец весеннего разлива, уровень поднятия воды, площадь разлива, наименьший уровень воды.
  5. Сведения о гидротехнических сооружениях – мосты, плотины, орошение земель и др.

Результатом данного исследования должна быть полная эколого-географическая характеристика реки Вязьмы, а также карта пройденного маршрута.

Экскурсия на Рубское озеро

Рубское озеро и его окружающая территория являются уникальным памятником природы, имеющий большое научное, культурно-эстетическое и историко-мемориальное значение. Это также зона массового отдыха жителей не только Ивановской области, но и других областей. Поэтому нами предложена экскурсия на этот интереснейший географический объект.

Данная экскурсия может быть проведена как шестом классе, так и в старших классах.

Цель исследования – расширить и закрепить теоретические знания, полученные на уроке географии по гидрологии родного края, составить полную эколого-географическую характеристику Рубского озера, указав его рекреационную значимость.

Задачи гидрографического исследования:

  1. исследование эколого-географических особенностей Рубского озера, определение его основных параметров;
  2. развитие навыков гидрографических наблюдений, умений составлять характеристику гидрологических объектов;
  3. воспитать у ребят любовь к природе, интерес к природным объектам.

Оборудование для экскурсии: термометр, сачок, удочка, гербарная папка, банка для живых организмов, барометр, рейка в 1,5 метра.

Время проведения: май, сентябрь.

Проведение экскурсии.

1. Подготовительный этап.

Перед началом путешествия необходимо спланировать маршрут экскурсии, ознакомится с исследуемым объектом по топографической карте. Нужно определить его географическое положение, характер рельефа исследуемого района.

До поселка Синяя Осока можно добраться на автобусе, далее до Рубского озера 3,5 км пешком.

К югу и к юго-западу о Рубского озера расположена слабо расчлененная моренная равнина. Поверхность ее почти плоская, местами осложнена холмами с очень пологими растянутыми склонами с плоскими вершинами. В пониженных участках равнины расположены торфяники, в которых сохранились озера.

К востоку и юго-востоку от Рубского озера расположена пологоволнистая слабо расчлененная равнина. Поверхность равнины осложнена холмами, довольно хорошо выраженными в рельефе, особенно в южной части (вблизи реки Золотоструйки). Склоны холмов пологие, растянутые, днища долин часто заболочены.

2. Проведение экскурсии.

Перед началом экскурсии необходимо проверить наличие всего необходимого оборудования.

Добираются до объекта изучения тем способом и средствами, которые были выбраны учителем при разработке маршрута.

На начальном этапе проведения экскурсии необходимо еще раз напомнить цели и задачи экскурсии, план работы, а также напомнить основные правила техники безопасности поведения в природе. Каждый должен расписаться в журнале. Учащиеся формируются по группам и приступают к непосредственному изучению объекта.

Далее описание Рубского озера идет по следующему плану.

  1. Параметры озера.
  • Длина – 2980 м.
  • Максимальная ширина – 1550 м.
  • Средняя ширина – 1080 м.
  • Площадь озера – 297 га.
  • Максимальная глубина – 16,2 м.
  • Средняя глубина – 4,7 м.

Озеро вытянуто по длине с юго-востока на северо-запад. Берега западный и восточный низкие и представляют собой торфяное сфагновое болото. Северный и южный берега возвышенные.

  1. Питание озера. Озеро непроточное. Питание озера снеговое, дождевое и грунтовое. На глубине 4-6 метров у южного берега наблюдается придонное течение с запада на восток. Одной из причин подводного течения является выход родниковых вод.
  2. Температура воды. Для определения температуры воды в нескольких местах на поверхности и на дне озера используется термометр. Температура воды в июле достигает 20-21оС, а не мелководье – 22-23оС.
  3. Прозрачность воды в озере определяется с помощью диска Сэкки. Она равна 4,5-5,0 м.
  4. Ложе выполнено песчаными и суглинистыми отложениями с большим количеством валунного материала. Начиная с глубины 2,5-3,0 м дно озера покрыто иловыми отложениями. Песчаный грунт озера на границе с илом представлен уплотненным мелкозернистым песком.
  5. Растительный мир озера. Для его определения используется атлас-определитель растений. В местах, где слабо сказывается деятельность человека, песчаный грунт в прибрежной части покрыт зарослями тростника и гречихи земноводной. Из погруженных здесь повсеместно встречается полушник щетинистый, элодея. В местах, где находятся места для купания, грунт представлен рыхлым песком с примесью мелкого гравия и гальки. У восточного и юго-восточного побережья озера растет желтая кубышка, гречиха земноводная, рдест плавающий.
  6. Живые организмы также определяются с помощью атласа-определителя. Большинство живых организмов представляют личинки ручейника, личинки комаров, реже личинки поденок. Наиболее многочисленной группой являются моллюски. Из рыб в озере обитают щука, окунь, ерш, карась, верховка, плотва.
  7. Чистота и прозрачность воды в озере нуждается в охране. Отмечены случаи остановки машин на пляжах, мытьё машин озерной водой. Загрязнение озера происходит в результате стоков и бытовых отходов бах отдыха. Берега и дно озера загрязнены стеклянной и пластиковой тарой и прочим мусором.
  8. В ходе экскурсии рекомендуется сделать фотографии озера, собрать гербарий и обитателей водоема для коллекции.

Собранный материал обрабатывают и на его основе составляют гидрологическое описание Рубского озера.

Результатом данного исследования является полная эколого-географическая характеристика озера и приложенные к ней коллекции растений и животных Рубского озера.

3. Заключительный этап. На этом этапе экскурсии, когда закончены все наблюдения, учитель проводит с ребятами обобщающую беседу, в ходе которой выявляется степень усвоения знаний и умений, полученных на экскурсии.

Кроме гидрологического исследования ребята могут отдохнуть на пляжах Рубского озера. Удачным местом для отдыха является городской пляж, расположенный на восточном берегу озера, а также пляжи на северном берегу озера, где самые лучшие условия для принятия солнечных и воздушных ванн и купания. Кроме того, ребята могут от отлично порыбачить после исследования озера. Но необходимо помнить, что все рекреационные мероприятия должны проходить под руководством учителя.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что бассейн реки Уводь обладает достаточно богатыми природно-рекреационным потенциалом.

Рельеф бассейна реки Уводь не является препятствием для развития туризма и рекреации. Устойчивость к нагрузкам и несущая способность пород всюду достаточна для сооружения туристской инфраструктуры – домов и баз отдыха, оздоровительных лагерей, кемпингов.

Климат исследуемой территории благоприятен для многих видов туризма. Практически все сезоны пригодны для тех или иных видов рекреационной деятельности.

Исследуемая территория обладает  богатыми туристско-рекреационными гидроресурсами. Река Уводь и её притоки Ухтохма, Вязьма, Востра, Харинка, Талка испытывают значительные рекреационные нагрузки. По берегам рек расположено большое количество оздоровительных лагерей учащихся, домов отдыха, туристических баз. На реках ежегодно проводятся водные ралли, туристские слеты, соревнования по спортивному ориентированию и по технике горного туризма.

Растительный мир исследуемой территории достаточно разнообразен для развития таких видов туристско-рекреационной деятельности как сбор грибов, ягод и лекарственных растений.

Большое разнообразие охотничье-промысловых зверей, рыбы дает развитие таким видам рекреационной деятельности как летняя любительская рыбалка, спортивный лов рыбы, зимняя рыбалка, а также любительская охота.

В результате интенсивного использования примыкающих к реке территорий в качестве зон отдыха образовались участки, в значительной степени подвержены рекреационной дегрессии.

По-настоящему ощутимый сдвиг в развитии исследуемого района может быть получен при процветании спортивного, промыслового, экологического и экстремального видов туризма на основе создания эффективной организационной структуры.

Туризм может быть существенным компонентом образовательных программ для учащейся средних школ. Путешествия по родному краю привлекают своей доступностью: их легче организовать, можно проводить в любое время года, они не требуют больших материальных затрат, но дают возможность постоянно и систематически наблюдать за объектами и собирать материал для обобщений.

Краеведческий материал в виде различных примеров и фактов можно использовать на уроках географии, биологии, естествознания, но более глубокие знания можно получить во внеклассной работе, в краеведческих кружках. Достаточно интересным маршрутом для школьников является маршрут по изучению правого притока Уводи реки Ухтохмы. Не менее интересным и познавательным для учащихся маршрутами является маршрут на Рубское озеро. Данные маршруты подразумевают участие учащихся как  8-9 классов, так и ребят старшего возраста, так как водные путешествия являются одними из наиболее технически сложных видов туризма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий). – М.: Просвещение, 1981. – 205с.
  2. Барковская М. Мутные воды // Ивановская газета. – 2003. – №174. – 29 августа.
  3. Барская Х.И. География Ивановской области. Учебное пособие для 8 класса. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1971. – 80с.
  4. Бачев И. Вниз по лежневской Вязьме //Рабочий край. – 1997. – 14 марта.
  5. Востриков С. Наш любимый край. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1990. – 128с
  6. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М.: Советская энциклопедия, 1998, с.432
  7. Гладунюк А. Талая воды, шалая вода //Иваново-Вознесенкк. – 2003. - №12 (апрель).
  8. Ивановская область. Географический атлас. – Иваново, 2006. – 36с
  9. Колбовский Е.Ю., Кулаков А.В. Экология рекреации и туризма: ландшафтно-географический анализ на примере Верхневольжья. – Ярославль: Ландшафтное планирование, 2002.
  10. Комплексное исследование природы и составление природоохранной карты зоны отдыха на Рубском озере. /Под руководством Н.Б.Худякова. - Иваново, 1977
  11. Новичков Д.В. Физическая география Ивановской области. Учебные  материалы для общеобразовательной школы. – Шуя: Весть, 2003. – 155с.
  12.  Новичков Д.В. Социальная и экономическая география Ивановской области. Учебные материалы для общеобразовательной школы. – Шуя: Весть, 2003. – 155с.
  13. Худяков Н.Б. Рубское озеро и его окрестности // Природа Ивановской области. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. - с.23-34.
  14.  Худяков Н.Б. Туристско-рекреационные гидроресурсы Ивановской области // Материалы научных исследований естественно-географического факультета ГОУ ВПО «ШГПУ». - Шуя: Весть, 2005.
  15. Шорин Р. Уводь многострадальная //Хронометр. – 2000. – 26 января.
  16.  Шошин М. По родной области.  – Иваново, 1981. – 256с.
  17. http://www ivanovo.ac.ru/school/21/proekt/ecology/gedros.htm
  18. http://www ktmz.boom.ru/library/wwte/ivan37/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Гидротопонимы участка реки Люлех"

Исследовательская работа учащихся на тему: Гидротопонимы участка реки Люлех"...

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

Исследовательская работа на тему: "М.В.Ломоносов. Исследования в области географии и метеорологии""

Презентация материала разработана ученицей 10 класса Тюлюш Д.А, с которым она выступала в 4 зональной Ломоносовской олимпиаде школьников Республики Тыва и удостоилась номинации "За отдачу в области ис...

Исследовательская работа по теме "Лекарственные растения Ульяновской области"

выяснить какие лекарственные растения произрастают в Ульяновской области...

Методическая разработка проектно - исследовательской работы по теме: « Почвы и антропогенные нарушения в их окрестностях реки Юшатырь»

методическая разработка    направлена на организацию проектно исследовательской деятельности учащихся по теме:« Почвы и антропогенные нарушения в их окрестностях реки Юшатырь»...

Исследовательская работа по теме "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКИ БИРЛЯ"

Исследовательская работа по теме: «Экологические проблемы реки Бирля»  выполнена в рамках I Региональной научно-практической конференции обучающихся  на тему: «ЭКОЛОГи...

Исследовательская работа на тему: "Исследование качественного состава воды в реке Старица Села Чернокурья Карасукского района и возможностей использования её в быту"

Вода - ценнейший природный ресурс, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Для многих живых организмов о...