Музейный урок "Великий подвиг земляков"
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс) на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Музейный урок посвящён подвигу выпускников 1939-1941 годов школы имени КМА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok_velikiy_podvig_zemlyakov.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ЗЕМЛЯКОВ.

СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ ПЕРВОЙ ШКОЛЫ  ГОРОДА  ГУБКИНА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарий музейного урока

Цель: На примере героической, порой очень трагической, судеб выпускников нашей школы показать цену Победы, убедить подростков в невозможности забвения святых имен, дат, судеб.

Задачи:

  • приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
  • активизация научно-просветительской работы музея школы;
  • привлечение внимания учащихся к исторической памяти о защитниках Отечества;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, потребностей к расширению знаний, развития самостоятельности мышления, познавательных интересов и творческого потенциал;
  • воспитание подрастаивающего поколения музейными средствами.

Участники: учащиеся 5, 6-х классов.

Место проведения: школьный музей.

Время проведения: 17 марта 2006 г.

Оформление и оборудование: Мультимедийная установка, презентация «Великий подвиг земляков» (фотографии зданий школы 1930-х гг., 1950-х гг., 2006 г.), фотографии выпускников 1939 г., в годы Великой Отечественной войны и послевоенных лет, фонограммы песен советских композиторов и поэтов.

Экспозиция реликвий школы: Знамя школы 1950 г., телефон 1950-х гг., пионерские барабан и горн, кубки 1950-60-х гг., грамоты 1950-1970-х гг.

Песни исполняют учащиеся 5-9-х классов.

        Звучит песня «Школьные товарищи». Музыка Н. Богословского, слова М. Матусовского.

Ведущий 1. Губкинская средняя школа № 1 старейшая в городе, со сложившимися традициями, с дружным коллективом энтузиастов-учителей, учащихся и родителей; с интересной жизнью кружков, клубов, спортивных секций.  

Ведущий 2. В 1934 году в поселке при шахте КМА в одном из одноэтажных зданий бывшего конного двора помещика Коробкова открылась семилетняя школа. Это были маленькие, темные комнатки совсем не приспособленные для классов. С ростом поселка помещение для школы стало тесным и в 1937 году ее перевели в трехэтажное деревянное здание – дом помещика Коробкова, построенный в середине XIX века, который был расположен в живописном месте –  рядом со старым парком и прудом.

Ведущий 1. В предвоенные годы в школе работало около 15 учителей, среди них: историк П.Г. Бантюков, физик В.А. Пономаренко, математик С.Д. Бухлов, физрук и преподаватель военного дела Ф.Н. Мелентьев, преподаватель начальных классов К.Н. Крочакевич.

Ведущий 2. В 1939 году состоялся первый выпуск в количестве 18 человек.

Ведущий 1.  «Вот и кончались школьные годы… полные надежд, счастливые смотрели мы в свое завтра»  (Из воспоминаний Т.И. Жиленковой, выпускницы 1940 г.).

Ведущий 2.  «62 года прошло с той поры, когда мы стояли на пороге взрослой жизни. Три предвоенных выпуска – это молодежь 1917-1924 года рождения. Труднейшие годы сопровождали нас в детстве и юности. Все познали нищету, голод. Но учились и трудились с радостью. Хоть подчас и учебников не хватало, одевались очень скромно. Принимали участие во всех пионерских и комсомольских делах, художественной самодеятельности. Песни сопровождали нас повсюду. А какая была тяга к знаниям! Все хотели поступить в высшие учебные заведения. Большинство девочек мечтало стать учителями, многие мальчики – летчиками, моряками. Очень любили Родину, и поэтому каждый хотел что-нибудь большое совершить для нее. Полные надежд, счастливые смотрели мы на свое Завтра… А завтра была война…» (Из воспоминаний А.П. Мартемьяновой, выпускницы 1940 г.)

Звучит песня «Вставай, страна огромная». Музыка А. Александрова, слова  В. Лебедева-Кумача.

Ведущий 1. Вглядитесь в их лица, в их судьбу. Она похожа на тысячу других судеб мальчишек сороковых годов.

Ведущий 2. Весной 1941 года, такого теперь далекого года, закончились их школьные годы, и одноклассники – Куликов А., Цыганков В., Сдержиков Д., Гнитиев Д., Мокрицкий А. – пошли каждый своей дорогой, чтобы вступить в Великую Отечественную... 

Звучит песня «Эх, дороги». Музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.

         Снайперы, артиллеристы, санитары, моряки – сражались они на всех фронтах.

         Чтец. Они в строю

С тех самых дней поныне

Идут все в бой

За Родину свою.

Они в строю

И совесть века с ними,

И мир мудрей,

                                       Пока они в строю.  

Ведущий 1.  С октября 41-го шел дорогами войны Миша Зюганов, дошел до самого Берлина, громил врага в самом его логове, оставил свою роспись на Рейхстаге.

 На белгородской земле пал в неравном бою Володя Цыганков, зажав в руке горсть родной земли…

Ведущий 2. Немало испытаний выпало на долю Анатолия Новикова, паренька из бедной крестьянской семьи, призванного в армию в 1941 г., после окончания школы.

 «В ночь на 22 июня 1941 г. нес он боевое дежурство на одном из кораблей в г. Севастополь. В 3 часа 40 минут обнаружил группу фашистских самолетов, которые приближались к военно-морской базе, доложил о результатах наблюдения… Фашисты днем и ночью бомбили город, корабли. С тяжелыми ранениями дважды попадал в госпиталь и снова становился в строй. На его груди  немало орденов и медалей «За отвагу».

Ведущий 1. В небе родной страны сражались школьные друзья – Новиков Василий, Легонький Иван, Куликов Алексей.

Маршрут штурмана морской авиации Гнитиева Дмитрия в феврале 1942 года пролегал от Камчатки до Порт-Артура. Летая над Тихим океаном, он сделал огромное количество аэроснимков, вел разведку боевых действий, что помогало Советской Армии сдерживать империалистов Японии от войны с нами сосредоточить все силы на разгроме гитлеровских захватчиков. Пришлось Дмитрию сделать аэросъемку и Хиросимы после бомбардировки американской авиации.

        За успешное выполнение боевых заданий был награжден орденом Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.

        Часто, сидя за штурвалом самолета, думал о Кате Матросовой, однокласснице, с которой дружил в школе, которую он очень любил, мечтал встретиться после войны и признаться в своих чувствах…

Звучит песня «Синий платочек» Музыка Е. Петербурского, слова М. Максимова.

Ведущий 2. Кате Матросовой было 19 лет, когда началась война. Она ушла на фронт с первого курса сельскохозяйственного института, добровольцем. Она умела хорошо стрелять, прыгать с парашютом, перевязывать раны. Катя Матросова сражалась в боях за Москву, Сталинград, на Курской дуге, освобождала Белгород, Киев, а осенью 1943 г. в составе 1036 артиллерийского полка участвовала в освобождении Прикарпатья. Несмотря на молодость, она была очень отважной. В одном из боев Катя  вынесла  36 раненых солдат и офицеров вместе с их оружием. Сама была ранена, но скрыла это и не ушла с поля боя, пока не оказала помощь всем, кто в ней нуждался. За этот подвиг она была удостоена своей первой награды – Ордена Красной Звезды. 26 июля 1944 года в бою за город Станислав Катя Матросова погибла… Она, как всегда, находилась рядом с бойцами: перевязывала раненых, подбадривала их, ходила в атаку. Осколок разорвавшегося снаряда попал ей в грудь, туда, где носила свой комсомольский билет… Лишь на руках командира Катя на минуту приоткрыла глаза, увидела над собой голубое  безоблачное небо, которое она так любила, и проговорила: «Вот и нет больше Кати…» Это были ее последние слова.

     Чтец.     И у мертвых, безгласных

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

Завещаем в той жизни

Вам счастливыми быть.

И родимой Отчизне.

С честью дальше служить.

И беречь ее свято.

Братья счастье свое –

В память воина-брата

Что погиб за нее.

Ведущий 1. В годы Великой Отечественной войны часть учеников-комсомольцев уходит на фронт, а часть помогает армии и фронту в тылу: роют окопы, ухаживают за ранеными, собирают теплые вещи для фронтовиков.

           Чтец.       Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Ведущий 2. Жиленкова Таисия Ивановна.

Чего только не насмотрелась восемнадцатилетняя санитарка, работая в госпитале! С Курской дуги везли и везли раненых, искалеченных… приходилось по несколько суток не спать. Госпиталь часто бомбили. Стоны, крик раненых. Сколько смертей…

Страха не было. Только щемящая боль, ненависть и проклятья фашистам. Сколько же было силы в этих девчонках в белых халатах. Таких хрупких и беззащитных!

Ведущий 1. Александра Павловна Мартемьянова. Выпускница 1941 г.

Ей не было и 18-ти, когда началась война. Избрали бригадиром колхоза. Пахали землю на коровах. Сеяли и косили хлеб. Рыли окопы, противотанковые рвы, строили железную дорогу «Ржава – Старый Оскол», аэродром под городом Старый Оскол. Когда началась Курская битва, Сашенька надела солдатскую шинель. В Альпах встретила День Победы.  

Чтец.     У погодков моих нет ни жен,

Ни стихов, ни покоя,

Только сила и юность.

А когда возвратимся с войны

Все долюбим сполна

И напишем, ровесник, такое,

Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

Ну, а кто не вернется, кому долюбить не придется?

Ну, а кто в 41-м первой пулей сражен.

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется, –

У погодков моих  ни стихов, ни покоя, ни жен…

Пусть живые запомнят и пусть

Поколения знают

Эту взятую с боем

Суровую правду солдат…

…Нас не нужно жалеть, ведь

И мы никого б не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Ведущий 1. Петр Межуев, Екатерина Матросова, Яков Прутков, Василий Новиков, Иван Черников, Сергей Зубков, Владимир Цыганков, Владимир Ушаков, Матвей Лобышкин, Василий Сдержиков, Таисия Жиленкова, Александра Мартемьянова…

 Ушли навечно, но не забудутся  их имена никогда.

Минута молчания. Звучит метроном.

Ведущий 2. День Победы. Цвели сады, солнце сияло особенно ярко, и радости не было конца.

        Звучит песня «Майский вальс». Музыка И. Лученка, сл. М. Ясеня.

Ведущий 1. Во время оккупации школа не работала. Летом и осенью 1943 года в ней располагалась часть передвижного госпиталя. Осенью 1943 года занятия в школе возобновились, но проходили в подсобных помещениях. В 1944 году, после ремонта здания, школа вернулась на прежнее место. «Парт не было, стульев тоже. Сидели и писали школьники на длинных широких досках, превращенных в столы и стулья».

Ведущий 2. С окончанием войны началось оживление города. Приехали рабочие из эвакуации, многие вернулись с войны. Началось восстановление производства и жилья. С расширением задач строительства, рос и город. Появились новые улицы. Одна из них (она была первой улицей), улица Победа застраивалась двухквартирными домами из кирпича, да двухэтажными щитовыми домами, полученными по репарации из Германии и Финляндии.

Ведущий 1. В конце 1940-х годов школа была переполнена. В школу ходили не только дети рабочего поселка и села Коробково, но и из ближайших населенных пунктов: сел Иотовки, Теплого Колодезя, Салтыково. Учащиеся занимались в три смены: с 8 до 12 часов – начальные классы, с 12 до 18 часов – пятые-седьмые классы, с 18 часов – старшие классы.

        Директором школы тогда был Николай Дмитриевич Сорокин, который прошел войну и вернулся к педагогической деятельности.

        В 1949-1950 годах строится новое здание для школы на улице Победы. Проект был типовой.

Сегодня мы учимся в этом здании.  В 2003-2004 гг. был проведен капитальный ремонт здания школы.  И сегодня здание школы № 1 одно из самых красивых и уютных среди школ города и области.

В ней учатся 658 учащихся, работают 48 учителей, среди которых наши выпускники: Рудакова Н.Л., учитель начальных классов, Шугаева Н.Н., учитель начальных классов, Ежкова И.В., учитель математики, Аршинова Ж.В., старшая вожатая, Дронова И. В., учитель русского языка и литературы, Соловьева Е.А., учитель иностранного языка, Орехова И.В., учитель биологии и экологии, Дровникова Е.В., социальный педагог.

В нашем мероприятии принимают участие учащиеся 5 А класса, среди которых и Елена Крочакевич, правнучка учителя начальных классов 30-х гг. К.Н. Крочакевич. И сегодня пятиклассники исполнят свою любимую песню.

Звучит песня «Солнечный круг». Музыка А. Островского, Л. Ошанина.

Домашнее задание:

  1. Взять интервью у своих родных «История семьи в годы Великой Отечественной войны».
  2. Подобрать стихи местных авторов к классному часу «эти суровые годы войны».
  3. Подготовить презентацию «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий - конкурс посвященный подвигу наших земляков

Краткая аннотация к использованию данного материала. Данная разработка может быть использована на мероприятии посвященному «Дню Победы». Сценарий праздника делится на несколько частей : 1)вступле...

Классный час "Подвиг наших земляков"

Классный час К 65-летию Великой Отечественной Войны. Подвиг наших земляков! Цели: расширить знания учащихся об истории России, истории Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Воспитывать патриот...

Подвиги земляков.

Мероприятие в форме устного журнала....

Конспект занятия по теме: «Подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны»

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края,  через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формиров...

Исследовательская работа "Подвиг земляков уральцев под Москвой"

Исследовательская работа посвящена изучению вклада земляков села Верховино в победу в Великой Отечественной войне....