Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"
рабочая программа по краеведению на тему

Кирчева Ольга Георгиевна

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_literature.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

литературного кружка

«Москва Литературная»

(внеурочная деятельность)

3 часа в неделю

(108 часов)

Пояснительная записка

Москва - центр многовековой культуры русского народа. Уже в XIV-XV в. в московских монастырях-старожилах создавались обширные книгохранилища - библиотеки.
         В XV веке в Москве И.Федоров изобрел книгопечатание.
В 1755 году открылся Московский Университет, и началось издание первых журналов создание литературных обществ, кружков, объединений.
Москва - родина А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, А.Н.Островского, М.Ю.Лермонтова,А.И.Герцена,Ф.М.Достоевского.
         В Москве жили и работали А.И.Толстой, А.П.Чехов, А.М.Горький, А.И.Куприн, И.А.Бунин, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, С.А.Есенин.

Программа «Москва Литературная» призвана расширить знания учащихся о родном городе, о поэтах и писателях, живших и творивших в Москве.

Программа ставит цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг.

Программа призвана решить следующие задачи:

  1. Образовательные:
  • расширение знаний обучающихся в области литературы, истории, краеведения;
  • знакомство обучающихся с московским периодом творчества русских писателей и поэтов, а также фрагментами их произведений о городе;
  • формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности;
  • формирование у учащихся умений и навыков работы с различной литературой (энциклопедиями, справочниками, публицистикой).

  1. Развивающие:
  • развитие памяти, наблюдательности, интереса к истории своего города;
  • развитие личностного самообразования (активности, самостоятельности, навыков общения).

  1. Воспитательные:
  • формирование инициативности, самостоятельности, ответственности, культуры поведения;
  • воспитание чувства патриотизма, любви к своему городу – Москве и осознание своей роли в нём.

 

Программа «Москва Литературная» рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по полтора часа с добровольным и постоянным составом его участников. Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет, всего за год – 108 часов. Целесообразность данного количества времени, отведенное программой, связано с большой учебной нагрузкой и с тем, что часть заданий школьники выполняют дома (творческие работы и т.п.). Таким образом, именно полуторачасовое занятие два раза в неделю является наиболее оптимальным для учащихся этого возраста.

 Форма проведения занятий и итогов работы по образовательной программе

Деятельность детского коллектива строится на сочетании коллективной, групповой и индивидуальной форм работы. Обучение осуществляется в виде теоретических, практических занятий, а также в виде экскурсий. Кроме того, проводятся викторины, конкурсы.

Теоретические и практические занятия чередуются в определенной последовательности, что способствует лучшему усвоению учебного материала. В качестве наглядности используется большое количество иллюстраций, картин, портретов. На занятиях, посвященных поэзии, продолжается обучение элементам анализа стихотворений и их выразительному чтению. Впоследствии эти навыки используются при подготовке к конкурсам чтецов. Большое значение в обучении школьников играют экскурсии по литературным местам, проводимые по заранее составленному плану, с определенной целью. Итогами экскурсий являются письменные работы, детские рисунки и фотографии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

            Закончив обучение по программе «Москва Литературная», обучающиеся:

  • расширят знания о литературной Москве;
  • познакомятся с творчеством известных и новых для них писателей и поэтов;
  • познакомятся с памятными местами Москвы, связанными с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов;
  • овладеют навыками выразительного чтения, анализа поэтических текстов, написания отзыва о произведении и т.п.;
  • овладеют навыками самостоятельной работы.

 Способами проверки освоения программы детьми может служить участие в конкурсах чтецов, сочинений, рисунков и фотографий о Москве. Результатами работы можно считать различные творческие работы обучающихся по этой теме.

Учебно-тематический план

Тема

Теория

Практика

Экскурсии

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка. Беседа .

2

2

2

Экскурсия в  Музей-квартиру Пушкина на Арбате, 53.

3

3

3     

 

Практическая   работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии, сочинение на тему «Мой Пушкин».

3

3

4

Москва в произведениях А.С.Пушкина.

1.5

1.5

5

Анализ поэтического произведения.

1.5

1.5

3

6

Экскурсия в Дом-музей М.Ю.Лермонтова на Малой Молчановке, 2.

3

3

7

Практическая   работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии.

3

3

8

Анализ поэтического произведения.

1.5

1.5

3

9

Конкурс стихов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1.5

1.5

10

Конкурс рисунков к произведениям А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

3

3

11

Экскурсия в Музей-усадьбу Л.Н. Толстого в Хамовниках (улица Льва Толстого, 21).

3

3

12

Практическая   работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии.

3

3

13

Москва в произведениях Л.Н.Толстого.

1.5

1.5

14

Экскурсия в Дом-музей А.П.Чехова на Садово-Кудринскую, 6.

3

3

15

Практическая   работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии.

3

3

16

Инсценирование рассказов А.П.Чехова.

3

3

6

17

Экскурсия в Дом-музеей Н.В.Гоголя на Никитском бульваре, д. 7а

3

3

18

Практическая   работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии.

3

3

19

С.А.Есенин в Москве. Презентация.

3

3

6

20

Конкурс стихов С.А.Есенина.

1.5

1.5

21

Анализ поэтического произведения.

1.5

1.5

3

22

В.В.Маяковский в Москве. Презентация.

3

3

6

23

Анализ поэтического текста.

1.5

1.5

3

24

Выразительное чтение стихов В.В.Маяковского.

1.5

1.5

25

М.И.Цветаева в Москве. Презентация.

3

3

6

26

Выразительное чтение стихов М.И.Цветаевой.

1.5

1.5

27

Анализ поэтического текста.

1.5

1.5

3

28

Экскурсия в Булгаковский дом  на Большой Садовой, 10.

3

3

29

Практическая   работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии.

3

3

30

Конкурс фотографий.

3

3

31

А.И.Куприн в Москве. Презентация.

3

3

6

32

И.А.Бунин в Москве. Презентация.

3

3

6

33

Круглый стол. Проведение круглого стола. Отчет творческих работ учащихся.

2

2

34

Заключительное занятие.

 Подведение итогов работы творческого объединения за год.

2

2

Всего:

108

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири" 5 класс

Рабочая программа учебного курса по «Литературному наследию Сибири», далее ЛНС  для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образов...

Рабочая программа по курсу " Литературный кружок"

Школьная программа по литературе предполагает знакомство с наиболее значительными произведениями, начиная с античности и заканчивая современной литературной ситуацией.  Объем необходимой для проч...

Рабочая программа факультативного курса «Литературный экран» (для учащихся 7 классов).

Программа факультатива составлена по авторской программе Г.В. Михеевой «Литературный экран». – Пыть-Ях, 2012. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.Согласно програм...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 9 класс

  Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для дет...

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...