Рабочая программа по курсу " Литературный кружок"
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Грига Ирина Иннокентьевна

Школьная программа по литературе предполагает знакомство с наиболее значительными произведениями, начиная с античности и заканчивая современной литературной ситуацией.  Объем необходимой для прочтения и изучения литературы обширен. На сегодняшний день реальность такова, что не хватает количества часов, особенно на изучение произведений зарубежной литературы. Многие произведения русской литературы остаются вне поля зрения школьников.   Учитель обычно стремится выполнить основную часть программы, которая касается русской литературы.  Хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Данный курс  внеклассной работы по чтению и изучению литературы «Литературный кружок»  обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Литературный кружок»  7 класс составлена учителем на основании БУП и Примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004 №1312, с изменениями от 3.06.2011 за №1994; регионального ГУП и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом МО и НРБ от 03.09.2008 за №1168, с изменениями от 12.07.2011 за №1093.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России.

 Программа выполняет две основные функции: информационно-методическая функция (цели, содержание, общая стратегия обучения, воспитание и развитие). Организационно- планирующая функция (этапы обучения, структурирование учебного материала и промежуточная аттестация учащихся).

Актуальность программы

Школьная программа по литературе предполагает знакомство с наиболее значительными произведениями, начиная с античности и заканчивая современной литературной ситуацией.  Объем необходимой для прочтения и изучения литературы обширен. На сегодняшний день реальность такова, что не хватает количества часов, особенно на изучение произведений зарубежной литературы. Многие произведения русской литературы остаются вне поля зрения школьников.   Учитель обычно стремится выполнить основную часть программы, которая касается русской литературы.  Хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Данный курс  внеклассной работы по чтению и изучению литературы «Литературный кружок»  обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры.

Программа адресована учащимся 7 класса МБОУ «Уринская СОШ»

Цели и задачи

Целью  внеклассной работы по изучению литературы в школе программа называет приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;

Задачи:

- формирование разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.

 - развитие эмоционального восприятия художественного текста;

- развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения,  читательской культуры и понимания авторской позиции;

- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении  художественных произведений;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

-грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Здоровьесберегающие:

 Создание здорового психологического климата на уроках, соблюдение светового режима, а также нормированного чтения вслух и про себя.

Соблюдение надлежащей  обстановки и гигиенических условий в классе

Правильное чередование количества и видов преподавания ( словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)

Общая характеристика учебного курса

  Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

  Художественная литература формирует самосознание современного общества. Начало всему – в школе. Особенно важно преодоление своеобразного отчуждения от системы нравственных и эстетических ценностей, которые раскрываются для школьника через приобщение к художественному миру литературного произведения.  Не случаен интерес к расширению литературного образования  в начальной школе на основе интеграции русского языка и литературного чтения, формирование навыков письма, чтения и говорения, а также приобщения к самостоятельной деятельности.

 Программа построена так, что в нее включены произведения русской литературы, не вошедшие в школьную программу,  а также произведения зарубежной литературы.

Краткая характеристика возраста детей

В 7 классе формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников. Одна из важнейших задач – включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

Содержание курса учитывает читательские интересы и возрастные особенности семиклассников, специфику восприятия ими литературы, определяя тем самым последовательность вопросов и заданий:  ваше первое впечатление, как вы поняли текст; сделаем выводы; внеклассное чтение и связь с другими видами искусства. Больше внимание уделяется чтению вслух, выразительному чтению художественных произведений – как лирических, так и эпических, художественному пересказу текста, инсценированию и другим видам творческих работ.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей.  При этом современный школьник имеет свои собственные суждения  о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы  востребованности  собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. В связи с этим я применяю технологии личностно-ориентированного образования (технология сотрудничества, метод проектов и т.д.)  

Виды деятельности:

- разные виды чтения;

- пересказ текста по плану;

- переложение текста;

- инсценирование  эпизодов произведения;

- викторины

Количество учебных часов

 Учебный объем курса составляет 68 часов из расчета 2 часа в неделю.  

УМК

1.Межпредметные связи при изучении литературы в школе/Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский и др.; Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.: Просвещение, 1990. – 223с.

2. Б.А.Буяльский Искусство выразительного чтения: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176с.

3. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах/ Р.И. Альбеткова, С.Г.Герке и др.; - М.: Просвещение, 1991. – 175с.

Учебный план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

Введение

1

1

-

2

Роды и жанры литературы

5

2

3

Развитие речи (знание литературоведческих понятий)

3

Героический эпос в мировой литературе

4

2

2

4

Гомер

3

2

1

5

Литература европейского Возрождения

8

5

3

6

 Литература 18 века

5

3

2

7

Театр европейского классицизма

6

3

3

8

Литература19 века

16

7

9

Сочинение-миниатюра

9

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

3

3

-

10

Литература 20 века

17

10

7

Итого

68

38

30

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата

По плану

Факт.

1

Введение.

1

Вводное занятие

2-6

Роды и жанры литературы.

5

изучение

Творческий конкурс

7-10

Героический эпос в мировой литературе

.Карело-финский мифологический эпос «Калевала»

4

Чтение, осуждение

Литературная викторина

11-13

Гомер. «Одиссея»

3

Своеобразие гомеровского эпоса

14-21

.  Литература европейского Возрождения. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

8

чтение

Инсценирование  эпизодов

22-26

Литература 18 века.       Д.И. Фонвизин «Недоросль»»

5

Чтение

Инсценирование эпизодов

27-32

Театр европейского классицизма.                    Ж.- Б. Мольер «Мещанин во дворянстве

6

диспут

33-48

Литература19 века. А.С. «Пиковая дама»,  «Капитанская дочка»

16

Чтение, обсуждение

Творческие работы

49-51

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе  Э.А.По «Падение дома Ашеров»

3

Творческий конкурс

52-68

 Литература 20 века. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Б.Полевой «Повесть о настоящем                человеке». В.М. Шукшин. Рассказы.  Б.Окуджава. Стихотворения.

17

Чтение и обсуждение

Литературная викторина

Читательская конференция

Итого

68


Содержание тем учебного курса

        

Название разделов и тем курса

Кол-во часов для изучения

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий

1

Введение

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга и ее компоненты. Учебник литературы и работа с ним

Практические задания

2

Роды и жанры литературы

5

Повторение жанров литературы.

3

Героический эпос в мировой литературе

.Карело-финский мифологический эпос «Калевала»

4

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников

Творческие задания

4

Гомер

3

Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

Творческие задания

5

Литература европейского Возрождения.  У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

8

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Творческие задания

6

Литература 18 века Д.И. Фонвизин «Недоросль»

5

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Творческие задания

               

7

Театр европейского классицизма Ж.- Б. Мольер «Мещанин во дворянстве

6

Особенности классицистической драматургии. Комедия нравов и характеров.

 

8

Литература19 века. А.С. «Пиковая дама»,  «Капитанская дочка»

16

Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического. Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина.

9

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

3

Восприятие мира как некоего космического, родственного. Языческие представления о земле и ее создании

Творческие задания

10

Литература 20 века. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Б.Полевой «Повесть о настоящем                человеке». В.М. Шукшин. Рассказы.  Б.Окуджава. Стихотворения

17

Вопросы нравственного воспитания в произведениях Гайдара и Полевого. Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы.  Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников

Читательская конференция

итого

68

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество;

- жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, звукопись, цветопись; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма;

жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет,  композиция литературного произведения;   драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).

уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-отличать стихотворение от прозы,  используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,

строфа, размер);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-

следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в

произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление  авторского отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге  (автор произведения, аннотация,  оглавление, предисловие, послесловие и др.);

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая

жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения

героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить

прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Список литературы

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7класса: В2ч. – М.:

Просвещение, 2009.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по

литературе: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-7 классах: Практическая методика: Кн. Для

учителя. – М. Просвещение, 1996.

2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по

литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2002.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9

классы. – М.: Дрофа, 2007.

4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 кл.: Методическое

пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 7 кл.» / О.А.

Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по

литературе. 7класс. – Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.

6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. – М.:

Просвещение, 2006.

7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др.

«Литература. 67класс». – М.: Издательство «Экзамен»

8. Фонохрестоматия к учебнику - хрестоматии для 7 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"

Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...

Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири" 5 класс

Рабочая программа учебного курса по «Литературному наследию Сибири», далее ЛНС  для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образов...

Рабочая программа факультативного курса «Литературный экран» (для учащихся 7 классов).

Программа факультатива составлена по авторской программе Г.В. Михеевой «Литературный экран». – Пыть-Ях, 2012. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.Согласно програм...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности Кружок «Декоративно-прикладное творчество»

Цель:        Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через изучение традиций декоративно-прикладного творчества народов России Задачи:-выработать у воспит...

Рабочая программа элективного курса "Литературная Югра" для 7 класса

Программа элективного курса «Литературная Югра» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Литературные взгляды на борьбу с коррупцией» (36 часов) для учащихся 11 класса на 2023-2024 учебный год

Цель данной программы - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан,повышение правовой грамотн...