Рабочая программа элективного курса "Литературная Югра" для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс)

Бурлуцкая Наталья Георгиевна

Программа элективного курса «Литературная Югра» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования и программы по литературе к УМК для 7 класса Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Актуальность курса. Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства. В условиях многонационального государства большое значение приобрела проблема защиты и развития региональных культурных традиций. В соответствии со стратегическими ориентирами Государственной программы ХМАО – Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, интегрированного в современное ему общество, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса по литературе для 7 класса

"Литературная Югра"

           

               Выполнила:

                                                Бурлуцкая Наталья Георгиевна,

                 учитель русского языка и литературы

                                                           МБОУ «СШ№34» г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Литературная Югра» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования и программы по литературе к УМК для 7 класса Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Актуальность курса. Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства. В условиях многонационального государства большое значение приобрела проблема защиты и развития региональных культурных традиций. В соответствии со стратегическими ориентирами Государственной программы ХМАО – Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, интегрированного в современное ему общество, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее закономерности и противоречия, обучающийся сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществу личностью. Ханты-Мансийский округ - Югра – местность, далёкая от столиц, сохранила национальную самобытность, духовную культуру, природные богатства, избежав дисгармонии окружающей действительности, утверждающей хаос в душах людей. Нам должны быть интересны талантливые люди, которые жили здесь и живут на земле, где живем сейчас мы. Хочется надеяться, что знакомство с произведениями, созданными югорскими поэтами и писателями, поможет обучающимся 7 класса почувствовать свою причастность к краю и значимость в нём.

Главные цели изучения:

-воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

-создание представлений об югорской литературе как национальном достоянии;
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями;

-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи:

1.  Дать учащимся понятие об югорской литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с русской литературой через элективный курс, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания.

2.  Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к малой родине.

Общая характеристика курса

Содержание курса построено таким образом, чтобы привлечь внимание учащихся к изучению региональной литературы: изучению творчества отдельных писателей. Рассматривается исторический аспект югорской литературы в контексте общероссийской, изучается фольклор народов ханты и манси, нравственные проблемы в их творчестве. Материал изучается через систему уроков, когда выделено имя одного писателя (например, Еремея Айпина), творчество которого будет подробно исследоваться. Знакомство с судьбами других хантыйских поэтов и писателей проходит обзорно, через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления, в рамках которых происходит освоение программного материала в 7 классе, через интеграцию, внеклассные мероприятия.

В основу реализации программы   курса положен проектный метод организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, выпуск альманаха, создание фильмов, компьютерных презентаций о творчестве писателей края. В рамках курса учащиеся получают возможность включения в поисково-исследовательскую деятельность. Сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы, используются современные образовательные технологии и методики личностно-ориентированного, проектного обучения, а учащиеся определяются не только с выбором профиля, но и дифференцируют область своих гуманитарных интересов. Учащиеся, познакомившись с творчеством хантыйских поэтов и писателей, становятся сопричастными к жизни родного края, входят в его историю и представляют собой его будущее.

Учебно-методическое обеспечение курса

«Стерхи над Югрой…». Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе. Авторы-составители: Т.С. Астраханцева, Т.П. Антипова, А.И. Сагдеева и др.

Формы контроля за усвоением материала:

передача содержания текста (сжато, подробно); составление плана (простого, сложного, цитатного) текста; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера; изложение с творческим заданием; сочинения разных жанров, реферат на краеведческую тему. Во внеурочной деятельности можно использовать следующие виды работ: творческая, научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся (доклады, рефераты, исследования), литературные экскурсии; фестиваль, конкурс чтецов «Живая классика»; научно-практическая конференция по литературному краеведению,  конкурс знатоков биографии и творчества писателей края. Школьникам предлагается создать веб-страницу, сделать презентацию с помощью PowerPoint, подготовить слайд-шоу и т.п.

Описание места учебного курса в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает изучение элективного курса по литературе для 7 класса "Литературная Югра" в количестве 1 часа в неделю, 34 часа в год.

1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
  • формулировать горизонт своих интересов;
  • пользоваться справочным аппаратом своей книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.

Метапредметные результаты обучения:

  • формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
  • формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса

Предметные результаты обучения:

  • воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
  • совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
  • способствовать совершенствованию читательского опыта;
  • совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому чтению;
  • развивать интерес к творчеству.

Темы занятий элективного курса подобраны в соответствии с программой по литературе и с учётом количества часов, выделенных на реализацию национально-регионального компонента, на который в федеральном базисном плане отводится 10 % учебного времени.

2.Содержание учебного курса

Введение. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.

Мифы и легенды, сказки Югры.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Лирика Ю. Вэллы, Ю. Шесталова, В.Волдина.

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении

Есиповская летопись. Мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа.

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Ю.Шесталов. «Поучение оленевода», "Зима", «Женщина, идущая навстречу», «Миснэ».

Г.И.Макарова. «Югорский край», «Отец».

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

А.С. Тарханов. «Приключения сибирского комара».

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

М. Шульгин «Зимний лес». Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

А.С.Тарханов «Вечный бой», "Осеннее танго"

Р. П. Ругин «Берёза»

Е.Д. Айпин "Осень в твоём лесу", "В полёте в бездну", «Собака старика Месяца» (из книги «Я слушаю землю»)

М.К.Анисимкова "Мангазея" (главы из романа).

А. Симонов «Собачий приговор».  Нравственные проблемы в рассказах.

В.А.Нечволода «За просторным городом Тюменью».

А. Кукарский. «Колокола России».

Мифы, рассказы и легенды о лесе. Образ леса. «Духи-хозяева леса у татар» и др.

Образ собаки в литературе народов ханты и манси. Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

П.Р.Черкашин "Здравствуй, солнце".

А.Г.Пашук «В глухарином краю».

Виртуальный урок-путешествие по Югре.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

По плану

Факт

1

04.09

04.09

Введение. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).

1

Работа с учебной хрестоматией

2

11.09

11.09

Мифы и легенды Югры.

1

Работа с учебником, ответы на вопросы, выразительное чтение, словарная работа.

3

18.09

18.09

Заповедники Югры.

Образы «малой родины».

1

Выразительное чтение, монологическое высказывание, участие в беседе.

4

25.09

25.09

Красота родной природы в лирике Ю. Вэллы, Ю. Шесталова, В. Волдина Метафорически оригинальная образность в стихах.

1

Работа с иллюстрациями, составление плана высказывания, словарная работа.

5

02.10

02.10

Образ в литературе.

Творчество писателей Югры в зеркале русской литературы.

1

Лекция, выразительное чтение, участие в беседе.

6

09.10

09.10

Изображение Сибири в летописи. Отрывок из Есиповской летописи.

1

Толкование лексического значения слов.   Составление конспекта отрывка.

7

16.10

16.10

История и языки народов, населявших ХМАО-Югру в древние времена. Топонимы.

1

Ответы на вопросы, пересказ, выборочное чтение, объяснение значения устаревших слов

9

23.10

23.10

О сотворении мира.

Мифы, сказки, легенды Югры.

1

 Ответы на вопросы, работа с учебником.

10

30.10

30.10

Мифы и легенды о сотворении мира.

1

Изучение содержания мифов, сказок и легенд.

11

13.11

13.11

Анализ модели мира в сказках народов Севера.

Мансийские, ненецкие сказки.

1

Составление связного текста.  Концептуальное описание моделей.

12

20.11

20.11

Фольклор народов ханты и манси.

Ю. Шесталов «Поучение оленевода».

1

Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции, участие в беседе, работа со статьёй учебника.

13

27.11

27.11

Духовно-историческое единство Большой земли (России) и Малой (Сибири). Г.И. Макарова «Югорский край»

 

1

Составление конспекта отрывка.

14

04.12

04.12

Развитие понятия о юморе. А.С.Тарханов «Приключения сибирского комара» (трилогия-шутка)

1

Выразительное чтение по ролям, участие в беседе, словарная работа.

15

11.12

11.12

Стихотворения о родной природе. А.С.Тарханов «Снежный танец», Ю. Шесталов «Зима», М. Шульгин «Зимний лес».

 

1

Интерпретация стихотворных текстов, анализ их.

16

18.12

18.12

Идейное содержание.

А.С.Тарханов «Вечный бой», Г.И. Макарова «Отец»

1

Выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

17

25.12

25.12

Род и жанр  литературного произведения. Р. П. Ругин «Берёза»,

Ю.Шесталов «Женщина, идущая навстречу»

1

Работа с учебником, выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

18

15.01

15.01

Молодая поэзия Югры. «Гости поющего озера».

1

Выразительное чтение, участие в беседе, анализ стихов.

19

22.01

22.01

Творчество Е.Д. Айпина "Осень в твоём лесу", "В полёте в бездну". Характеристика лит. образов.

1

Работа с учебником, выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

20

29.01

29.01

Образная

природа словесного искусства.  М.К.Анисимкова "Мангазея" (главы из романа)

1

Составление письменного монологического высказывания.

21

05.02

05.02

А. Симонов «Собачий приговор».  Нравственные проблемы  в рассказах.

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление плана, объяснение значений

устаревших слов, инсценирован.

22

12.02

12.02

Художественные особенности произведения. Ю.Шесталов «Миснэ».

1

Работа с книгой. Выразительное чтение, участие в беседе.

23

19.02

19.02

Характеристика литературных героев. Е.Айпин «Собака старика Месяца» (из книги «Я слушаю землю»)

1

Участие в беседе. Словарная работа. Составление письменного монологического высказывания.

24

26.02

26.02

Селькупские сказки. "Почему люди стали умирать".

1

Сообщения учащихся, чтение фрагментов, участие в беседе.

25

04.03

04.03

В.А.Нечволода «За просторным городом Тюменью»

1

Словарная работа, комментирование фрагментов, участие в беседе.

26

11.03

11.03

А. Кукарский. «Колокола России»

1

Выразительное чтение.

27

18.03

18.03

Образ птицы в произведениях писателей.  А. Тарханов "Осеннее танго"

1

Чтение, ответы на вопросы, составление плана, характеристика героев с использованием цитирования.

28

25.03

25.03

Образ собаки в литературе народов ханты и манси.

1

Характеристика героев с использованием цитирования. Участие в беседе.

29

08.04

08.04

Мифы, рассказы и легенды о лесе. Образ леса. «Духи-хозяева леса у татар» и др.

1

Составление плана.

30

15.04

15.04

Защита рефератов «Я изучаю свой край», «В краю далеком».

1

Публичное выступление

31

22.04

22.04

Защита рефератов «Я изучаю свой край», «В краю далеком».

1

Презентация

Публичное выступление

32

29.04

29.04

П.Р.Черкашин "Здравствуй, солнце"

1

Выразительное чтение. Составление плана.

33

06.05

А.Г.Пашук «В глухарином краю»

1

 Сообщение о писателе, работа со статьёй учебника.

34

13.05

"Нужны мне крылья да ещё дорога...

1

Виртуальный урок-путешествие по Югре. Эссе.

Список источников

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для обучающихся:

1. «Стерхи над Югрой…» Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе, Ханты-Мансийск, 2013г. Авторы-составители: Т.С.Астраханцева, Т.П.Антипова, А.И.Сагдеева и др.

2.«Лукоморье». Литературная хрестоматия, 5-7 класс.  Составители: Н.Н. Горбачева, Н.А.Рогочева – Тюмень, 1997 г.

3.«Литература Тюменского края». Хрестоматия в трех книгах/ Составитель Г.И.Данилина, Н.А.Рогочева – Тюмень: «СофтДизайн», 1996 г.

4.«Из седых веков…» Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе (региональный компонент).  Авторы –составители: Т.П.Антипова, Т.С.Астраханцева, О.Р.Николаев -  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2005 г.

Литература для учителя:

1.К.Я. Лагунов «Портреты без ретуши»: Тюмень, 1994.

2. «Творчество народов Севера»: составители Л.М. Кузнецова, Л.В. Пудикова – Нижневартовск, 2001.

Интернет-ресурсы:

1.Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования» http://docs.cntd.ru/document/468963092

2. «Югра литературная» http://ugralit.okrlib.ru/pwo

3.Биографии великих русских писателей и поэтов. http://writerstob.narod.ru/

4.Образовательный портал «Учёба» http://www.ucheba.com/link/mlis.htm

Материально-техническое обеспечение:

1.Мультимедийный проектор, принтер, сканер.

2.Цифровые компоненты УМК по основным разделам литературы: тесты, карточки.

3.Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...