МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» МОДУЛЯ «ГЕОГРАФИЯ», «ХИМИЯ-БИОЛОГИЯ»
статья по краеведению (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Преснякова Ольга Валентиновна

В данной статье представлена информация об использовании мультимедийной поддержки при изучении курса "Белгородоведение". В статье приведенены ссылки на информационные ресурсы с краткой характеристикой этих ресурсов. Данная информация будет полезна при изучении флоры и фауны Белгородчины, ООПТ, административно-территориальном делени Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл presnyakova_o.v._statya_belomestnoe.doc.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

О.В.Преснякова

МБОУ «Беломестненская СОШ» Новооскольский район Белгородская область, учитель биологии и географии

(с.Беломестное)

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» МОДУЛЯ «ГЕОГРАФИЯ», «ХИМИЯ-БИОЛОГИЯ»

Стратегическая цель реализации программы интегрированного курса «Белгородоведение» - обеспечить социокультурное развитие дошкольников, школьников, студентов путём включения их в процессы познания и преобразования социальной среды Белгородчины.

Как достичь поставленной цели?

Для многих педагогов, очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов и интегрированных курсов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.

Мультимедийная поддержка интегрированного курса «Белгородоведение» предоставляет возможность:

сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

Выделяют восемь типов мультимедийных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой)[1].

Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя медиаинформацию. Многие педагоги для создания презентаций используют программу  PowerPoint.  Презентацию  может создать любой учитель  с минимальными затратами времени. В настоящее время презентации активно используются учащимися для защиты проектов.

Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий, таких как справочники, словари, энциклопедии. От бумажных носителей они отличаются рядом особенностей:

  • как правило имеют  удобную систему поиска по терминам, ключевым словам;
  • удобная система навигации на основе гиперссылок;
  • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы – представлены примером рефератов, сочинений, задач в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента –позволяют обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – это возможность  проведения таких экспериментов, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, условиям проведения и т.п.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Отличительной особенностью данных программ является  – быстрая, удобная и автоматизированная обработка полученных результатов. Основной недостаток – негибкая система ответов, которая не позволяет испытуемому проявить   творческие способности.

Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем провести  виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник или  энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Прежде всего мультимедийная поддержка позволяет проводить виртуальные экскурсии. В каждой школе области имеются диски телерадиокомпании «Мир Белогорья».

Диск «Почему так называется» является неоспоримым помощником при изучения модуля «География», «Химия-Биология». Замечательные видеофрагменты, интересный материал, доступная пониманию учащихся подача новой информации. Вниманию учащихся представлены географические объекты области: города и реки: Белгород, Прохоровка, Красная Яруга, Оскол, Северский Донец, Айдар и др. Данный диск рассказывает о топонимах родного края. Учащиеся смогут получить ответ на вопросы: где это находится и почему так называется. На диске «Места знать надо» учащимся представлена информация о достопримечательностях Шебекинского района (Дмитриевское городище, Крапивенское городище, Шебекино во времена  Ребиндеров), Алексеевском районе (музей усадьба Станкевичей в с.Мухоудеровка), Волоконовского района(мельница купца Баркова), Типографии и гостиницы Вейнбаума в Белгороде, Белгородской засечной черте и конечно же о Белгородском историко-краеведческом музее.  Данные диски позволяют пробудить интерес учащихся к познанию родного края и проявить желание к изучению территории в действительности [6].

Как изучить флору и фауна области, в особенности природоохранных территорий?

http://www.zapovednik-belogorye.ru официальный сайт заповедника «Белогорья». Здесь можно найти информацию о заповедных участках (кластерах) с иллюстрацией флоры и фауны, познакомиться с ландшафтами и экосистемами области, достопримечательностями (природные объекты), а так же получить информацию о правилах посещения заповедника и маршруте «Заповедная дубрава». На сайте представлена информация о конкурсах, в которых могут принять участие педагоги и учащиеся школ [3].

http://maps.bsu.edu.ru/Atlas/  на данном сайте представлены электронные карты «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области» [4].

На официальных сайтах управления культуры и туризма районов области можно найти  информацию о культурном наследии, туризме и отдыхе, природных достопримечательностях

http://old.belregion.ru/region/  официальный сайт Белгородской области. На сайте размещена информация о географическом положении, административно-территориальном делении области. На сайте предусмотрена навигация по районам (или по карте), имеется историческая справка района, социально-экономическое развитие и возможность перехода на официальный сайт района [2].

Мультимедийная поддержка курса «Белгородоведение» диктуется временем. Она позволит сделать изучение курса наглядным, интересным, способствует пробуждению у учащихся стремления к познанию родного края.

Все ссылки приведённые в статье активны на дату обращения к ресурсу.

Список использованной литературы:

  1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии.- 2004. -№3.-С. 18-22
  2. Губернатор и правительство Белгородская область [электронный ресурс]. –URL: http://old.belregion.ru/region/ (дата обращения 14.11.2015)
  3. Заповедник Белогорье [электронный ресурс]. –URL: http://www.zapovednik-belogorye.ru (дата обращения 14.11.2015)
  4. «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области» [электронный ресурс]. –URL: http://maps.bsu.edu.ru/Atlas/ (дата обращения 14.11.2015)
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Новикова И.А. Информационные технологии на уроках биологии [электронный ресурс]. –URL: http://festival.1september.ru/articles/418439/ (дата обращения 14.11.2015)
  6. CD Белгородоведение. Учебный курс от ТРК «Мир Белогорья». «Места знать надо»,  «Почему так называется».- 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Междисциплинарная интеллектуально – познавательная игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов «Звёздный час по географии, химии, биологии, экологии»

Междисциплинарная интеллектуально – познавательная  игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов«Звёздный час  по географии, химии, биологии, экологии»Девиз: «Чтобы победить, на...

Методика преподавания интегрированного курса «Белгородоведение» на примере темы «Климат Грайворонского района».

ИК "Белгородоведение" обеспечивает создание условий для реализации образовательной и воспитательной среды....