Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе( региональный компонент) с мультимедийной поддержкой. Ф.А.Абрамов."О чём плачут лошади"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Карманова Анна Александровна

Урок внеклассного чтения в 7 классе.Ф.А.Абрамов "О чём плачут лошади".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_tvorchestvu_f.a._abramova.zip1.73 МБ

Предварительный просмотр:

     

     

Тема:  Урок – анализ по рассказу Ф.А.Абрамова

                            «О чём плачут лошади».

Цели урока: 

  • систематизировать предложенную и подобранную информацию;
  • в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения;
  • сделать вместе с детьми соответствующие выводы.

Задачи:

  • учить анализировать произведение;
  • развивать речь и образное мышление учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать чувство любви, сострадания и отзывчивости.

  1. Вступление. Слово учителя (Слайд №2).

-Очень любил свою родную деревню Фёдор Александрович Абрамов.   В этом году ему исполняется 90 лет со дня рождения этого известного писателя. И мы по праву можем гордиться своим земляком.

Слайд №3. В деревне Веркола Пинежского уезда  Архангельской области  29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.

  1. Истоки доброты Фёдора Абрамова.

Слайд №4. Фёдор Александрович говорил: «Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»

Слайд № 5. Семья: отец  и мать, братья и сёстры, тётушка Иринья давали первые уроки доброты для маленького Феди. Алексей Фёдорович Калинцев – учитель, духовный  наставник Фёдора, оказал на него огромное нравственное воздействие в пору учёбы в Карпогорах. Благодарен был писатель и постоянно навещал свою классную руководительницу, которая ещё живёт в Верколе. Сейчас ей 94 года. У нас в Вожгоре живёт Тамара Игнатьевна, которая провела своё детство в Верколе и училась в той же школе, где учился Абрамов.

Слайд № 6. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу. Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Таких людей называют «деревенщиками»,  «солью земли». Личным жизненным примером, и  своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.  Фёдор  Александрович      был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам. Он любил животных, особенно лошадей.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Слайд №7. Каждый год, когда Фёдор Александрович приезжал в свою родную Верколу, то он частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, всё равно останавливался возле них, дружелюбно похлапывал по спине, по шее,  подбадривал ласковым словом, трепал по тёплым бархатным губам…

Слайд № 8.

     Сегодня на уроке литературы мы поразмышляем над рассказом «О чём плачут лошади», который был написан в 1973 году.

 

  1. Сюжет  рассказа и вопросы по содержанию:

Учитель:

Слайд №9. «Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в своё далёкое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола».

Слайд №10. (звучит 1-ый куплет  песни «Красный конь» в исполнении учителя и учащихся.               На заре, ранним утром на заре, за рекой, по траве

                                 Ходит в поле красный конь, красный конь ходит,

                                Ярким солнцем залитой, машет гривой золотой,

                                 Моё детство- красный конь.)        

Слайд №11. Какие чувства вызывали лошади у рассказчика? Одинаковые или разные? Почему? Отчего автор чувствовал вину перед лошадьми? За что? Расскажите, какая жизнь была у лошадей? К кому однажды так спешил Фёдор Александрович?

1-ая ученица: Слайд №11 (рассказ о Рыжухе у доски).

 Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости. Обычно она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла верёвка, обегала вокруг кола, то есть совершала свой приветственный круг радости.  

Учитель: Кого Рыжуха так встречала? Кем для неё стал рассказчик? Почему в этот раз Рыжуха стояла возле кола неподвижно и не отличалась от других кобыл? Где была она две недели? Что там с ней произошло?

Слайд №13. Что увидел рассказчик в глазах Рыжухи? Какие строки и из какого стихотворения вспоминаются? О чём узнала Рыжуха от старой кобылы Забавы?

2-ая ученица (у доски): Слайд №14.

- Автор в рассказе показывает  жизнь лошадей в разные времена. И, конечно, мы знаем, как лошади живут сейчас.

Учитель:

Слайд №14. Подумайте и скажите, когда лошади не уделяли должного внимания? Почему? Какой элемент применил Абрамов в рассказе? Для чего он это сделал?

2-ая ученица:

Слайд №15. Из песен старой кобылы Забавы Рыжуха узнала про счастливые лошадиные времена, когда лошадью дышали и жили, называли сокровищем, кормилицей.

Ученик (у доски):

Слайд №15. Были, были такие времена, когда ей лошади скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба… Вся семья выбегала встречать её после тяжёлых работ, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали её, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать своё сокровище!

3-я ученица (у доски):

Слайд  № 15. Да, да  , сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади – никуда: ни в поле выехать, ни в лес.

Слайд  № 16. Да и не погулять как следует.  Лошадей холили и ласкали, украшали лентами.

Слайд № 17. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Раздуйте метель-огонь на всю улицу! И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе узорчатые дуги, и колокольцы, колокольцы-услада русской души…

2-ая ученица (у доски):

Слайд №18. Первая игрушка крестьянского сына – деревянный конь.

Слайд №19. Конь смотрел на ребёнка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать,

Слайд № 20.   конём украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился…

Слайд № 21. Всё – конь, всё от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти…

 И конской подковой-знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало почти каждое крыльцо.

 Учитель: - Кого вспоминал Фёдор Абрамов, когда вернулся после войны в 1947 году в родную деревню?

2-ая ученица:

Слайд № 22. С огромной благодарностью автор вспоминает о своём первом родном коне Карько, который кормил многодетную семью Абрамовых и освещал её жизнь. В годы Великой Отечественной войны лошади тоже победу ковали.

Учитель: - Каким образом лошади ковали победу? Что делал Карько? Объясните слова автора: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»                                                          

Слайд № 23.  – Почему на героя навалилась тяжёлая лошадиная тоска? Как вы думаете, будет ли Рыжуха верить своему другу? В чём он её обманул? А по какой причине автор не сказал правду?

 - Давайте ещё раз сравним жизнь лошадей в разные времена.

Скажите, когда же люди относились к лошадям справедливо, с любовью и уважением за их тяжёлый труд на благо человека? Расскажите, как сейчас хозяин относится к своей кормилице.

Учитель:

 Слайд № 24. Любовь к людям начинается с любви ко всему живому: с любви к растениям и к животным.

  •  В рассказе «О чём плачут лошади» автор с горечью говорит, какая тяжёлая жизнь была у лошадей, этих добрых, умных животных, которые испокон века были главными помощниками крестьян.
  1. Вывод.

Слайд №25. Человек- часть природы. 

  •  Во – первых, рассказ Ф.А.Абрамова воспитывает у читателя любовь и уважение к животным.
  • Во – вторых,  учит чувствовать чужую боль, сопереживать; быть людьми добрыми и отзывчивыми.
  • И, наконец, помогает находить выход из любой трудной жизненной ситуации.

  2-ая ученица:

Слайд №26. К.Ушинский написал  интересный рассказ «Слепая лошадь». Все в древнем славянском городе Винете знали, что конь Догони - Ветер спас своему                          хозяину  жизнь, который не сдержал своего обещания  до смерти заботиться о нём.                                                     Слепая и голодная лошадь случайно набрела на колокол и стала дёргать за                              верёвку. Народ услышал сильный звон колокола и собрался на площади                                                   посмотреть, кто же так громко  требует его суда и защиты. Когда люди                                                    узнали о несправедливости, то они приказали неблагодарному купцу содержать                                                    и кормить лошадь до самой её смерти.

Слайд №27. Сергей Алексеев рассказал в своей книжке о коне Рыжике - участнике Бородинской битвы в Отечественной войне 1812года.

Казак Савостин относился к  Рыжику как к лучшему другу. И Рыжик гордился хозяином,

Всегда они были впереди. Но в разгар Бородинской битвы много коней без седоков осталось. Рыжик собрал около себя коней, и французы разбегались от них,  как от боевого отряда. А верный Рыжик  разыскал на поле битвы своего  хозяина и взобрался казак  на коня, продолжив воевать.

 

                         

 (Выполнение учащимися  тестов на компьютере)

  1. Где родился Ф.А.Абрамов?

             А) с. Вожгора;                      

             Б)  г. Карпогоры;

             В)  г. Таганрог;

             Г)  с. Веркола.

             Д)  с. Пинега.

  1. Какова главная тема произведений писателя?

             А)  любовь;

             Б)  родина;

             В)  деревня;

             Г)  город;

             Д)  школа.

  1. Какое острое чувство вызывают лошади у автора?

             А)  радости;

             Б)   тоски;

             В)   любви;

             Г)   злости;

             Д)  жалости и вины перед лошадьми.

4.   К кому из лошадей рассказчик относился с большей любовью?

             А)  к Забаве;

             Б)   к Кларе;

             В)   к Воронухе;

             Г)   к  Чалому;

             Д)   ко Гнедухе.

5.    Какое лакомство носил животным Абрамов?

             А)  хлеб;                      

             Б)  соль;

             В)  пшеницу;              

             Г)  шоколад;

             Д)  булочку.

6.    Как в бывалые времена относились к лошадям?

             А) с сочувствием;        

             Б)  с равнодушием;

             В)  с отчуждением;      

             Г)  с любовью и уважением;

             Д)  с недоверием.

7.    Почему автор называет лошадей беднягами?

             А)  потому что они плакали;

             Б)   нелегко им жилось;

             В)   они узнали о хорошей жизни от Забавы;

             Г)   им жилось хорошо;

             Д)   потому что автор жалеет их.

8.    Что понимает герой в конце рассказа?

             А)  что ему не нужно приходить на луг;

             Б)  что ему нужно работать конюхом;

             В)  что обманул Рыжуху?

             Г)  что нужно что-то изменить в судьбе лошадей;

             Д)  что не мог рассказать правду.

 

 

4-ая ученица:

Слайд №28.  Б.Слуцкий «Лошади в океане». 

  1. Заключение.

Слайд №29.

Доброта, отзывчивость, милосердие должны быть у каждого человека, «…каждый из нас по - своему лошадь…»

VII.    Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на тему «Как живётся лошадям сейчас?» 

Список использованной литературы

  1.  Коровина В.Я. Литература.Учебник-хрестоматия для 7 класса: в двух частях./

  В.Я.Коровина. -16-е изд.-М.: Просвещение, 20087г.

2. Алексеев А.С.  «Рыжик»/ А.С.Алексеев. – М.: «Детская литература» 1992г.

3. Ушинский К.Д. «Слепая лошадь»/ К.Д.Ушинский. - М.: Издательство «Малыш», 1976г.  

4. «Родная речь. Учебник по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн., ч. 2» / сост. М В.Голованова и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003г.

5. Книга- сборник «Воспоминания о Фёдоре Абрамове» (без автора).

6. Комплект открыток «Фёдор Абрамов»/ М.: Издательство «Планета», 1990г. 

7. Фотографии из книги «Воспоминания о Фёдоре Абрамове» (слайды 2,5, 7), фотография с открытки «Фёдор Абрамов»/Комплект открыток. – М.: Издательство «Планета» (слайд 6), фотографии из календаря  (слайды 8, 10, 11, 22, 23), фотография с обложки  книги Ушинского К.Д. «Слепая лошадь»/ К.Д.Ушинский. - М.: Издательство «Малыш», 1976г. (слайд 26), фотография с обложки книги Алексеева А.С.  «Рыжик»/ А.С.Алексеев. – М.: «Детская литература» 1992г.(слайд 27), фотография из книги Куклина Г.О. «Игренька»/ Г.О.Куклин. – Ленинград «Детская литература»,1983г. (слайд №15), фотография из книги Некрасова Н.А. «Стихотворения для детей»/ Н.А.Некрасов. – М.: «Детская литература», 1979г.(слайд15), фотографии автора (слайды 1,16, 17, 18, 19, 20, 21,24), фотографии автора с рисунков учащихся (слайды 12,13,18, 29), фотография автора с открытки (слайд 17), фотографии, которые были выполнены с других фотографий (слайд 2, 3, 9), фотография из учебника «Родная речь. Учебник по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн., ч. 2» / сост. В.Голованова (слайд 28).

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока англ. яз. по региональному компоненту

Разработка урока в 7классе о проблемах окружающей среды Кемеровской области.В разработке использованы различные технологии, методы и современные средства обучения....

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»

Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере  произведения  продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...