Конспект урока в 6 классе
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Конспект урока по кубановедению в 6 классе на тему: "Тмутаракань".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_6_klasse_na_temu_tmutarakan.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Русское княжество на Таманском полуострове                   

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с развитием Тмутараканского княжества.
  • Выяснить события, сопровождавшие существование Тмутараканского княжества, даты  и имена русских князей, имевших отношение к этим событиям.
  • Способствовать развитию аналитического мышления , способностей, позволяющих  проводить анализ событий и сопоставлять итоги.
  • Воспитание любви к своему краю , бережного отношения к истории края.

Ход урока

  1. Опрос домашнего задания.
  • По карточке (4 чел.)
  • По вопросам №1.№2 стр.67 (2 чел)
  • Фронтальный опрос:

1Что вы знаете о Хазарском каганате?

2 Как называлась река Кубань в древности ?   (Вартан или Вардан)

3.К какому веку ученые относят истоки восточно-славянского присутствия на Северо-западном Кавказе? (YI век)

4.Кто дает такие сведения?  (сведения  географа аль-Джайхани)

5. Как называлась территория по источникам аль-Джайхани, где она располагалась? (Территорию которую указывает аль-Джайхани называли Артанией, располагалась она поблизости Хазарского каганата)

6.Какая  существует версия о происхождении названия Артания? (Созвучие с главной рекой края)

 7. Ребята расскажите о князе Святославе? Каковы были его внешнеполитические цели?

  1. Сообщение темы и  цели урока.  СЛ 1
  2. Работа над новым материалом.

-Где же располагалась Тмутаракань. Источником, подтверждающим   месторасположение города , является  Тмутараканский камень.  Стр.72-73   СЛ 2

                   Бывают края, что недвижны веками,

                   Зарывшись во мглу и мох,

                  Но есть и такие, где каждый камень

                  Гудит голосами эпох.   (И.Сельвинский).

Что же это такое тмутараканский камень?   РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ СТР.72)

В 1792 году на Таманском полуострове при разборке старой турецкой крепости.  На мраморной плите была сделана  следующая запись, которая гласила, что : «… В лето 6576 индиката 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен» .  Историки относят это событие к 1068 году. Надпись была впервые опубликована А.И. Мусиным – Пушкиным в 1794 году.

                          Сейчас Тмутараканский камень экспонируется в  Эрмитаже, а в Таманском музее хранится мемориальная колонна с надписью о находке, сделанной в 1803 году академиком Н.А. Львовым- Никольским «Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тмутараканском, найденном в 1792 году атаманом Головатым. Свидетельство его свету  сообщил граф Пушкин…»

1.Тмутараканского княжество и его население.

Что же представляло собой Тмутараканское княжество в 10-11 веках?  СЛ 3

         В состав Тмутараканского княжества  входили: сам город Тмутаракань и окружавшие его сельские территории , в Крыму – Керчь  с сельскохозяйственной округой. В подчинении Тмутараканского княжества находился город Белая Вежа, бывшая хазарская крепость на Дону.

            Центром Тмутараканского княжества  являлся город Тмутаракань. Здесь находились княжеский дом, много красивых построек, некоторые из них украшались мрамором, возвышалась церковь, построенная из камня. Большинство тмутараканцев жило в домах, сложенных из сырцового кирпича, крытых черепицей и морской травой. Некоторые улицы были вымощены камнем. Город защищали оборонительные стены. За ними располагались ремесленные посады.

                    Население в Тмутаракани было самое разнообразное.  СЛ 4а Оно состояло из местных племен. Вместе жили руссы, адыги, греки, армяне, занимались СЛ 4б ремеслом, торговлей, вели сельское хозяйство и рыбный промысел.

Вывод: Город Тмутаракань являлся административным  центром Тмутарканского  княжества

Работа с учебником стр. 68-69    

 Вопросы после прочтения:

Ребята какие выводы мы можем сделать о составе населения Тмутараканского княжества?

(состав населения был очень различен, здесь мирно сосуществовали народы различной культуры)

Чем занимались жители Тмутаракани?(купцы, воины, ремесленники)

Каковы были взаимоотношения между князем и проживавшими в княжестве племенами? (платили дань, выставляли воинов в дружину князя)

С кем сравнивали князя Мстислава? (с его дедом Святославом)

Докажите. (выборочное чтение).

Что доказывает, что Мстислав пользовался большим уважением у народа? ( ни о ком так много не писали в летописях).

  2. Торговля СЛ 5

Сам  город находился на берегу хорошей морской гавани, связывающей водные и сухопутные пути с востока и запада. Через эти пути и осуществлялась торговая связь Киевской Руси с народами Северного Кавказа и Востока.  Купеческие ладьи привозили сюда меха, кожи…, а обратно по Черному морю и Днепру  возвращались груженые тканями, оружием изготовленным в мастерских восточных ремесленников. Город был крупным торговым портом.

3.  Работа с источником: «Повесть временных лет»  СЛ 6

Учитель поясняет, что «  Повесть временных лет»  является  ценным историческим источником, который описывает некоторые события связанные с историей Тмутараканского княжества. Это общерусский  летописный свод , составленный иноком Киево-Печорского монастыря  Никоном, который  некоторое время жил в Тмутаракани.

Документ.

 О единоборстве князя Мстислава с касожским князем Редедей.

«…В год 6530 (1022) Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим, Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою.. Если же я одолею, то возьму твое все» И сказал Мстислав «Да будет так» И сказал Редедя Мстиславу : « Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. «И сказал Мстислав « О  пречистая Богородица, помоги мне ! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое» И, сказав так, бросил его на землю. И выхватив нож, зарезал Редедю, пойдя в землю его, забрал все богатства его, жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И придя в Тмутаракань , заложил церковь Богородицы …В год 6531 (1023) Пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами…»

Вопросы: СЛ 7 

- О каких событиях идет речь? ( поход на касогов, единоборство с князем Редедей, битва под Лиственном  с Ярославом)

- Что помогло Мстиславу победить Редедю по мнению автора «Повести временных лет»? ( обращение к Богородице)

- Чем закончилась битва, каковы результаты? ( победой Мстислава, на касогов возложена дань)

- Чьи племена использовал Мстислав в битве с Ярославом? (касогов)

Правление Мстислава в Тмутараканском княжестве. В 1022 г Мстислав из Тмутаракани совершает поход на касогов  и побеждает в единоборстве их князя Редедю, В Тмутаракани в честь своей победы над князем Редедей он  построил церковь Богородицы.

Это был один из первых на кубанской земле христианских храмов.    Затем совместно с хазарами идет на своего брата киевского князя Ярослава и разбивает его близ Чернигова.(1024 г).С этого времени Тмутаракань находится в тесной связи с этим городом. Во время борьбы с Ярославом Мудрым Мстислав использовал и  отряды касогов. Битва произошла под Лиственном (северо-западнее Чернигова) и завершилась победой Тмутараканского князя. Ярослав бежал в Новгород. Победив Ярослава  Тмутараканский князь мог завладеть и Киевом и всей Русью, но Мстислав  расширил свои владения лишь до Днепра и стал независимым от Киева  владетелем.

Вывод: Происходит усиление власти Тмутараканского князя Мстислава, а также намечаются первые признаки раздробления древнерусского государства. Через Княжество на Северный Кавказ распространялось христианство.

Работа с учебником (самостоятельное чтение)  стр.70 (3 абзац).

(Роль тмутараканского князя Мстислава была значительна и именно он предложил вскоре  брату раздел Руси: «Сяди в своем Киеве… а мне буде си сторона». В 1026 году братья съехались для перемирия «..разделиста  по Днепр Русскую землю, Ярославу приясю сторону, а Мстислав ону..»Тмутараканский князь присвоил себе Левобережье Днепровской Руси, 50 лет Тмутаракань была под властью  могучего Мстислава Храброго. Во владения Мстислава входил Чернигов, Переяславль, Тмутаракань. Более чем десятилетняя усобица утихла.

«…И начали жить мирно, в братолюбстве, перестала усобица и мятеж, и была тишина великая в Земле» - говорит летопись. Несмотря на обособленность Киева , Мстислав принимает участие в  войнах, которые ведет Ярослав. Так 1030 году  братья « повоевали» польские земли .)

Вопрос:

- Ребята какой вывод мы можем сделать о роли князя Мстислава во времена  окончания усобиц. ( Мстислав активно участвует в политике киевского князя, его политическая активность вышла за пределы княжества)

Учитель делает вывод: Во времена правления Мстислава наблюдался период расцвета отделенного от Руси  приморского княжества.

Образ Мстислава запечетлил в одном из произведений А.С. Пушкин. О  Тмутараканском княжестве А.С. Пушкин знал по «Истории» Карамзина, очередные тома которой незадолго до этого вышли в свет и содержали подробное описание южной окраины Руси. Не случайно вскоре после пребывания на Тамани поэт задумал поэму «Мстислав» об известном тмутараканском князе, победившем предводителя касогов Редедю, о его походах в горы.

Интерес к личности тмутараканского князя Мстислава, жившего на Тамани, у поэта нарастал. В 1822 году Пушкин работает над планом поэмы «Мстислав», и в нём значительное место занимают события на кубанской земле. В набросках плана поэмы Пушкин подробно развивает тему любви царевны касогов к князю Мстиславу. Реальные события из жизни тмутараканского князя в новом произведении Пушкина должны переплетаться со сказочными. И хотя Пушкину не удалось завершить работу над задуманной поэмой, она убедительное свидетельство интереса поэта к Тамани и правившим здесь князьям.

Мстислав умер, разболевшись на охоте  в черниговских лесах. Он не оставил наследника.

ИТОГ: Подводя итоги нашей темы мы видим, что Тмутараканское княжество, несмотря на ограниченную территорию, являлось крупным экономическим, политическим и христианским центром всего Северо-западного Кавказа и до конца 11 века, оно  было определяющей политической силой  в истории времен Прикубанья.

             III. Закрепление изученного материала: СЛ 8

1. Какую роль сыграл Мстислав в развитии Тмутараканского княжества в начале 11 века.? (Укрепил княжество, вел активную политическую деятельность за пределами княжества, что укрепляло его авторитет)

2. Какой раздел Русской земли  предложил Мстислав Ярославу?  Как вы думаете, почему Ярослав согласился на него?    (Мстислав предложил Ярославу Киев и правобережные земли от Днепра, себе взял левобережье.  Превосходство сил Мстислава.)

3. Объясните  термины: усобицы, «Повесть временных лет»

  1. Д\з стр.68-70, задания, словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...