Методическая разработка на тему: Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов
методическая разработка по краеведению на тему

Омельченко Евгения Николаевна

Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий или поселений, раскрывают проблемы общегосударственного развития. Описывая этапы национального исторического пути в том или ином регионе, а также роль этих регионов в истории нации в целом, исследователь невольно возвращается к проблемам общенационального прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_kraeved_issled.raboty.doc116.77 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»

Методическая разработка

 на тему:

Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии  21.11.2015 г.

Из опыта работы преподавателя общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин,

Омельченко Е.Н.

Моршанск  2015 г.

Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий или поселений, раскрывают проблемы общегосударственного развития. Описывая этапы национального исторического пути в том или ином регионе, а также роль этих регионов в истории нации в целом, исследователь невольно возвращается к проблемам общенационального прошлого.

Исходя из современных задач, возможностей учебного заведения и накопленного опыта, изучение края может проводиться с учебно-воспитательной (как основой), познавательной или научной целями, хотя ни одна из них не реализуется в чистом виде, а выступает чаще всего в взаимосвязи с другими.

На эту особенность краеведения ещё в 20-х гг. XX в. обращал внимание В.А. Герд. Он писал, что школьное краеведение тесно переплетается с научным, так как то и другое ведёт изучение одних и тех же объектов, используя одни и те же источники. В свою очередь, познавательная цель тесно переплетается с учебно - воспитательной и научной.

Непосредственно с понятием «краеведение» связано понятие «край», без чёткого представления о пространственных границах которого невозможна целенаправленная работа по его изучению. Понятие «край» совпадает с административным делением страны на области. Но так как территория области состоит из более мелких административных делений и населённых пунктов, то под понятие «край» (применительно к краеведению) можно подвести несколько ареалов:

  1. собственно область или её часть,
  2. район или часть района,
  3. населенный пункт или его часть (например, микрорайон города), отдельный производственный объект или отдельная общественная организация (например, завод, фабрика, организация какая-либо), МТТ.

Выбор территориального уровня для краеведческого изучения зависит:

а)        от познавательной, образовательно-воспитательной и научной значимости темы;

б)        от степени распространения события или явления в пределах того или иного ареала;

в)        от наличия источников, достаточных для полноты изучения выбранной темы.

Например, при изучении событий Гражданской войны можно взять для изучения территорию всей Тамбовской области, а если же краеведы будут изучать тему, связанную с событиями 1917 года, то можно ограничиться территорией Моршанского района, г. Моршанска или отдельного села, так как исследование в пределах данного ареала будет отвечать трём названным критериям.

Краеведам необходимо брать во внимание и изменения административно-территориальных границ края. Тамбовский край, развивший в истории своё особенное лицо и повадку, ломался в XX веке не только под ударами коммунистических идейных и социальных экспериментов.

На некоторое время в 1920-е - 1930-е годы он даже терял самостоятельный административный статус: «уже урезанная» Тамбовская губерния была упразднена в 1928 г. Созданная в 1939 г. Тамбовская область по территории, населению, экономической базе оказалась вдвое меньше исторически сложившейся Тамбовской губернии.

Какова же педагогическая значимость историко-краеведческой исследовательской работы в техникуме:

1.        В ходе изучения края в распоряжение учебного заведения предоставляется собранный студентами разнообразный краеведческий материал, который может находить широкое применение в учебной работе и во внеклассной деятельности.

На его основе изготавливаются различные наглядные пособия (карто-схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, макеты, муляжи), раздаточный материал (отрывки из местных газет, воспоминаний, писем участников исторических событий), которые применяются на уроке наряду с устными сообщениями, как преподавателя, так и студентов.

Чётко обработанный и включаемый в урок краеведческий материал вызывает у студентов повышенный интерес к изучению предмета, содействует активизации их познавательной деятельности.

2.        Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе при проведении краеведческих конференций, вечеров, встреч со знатными людьми города, для подготовки олимпиад, викторин, выпуска стенных газет и т.д.

В этой работе находят решение такие важные принципы воспитания подрастающего поколения, как осуществление связи обучения с жизнью, воспитание гражданственности, любви к родному краю.

3.        Принимая участие в изучении края во всех его формах (работа в библиотеках, местных архивах, музеях, оформление стендов и т.д.), студенты развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся коллективизму, ответственности за порученное дело, развивают свой эстетический вкус.

4.        В процессе краеведческой работы студенты приобщаются к посильному общественно полезному труду. Например, студенты собирали материал о преподавателях техникума, о выпускниках техникума, о знатных людях нашего края, об участниках Великой Отечественной войны, воинах-афганцах и т.д.

На основе собранного материала студенты подготавливали доклады, рефераты и выступали с ними на уроках.

5.        В результате краеведческих изысканий в отдельных случаях могут быть выявлены новые фактологические данные о тех или иных событиях.

Вместе с тем краеведение - одно из средств осуществления междисциплинарных связей в преподавании различных учебных дисциплин. Оно способствует преемственности в знаниях студентов, которая важна не только как возможность знакомить будущих специалистов с прошлым и настоящим родного края, происходящими событиями, но и как дидактическое правило обучения. Использование преподавателями в ходе занятия краеведческого материала значительно активизирует деятельность студентов, а это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и формах связи учебных занятий.

Правильно организованная краеведческая исследовательская работа открывает большие возможности в воспитании подрастающего поколения. Студенты, прошедшие школу краеведения, всегда будут ощущать свою причастность к родному краю.

Стержнем работы кабинета гуманитарных социально-экономических дисциплин является кружок краеведения, деятельность которого осуществляется по нескольким основным направлениям:

  1. «Люби и знай свой край» (исследуется история создания городов Тамбовщины, прежде всего история г. Моршанска и сёл Моршанского района).
  2. «Они защищали Родину» (о земляках — участниках Великой Отечественной войны).
  3. «Наш техникум» (о выпускниках техникума разных лет, преподавателях разных лет).
  4. «Люди, прославившие наш край» (ветераны и передовики производства, научная и творческая интеллигенция, спортсмены и т.д.)
  5. «Духовные ценности нашего края» (архитектурные достопримечательности, храмы и т.п.)

В результате исследовательской и поисковой работы в техникуме имеется большой историко-документальный материал о создании нашего города, ряда сёл Моршанского района, многих крупных предприятий города, достопримечательностях города, людях, прославивших наш город, или известных людях разных периодов истории, связанных с Моршанском.

Собранный материал систематизирован и красочно оформлен. Многие работы (альбомы, рефераты) сопровождаются цветными фотографиями, документами, воспоминаниями ветеранов труда, передовиков производства.

Например, на основе собранного студентами материала в кабинете оформлен ряд стендов, посвященных городу и техникуму. Оформлены альбомы:

1.«Земля Тамбовская».

2. «История нашего края» (Тамбовская область).

3.«Движение Антонова на Тамбовщине».

4.«Мой край — Тамбовщина».

5.«Юность земли Моршанской».

6.«Самый лучший город Моршанск».

7. «Памятники архитектуры г. Моршанска».

8.«Страницы прошлого листая» (о знаменитых людях, связанных с нашим краем: Чичерин, Баратынский, Герасимов, Рахманинов, Лермонтов, Гайдар, Толстой и т.д.)

9.«Герои - моршанцы в годы Великой Отечественной войны».

  1. «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (работа предприятий города, колхозов и совхозов района)».
  2. «Моршанцы на фронтах Великой Отечественной войны».
  3. «Страницы истории Моршанской железнодорожной станции».
  4. «История Моршанского текстильного техникума».
  5. «Преподаватели Моршанского текстильного техникума.
  6. «Студенты - Лауреаты премии им. А.Е. Зобнина».

Имеются воспоминания многих первых преподавателей техникума, фотографии. Многих этих людей сейчас уже нет в живых. В 90-х гг. XX в. мы ходили к ним, общались, собирали материал, они делились фотографиями, воспоминаниями. У нас сейчас большая подборка фотографий, есть видеозаписи встреч.

Имеется большое количество рефератов, написанных студентами по истории улиц нашего города, например: Интернациональная бывшая Тамбовская, Ленина (Шацкая), Гражданская (Дворянская), Пролетарская (Театральная), Лотикова (Софийская), Сакко и Ванцетти (Садовая), Пушкина (Почтовая), Евдокимова (1-я Базарная), Советская (2-я Базарная), Свободная (Набережная), Красная (Соборная), Карла Маркса (Никольская), Октябрьская площадь (Торгово-Вознесенская) и т.д.

Моршанск с 1990 года вошёл в список «Исторических городов России» и не зря, только в одной части города возвышалось 14 храмов, более 100 уникальных особняков, принадлежащих фабрикантам Асеевым, Белоусовым, купцам Платициным, Кавериным, Фоминым, Поповым, Фонталовым, Смесовым, Рымаревым, Михайловым и т.д.

Много работ студентов о достопримечательностях города, например, Свято-Троицком Соборе — «жемчужине России», как сказал о нём бывший патриарх всея Руси Алексий II во время визита в наш город. Говоря о соборе, вспоминают и визит в Моршанск последнего императора России Николая II, который посетил и Свято-Троицкий собор, и Софийский собор (ныне утраченный).

Среди памятников архитектуры и археологии, скульптуры и живописи, истории и искусства особое место занимают памятники ратной славы нашего Отечества. По всей нашей земле стоят такие памятники. В нашем городе более 30-ти памятников, обелисков, мемориальных досок, установленных в честь исторических событий Великой Отечественной войны.

На городском кладбище установлен памятник Неизвестному солдату. На территориях большинства предприятий города установлены памятники или обелиски рабочим и служащим, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Интересен по монолитности памятник рабочим суконной фабрики, которые погибли в годы войны. На 24-х мемориальных досках высечены имена 234-х воинов. Авторы памятника - тамбовский архитектор Т.Б. Кемолтынова (бывшая выпускница Моршанской детской художественной школы) и инженер фабрики Б.П. Щербаков.

На братских могилах установлены обелиски Героям Советского Союза - П.А. Синельникову, B.C. Стрельцову, И.В. Чещарину, Н.И. Борееву, кавалеру орденов Славы и степеней Ф.И. Мартынову, а на фасадах домов, предприятий, организаций, где они жили и работали, установлены мемориальные доски.

С Моршанском связаны имена многих известных людей: здесь родились русский скульптор - реалист Е.А. Лансере, представитель революционных народников 70-х гг. XIX века Софья Бардина, учёные В.И. Вернадский, А.А. Михайлов, И.Л. Клеймёнов, И.С. Нарский, В.Д. Конобеев, писатели А.П. Эртель, Е.Д. Люфанов, B.C. Клёпов, поэт И.В. Шамов, полярный лётчик Титлов М.А., получивший за освоение Арктики звание Героя Советского Союза и многие другие.

Мало кто знает, что писатель А.П. Чехов был связан с нашим городом своими корнями. Здесь жила его мать Морозова, которая считалась родственницей одного из Моршанских купцов. А.П. Чехов посвятил один из своих рассказов г. Моршанску.

Студенты оформили материалы о деятельности в г. Моршанске Быстрова Михаила Васильевича - заслуженного врача РСФСР, в августе 2004 г. посмертно ему присвоено звание «Почётный гражданин г. Моршанска». В память о         М.В. Быстрове центральной Больнице присвоено его имя.

Краеведческая исследовательская работа даёт возможность студентам лучше познакомиться со своей «малой Родиной», с людьми, которые нас защищали в суровые годы войны, которые учились у нас в техникуме, с людьми, прославившими наш край.

Имеющийся краеведческий материал - это хорошая база для нравственного, экологического, патриотического воспитания молодёжи. Это наша история, а её надо знать, какой бы она ни была.

Наконец, можно говорить и о профессиональной ориентации студентов, когда прослеживается преемственность целых семейных династий, прошедших наш техникум более чем за 70 лет его существования.

Краеведческая работа позволит студентам под руководством преподавателя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования и, вероятно, главное - получить опыт подлинно исследовательской деятельности во всём спектре её специфики, трудностей, радостей, особенностей. Студенты обретут определённый набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Методическая разработка «Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспос...

Методическая разработка "Методики и результаты исследовательской работы на примере прохождения горной не категорированной маршрутной экспедиции в районе Горного Алтая".

Совершение маршрутной туристско-краеведческой экспедиции в Горный Алтай (природный парк «Белуха»), изучение истории развития и освоения района, особенностей рельефа, растительного и животн...

Методическая разработка по выполнению проектно-исследовательской работы « Духовное осмысление Первой мировой войны в русской литературе»

В данной методической разработке представлены этапы работы над проектом, цели, задачи и методы исследования. Учащимися были изучены написанные в годы войны произведения русских писателей, осмыслены ро...

ШМО Деятельностный подход (спортивные мероприятия, квесты, исследовательская работа) в патриотическом воспитании школьников

ШМО Деятельностный подход (спортивные мероприятия, квесты, исследовательская работа) в патриотическом воспитании школьников...

Методическая разработка Проект «Мы будем помнить…», направленный на патриотическое воспитание кадет

Информационная карта проекта 1.      Название проекта: «Мы будем помнить…».2.      Цель проекта: формирование у воспитанников ...