Преподавание курса «Кубановедения» в профессиональных учебных заведениях.
статья по краеведению на тему

Цель предмета «Кубановедение» – систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а также формирование целостного представления о Кубани как самобытной части России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx196.84 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание курса «Кубановедения» в профессиональных учебных заведениях.

«Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим,

и в старом красоту находим,

хоть новому принадлежим!»

В. Подкопаев

Все мы горячо любим свою Отчизну, гордимся ей. Любовь эта начинается с любви к отчим местам.  С детских лет в сердце каждого из нас живет светлый образ родного края. У одних  - это степь или кленовая роща , у других кавказские вершины на фоне бездонного неба, у третьих городской переулок.  Задача преподавателя на уроках кубановедения сформировать социально-активную, всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных традиций; укрепить и преумножить чувство гордости за родной край; воспитать студентов в духе преданности своей Отчизне, стремления внести свой собственный вклад в обогащение духовно- нравственной  культуры казачества и Северного Кавказа.

Цель предмета «Кубановедение» – систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а также формирование целостного представления о Кубани как самобытной части России.

Большое внимание при изучении курса уделяется истории Кубанского казачества.  В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй,  один из самых интересных и менее изученных сюжетов.  Оценку роли казачества в истории России  подчеркивает фраза Л.Н. Толстого  : «»Изучаются такие темы как :

Освоение Кубани русскими переселенцами в середине 
XVII – начале XVIII в; Некрасовцы в Прикубанье; Военный быт казачьих городков; Система самоуправления; песни и сказки казаков-некрасовцев; Присоединение Крыма и Прикубанья к России; А.В. Суворов на Кубани; А.В. Суворов: военачальник, политик, дипломат, военный инженер; Создание кордонной линии; Черноморцы. ; Казачья колонизация северо-западной части Кубани; А.А. Головатый; «Жалованная грамота» Екатерины II Черноморскому войску от 30 июня 1792 г.; Первые казачьи курени: расположение, происхождение названий; Линейцы. Заселение Северо-Восточной Кубани; Переселение донских казаков ; Государственная политика большевиков в отношении казачества; Кубанские казаки на фронтах Первой и Второй мировых войн; Возрождение кубанского казачества; Церковь и казачество; Политическая жизнь и деятельность казачества в современной России; Традиции в казачьей культуре и др. Это лишь некоторые темы, которые затрагиваются на уроках кубановедения

В преподавании курса актуальны методы как традиционного, так и активного обучения. Применяются различные методы обучения, активизирующие познавательную деятельность студентов, придающие ей творческий характер, стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу. Использование в процессе обучения проблемного, частично-поискового методов способствуют активации мыслительной деятельности, развитию их творческих способностей. Активные методы, формы приемы обучения способствуют глубокому овладению студентов патриотическими знаниями, упрочнению у них патриотических убеждений и установок. Так, например, при изучении темы «Культура и быт кубанских казаков » предлагается взять интервью  у своих дедушек и бабушек  и подготовить проект в любом доступном виде (презентация, пошив одежды казаков, изготовление макета жилища и тд.).

При изучении курса не мало важную роль играет воспитательная работа нашего техникума .

Духовно-нравственное воспитание студентов является приоритетным направлением, которое реализуется несколькими путями:

  • Приобщение студентов к искусству- посещение музеев, выставок, организации экскурсий, концертов;
  • Воспитание в духе преданности своей Отчизне – участие в парадах, демонстрациях ,беседы с представителями казачества;
  • Создание клубов и кружков- военно-патриотический клуб «Патриот», кружки «Православная Кубань» и «Культура и быт кубанского казачества»
  • Традиционные патриотические акции:  «Уроки памяти», «Вахта памяти», «Письмо солдату», «Помощь ветеранам», «Уборка могил солдат ВОВ» и др.


        Итогом образовательной программы «Кубановедения»  в нашем техникуме является сформированная социально-активная и всесторонне развитая личность на основе духовно-нравственных и военно-патриотических традициях Кубанского казачества , которая стремится к сохранению и преумножению достижений самобытной культуры родного края.



Условия формирования опыта

Патриотическое воспитание в сельской школе имеет свои особенности: глубокое уважение к Отчизне, понимание ее истории формируется через познание малой Родины, через изучение истории родного села, традиций и обычаев. Для учащихся МОУ «СОШ №83» это, прежде всего история села Городище, в прошлом казачьей станицы, история Оренбуржья – казачьего края.http://www.orenschool83.ru/images/priezd-romanova4.jpg

Впервые курс  «История российского казачества» был введен в 2001-2002 учебном году только для 8–9 классов. Практика ведения курса показала необходимость разработки и реализации пропедевтического этапа. Пропедевтический этап, историко-познавательный, эмоциональный по своей специфике, должен предшествовать систематическому, углубленному изучению материала, так как именно ребенок 10 – 11 лет наиболее предрасположен к восприятию патриотических воспитательных воздействий.

За время преподавания апробированы учебники, создана, а позже скорректирована в соответствии с изменениями учебного плана авторская программа, составлено календарно-тематическое планирование, накоплен определенный методический опыт и материал, подобрана литература для учителя.

Структура курса

Изучение истории российского казачества в МОУ «СОШ № 83» осуществляется в два этапа: 5 класс (34 часа) – ознакомительный, историко-познавательный курс (пропедевтика); 8 класс (34 часа) – углубленный систематический курс.

Цель курса «История казачества» (5 класс)

Патриотическое воспитание школьников, приобщение их к традиционной культуре, формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и края, интересов к современным проблемам казачества.

Задачи

  • обеспечение учащихся историческими знаниями о возникновении, становлении и развитии казачества России как особого сословия, о месте и роли казачества в военно-политической истории страны;
  • ознакомление с образом жизни, бытом, культурой казаков, с историей казачьей формы, оружия, чинов, наград и символов;
  • пробуждение интереса к истории и культуре своего народа, своего края;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию;
  • воспитание патриотизма как важнейшего качества гражданина России во все времена, любви к Большой и Малой Родине;
  • развитие личности учащихся на основе овладения историческими знаниями.

Принципы отбора материала в программу курса «История российского казачества»

– материал должен образовать систему научных знаний, раскрывающих тему курса и адекватных структуре исторической науки;

– материал должен позволить реализовать воспитательные цели курса и, прежде всего воспитание патриотизма;

– материал должен создавать учебно-познавательные мотивации у учащихся.

При отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в истории казачества и России, а также возрастные возможности пятиклассников по восприятию этих фактов и явлений. Большое внимание уделено истории и культуре Оренбургского казачества, что логически вытекает из воспитательных и образовательных целей курса.

Содержание курса

Содержательный компонент курса «История российского казачества» в 5-м классе включает следующие знания, которыми пятиклассник должен овладеть к концу учебного года: о возникновении, становлении и развитии казачества России в целом и оренбургского казачества, в частности, как особого сословия; о месте и роли казачества в военно-политической истории нашей страны; об образе жизни, быте, культуре казаков; об истории казачьей формы, оружия, чинов, наград и символов.

В соответствии с этим в содержательном плане курс состоит из трех разделов:

Военно-исторический: происхождение казаков и казачьих Войск; появление казаков на Урале и основание Оренбургского Казачьего Войска, его система управления и службы; казачьи атаманы; подвиги казаков; казачья форма, чины, награды, символы; оружие казаков.

Этот блок формирует чувство гордости за боевые традиции казаков -универсальных воинов, чьи полки не знали дезертирства, отличались верностью присяге, долгу перед Отчизной, православной вере, упорством при выполнении воинского задания. «Молча, в величайшем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьим именем.

Быт и культура казаков: казачьи кони; казачьи поселения, казачий дом; одежда казаков (мужская, женская); обряды, праздники, забавы и игры казаков; казачий фольклор (легенды, поверья, пословицы, песни).

Этот блок, знакомя с образом жизни казаков, показывает, как рационально был организован их быт, приобщает к нравственно-этическим нормам и идеалам, в основе которых лежат такие нравственные ценности, как честь, верность слову, чувство товарищества, уважение старших, трудолюбие, забота о семье, о детях. Школьники приобщаются к духовной жизни казаков, к казачьему фольклору. Огромное значение имеет донесение до сознания детей того факта, что всеми этими качествами обладали их предки, ценили в людях эти качества, и что дело сегодняшних потомков стать достойными продолжателями дедовских традиций и нравственных норм.

Краеведение: история возникновения села Городище и оказачивание населения; история храма Михаила Архангела; знаменитые люди села Городище.

Тема малой Родины является продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – непростое, но очень важное умение человека.

Курс завершается итоговым уроком: Заповеди казаков. Мы потомки казаков.

Обобщая пройденное за учебный год, учитель на этом уроке должен показать преемственность казачьих поколений в верном служении своему Отечеству, сопричастность современных городищенских школьников со свершениям своих предков, необходимость следовать их заповедям, хранить лучшие обычаи и традиции ради сохранения своеобразия своей малой родины.

В преподавании курса «История российского казачества» актуальны методы как традиционного, так и активного обучения.

Применяются различные методы обучения, активизирующие познавательную деятельность школьников, придающие ей творческий характер, стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу. Использование в процессе обучения проблемного, частично-поискового методов способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческих способностей. Активные методы, формы и приемы обучения способствуют глубокому овладению учащимися патриотическими знаниями, упрочению у них патриотических убеждений и установок.

Так при изучении темы «Обряды казаков» детям предлагается взять интервью у своих бабушек и дедушек, а лучше у прабабушек и прадедушек, если живы, о том, как праздновались их свадьбы, поспрашивать о похоронном обряде в селе Городище. Хорошо проиллюстрировать эти интервью фотографиями из семейного альбома. Метод интервью можно использовать также при изучении темы «Знаменитые люди села Городище»: «Мой знаменитый сосед», «Мои родители – потомственные казаки», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Многофункциональным средством на всех этапах обучения являются познавательные задания. Учащиеся 5-го класса уже в состоянии подготовить устное выступление по определенной теме: «Основание г. Оренбурга», «Одежда казачек», «Пища казаков», серия сообщений о казачьих атаманах.

Такие задания выполняют информационно-аксеологическую функцию, обусловленную содержанием, и развивающую, так как отражают возможности познавательных заданий в реализации собственной активности школьников по усвоению материала.

Для пятиклассников в силу возраста очень привлекательной является игровая форма учебной деятельности. В курсе «История российского казачества» применяются дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные (Тема «Обряды казаков. Праздники, забавы, игры», закрепление или повторение изученного материала). Игра позволяет в привлекательной для ребенка форме углубить и закрепить свои представления о событиях и жизни, воспитывают у детей необходимые морально-волевые и физические качества, развивают организаторские и коммуникативные навыки.

В жизни младших подростков большое место занимает общение, поэтому хороший результат дает применение групповых форм организации урока (работа в больших и малых группах, работа в парах). При этом развивается сотрудничество учащихся, оказывается поддержка и помощь отстающим учащимся. Все это улучшает микроклимат в детском коллективе, создает условия для самореализации как сильных, так и слабых учащихся. (Темы «Чины, награды, символы», «Оружие казаков», «Знаменитые люди села Городище»). Групповая работа эффективна при закреплении знаний по казачьей терминологии.

Важное значение для младших подростков приобретают творческие задания для развития творческого мышления. Детям предлагается составить кроссворд, ребус или викторину по теме, написать мини-сочинение («Как я стал казаком», «В казачьем лагере», «Как казаки брали Азов»), стихотворение или рассказ, нарисовать рисунок; в этих детских работах отражается личное впечатление от услышанного и увиденного на уроке. Кроссворды, ребусы, тесты, викторины не просто выполняются, как классные или домашние задания, по ним работают учащиеся класса, и это повышает значимость творческих заданий для самого ребенка, помогает самореализоваться и самоутвердиться. Периодически устраиваются небольшие выставки рисунков пятиклассников.

Предлагая творческую работу, важно создать ситуацию выбора, чтобы каждый ребенок смог выбрать задание по своим способностям и смог получить хорошую оценку.

Курс «История российского казачества» в 5-м классе не оснащен учебниками, изучение предмета выстраивается в основном как диалог между учителем и учениками. Обязательным является ведение тетради, в которую записываются самые важные сведения по теме урока, выполняются все творческие работы, ведется словарь казачьих терминов. Тетрадь должна нравиться ребенку, должна отражать его индивидуальность, поэтому детям разрешено пользоваться в работе цветными карандашами или ручками, украшать страницы тетради. Прослушав учителя, пятиклассники могут тут же работой в тетради закрепить новые знания мини-сочинением, рисунком, стихотворением, опросником. Некоторые успевают выполнить по два задания.

Курс завершается экскурсией в краеведческий музей села Городище, которую проводят ученики старших классов.

Критерии эффективности курса

Ребята, с которыми начинался курс, учатся сейчас в 10-м классе.

Эффективность патриотического воспитания средствами курса «История российского казачества» в 5-м классе можно проанализировать, используя следующие критерии:

  • когнитивный. Его показатели: знания, представления и понятия, которыми владеет ученик об истории казачества, о родном крае, селе, о большой и малой Родине, о казачьей культуре, обычаях и традициях, знание об исторических деятелях – достойных представителях казачества;
  • оценочно-эмоциональный. Его показатели: оценочные суждения, характеризующие отношение к Отечеству, большой и малой Родине, устойчивость эмоциональных переживаний, связанных с жизнью страны, сочувствие, свидетельствующее о гуманистической направленности личности, живой интерес к истории страны и родного края;
  • мотивационно-поведенческий. Его показатели: познавательная, общественная, трудовая активность, потребность к саморазвитию и самореализации, устойчивая форма положительного поведения. (6, с. 40 – 41)

В течение двух лет проводился опрос учащихся 5-го класса с целью выяснения их отношения к предмету. Из 39 опрошенных 39 заявили, что им нравится изучать историю казачества («отличный урок», «обожаю», «очень сильно нравится», «тут можно рисовать, делать тесты»); на вопрос: «Что вам не нравится на уроке?» – 3-м ученикам не нравится, что урок бывает только один раз в неделю, а хотелось бы почаще, 3-м не нравится, что приходится писать под диктовку. Бесспорно, школе необходим учебник по истории казачества, адаптированный для пятиклассников, учитывающий их возрастные особенности. Пока такого учебника нет.

Вот некоторые ответы на вопрос: «Какие полезные знания ты получаешь на уроках по истории казачества?»:

  • «О своей родине и о своем селе, все это мои знания» (Света Б.);
  • «Я узнаю о своих предках – казаках» (Таня М.);
  • «Если я встречу теперь казака, нам будет, о чем поговорить с ним» (Денис К.);
  • «Самые хорошие знания: как казаки воевали, какими они были мужественными» (Оля М.);
  • «Много я узнал про казачье войско» (Женя К.);
  • «Что были казаки, которые преданы Родине» (Роман И.);
  • «Что казак – настоящий патриот» (Вася П.);

- «Учат любить Родину, защищать Родину» (Алина Ф.).

Представления об уровне сформированности оценочно-эмоционального компонента патриотического сознания учащихся различных классов МОУ «СОШ № 83» дают результаты анкетирования. Вот как ответили ученики 5, 7,10-х классов на предложенные вопросы:

1) Патриот – это человек, который... 5 класс:

  • предан Родине, России;
  • любит Родину;
  • справедливый человек, который постоит за Родину. 7 класс:

-это ветераны, которых в наше время становится все меньше. Они в годы войны защищали нашу любимую Родину. Вот таких бесстрашных людей, я думаю, и надо назвать патриотами;

  • Ценящий и хранящий свою историю...мне повезло, что в нашей школе нас учат быть патриотами, и ценить то место, где ты родился и живешь;
  • любит, уважает, гордится, переносит со своей страной все трудности и невзгоды, которые обрушиваются на нее.

10 класс:

  • уважает то место, где родился и живет, всегда гордится своей страной, какая бы ни была ситуация;
  • человек, который сделал очень хорошее дело. Наши ветераны защищали свою страну от фашистов и защитили – они патриоты.

2) Быть патриотом – это значит... 5 класс:

  • делать все, чтобы его Родина процветала, становилась лучше, и на деле доказывать свои слова: «Я патриот»;
  • защищать справедливо свою Родину и семью.

7 класс:

  • любить Родину, не предать и не продать ее ни за какие деньги;
  • заботится о своей Родине: благоустраивать сады и парки, помогать детям, оставшимся без родителей, заботиться о бездомных животных, сохранять красоту окружающей среды;
  • любить и уважать свою малую родину, ценить то место, где ты родился и живешь; помогать в его благоустройстве. И главное, знать, что в любом другом месте тебе не будет так хорошо, как здесь.

10 класс:

  • соблюдать традиции и обычаи своего народа;
  • заботиться о благополучии своей Родины и семьи. Ведь, если каждый из нас будет стараться улучшать свою жизнь, улучшится жизнь нашей малой родины и нашей страны;
  • уважать все поколения, знать историю, ведь без прошлого нет настоящего;

-        любить город, село, где ты живешь, готовиться защищать ее. 3) Что значит сегодня быть россиянином?

5 класс:

  • жить в России;
  • гордиться Россией;
  • не надо говорить, что другим национальностям нет места в нашей

стране.

7 класс:

  • россиянином можно назвать того человека, который всей душой любит Россию. И это совсем не значит – жить в России;
  • не обязательно русской национальности человек, который любит Россию, и его сердце всегда будет принадлежать ей. Россиянин – это человек, который ни на какие прелести Лондона и красоту Парижа не променяет ее.

10 класс:

  • человек, которому не безразлична политическая, духовная и социальная жизнь России;
  • знать историю России и уважительно относиться к ее прошлому. Я считаю, что мы не должны осуждать действия наших предков, а должны попытаться понять, почему они, так или иначе, поступили.

4) Человек живет на Земле, чтобы... 5 класс:

  • передать детям любовь к Родине и матушке-земле;
  • построить свои жизненные планы, растить детей, работать и защищать свою Родину.

7 класс:

  • хорошо жить и всегда обеспечивать себя и свою семью, а еще, чтобы продолжить традиции своих предков;
  • обзавестись своей семьей, поставить на ноги детей; гордиться своей страной.

10 класс:

  • постараться улучшить то место, в котором он живет;
  • создать свое маленькое семейное счастье. Но каждый сам решает, что он сделает: кто-то рождается и умирает, почти не оставив о себе и следа, кто-то остается в памяти целого поселка, кто-то – в памяти страны, а о ком-то знает весь мир. У каждого из нас своя цель, и мы стремимся выполнить ее по максимуму.

Третий критерий уровня сформированности патриотического сознания – мотивационно-поведенческий, те есть деятельностный.

Прежде чем привести некоторые факты и примеры, считаю должным еще раз отметить, что они являются результатом комплексной работы учителей школы, педагогов дополнительного образования, часть которой -курс «История российского казачества». Часто, увлекшись красотой казачьих песен, дети с удовольствием работают над проектами по краеведческой тематике, или, заинтересовавшись в 5-м классе историей казачества, активно участвуют в общешкольных социальных проектах, в деятельности школьной детской организации ДиМО «Наследники», пишут стихи о родном селе Городище, участвуют в конкурсах сочинений о малой родине, в фольклорных фестивалях. Учитель за 6 лет собрал коллекцию детских работ, состоящую из стихов, мини-сочинений, рассказов, кроссвордов, викторин, ребусов и рисунков, некоторые из которых представлены в Приложении к данной работе.

Вот неполный перечень ученических исследовательских работ, посвященных истории села Городище и Оренбуржью:

  • «К вопросу об истории Храма Михаила Архангела в станице Городищенской» (Сергей С., 10 класс);
  • «Гербы Оренбургской губернии» (итогом этой проектной работы было создание эмблемы села Городище) (Юрий А., 10 класс);
  • «Казачий дом» (Елена З., 11 класс);
  • «Крестьянский вопрос в Оренбургской области в начале 20 века» (Алтынай Т., 10 класс);
  • «К вопросу об истории образования в Оренбургской области и станице Городищенской» (Наташа К., 10 класс);
  • «Так это было на селе» (Годы коллективизации в Оренбургском крае) (Лена З., 10 класс);
  • «Свадебные обряды оренбургских казаков» (Эльмира К., 10 класс).

Такие работы, как «К вопросу об истории Храма Михаила Архангела в станице Городищенской», «Гербы Оренбургской губернии», «Казачий дом», «К вопросу об истории образования в Оренбургской области и станице Городищенской»    были    отмечены    Дипломами    городской научной конференции учащихся «Интеллектуалы XXI века». Со своими проектными работами учащиеся стали участниками Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» в городе Обнинске. Все они награждены Дипломами лауреатов.

Примером коллективной творческой работы является групповая защита проекта «Мы тоже победили в той войне», выполненная ребятами 6а класса, посвященная проблеме «Великая Отечественная война и дети». В ходе подготовки к защите дети изучали истории своих семей, расспрашивали родственников о тяжелом военном и послевоенном лихолетье, поднимали фотографии из семейных архивов. В поиск активно включились их родители. Результатом стали очерки детей о своих бабушках и дедушках. На защиту были приглашены родители, учителя и сами герои ученических сочинений. Самым высоким результатом совместной исследовательской работы стали слезы живых свидетелей тех далеких военных событий, гордость в глазах родителей за своих детей и просветленные лица ребят.

Воплощая на деле социальный проект «Наследники» («Памятные места села Городище») учащиеся городищенской школы с помощью взрослых энтузиастов и патриотов своего села установили мемориальный крест на месте первого городищенского кладбища и оградили его зеленой изгородью.

Большим событием для всех жителей села, взрослых и детей, является общесельский праздник "Живи, село мое родное!", который традиционно проводится ежегодно 21 ноября, в день Михаила-Архангела.

Традиционными стали в нашей школе такие патриотические акции, как «Урок России», «Живи, село мое родное», операция «Рассвет», «Вахта Памяти» (на митинге ежегодно дети вспоминают вслух имена всех погибших в Великой Отечественной войне городищенцев), «Помоги ветерану», «Письмо солдату» (дети пишут письма тем землякам, которые в данный момент проходят действительную службу в рядах Российской Армии).

Результативность курса

В результате изучения истории казачества учащиеся знают:

-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества;

-особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России; -историю возникновения села Городище; -особенности Городища как казачьей станицы; -роль православия в жизни казаков; -особенности казачьей культуры и образа жизни;

-взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа.

умеют:

-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

-представлять результаты изучения материала в формах проекта; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

-осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Пояснительная записка

В настоящее время в России на государственном уровне признано, что духовно-нравственной воспитание  – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к истории казачества вообще, так и к истории Амурского казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества амурского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Возрождение казачества в России началось с 1990 года, как общественные организации, а с 2005 года казачьи организации вышли за рамки общественного движения получив государственный статус в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» №  154-ФЗ от 05 декабря 2005 г. 30 декабря распоряжением Правительства Хабаровского края № 848-рп была утверждена Концепция развития казачества в Хабаровском крае. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи в традициях российского казачества и служения Отечеству. Поэтому изучение истории казачества  представляется достаточно актуальным.

Хабаровский край, как и весь Дальневосточный регион – особая территория России, требующая участия граждан в вопросах национальной безопасности. Воспитание молодежи края должно быть ориентировано на физическое, психологическое, нравственное развитие личности, формированию долга, служения Родине.

   Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Хабаровского края: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.

Программа факультативного курса составлена творческой группой учителей МБОУ кадетской школы № 1имени Ф.Ф. Ушакова на основе  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Программа данного курса рассчитана на четырехлетнее обучение в основной школе обучающимися 5-8 классов, в рамках факультативных занятий в  объеме 136 учебных часов, из расчета 34 часа в год. В программе выдержаны пять стержневых линий:   «История казачества Дальнего Востока»,    «Традиции, культура и быт дальневосточного казачества», «История дальневосточного казачества в лицах», «Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке», «Военно-спортивная подготовка казаков». Однако авторы программы предлагают использовать отдельные модули образовательным учреждениям при реализации регионального компонента в курсе истории, географии, литературы, МХК или изучаться отдельными блоками на уроках при реализации регионального компонента.

Данный курс носит междисциплинарный характер и взаимосвязан с такими предметами как: история, литература, мировая художественная культура, география, военная подготовка и физическая культура и рекомендован для учащихся проявляющих интерес к истории казачества, его быту, традициям, ориентирующихся на военную службу.

Цель курса 

Укрепление духовных и нравственных основ казачества,  реализация государственной и региональной политики, направленной на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры на основе  знаний истории и традиций казаков, их культуры, приобщения к основам казачьей военной службы.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- приобщить обучающихся к нравственным устоям культуры казачества;

- помочь обучающимся раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей казачества;  

- дать обучающимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся  личностей  истории казачества;

- способствовать развитию интереса к истории своего края;

- совершенствовать физическое и психологическое здоровье учащихся;

- овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего   пения, русских традиций и обрядов.

- особенности исторического пути Амурского казачества и историческую обусловленность современных общественных процессов;

- формирование духа казачества, казачьей доблести;

 - воспитание у кадет чувства уважения к кадетской школе, гордости за возможность обучаться и воспитываться в его стенах, стремления преумножать его славу;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно значимых целей;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;

 - формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;

- адаптация молодежи к службе  в Вооруженных Силах  Российской Федерации.

Формы и методы

       В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Актуальность и новизна данного курса,  предоставляет большие возможности для исследований, диспутов, дискуссий. Курс дает возможность сотрудничества учащихся и педагогов с представителями Уссурийского войскового казачьего общества, для приобщения к культуре казачества и основам казачьей военной службы. Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Немаловажное значение имеют практические занятия по технике владения оружием, основы самообороны и рукопашного боя и джигитовки.

Целесообразно проведение экскурсий в краеведческий музей, в казачьи станицы и школьные музеи в них, посещение православных храмов, духовной семинарии. Занятия могут проводиться на базе государственных архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, ученых, краеведов, родителей учащихся.

Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории  амурского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций  амурских казаков.

Интерес к курсу отслеживается в стабильной динамике количества обучающихся по данной программе, в форме анкетирования изучается мотивация обучающихся, а также участия в конкурсах, конференциях, слетах казачьей направленности.

В планировании учебных занятий

Содержание  курса

Программа «Амурское казачество – оплот России на Дальнем Востоке» рассчитана на 4 года ( 5-8 классы) и реализуется во внеурочной деятельности. Первая часть курса (для учащихся V - VI классов) дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению истории освоения Дальнего Востока и Хабаровского края амурскими казаками, традиции и семейно-бытовой уклад амурских казаков. Вторая часть программного материала, адресованного учащимся VII - VIII классов, охватывает собственно историю амурского казачества, включая его предысторию и современный этап возрождения Амурского казачьего войска и казачьих традиций. Предлагаемый курс, строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя лекционный материал, ...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя пр...

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений

Ряд профессий не способствует развитию и сохранению на необходимом уровне профессионально важных физических и психических качеств. К тому же различные физические качества с возрастом ухудшаются, и это...

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений

Ряд профессий не способствует развитию и сохранению на необходимом уровне профессионально важных физических и психических качеств. К тому же различные физические качества с возрастом ухудшаются, и это...