Рабочая программа по ИКН Республики Марий Эл для 9 класса
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Рабочая программа для 9-го класса по “Истории и культуре народов Марий Эл». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» для 1-11 классов /сост. Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009 г., а так же методических рекомендаций по проектированию основных образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011г., /сост. Е.И.Игнатьева, Г.В.Сергеева/. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК: История и культура народов Марий Эл.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.

Учебник: История и культура народов Марий Эл. Марийское книжное издательство,2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikn-9_fgos.doc67 КБ
Microsoft Office document icon poyasnit.zapiska-9.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел

Тема урока

       

              УУД

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Прогр.

План.

Журн.

Контр.р.

1.Марийский край в начале 20 века.

1.Социально-экономическое и культурное развитие края

2.Сельское хозяйство и промышленность.

3.Марийский край в годы революции 1905-1907 гг.

4.Зарождение марийского общественного национального движения.

Познавательная, речевая,  коммуникативная..

Личностные: развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества.

Признание ценности: культуры каждого народа вне зависимости от численности и места расселения.

Развитие умений: самоидентифицировать себя как представителя этноса РМЭ и гражданина России.

Регулятивные: умение анализировать, высказывать свою точку зрения;

- умение обобщать и систематизировать предложенный учителем материал, делать выводы.

Познавательные:

- умение работать с текстом учебника, картой, документом.

универсальные логические учебные действия: синтез, обобщение, абстрактное сравнение, доказательство, классификация.

универсальные знаково-символические учебные действия: проведение ассоциативных связей с историей РМЭ и России.

Коммуникативные: 

- умение общаться, работать в группах,

- умение аргументировать и высказывать свою точку зрения.

4

4

2.Культура и образование в начале 20 века..

5.Открытие образовательных учреждений разного типа.

6.Роль Казанского  университета в просвещении нерусских народов.

7.Марийский край в годы Первой мировой войны..

8.Ежегодник «Марла календарь», его просветительская роль.

9.Контрольная работа по темам: «Марийский край в начале 20 века», Культура и образование в нач.20 века.

Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская

Личностные: развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества.

признание ценности: уважительное отношение к культурной самобытности народов, населяющих республику.

- традиционной этнокультуре как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой.

развитие умений: 

- соблюдать традиции народов, проживающих в РМЭ, в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях.

Регулятивные:

- умение ставить цели, составлять план на основе культуроведческого материала.

- оценка качества культуроведческих ЗУН.

Познавательные:

- умение работать с текстом книги, документом.

- овладение и использование специально-понятийным аппаратом.

универсальные логические: 

мыслительные операции, абстрактное сравнение, анализ, синтез, обобщение, доказательство.

универсальные знаково-символические: 

- умение пользоваться знаково-символическими понятиями,

- умение пользоваться картами.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, группе, коллективе,

- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.

4

5

1

3.Зарождение марийской литературы..

10.Писатели-мари: Г.Микай, Н.Мухин, С.Чавайн.

Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская.

Личностные:

-развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества.

признание ценности:

- традиционной этнокультуры как результата творчества народа,

- уважительного отношения к культурной самобытности народа.

 развитие умений:

- самоидентифицировать себя как представителя этноса РМЭ и гражданина России.

Регулятивные:

- оценка качества культуроведческих ЗУН,

- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.

Познавательные:

- умение работать с разными источниками информации,

- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей,

- овладение и использование специально-понятийным аппаратом.

универсальные логические :

- абстрактное сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение.

универсальные знаково-символические:

- ассоциативные связи с историей РМЭ и России,

Коммуникативные:

- умение работать в парах, группе, коллективе,

- умение представлять культуру своего народа как часть культуры России.

2

1

4.Марийский край в период революции и гражданской войны (1917-1920 гг.).

11.Отношение населения края к февральской революции 1917 года.

12.Марийское национальное движение.

13. Установление Советской власти.

14.Развитие культуры и образования.

Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская.

Личностные:

- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества.

признание ценности:

- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества.

 Развитие умений:

- работать с документами, картами, иллюстрациями.

Регулятивные:

- планировать деятельность на основе исторического материала          

- оценка качества исторических знаний.

Познавательные:

- умение работать с разными источниками информации,

 -  выявление причинно-следственных связей

универсальные логические:

- абстрактное сравнение, синтез, классификация, доказательство.

универсальные знаково-символические:

- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями

- развитие умения пользоваться картами.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, группе, коллективе,

- умение давать оценку.

4

4

5.Зарождение марийской драматургии и театра.

15-16.Жизнь и творчество А.Конакова, М.Шкетана, С.Чавайна.

.

Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская.

Личностные:

- развитие толерантности

- чувства гордости за свой народ.

-восприятие культуры народа как национальной ценности.

развитие умений:

- соблюдать традиции народов, проживающих в РМЭ.

признание ценности:

- права каждого на языковое и культурное самоопределение.

Регулятивные:

- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам.

- способность к пониманию народной культуры.

Познавательные:

- выявление примеров интеграции культур.

универсальные логические:

- анализ, синтез, обобщение, доказательство.

универсальные знаково-символические:

- развитие умения  моделировать.

Коммуникативные:

- умение работать в паре, группе, коллективе,

- умение публичного выступления.

2

2

6.Марийская автономная область в 1920-1930 гг.

17.Образование МАО.

18.Голод 1921-22 гг..

19.Развитие науки, образования, культуры, здравоохранения.

20.Открытие научных и высших учебных заведений.

21.Становление марийской профессиональной музыки.

Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская.

Личностные:

- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества.

признание ценности:

- традиционной этнокультуры,

- уважительное отношение к культуре и истории народов, проживающих в РМЭ.

развитие умений:

- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие ценности.

Регулятивные:

- умение ставить цели,

- овладение навыками исследовательской деятельности.

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации,

- умение давать оценку деятельности  личности.

универсальные логические:

- сравнение, синтез, обобщение, доказательство.

универсальные знаково-символические:

- умение пользоваться знаково-символическими понятиями.

- умение описать народные символы и знаки.

- понимание, представление видов искусств.

Коммуникативные:

- умение работать в паре, группе,

- умение представлять свою работу.

5

5

7.Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны.

22.Начало войны.

23.Наши земляки – Герои Советского Союза.

24.Перевод промышленности на выпуск военной промышленности.

25.Культура, наука, литература в годы войны.

26.Контрольная работа по теме:»Марийский край в годы ВО войны»

Познавательная, речевая, коммуникативная.

Личностные:

признание ценности:

- восприятие чувства гордости за свой народ

развитие умений:

- работать с картой, документом

Регулятивные:

- способность к этнической мобилизации,

- способность к пониманию исторических процессов

Познавательные:

- овладение и использование специально-понятийным аппаратом.

универсальные логические:

- анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные:

- умение работать в группе,

- умение публичного выступления,

- умение оценивать работу своих товарищей.

5

5

1

8. Марийскаяя АССР в 1945-1990 гг..

27.Переход от войны к мирному труду.

 28.Успехи в промышленности и строительстве.

29.Труженики села – Герои Социалистического труда.

30. Высшая школа и наука.

31.Хоровая капелла имени А.И.Искандарова.

Личностные:

- развитие ценностной ориентации и уважительного отношения к истории народов РМЭ, уважительное отношение к героям и труженикам республики.

признание ценности:

- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.

Познавательные:

- умение работать с разными историческими информации,

- овладение и использование специально-понятийным аппаратом.

универсальные логические:

- сравнение, анализ, синтез, обобщение.

универсальные знаково-символические:

- понимание, представление видов трудовой деятельности.

Коммуникативные:

- умение представлять историю и  культуру своего народа в условиях межэтнического общения.

5

5

9.Семья.Родство.

32.Семейный кодекс РФ.

Познавательная, речевая, коммуникативная,

Игровая.

Личностные:

- ставить приоритеты ценностной ориентации, уважение к себе, к окружающим.

признание ценности:

- уважительное отношение к закону, традициям

развитие умений:

- формирование умений исследовательской деятельности.

Регулятивные:

- оценка качества правовых ЗУН.

Познавательные:

- умение работать с источниками информации.

- овладение и использование  специально-понятийным аппаратом.

универсальные логические: 

- сравнение, анализ, синтез, доказательство.

Коммуникативные:

- уметь представлять свои работы,

- работать в паре, группе.

1

1

10.Праздники.

33.Календарные, народные, профессиональные праздники.

34.Итоговое повторение курса.

1

1

1

Итого:

34 часа.



Предварительный просмотр:

           1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 

                  курса «История и культура  народов Марий Эл»

      Рабочая программа для 9-го класса по “Истории и культуре народов Марий Эл». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» для 1-11 классов /сост. Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009 г., а так же методических рекомендаций по проектированию основных образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011г., /сост. Е.И.Игнатьева, Г.В.Сергеева/. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК: История и культура народов Марий Эл.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.

Учебник: История и культура народов Марий Эл. Марийское книжное издательство,2012 г.

Целью изучения курса является: ознакомление с историей Марий Эл 20 века, культурного наследия марийского народа. Изучение предмета дает возможность показать особенности проявления общих закономерностей исторических процессов применительно к истории конкретного региона, отдельного народа. Пример Марийского края показывает, как в различных конкретно-исторических условиях развивались взаимоотношения разных народов, межнациональные связи; хотя при этом имелись и конфликтные ситуации и формы национального угнетения, и преследования на национальной почве, в целом развивались  в толще народа отношения толерантности, согласия. В то же время пример марийского народа показывает, как на протяжении веков в тяжелых условиях он вел борьбу за выживание и сумел сохранить свой язык и культуру, этнические особенности. Изучение курса дает богатый материал для показа роли выдающихся личностей – просветителей, общественно-политических деятелей, деятелей культуры в истории марийского народа. В процессе прохождения курса происходит воспитание патриотизма, любви к родному краю, интернационализма, уважительного отношения к истории и культуре всех национальностей; создаются условия для правильного понимания места Марий Эл в Российском государстве, финно-угорском мире. Знание исторического опыта и уроков прошлого родного края не только обогащает новыми знаниями, но помогает понять и осмыслить настоящее и определить будущее.

Задачи курса:

 1. активизация познавательной самостоятельности обучающихся в плане обучения их алгоритмам познавательной деятельности, методам рационального объяснения исторических процессов;

 2.патриотическое воспитание учащихся;

 3.  воспитание толерантности в межнациональных отношениях

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного  предмета.                                  

В результате освоения содержания предметного курса ИКН у учащихся  предполагается формирование УУД ( познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Личностные УУД

 - развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества.

 - уважительное отношение к культурной самобытности народов, населяющих республику.  - самоидентификация себя как представителя этноса, Республики Марий Эл и гражданина России.

 - признание этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой.

- соблюдать традиции народов, проживающих в Марий Эл, в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях.

- самоидентифицировать себя как представителя этноса, РМЭ и гражданина России.

Регулятивные УУД

 - умение ставит цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.

- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил.

 - развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия..

 - способствовать к этнической мобилизации.

 - умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.

Познавательные УУД

 - умение работать с разными источниками информации об истории и культуре народов республики и России.

 - выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей.

 - овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогавшим описывать поликультурную среду республики в целом.

- развитие умения произвести мыслительные операции на историческом материале.

- понимание, представление видов искусств как образно-символьных систем.

- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами.

- развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм.

Коммуникативные УУД

 - умение работать в парах, группе, коллективе.

 - умение учитывать особенности этикета народов Марий Эл и России в условиях диалога.

 - готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

 - умение представлять историю своего народа как часть общероссийской истории.  

Метапредметные УУД

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить  средства её осуществления.

- формирование умений планировать, конструировать и оценивать учебную деятельность, определять наиболее  эффективные способы достижения результатов.

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение

- понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности.

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий

- умение осуществлять информационный поиск.

- овладение навыками смыслового чтения.

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, построение рассуждений.

- готовность слушать собеседника, вести диалог.

 Предметные    УУД                              

Результатами изучения предмета «История и культура  народов Марий Эл» являются следующие знания и умения;

Обучающиеся должны знать:

– особенности развития республики в 20 веке на фоне исторических событий России

– взаимоотношение марийского народа с соседними народами.

– взаимовлияние культур народов, проживающих на территории республики.

– современное состояние Республики Марий Эл, перспективы её развития.

Обучающиеся должны уметь:

– делать общие и конкретные выводы, давать общую оценку историческим, культурным процессам конкретного периода истории края;

– анализировать факты, выявлять  взаимосвязи и взаимодействия исторических явлений и процессов;

– работать с историческими документами;

- составлять презентации, исследовательские работы

– знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей республики.

    2. Содержание учебного предмета

 9 КЛАСС

Учебно-тематический план 

п/п

Темы занятий

Количество часов (всего)

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Марийский край в нач.20 в.

4

3

1

2

Культура и образование в нач.20 в.

4

3

1

3

Зарождение марийской литературы

2

1

1

4

Марийский край в период революций и гражданской войны (1917-1920 гг.)

4

3

1

5

Зарождение марийской драматургии и театра.

2

1

1

6

Марийская автономная область в 1920-1930-е гг.

5

4

1

7

Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны.

5

4

1

8

Марийская АССР в 1945-1990-е гг.

5

4

1

9

Семья. Родство.

1

1

-

10

Праздники.

1

1

-

11

Итоговый урок

1

1

-

Итого

34

26

8

Тема 1. Марийский край в начале 20 века.

Социально-экономическое и культурное развитие края в нач. 20 в.

Общественно-политическая жизнь и антиправительственные выступления в Марийском крае в годы революции 1905-1907 гг.

Тема 2. Культура и образование в нач. 20 века.

Открытие гимназий, школы садоводства и пчеловодства, сельскохозяйственной школы.

Марийский край в годы первой мировой войны.

Периодическая печать на марийском языке.

Тема 3. Зарождение марийской литературы

Влияние русских поэтов А.С. Пушкина, М.ЮЛермонтова,  Н.А.Некрасова на творчество марийских писателей.

Писатели-мари Г.Микай, Н.С.Мухин, С.Г.Чавайн.

Тема 4. Марийский край в период революций и гражданской войны (1917-1920)

Отношение населения края к февральской революции 1917 г.

Население Марийского края в условиях «военного коммунизма»

   Тема 5. Зарождение марийской драматургии и театра

Обзор о жизни и творчестве марийских писателей.

Творческий час. Встреча с артистами Марийского национального театра драмы имени М.Шкетана.

Тема 6. Марийская автономная область в 1920-1930-е гг.

Образование Марийской автономной области.

Коренизация в области науки, образования и культуры.

Становление марийской профессиональной музыки.

Тема 7. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны.

Начало войны.

Культура и наука Марийской АССР в годы войны.

Исследовательские навыки. Подготовка презентации «Участники войны – мои земляки».

Тема 8. Марийская АССР в 1945-1990 гг.

Переход от войны к мирному труду. Ведущие сельско-хозяйственные предприятия республики.

Развитие образования.

Развитие средств массовой информации.

Марийская государственная хоровая капелла им. А.И.Искандарова

Марийская литература в послевоенные годы.

Творческие параллели с литературой других народов.

Тема 9. Семья.Родство.

Конституция РФ о семейных отношениях.

Крепкий род-крепкое поколение.

Притча о браке сына царёва.

Тема 10. Праздники.

Месяцеслов. Календарные и народные праздники.

Тема 11. Итоговый урок.

Защита исследовательской работы по изученным темам.

3.Тематическое планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по литературе Республики Коми

Рабочая учебная программа по изучению Литературы Республики Коми предназначена для обучающихся 10 - 11 классоа. Рассчитана на 68 часов, по одному часу в 10 и 11 классе. Программа учитывает национально...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 10 классов

Настоящая программа разработана в связи с введением в 10 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образован...

Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 11 классов

Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю).  Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.Программа состав...

Разработка урока математики "Математические путешествия по Республике Марий Эл" (5 класс)

Урок по теме "Проценты" в 5 классе. Данный урок помогает  расширить знания о растениях края Марий Эл. Идет  воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здорово...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...