Изучение этнокультурных традиций на уроках русского языка и литературы
статья по краеведению на тему

Комарова Наталья Алексеевна

Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру уроков и внеклассных мероприятий содержания народной педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etn_konf_statya_komarova.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

  Изучение этнокультурных традиций на уроках русского языка и   литературы

Комарова Наталья Алексеевна , учитель русского языка и литературы МКОУ Патрикеевская ОШ им. Э.В. Сухаревского Базарносызганского района Ульяновской области

      В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей этнокультурной осведомлённости.

      Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

Наша школа находится в с. Патрикеево , но большинство учашихся-это члены семей военнослужащих воинской части. Если рассматривать национальный состав обучающихся , то мы видим такую картину:35% русские,20% чуваши,20%-татары,10%-мордва и 15% украинцы( дети военнослужащих , рожденных на Украине и имеющих родственников там).Дети в большинстве своем считают себя русскими , но у многих из них есть старшие родственники(бабушки , прабабушки , которые владеют родным языком , готовят национальные блюда , празднуют свои праздники) .Поэтому в школе мы не акцентируем внимание на конкретной личности конкретной  национальности, но в урочной и внеурочной деятельности обращаемся к национальным традициям .Школьники с удовольствием слушают о Габдулле Тукае, Тарасе Шевченко ,Иване Яковлевиче Яковлеве, Степане Эрьзя (Нефёдове) . В школе накоплен большой опыт работы по воспитанию толерантости и привитию уважения не только к человеку , личности , но и культуре другого народа и государства.

. Для приобщения  детей к истокам народной культуры,   можно выделить следующие направления работы:

- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

-знакомить с мордовскими, татарскими , чувашскими , украинскими  обычаями и традициями, с народным творчеством;

.

     Знакомство с национальными традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у школьников.  Но не менее важным являются виртуальные экскурсии в этнографические музеи.

Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.  

      Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у учащихся в учебном процессе. На любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется.      

     На уроках русского языка в ходе объяснения теоретического материала учитель приводит для иллюстрации тексты, отрывки, отдельные предложения из произведений устного народного творчества. Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в упражнении  приводятся такие пословицы русского народа о труде:  «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет»; «Землю солнце красит, а человека – труд». После чтения и анализа этих пословиц учитель предлагает учащимся привести примеры пословиц о труде из других языков (татарского , мордовского , чувашского , украинского языка)объяснить значение, проиллюстрировать. В конце делаем вывод о том, что во все времена и у всех народов лень осуждалась, а труд считался нормой жизни.  Изучая правописание безударных гласных в корне слова, звонких и глухих согласных в конце и середине слова, мы читаем следующие загадки и пословицы: «Бьётся, как рыба об лёд», «Дело гладко, так и смотреть сладко», «Весна красна цветами, а осень плодами», «Звал гостей, а накупил костей». Использование таких элементов устного народного творчества как загадки, пословицы и поговорки разных народов  в учебном процессе способствует развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма, пополнению словарного запаса учащихся, оказывает влияние на нравственное воспитание школьников.

    Материал, содержащий идеи народной педагогики, можно использовать не только как иллюстративный, но и как основной. Например, учащимся дается задание подобрать подходящую к русской по смыслу пословицу из других  языков: «Из огня, да в полымя», «Язык до Киева доведет», «Тише едешь – дальше будешь», «Старого воробья на мякине не проведешь»и др. После выполнения этого задания учитель говорит учащимся о том, что знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить для точного выражения своей мысли – большое дело. И предлагает составить рассказ с употреблением пословиц разных народов.        В пословицах и поговорках народам удалось наиболее убедительно выразить свои мысли, продемонстрировать свое остроумие, бесстрашие, находчивость, национальный характер.

       На уроках литературы чтения  учитель может познакомить детей с сказками разных народов.  После прослушивания анализируется их содержание с точки зрения отражения в них общечеловеческих нравственных ценностей: любви к родной земле, трудолюбия, дружбы и т. д. Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности. Сравнение различных жанров устного народного творчества и показ отражения в них прогрессивных педагогических идей (например, былины, сказки,  песни) разных народов является одним из важных приемов воспитания детей на этнопедагогических традициях. На уроках , посвященных творчеству Н.В. Гоголя , Мусы Джалиля, Т. Шевченко  учитель обращает внимание на народные слова , изображение национальных традиций , национальной одежды, национальной еды .

        Внеклассные мероприятия с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Особое значение в формировании этнокультурных традиций у школьников является проведение народных праздников: «Осенние посиделки», «Зимние святки», «Рождественские колядки» и другие.   

 Немаловажную  роль в воспитании детей на традициях народной педагогики играют правильно организованные общешкольные коллективные творческие дела: «Составление родословной», «Выставки работ пап и мам» и др.

         Таким образом, включение ценностей и традиций народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели  и задачи:

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

-   воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

-   использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

      Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру уроков и внеклассных мероприятий содержания народной педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

Приобщение учащихся к этнокультурным традициям на уроках русского языка и литературы

Статья о необходимости сохранения этнокультурных традиций, бережного отношения к родному языку....