Исследовательская работа "Большой поэт малой Родины"
творческая работа учащихся по краеведению на тему

ОНИЩЕНКО Оксана Николаевна

Исследовательская работа посвящена творчеству поэта В.Г. Алюшина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyushin.docx150.95 КБ
Файл alyushin.ppsx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Ромненский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова

Областная открытая проектно–исследовательская конференция учащихся «С чего начинается Родина»

секция «Литературное краеведение»

http://priamure.libamur.ru/sites/priamure.libamur.ru/files/styles/medium/public/%D0%90%D0%BB%D1%8E%D1%88%D0%B8%D0%BD%20%D0%92%D0%93.jpg?itok=-RVHfnz2

Работу выполнила: обучающаяся 9 класса

МОБУ Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова

Бабанина Ольга Владимировна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Онищенко Оксана Николаевна

План

  1. Введение. Цели и задачи исследования, проблемные вопросы, актуальность темы ……………………………………………..…….3
  2. Основная часть

2.1. «Земля, где имя дали…» ……………………………..…...................6

2.2. «Творческое становление поэта» ………………….……………......9

2.3. «Драгоценное слово поэта …»  …………………………………......

3. Заключение ………………………………..……………………….….

4. Список использованной литературы …………………………………

5. Приложения ………………….................................................................

ВВЕДЕНИЕ

  • Актуальность темы

        Однажды в нашей районной библиотеке я увидела неяркую книгу, которая заинтересовала меня сначала только внешним видом.  Библиотекарь пояснила, что эта книга из фонда краеведения, написана поэтом В.Г. Алюшиным, жившим в нашем Ромненском районе в селе Степное.  Его произведения воздействуют сначала на чувства, разум, а потом поднимают желание действовать, совершенствуя себя и окружающий мир.  Мне захотелось познакомиться с его творчеством, прикоснуться к «художественным родникам, питающим сердца читателей», увидеть и почувствовать «мощь человеческого духа, любящего свою Родину и народ».         Известно, что в школьные годы происходит формирование личности. Именно в это время мы учимся жизни: учимся уважать и ценить свои истоки и окружающий мир.  Поэзия нашего земляка В.Г. Алюшина может по праву выступить учебником жизни и решить проблему воспитания духовно– нравственных ценностей подрастающего поколения.  Одним из путей ее решения мы видим в обращении к местному литературному материалу.  Работа позволила мне попробовать себя в роли начинающего филолога, проверить, созвучны ли струнам нашей души чувства человека, жившего во второй половине 20 века. В наше время поколение 12-13-летних ребят мало читают книг, а особенно стихи. Тему «Большой поэт малой родины» я взяла еще и потому, что хотела изучить всю красоту поэзии В. Алюшина, ее простоту и искренность.

  • Проблема: В большинстве своём наше общество интересуется творчеством прославившихся поэтов. И лишь в меньшей степени творчеством малоизвестных поэтов.
  • Объект исследования: творчество поэта-земляка В.Г. Алюшина.
  • Предмет исследования: стихи поэта-земляка В.Г. Алюшина.
  • Цель исследования: изучить жизненную и творческую деятельность поэта Виктора Георгиевича Алюшина.

         Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

  • найти информацию по интересующей меня теме (познакомиться с жизнью и творчеством   поэта – земляка, раскрыть темы, поднимаемые писателем);
  • систематизировать накопленный материал;
  • написать работу, подготовить презентацию.
  • Гипотеза исследования: поэтическое наследие поэта может иметь триединую ценность: духовно-эстетическую, социально-историческую, художественную.
  • Оценка современного состояния решаемой цели:

        На сегодняшний день мало кто знаком с творчеством Виктора Алюшина. Проводя социологический опрос среди жителей с. Ромны, анкетирования в школе, выяснилось, что знают такого писателя немногие: 2  взрослых из 25 и 15 школьников из 40 опрошенных (15 обучающихся 10 класса познакомились с амурским поэтом-земляком на классном часе, посвящённом творчеству Виктора Алюшина, проведённым районной библиотекой).

        Я искренне надеюсь, что моя работа привлечёт внимание к творчеству Виктора Георгиевича Алюшина.

  • Практическая значимость.

        Результаты данной исследовательской работы можно представить учащимся школы, при проведении конференции, также этот материал может быть представлен в районный музей, на неделе литературы, в районную и школьную библиотеку, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам. Материал моего исследования может применяться на уроках литературы, литературного краеведения при изучении поэзии родного края, а также при проведении литературной гостиной.        

  • Методы исследования: опрос, анкетирование, сравнение, анализ.
  • План исследования.

        Свое исследование я начала с изучения статей, напечатанных в  газетах,  затем я отправилась на страницы Интернета, где нашла много интересного о жизни  и творчестве В.Г. Алюшина.  Свое исследование продолжила в сельской библиотеке с. Ромны. Здесь обнаружила сборник стихов В. Алюшина «Спит ковыль».

Срок реализации: 2015 год.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«ЗЕМЛЯ, ГДЕ ИМЯ ДАЛИ…»

Я жил, я был, я мыслил, я ушел…

(Н. Рубцов)

        Виктор Георгиевич Алюшин, известный амурский поэт и радиожурналист, родился 3 августа 1940 года в селе Степном. К сожалению, населённый пункт этот, как и множество других «неперспективных» сёл и деревень России, давно уже исчез с лица земли и не значится на карте Амурской области.  Отчасти поэтому о детских и юношеских годах поэта известно крайне мало, в основном, с его же слов. А о себе самом, об «этапах» собственной биографии и собственного творчества Виктор Георгиевич по природной скромности особо не распространялся, обычно ограничиваясь самыми общими, весьма скупыми сведениями. По-видимому, он считал, что о поэте нужно судить не по фактам биографии, а по стихам.  К тому же ему, похоже, была свойственна некоторая недооценка значимости и ценности собственного художественного творчества: в отличие от значительной части своих поэтических собратьев, он никогда не утверждался за счёт саморекламы, никогда не выпячивал собственную персону и не претендовал на повышенное к себе внимание.

        В декабре 1970 года В. Алюшин принял участие в краевом семинаре молодых прозаиков и поэтов (г. Хабаровск). Виктор Алюшин считал себя коренным амурцем – и по месту рождения, и по самоощущению. На амурской земле он родился и вырос, здесь окончил десятилетку, был рабочим совхоза, каменщиком, шофёром. После службы в армии увлёкся поэтическим творчеством и журналистикой.  Значительную часть своей жизни В. Алюшин посвятил работе на областном радио (ГТРК «Амур»), более трёх десятков лет возглавлял редакцию передачи «Солдат России» (в 1970-е – «Солдатский час»). Еженедельная передача эта была в 1970–1980 годы фантастически популярной, и не только среди военнослужащих – её с нетерпением ждали радиослушатели всех возрастов и профессий. В выпусках «Солдатского часа» иногда звучали поэтические строчки Алюшина и других амурских и российских поэтов.

        Воспоминания Ирины Кондратенко о Викторе Алюшине: «Я с любопытством взглянула на него: невысокий, худенький, в толпе на такого и внимания не обратишь. Алюшину нравились люди, неравнодушные к поэзии. Сам Алюшин по-прежнему разъезжал по воинским частям и пограничным заставам, привозил интересные материалы, работал с внештатными корреспондентами. Он всегда старался помочь любому человеку, в ком замечал стремление к творческой работе, желание работать со словом, искренне радовался его удачам. К своим же стихам относился легко, мог подарить произведение любому, когда хотел поднять человеку настроение, подбодрить или утешить. Щедрой рукой он посвящал свои творения друзьям, коллегам, просто добрым людям, что отразилось в его последнем сборнике – там немало посвящений. Почитал тратить силы и время на командировки, общение, любимую «тихую охоту» - азартнее его грибников не было». Из всего этого и рождались стихи – проникновенные, лиричные, полные любви к родимой амурской земле:

                                     По холмам шоссе летит кругами,

                                     И бежит ему наискосок

                                     Речка с золотыми берегами,

                                     Где на солнце греется песок.

                                     А в озёрах - блюдца белых лилий,

                                     Как в дому на праздничном столе ….

                                     Без таких вот маленьких идиллий

                                     Было б неуютно на земле.

          Проработав большую часть своей жизни на областном радио, Виктор Алюшин избегал участия в кулуарных междоусобицах, чурался официальных громких сборищ, держался на отшибе в литературной среде; был всегда удивительно тих и застенчив и тянул свою лямку редактора программы для воинов, в которую ему удавалось иногда вставлять свои стихи. Хотя «лямка» — это неправильно: он был патриотом программы, работу свою уважал, ценил, и именно благодаря его подвижничеству она долго оставалась в прямом и переносном смысле в боевом строю передач ГТРК «Амур». Новые условия хозяйствования, нежелание прежнего руководства телерадиокомпании защищать тех, кто верой и правдой ковал ее славу, обусловили закрытие воинской радиопрограммы. Виктор Алюшин был до срока отправлен на пенсию, с чем и смирился, будучи совершенно не способным бороться лично за себя. Обидами ни с кем не делился, спрятав боль глубоко в себе. Боль сердечная переросла в некий душевный разлад с самим собой.                                                                                                       Скончался поэт в Благовещенске 27 мая 2011 года. Он и ушел так же незаметно, как и жил — вдруг полушепотом пронеслось: «Слышали? Алюшин умер» … Своим почитателям, поклонникам хорошей литературы он оставил немало душевных, трогательных строчек, среди которых, к примеру, и эти:

Ночь-синева — звонкая тишь!

Тишь такова — словно летишь.

Синим огнем озаряя карниз,

Звездные призраки падают вниз.

А под обрывом вода, как слюда:

Речка струится... Откуда? Куда?

— Речка, откуда?

— У леших спроси,

Если остались они на Руси.

        Виктор Алюшин. Маленький поэт большой страны. Большой поэт малой родины.

ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПОЭТА

        

        Во второй половине 1960-х стихи Виктора Алюшина стали появляться, хотя и не очень часто, в областной и дальневосточной периодической печати, почти сразу обратив  на себя внимание читателей, среди  которых  у поэта  нашлось  немало поклонников.  Некоторые воспринимали его как своего, «амурского Рубцова», как одного из «тихих лириков» регионального масштаба. Это было справедливо, но только отчасти.

        Что касается отношения Алюшина к Рубцову, то о его характере можно судить, в частности, по одной из давних передач Амурского радио, запись которой передана в литературно-краеведческий музей БГПУ Ириной Кондратенко (в альманахе «Амур» за 2012 год напечатаны её воспоминания, в которых рассказывается и об этой передаче).

        Алюшин не пытался предстать перед амурскими радиослушателями в льстящей его самолюбию роли «закадычного друга» знаменитого российского поэта. Он говорил: «Знаком с ним по учёбе, во время сессий в Литинституте общались немало. Но называться его другом было бы самонадеянностью». И далее, по ходу передачи, Виктор Георгиевич рассказал о своих встречах с Рубцовым, о любопытных случаях, свидетелем и участником которых был.

        Вот только один из них. Дело было летом, во время сессии. Сдав очередной экзамен, студенты Литинститута собрались возле Останкинского пруда, чтобы обменяться впечатлениями и выпить холодного пива. И вдруг по асфальту улицы Руставели зацокали копыта: трусила лошадка, впряжённая в телегу на резиновом ходу. Большинство из присутствующих отнеслись к этому равнодушно, а Рубцов, по словам Алюшина, с печалью посмотрел вслед «гужевому транспорту», заплакал и сказал: «Скоро и этого не увидим. Уходит русская деревня…» По тому, с каким чувством Алюшин передавал эти горькие слова Рубцова, можно понять, что и сам он похожим образом относился к гибели русской крестьянской Атлантиды, деревенского мира, родного села…

«ДРАГОЦЕННОЕ СЛОВО ПОЭТА»

        

        Первый поэтический сборник, «Зелёный зной» (1973), вышел у Виктора Алюшина сравнительно поздно, ему уже исполнилось 33 года. Редактировал тридцатистраничную книжечку, к тому времени обретший широкую известность Леонид Завальнюк, весьма взыскательный по отношению к своим коллегам по поэтическому цеху. Уже само появление в выходных данных книжки имени Завальнюка – знак признания и предмет гордости.         Родная амурская земля – центр поэтического мира В. Алюшина. В ней он черпает вдохновение и ощущает духовное родство. По словам поэта Валерия Черкесова – нашего земляка, живущего ныне в Белгороде, Алюшин – «может быть, самый проникновенный лирик Приамурья». Если определять поэтическую традицию, которую он развивал, то в первую очередь, конечно, нужно назвать имена С. Есенина и Н. Рубцова. Но при этом следует оговориться, что амурский поэт не столько подражал им, сколько совпадал с ними по мирочувствию, проблематике и поэтике.  Следование поэтическим принципам, которые принято связывать с их именами, было для Алюшина, пожалуй, единственным шансом с максимальной полнотой и адекватностью выразить то, что рождало его собственное поэтическое сознание.  У Виктора Алюшина был собственный, негромкий, но очень проникновенный поэтический голос, передающий то, что шло от души и сердца этого автора. Его вдохновение рождалось от соприкосновения не столько со стихами более именитых лириков, сколько с тем, что окружало в жизни, что он видел вокруг себя.  В. Черкесов признавался, что в период своего творческого становления, познакомившись со стихами Алюшина (и Завальнюка), он понял простую, но очень важную вещь: «…  поэзией может стать всё, чем мы живём, каждое событие, каждое явление природы, только надо уметь об этом сказать и рассказать».

        В творческой лаборатории Алюшина происходило чудо превращения житейской прозы в подлинную поэзию, трансформация материального, предметно-бытового в идеальное, бытийное. И для этого ему не нужна была изощрённая поэтическая техника, формальные изыски.  Стих Алюшина подчёркнуто традиционен. У него нет ничего вычурного, искусственного, самодовлеющего, тем более эпатажного: язык, стиль, интонация, изобразительно-выразительные средства – всё удивительно простое, естественное, органичное, всё идеально соответствует тому, о чём он пишет, тем картинам, которые рисует, тем переживаниям, которые пытается донести до читателей. Гармония стиха, похоже, является эстетической проекцией гармоничного мироощущения, в первую очередь, это касается раннего периода творчества.   Лирический герой раннего Алюшина – удивительно чистый, душевно ранимый, по - детски застенчивый, готовый щедро дарить свою любовь всему миру, всем, кто нуждается в его заботе и участии. Он ощущает радость бытия, ему пока ещё кажется, что мир в своих основаниях совершенен и непоколебим, что отдельные возникающие диссонансы легко устраняются:

В мире всё идёт по кругу.

Завивается в спираль.

Потянулись птицы к югу

Сквозь сереющую даль.

Мы, как дети, снегом бредим,

Спим ночами кое-как

И у тёщи за обедом

Хлеб воруем для собак.

(«В мире всё идёт по кругу»)

        Главный источник его поэтического вдохновения – внутреннее родство с амурскими просторами, ощущение неразрывной связи с природой Приамурья. Родная амурская земля является центром его поэтического мира. Именно здесь, в представлении поэта, проходит «земная ось», вокруг которой вращается не только Россия, планета Земля, но и Вселенная.

        Это своё ощущение Алюшин передал в стихотворении «Земная ось»:

Где-то в недрах под нами

По наклонной, насквозь,

Шар пронзает земная  

Многотрудная ось.

Всё проходит над осью,

Кроме полюсов двух:

И сады, и колосья,

И ромашковый луг.

Города на просторе,

Волны синих морей,

Наше счастье и горе

Проплывают над ней...

        

        Эта незримая ось, которую он ощущал сердцем и душой, вокруг которой вращались и выстраивались жизнь и творчество поэта, проходила через его малую родину. Именно поэтому он был, прежде всего, певцом амурских степных просторов, амурских полей, амурского неба, своего родного села (пусть и оставшегося лишь в памяти), односельчан, матери. Хотя большая часть его жизни прошла в областном центре, в городских ландшафтах, Алюшин всегда, на протяжении всей своей жизни ощущал притяжение к той самой «земной оси», слышал зов родной земли:

Пшеничный зреет колос,

Качаясь и звеня.

Родной до боли голос

Зовёт, зовёт меня.

Земля, где имя дали

И где с друзьями рос,

Меня из дальней дали

Зовёт на сенокос.

(«Пшеничный зреет колос…»)

        И это восьмистишие, и процитированная выше «Земная ось», и многие другие его лирические произведения перекликаются с одним из программных стихотворений его однокашника по заочному отделению Литературного института Николая Рубцова – «Осью жизни»:

Как центростремительная сила,

Жизнь меня по всей земле носила!

Но моя родимая землица

Надо мной удерживает власть, –

Память возвращается, как птица,

В то гнездо, в котором родилась.

И вокруг любви непобедимой

К сёлам, к соснам, к ягодам Руси

Жизнь моя вращается незримо,

Как земля вокруг своей оси!..

        При всех различиях, Алюшина с Рубцовым роднило многое. Его поэзия тоже была обращена к душевному миру человека, строилась на созерцательности, элегичности, исповедальности, а не на проповеди, не на публицистичности, не на социальной актуальности и политической злободневности, не на голой риторике и броских лозунгах, которые в годы «оттепели» были в большом ходу.  Она рассчитана была на сердечное сопереживание, на душевный отклик, на пробуждение самостоятельной мысли – «думы».

        Видный амурский писатель и редактор Владислав Лецик подметил как-то, что, хотя «стихи Алюшина в основном о природе», «он умудряется сказать о многом». Действительно, его пейзажные зарисовки – это не просто фиксация увиденного: поэт ощущает и передаёт в своих стихах связь частного и всеобщего, конкретно-исторического и вечного, универсального. Запечатлённый миг, отдельное природное или социальное явление показываются, воспринимаются в их неразрывной связи со всем мирозданием, с историей, с вечностью.  Мир, который видит и слышит вокруг себя поэт, пронизан льющейся с небес музыкой, свидетельствующей о существовании Творца.  Он, автор «проекта» земного мироустройства, присутствует в каждой капле, в каждой частичке и каждом временном отрезке бытии:

Увязли насекомые в цветах.

Смола застыла, с дерева стекая,

И с неба льётся музыка такая,

Какую открывал в природе Бах…

(«Увязли насекомые в цветах…»)

        

        Но со временем мироощущение поэта претерпело некоторые изменения.  Меньше стало поводов для радости, пришло ощущение хрупкости мира, уязвимости русской цивилизации, скоротечности человеческого существования. Эти новые настроения отразились в следующих двух небольших поэтических сборниках: «Свет ковыля» (1985) и «Туманы северного края» (2000), а также в стихотворных подборках, печатавшихся в областной и дальневосточной периодике.

        Третья книжка стихов поэта — «Туманы северного края» — была полусамодельной, имела всего трехсотенный тираж и разошлась только по знакомым автора. Теперь поэт всё чаще осознаёт, что гармоничный замысел Творца может быть разрушен неразумными и злыми деяниями человечества, превращающего Землю не в райский сад, а в общую могилу  и для «братьев наших меньших»  («Дикая охота»), и для себя.

        Это представление Алюшина нашло предельно ёмкое воплощение в коротком стихотворении:

... А сколько войн на свете было,

Какие люди полегли...

Земля, как братская могила,

Летит в космической пыли.

        Их всего-то было три — небольших тоненьких тетрадочки изумительно чистых, свежих, прозрачных стихов, наполненных негромкой любовью к родимой сторонке.

        Плоть слова Алюшина настолько чувственна, что невольно начинаешь изнемогать от жары прокаленного солнцем дня, когда читаешь такие строки:

Увязнув в желтом иле,

Невдалеке от нас

Коровы воду пили,

Похожую на квас.

        Как просто и как емко! Как осязаемо! Когда читаешь сборник стихотворений «Спит ковыль», то начинаешь ощущать, что передвигаешься во времени. Это ощущение - в естественной сменяемости весенних гроз летним зелёным зноем, рыжей осенней тишины – пронзительным скрипом снега.  Это напоминает годовые кольца. Первый виток годового кольца, как вся книга начинается стихотворением «Перелётные птицы». Это -   весна, это - зарождение жизни:

Слыша крики птиц, я замираю:

В них и боль, и радость, и тоска….

Это же любовь к родному краю

Птиц домой ведёт издалека.

        Стихи Алюшина наполнены свежестью росы, послегрозовой чистотой воздуха, покоем. Годовые кольца – это жизнь, труд людей, чаще всего сельчан, для которых смена времён года всегда означает многое. Этими мотивами полны такие стихи, как «Молодому хлеборобу», «Дороги хлебороба», «Земля зодчих», «В буровой экспедиции» и другие. Особо стоит цикл стихов, посвящённых войне, послевоенному детству – лирического героя.  В каждом из них рассказывается какая – то история, изображена судьба, будь то бывший фронтовик или ребёнок, остро запомнивший все боли тыловых невзгод. «Военный цикл» не выбивается из общего строя сборника. Он – как память о самом сущем, о том, что всегда будет жить в наших сердцах. И помещён цикл в первом «годовом кольце» книги на стыке майских и июньских стихов, а открывается - что знаменательно – стихотворением «В День Победы».

             Эпоха рыночных реформ, обернувших сломом и деградацией традиционного уклада русской жизни, лишь усилила трагические нотки в поздней лирике В. Алюшина, рождала чувство безысходности. В какие-то моменты он пытался представить, как бы посмотрел на современное состояние России Н. Рубцов. Картина получилась безрадостной:

Не заплещется море синее,

Сколь водицы в него не лей.

Закатилась звезда России,

Закатилась звезда полей….

(«Не заплещется море синее…»)

        Алюшин остро переживал поразивший страну кризис, деградацию всех сфер жизни, вымирание русской деревни:

Рождаемся на свет в кромешной темени,

И после наши беды велики.  

Уходят и уходят раньше времени

Из жизни окаянной мужики»

(«На сотни вёрст дорога не кончается…»)

        Но и в самые тяжкие моменты в душе Алюшина жила надежда, перерастающая порой в уверенность, что сформированная в русском человеке способность к выживанию, помноженная на пронзительную любовь к отчему дому, станет спасением России.  Иносказательно эта мысль присутствует в одном из лучших его произведений – стихотворении «Перелётные птицы»:

Птицам не страшны любые дали,

Их пути – таинственная вязь.

От кого пернатые узнали,

Что весна в России началась?

Да и что на севере им надо, –

В этом неприветливом бору,

Где высоких сосен колоннада

Инеем покрыта поутру?

Райские отпущены им кущи:

Размножайся, радуйся, живи.

Но любовь всё яростней и пуще

В птичьей разгорается крови.

Вот они над копнами соломы

И над серпантином автострад,

Вечными инстинктами ведомы,

С криками гортанными летят.

Слыша крики птиц, я замираю:

В них и боль, и радость, и тоска...

Это же любовь к родному краю

Птиц домой ведёт издалека!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Объектом моего исследования стала жизнь и творчество Виктора Георгиевича Алюшина, уроженца села Степное.

        Данная работа написана на основе исследовательского материала. Использовались статьи из газет, фотографии, книги. В ходе работы были решены поставленные мной цели и задачи. Виктор Георгиевич – человек, беззаветно влюблённый в родной край. Его стихи заставляют читателей глубже полюбить наш край, а также вникнуть в его проблемы и почувствовать остроту нашего непростого времени.  А также наш поэт - земляк учит подрастающее поколение любить и уважать свою малую родину, какой бы она ни была!  Проводя исследование, с горечью обнаружила, что большинство односельчан, школьников и представления не имеют о том, что в соседнем селе был такой поэт.

        Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного из жизни поэта. С удивлением обнаружила, что Виктор Георгиевич был знаком с выдающимся русским лириком Николаем Рубцовым. Его стихи печатают в газетах и журналах, издаются в сборниках и отдельных книгах. Любовь к природе, земле, малой и большой Родине – это основные этапы его творчества. Результаты исследования:

  • собрала и систематизировала информацию о жизни и творчестве поэта В.Г. Алюшина;
  • данный материал передан в школьную и сельскую библиотеки;
  • провела презентацию работы перед одноклассниками.

        Практическая значимость исследования заключается в том, что его можно использовать на уроках литературы и классных часах.  Мы всем советуем почитать искренние стихи нашего поэта-земляка Виктора Алюшина. Наверное, о творчестве В.Г. Алюшина можно говорить и говорить. Поэтому я продолжу своё исследование по творчеству Алюшина.         Проведенные исследования по теме позволяют сделать вывод, что творчество поэта – земляка В. Г. Алюшина непосредственно связано с его любовью к Родине большой и малой. Журналист Павел Савинкин очень точно определил место Алюшина в русской поэзии: «Маленький поэт большой страны. Большой поэт малой родины». Наверное, только поэты могут увидеть свет, который исходит от запыленной степной травы — ковыля, только люди с обостренным чувством прекрасного, те, кто в самой обычной прозе жизни могут увидеть ростки лирики и музыку стиха.

        В процессе исследования творчества Виктора Алюшина я убедилась в очередной раз, что поэзия — чудесный, неповторимый мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Демидов, С. «Оно тебе читает стих реке и тополям…» : [о В. Алюшине] / С. Демидов // Амур. правда. – 2000. – 3 авг.
  2. Демидов, С. Свет, согревающий душу : [о кн. «Свет ковыля»] / С. Демидов // Амур. правда. – 1985. –30 авг.
  3. Демидов, С. Стихи, идущие от сердца : [о поэзии В. Алюшина и О. Маслова] / С. Демидов // Амур. комсомолец. – 1973. – 1 авг.
  4. Кайда, А. Годовые кольца : [о кн. «Свет ковыля»] / А. Кайда // Амур. комсомолец. – 1985. – 11 авг.
  5. Кондратенко, И. Прощай, Верховный! : [ушел из жизни амур. поэт В. Алюшин] / И. Кондратенко // Амур. дилижанс. – 2011. – 1 июня. – С. 10.
  6. Кондратенко, И. «…Прощупайте сердцем стихию моего стиха» : вспоминая Виктора Алюшина / И. Кондратенко // Амур: лит.-художеств. альм. – 2012. – № 11. – С. 98–100.
  7. Куртина, В. Слово о коллеге :[о В. Алюшине] / В. Куртина // Амур. неделя. – 2000. – 3 авг.
  8. Савинкин, П. Неспешные прогулки с Павлом Савинкиным : Виктор Георгиевич Алюшин / П. Савинкин // Амур. правда. – 2013. – 14 февр. – С. 28.
  9. Урманов, А. В. Алюшин Виктор Георгиевич : [биогр. справка и список лит.] / А. В. Урманов // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX–XX веков / сост., вступ. ст. А. В. Урманова. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2013. – С. 16–17 .
  10. Черкесов, В. «В мире всё идёт по кругу...» : [о В. Алюшине; фото] / В. Черкесов // Амур : лит. альм. БГПУ. – Благовещенск, 2011. – № 10. – С. 113–116.
  11. Черкесов, В. Краски родного края / В. Черкесов // Амур. правда. – 1973. – 31 авг.
  12. Стихотворения В.Г. Алюшина.

Приложение.

Изобразительно-выразительные средства

Примеры из текста

Эпитеты

«дождь хрустальный», «детство солнечное», «рожь золотая», «журавлиная печаль», «изумрудная трава»,

«серебряные тонкие нити».

Олицетворения

«спит в озёрах тихая вода», «полная луна на поля российские глядит», «южный ветер напевает песню небесам», «спят кувшинки в иле», «звёзды мирно спят в затоне», «деревья в сумерках молчали», «на рассвете

тяжко стонет старый яблоневый сад».

Метафоры

«зеркало воды», «наличники-брови на хмуря», «сосульки – бокалы», «в саване белом увижу страну».

Сравнения

«нити, как дети»; «леса, как тонкий нож», «капли падают, как пули», «будто копья, в снег вонзаются лучи», «луна блестит, как снежный ком».

    Выводы.

     Чтобы создать поэтический образ родного края, поэт использует яркие изобразительные средства, которые помогают ему раскрыть неброскую красоту степных раздолий. Природа воспринимается поэтом одухотворённой, способной сочувствовать  и сопереживать человеку.

     Творчество В. Г. Алюшина– одна из ярких, глубоко волнующих страниц местной поэзии, наполненных любовью к людям, к неброской красоте родной земли, проникнутых добротой, искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу земляков. Его поэзия  пробуждает в нас лучшие человеческие чувства.

-   родное село, природа родной  земли, её люди, различные периоды в истории страны и края стали предметом самых глубоких раздумий и сердечной привязанности поэта. Стихи передают нам чистую, возвышенную любовь к малой родине;

-   пейзажные зарисовки  В.Г. Алюшина проникнуты глубокой и нежной любовью  к родному краю, чувством родной земли, отчего дома.  Они восхищают нас своей  красотой, дарят нам тихую радость  общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой.

-   поэт одухотворяет природу,  умело используя такие художественные приёмы, как эпитет, метафору, олицетворение, сравнение. Природа и человек в стихах  нашего земляка тесно слиты воедино: человек всматривается в природу и познаёт свои законы и возможности, вечные тайны жизни;

-   поэзия автора глубоко патриотична;

-   теме родины поэт остался верен  на протяжении всего своего творчества;  

-   стихи наводят на  глубокие нравственно-философские размышления, дают возможность  вникнуть в то, что происходит вокруг, понять своё предназначение.

Классификация стихотворений по темам:

  1. О войне

«А сколько войн на свете было!..»

«Братская могила»

«Воины запаса»

«22 июня»

«Не все вернулись…»

«Отгремела канонада»

«Парням, уходящим в запас»

«Случай в Берлине»

«Старый партизан»

«В День Победы»

  1. О женщине

«О тебе, черноокая»

«Памяти матери»

«Горожанка, милая, послушай…»

«Ой, девчонка – огонь»

«На заре тебе одной»

  1. О природе

«Весенняя ночь»

«Осень золотая»

«Пшеничный зреет колос»

«Март»

«Перелётные птицы»

«Упали снега»

«Летняя ночь»

  1. Про жизнь

«На трассе БАМ»

«Путешествие во времени»

«Село Албазино»

«Тропы хлебороба»

«Фотография»

«Учитель»

«Родина осталась молода»

«Праздник без пап»

«Песня о Благовещенске»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестая открытая областная проектно-исследовательская конференция учащихся «С чего начинается Родина» секция «Литературное краеведение» «Большой поэт малой родины» Работу выполнила : обучающаяся 9 класса МОБУ Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова Бабанина Ольга Владимировна Научный руководитель : учитель русского языка и литературы Онищенко Оксана Николаевна

Слайд 2

«ЗЕМЛЯ, ГДЕ ИМЯ ДАЛИ…» Я жил, я был, я мыслил, я ушел… (Н. Рубцов) Виктор Георгиевич Алюшин, известный амурский поэт и радиожурналист, родился 3 августа 1940 года в с. Степном Ромненского района. На амурской земле он родился и вырос, здесь окончил десятилетку, был рабочим совхоза, каменщиком, шофёром. После службы в армии увлёкся поэтическим творчеством и журналистикой. Значительную часть своей жизни В. Алюшин посвятил работе на областном радио (ГТРК «Амур»), более трёх десятков лет возглавлял редакцию передачи «Солдат России» (в 1970-е – «Солдатский час»).

Слайд 3

Воспоминания Ирины Кондратенко о Викторе Алюшине : «Я с любопытством взглянула на него: невысокий, худенький, в толпе на такого и внимания не обратишь. Алюшину нравились люди, неравнодушные к поэзии. Сам Алюшин разъезжал по воинским частям и пограничным заставам, привозил интересные материалы, работал с внештатными корреспондентами. Он всегда старался помочь любому человеку, в ком замечал стремление к творческой работе, желание работать со словом, искренне радовался его удачам. К своим же стихам относился легко, мог подарить произведение любому, когда хотел поднять человеку настроение, подбодрить или утешить».

Слайд 4

Творческое становление поэта Во второй половине 1960-х стихи В. Алюшина стали появляться, в областной и дальневосточной периодической печати, почти сразу обратив на себя внимание читателей, среди которых у поэта нашлось немало поклонников. Некоторые воспринимали его как своего, «амурского Рубцова», как одного из «тихих лириков» регионального масштаба. В. Алюшин Н. Рубцов

Слайд 5

«Драгоценное слово поэта» Первый поэтический сборник, «Зелёный зной» (1973), вышел у В. Алюшина сравнительно поздно, ему уже исполнилось 33 года. Лирический герой в раннем творчестве В. Алюшина – чистый, ранимый, готовый дарить свою любовь всему огромному миру. Если определять поэтическую традицию, которую он развивал, то в первую очередь, конечно, нужно назвать имена С. Есенина и Н. Рубцова. Амурский поэт не столько подражал им, сколько совпадал с ними по мирочувствию , проблематике и поэтике.

Слайд 6

Он был, прежде всего, певцом амурских степных просторов, амурских полей, амурского неба, своего родного села, односельчан, матери: Пшеничный зреет колос, Качаясь и звеня. Родной до боли голос Зовёт, зовёт меня. Земля, где имя дали И где с друзьями рос, Меня из дальней дали Зовёт на сенокос. («Пшеничный зреет колос…»)

Слайд 7

Со временем мироощущение поэта претерпело некоторые изменения. Меньше стало поводов для радости, пришло ощущение хрупкости мира, уязвимости русской цивилизации, скоротечности человеческого существования. Эти новые настроения отразились в следующих двух небольших поэтических сборниках: «Свет ковыля» (1985) и «Туманы северного края» (2000). Теперь поэт всё чаще осознаёт, что гармоничный замысел Творца может быть разрушен неразумными и злыми деяниями человечества, превращающего Землю не в райский сад, а в общую могилу и для «братьев наших меньших» («Дикая охота»), и для себя.

Слайд 8

Когда читаешь сборник стихотворений «Спит ковыль», то начинаешь ощущать, что передвигаешься во времени. Это ощущение - в естественной сменяемости весенних гроз летним зелёным зноем, рыжей осенней тишины – пронзительным скрипом снега. Это напоминает годовые кольца. Первый виток годового кольца, как вся книга начинается стихотворением «Перелётные птицы». Это - весна, это - зарождение жизни: Слыша крики птиц, я замираю: В них и боль, и радость, и тоска…. Это же любовь к родному краю Птиц домой ведёт издалека.

Слайд 9

Стихи Алюшина наполнены свежестью росы, послегрозовой чистотой воздуха, покоем. Годовые кольца – это жизнь, труд людей, чаще всего сельчан, для которых смена времён года всегда означает многое. Этими мотивами полны такие стихи, как «Молодому хлеборобу», «Дороги хлебороба», «Земля зодчих», «В буровой экспедиции» и другие.

Слайд 10

Усилились трагические нотки в поздней лирике В. Алюшина, рождается чувство безысходности, поэт остро переживал поразивший страну кризис, деградацию всех сфер жизни, вымирание русской деревни: Не заплещется море синее, Сколь водицы в него не лей. Закатилась звезда России, Закатилась звезда полей…. («Не заплещется море синее…»)

Слайд 11

Изобразительно-выразительные средства Примеры из текста Эпитеты «дождь хрустальный», «детство солнечное», «рожь золотая», «журавлиная печаль», «изумрудная трава», «серебряные тонкие нити». Олицетворения «спит в озёрах тихая вода», «полная луна на поля российские глядит», «южный ветер напевает песню небесам», «спят кувшинки в иле», «звёзды мирно спят в затоне», «деревья в сумерках молчали», «на рассвете тяжко стонет старый яблоневый сад». Метафоры «зеркало воды», «наличники-брови на хмуря», «сосульки – бокалы», «в саване белом увижу страну». Сравнения «нити, как дети»; «леса, как тонкий нож», «капли падают, как пули», «будто копья, в снег вонзаются лучи», «луна блестит, как снежный ком». О войне «А сколько войн на свете было!..» «Братская могила» «Воины запаса» «22 июня» «Не все вернулись…» «Отгремела канонада» «Парням, уходящим в запас» «Случай в Берлине» «Старый партизан» «В День Победы» О женщине «О тебе, черноокая» «Памяти матери» «Горожанка, милая, послушай…» «Ой, девчонка – огонь» «На заре тебе одной» О природе «Весенняя ночь» «Осень золотая» «Пшеничный зреет колос» «Март» «Перелётные птицы» «Упали снега» «Летняя ночь» Про жизнь «На трассе БАМ» «Путешествие во времени» «Село Албазино » «Тропы хлебороба» «Фотография» «Учитель» «Родина осталась молода» «Праздник без пап» «Песня о Благовещенске» Классификация стихотворений по темам:

Слайд 12

Проведенные исследования по теме позволяют сделать вывод, что творчество поэта – земляка Виктора Алюшина непосредственно связано с его любовью к Родине большой и малой. Журналист Павел Савинкин очень точно определил место Алюшина в русской поэзии: «Маленький поэт большой страны. Большой поэт малой родины». Наверное, только поэты могут увидеть свет, который исходит от запыленной степной травы — ковыля, только люди с обостренным чувством прекрасного, те, кто в самой обычной прозе жизни могут увидеть ростки лирики и музыку стиха. Павел Савинкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»

Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских  поэтов; закре...

Научно-исследовательский проект "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный .Цель проекта: Проект создан с целью  сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях    для пото...

Исследовательская работа "Моя малая родина"

Исследование культуры народов Новосибирской области...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Исследовательский проект "Моя малая Родина"

Содержание   1)Введение---------------------------------------------------------------------------  3 стр.  2)Глава I. Знакомьтесь – моя малая Родина.--------------...