К 110 - летию со дня рождения Д.Б.Кедрина. История России в произведениях поэта
статья по краеведению (10 класс) на тему

Лысяк Валентина Владимировна

Творчество Дмитрия Кедрина, поэта- земляка,- одна из замечательных страниц русской поэзии.Картины истории России в её драматические моменты и стихи периода Великой Отечественной войны, проникнутые  высоким патриотическим пафосом, русский человек в мирном труде и в грозных военных буднях - таковы основные мотивы исторических произведений поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kedrin_2.docx161.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              К 110 – летию со дня рождения Д. Б. Кедрина                                                                                                                                                                                                                   

               История России в лирических произведениях поэта

                                                                        Лысяк Валентина Вадимировна,

                                                                         учитель русского языка и литературы  

                                                                         Макеевской ОШ I-III ступеней №37

                                                                                                                «...Чтоб, как встарь, стояла величаво                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Мать Россия, наша жизнь и слава!»                                                              

                                                      Д.Б.Кедрин

Аннотация. Творчество  Дмитрия  Кедрина – одна из замечательных страниц русской поэзии. Картины истории России в её драматические моменты и стихи периода Великой Отечественной войны, проникнутые высоким патриотическим пафосом, русский человек в мирном труде и в грозных военных буднях – таковы основные мотивы исторических произведений поэта.                                                                

Ключевые слова:  отечественная история, два этапа творчества поэта, символ нетленной русской красоты, песенно – народное творчество, легендарная сподвижница Степана Разина, русский градостроитель Фёдор Конь, историческое осмысление Великой Отечественной войны.                                                                                                        

                4 февраля 1907 года в посёлке  Щегловка (ныне центр Червоногвардейского района города Макеевки Донецкой Народной Республики) на Донбассе родился мальчик, в будущем ставший известным русским поэтом Дмитрием Борисовичем Кедриным.                                                                                                                                                         Родная бабушка (из бывших дворян) была прекрасно образована, к тому же, страстно любила поэзию. Именно она привила Дмитрию любовь к стихам, днями напролёт читая внуку произведения выдающихся русских писателей. Спустя годы,  именно Неонила Яковлевна стала первой, кому Дмитрий Борисович прочитал свои детские поэтические произвеления.                                                                                                                                                  По достоинству творчество молодого поэта было оценено только в Москве, куда он впервые отправился в 1925 году. Его стихи появились  на страницах таких крупных изданий, как  «Комсомольская правда», «Прожектор», «Молодая гвардия» и целого ряда других. В рецензиях на его творчество особо отмечались сочетания  «тщательной отделке» и «металлического блеска», что со временем сформировалось в неповторимый стиль, всегда отличавший литератора от  других авторов данного периода.                                                                                   Зрелую пору творчества Дмитрия Борисовича Кедрина определяет прежде всего широта его  поэтического диапазона. Эту особенность хорошо почувствовал критик  и биограф поэта Илья Сельвинский: «Дмитрий Кедрин представляет собой тот редкий тип поэта, который почти исчез в предреволюционной литературе и стал возрождаться только после Октября, - я имею в виду творчество, охватывающее все жанры стиха, гармоническое развитие поэтического организма. Одни писатели владеют стихом только в лирике; другие умеют создавать и эпические поэмы, но пьесы в стихах им уже не даются; третьи, напротив, научились писать пьесы, но поэмы и лирические стихотворения не входят в круг их мастерства. Дмитрий Кедрин умел всё, как умели все наши классики от Пушкина до А.К.Толстого. Наряду с лирикой вы найдёте  у него эпос «Конь», «Дорош  Молибога», рядом с балладами и песнями – трагедию «Рембрант»...                                                                                                                                                                       Русская литература 30 – х годов прошлого столетия большое внимание уделяла отечественной истории. И это было неудивительно: успехи в построении нового общества, расцвет науки и искусства, беспримерный массовый героизм советских людей вызывали пристальный интерес к истокам, к исследованию исторического прошлого народов России. «Судьба человеческая,  судьба народная» оказалась в поле пристального внимания литератора. Эпохальные события и исторические фигуры становятся предметом поэтических раздумий для многих авторов, поэтому эта тема была близка и  Б. Д. Кедрину с его постоянным интересом к истории вообще и к русской истории в особенности. Он был хорошо знаком с трудами Карамзина, Ключевского, Сергея Соловьёва, читал Костомарова, собирал материалы для нескольких произведений на исторические темы. Среди намеченных им работ были поэма о Ломоносове, хроника Семилетней войны, сцены из Петровской эпохи:                                                Широка раскинулась Россия,                                                                                                                                    Много бед Россия выносила:                                                                                                             На неё с востока налетали                                                                                                                  Огненной метелицей татары,                                                                                                                                      С запада,  затмив  щитами солнце,                                                                                                                    Шли стеною на неё левонцы...                                                                                                                                                                                                                                                                        Развитие исторической темы в творчестве поэта можно условно разделить на два этапа: довоенный  и военный.                                                                                                                     До событий 22 июня 1941 года были написаны «Зодчие» (1938) и «Песня про Алёну-Старицу» (1938), повесть в стихах «Конь» (1940), увидевшая свет уже в посмертном сборнике его сочинений. В этих прозведениях развёртываются страницы русской истории, столь знаменитой удивительными судьбами и недюжинными характерами, воскрешается мир народных легенд и преданий.                                                                   В произведении «Зодчие» поэт показывает чудо русского искусства, церковь Василия Блаженного -  памятник национального зодчества, который вырастает в поэме в символ нетленной красоты, творимой руками человеческими.  Читая поэму, в основу которой положена одна из легенд о строительстве храма,  мы становимся невольными соучастниками таинства искусства, раскрытого автором как процесс труда:                                                         http://www.ya-zemlyak.ru/images/photoarhiv/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F/004-%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD.jpg

Мастера заплетали узоры из каменных кружев,                                                                                                                                     Выводили столбы                                  

И, работой своею горды,  купол золотом жгли,                                                                                                                                                                                         Скаты крыли лазурью снаружи                                          

И в свинцовые рамы  вставляли чешуйки слюды...  

           Тем горше щемящее чувство боли за поруганную честь двух «безвестных владимирских зодчих», которых  по велению Ивана Грозного ослепили. И красавица церковь - творение их рук, «соколиных очей», сердца и разума - обретает в духе песенно-народной традиции черты существа одушевлённого, как бы воспринявшего нравственные качества её создателей:                                                                                И стояла их церковь  такая,                                                                                                                                                                   Что словно приснилась и звонила,                                                                                                                                           Будто их отпевала навзрыд,                                                                                                                               И запретную песню про страшную царскую милость

Пели в тайных местах  по широкой Руси  гусляры.                                                                                                                                                                                          И с такой же жестокостью, как и строителей храма, карали скоморохов, варварски ломали их «гусли звончатые», а самих певцов  подымали на дыбу. Следующее произведение Кедрина из русской истории - «Песню про Алёну –Старицу» - можно рассматривать как одну из таких «запретных песен» о легендарной сподвижнице Степана Разина, водившей, по преданию, два полка. «Те два полка, Что два волка, Дружину грызли царскую», - с гордостью и дотоинством признаётся старица в своём диалоге с пытающим её дьяком. Да это и не диалог в обычном смысле - вдохновенный монолог перед казнью. Автор показал героический характер  «железной старухи», не дрогнувшей перед нечеловеческими муками. Поэт исполнен одновременно сочувствия и гордости, в его изображении сама природа, как это обычно бывает в народных песнях, выступает в тесном союзе с героиней. Природа не фон, не свидетель, а соучастник событий:                                        

Смола в застенке варится,                                                                                                                        Опарой всходит сдобною,                                                                                                                Ведут Алёну-Старицу                                                                                                                  Стрельцы на место Лобное.                                                                                                                  В Зарядье над осокою                                                                

Блестит зарница дальняя,                                                                                                              Горит звезда высокая...                                                                                                                Терпи, многострадальная!  

         Повесть в стихах «Конь» посвящёна знаменитому русскому градостроителю, инженерных дел мастеру Фёдору Коню, возводившему Белый город в Москве и крепостные стены Смоленска.  Д. Б. Кедрин ведёт своё повествование в народно-песенном стиле, опираясь на фольклорный материал, так сказать, в его чистом виде, достигая искомой гармонии чувства и слова. Стремясь донести всю глубину тоски по Росии Фёдора Коня, бежавшего в «фряжскую страну» от государева произвола,  Кедрин приводит в своём стихотворном произведении отрывки из подлинных народных песен:                                                                                                 И бабы пели  в избах тесных,                                                                                                                                            Скорей похожую на стон,                                                                                                                   Одну томительную песню,                                                                                                                                     Что с колыбели помнил он:                                                                                                                         «И в середу - дождь, дождь,                                                                  

 И в четверок  -  дождь, дождь,                                                                                                                                                 А соседи бранятся,  топорами грозятся...».                                                                                                                                   В снах Федьки Коня, мужицкого сына, раскрывается мир души русского человека той далёкой поры, заброшенного на чужбину,  его тяга к милой родине. Возникает столь любимый Кедриным пейзаж средней полосы России- её бескрайние поля, реки и озёра, леса и подлески, солнечные поляны и сырая глухомань, моросящий дождик и очистительные  ливни, снежные метели и весенние распутицы. И как итог  - рождается крылатая строка: «Неярких снов России милой ещё никто не забывал!»                                                                                     Фёдор Савельевич Конь - фигура историческая. Подробные сведения о нём сохранились в летописях, но поэт даёт свою гипотезу жизни знаменитого русского строителя. Судьба его, описанная автором в повести, столь же трагична, как судьбы «двух безвестных владимирских зодчих», возводивших церковь Василия Блаженного. Строитель–умелец, прозванный Конём за необычную силу и неуёмный нрав,  ударил оскорбившего его опричника-немчина Штадена:                                                                                                                                    И только это он сказал,                                                                                                                                  Как разъярённый немец плёткой                                                                                                                 Его ударил по глазам.                                                                                                                            Конь осерчал. Его обиду                                                                                                                                   Видали девки на юру,                                                                                                                                             И он легонечко, для виду,                                                                                                                               По шее треснул немчуру .                                                                                                                      Не дожидаясь казни царя, Фёдор бежит в чужие земли. Проходит инженерную науку у флорентийских мастеров, поражая их своим зодческим талантом:                                                                                      И строил Конь. Кто виллы в Лукке

Покрыл узорами резьбы?                                                                                                                          В Урбино чьи большие руки                                                                                                         Собора вывели столбы?                                                                                                       Чужому богу на потребу                                                                                                                Кто, безымен и велик,                                                                                                                                    В Кастелламаре вскинул к небу                                                                                                                                                                                                                                                   Аркады светлых базилик?                                                                                                                                                                                                                          В Уффици ратуши громады

Отшлифовала чья ладонь?                                                                                                                      На них повсюду выбить надо:                                                                                                                                               «Российский мастер Фёдор Конь».                                                                                                 Зодчий обретает признание и достаток,  но, снедаемый тоской по родине, возвращается в Россию, бьёт челом и получает прощение умирающего царя. Новый государь, Фёдор Иоанныч, приглашает строителя помочь воздвигнуть Белый город - «кольцо из стен вокруг Москвы». Сбываются сны Фёдора Коня, мучившие его в далёких землях тоской по родимым краям, он с жаром и усердием  кинулся осуществлять свою давнюю мечту:                                                                      Конь строить начал. Трезвый, жёсткий,                                                                                                                        Он всюду  был, всё делал сам:                                                                                                           Рыл котлован, гасил извёстку,                                                                                                                        Железо гнул, столбы тесал.                                                                                                                       И вот построенная башня, казалось, «сама по возуху плыла!» Но мастер остался недоволен своим творением, ему уже виделась другая, более совершенная. Возникает решение разрушить постройку, чтобы завтра начать всё заново. Но царь не оценил рвение зодчего:                                                                                     «Долгонько ставил стенку,  лодырь! -                                                                                                           сердито молвил государь.-                                                                                                                     И дорогонько! Помни, друже:                                                                                                    Христьянству пышность не нужна.                                                                                                                            И подешевле,  и похуже –                                                                                                                           А всё стояла б, всё – стена!»                                                                                                          Царская милость обернулась позорным наказанием и заключением в Соловецкий монастырь, откуда Конь бежал и окончил свою жизнь в беспамятстве и пьянстве «Иваном, не помнящим родства».                                                                   В созданном поэтом образе талантливого мастера из народа, гонимого и загубленного тиранической силой самовластия, автор опирался не на исторические факты, а на народное творчество, создавшее множество легенд на эту тему.  Д. Б. Кедрина привлекает в них проблема выражения художником дум и чаяний народа, прогрессивных тенденций своего времени.                                                           Второй этап исторической лирики поэта припадает на период Великой Отечественной войны, когда на полях России решались судьбы человечества и мировой цивилизации. Д. Б.Кедрин по–новому взглянул на историю страны, сквозь великие события увидел больше и дальше того нравственно – этического, творческого начала, которое преобладало в 30-е годы в его осмыслении народного характера. В эти годы автор с особой остротой ощутил преемственность традиций в отечественной истории и культуре.                                                                                                                 В годы войны Дмитрий Кедрин вырос в поэта, видящего «далеко окрест», ответственного не только за будущее, но и за героическое прошлое; хорошо знающего цену добытого в борьбе многими поколениями.                                                     За плечами поэта всё прошлое его родины, он проходит через главные этапы отечественной истории от «первого гвоздя», заколоченного в «первый сруб Москвы», к ратным победам русского оружия, к добытым в боях и поверженным вражеским знамёнам, пылящимся в русских музееях. В самое сердце нацелены слова произведения «1941», призывающие отстоять завоевания многих поколений:                                                                                                                                       Бейся ж так, чтоб пришельцы поганые                                                              

К нам ходить заказали другим.                                                                                                      Неприятелям на поруганье

Не давай наших  честных могил!                                                                                                 Оглянись на леса и на пажити,                                                                                                                                  Выдвигаясь с винтовкою в бой:                                                                                                           Всё, что кровным трудом нашим нажито,                                                                                                 За твоею спиной, за тобой!                                                                                                              Чтоб добру тому не быть растащену,                                                                                                           Чтоб отчизне цвести и сиять,                                                                                                                             Голосами седых твоих пращуров                                                                                                                   Я велю  тебе насмерть стоять!                                                                                                                  Лирическое  восприятие и историческое осмысление войны с самого первого периода шло у Кедрина сложными и трудными путями. Пытаясь понять грозные события осени 1941 года через отдельные детали и мучительные поиски, горечь и растерянность, автор создал стихотворения «История», «16 октября», «Ночь в убежище», «Плач» и др. В этих произведениях поэт раскрывает своё сердце, готовое до конца разделить судьбу России.  Всенародное бедствие сопровождалось в жизни Кедрина ещё и личной трагедией. По состоянию здоровья он не был годен к службе в армии. Издательства были эвакуированы, и Кедрин остался без друзей в подмосковном посёлке, вблизи от линии фронта. Символично его произведение, написанное в этот период, названное «Глухота»:                                                                                    Война бетховенским пером                                                                                                        Чудовищные ноты пишет.                                                                                                                                                     Её октав железный гром                                                                                                       Мертвец в гробу – и тот услышит!                                                                                                                      Но что за уши мне даны?                                                                                                            Оглохший  в громе этих схваток,                                                                                                                        Из всей симфонии войны                                                                                                                                       Я слышу только плач солдаток.                                                                                                                                          Настроения поэта в  военную  пору 1942 года  ярче всего выражены  в стихотворении «Думе о России». Обратившись к историческому прошлому, поэт нашёл для произведения песенно-поэтическую, сказовую форму. Сама русская земля, вся природа участвует в битве не на жизнь, а на смерть:                                                                                Ястреб нам крылом врага укажет,                                                                                                               Шелестом трава о нём расскажет,                                                                                                               Даль заманит, выдаст конский топот.                                                                                             Русская река его утопит...                                                                                                                                   ...Чтоб, как встарь, стояла величаво                                                                                                                                           Мать Россия, наша жизнь и слава!                                                                                                              В этом же тревожном 1942 году, когда отброшенные от Москвы немцы рвались к Волге, держали в кольце блокады Ленинград, автором были написаны произведения «Красота», «Алёнушка», «Родина», «Я не знаю, что на свете проще?..», «Россия! Мы любим неяркий свет...»:                                                                                        Россия! Мы все у тебя в долгу.                                                                                                                    Ты каждому – трижды мать.                                                                                                                         Так можем ли мы твоему врагу                  

В служанки тебя отдать?..                                                                                                                            На жизнь и на смерть пойдём за тобой                

В своей и чужой крови!                                                                                                                              На грозный бой, на последний бой,                                                                                                                            Россия, благослови!                                                                                                                                                 По прошествие многих лет, на вечере, посвящённом памяти поэта,  писатель Владимир Луговской первым обратил внимание на своеобразие этих лирических стихов, на их особое место в поэзии Отечественной войны: «Я специально обращаю внимание на стихи о войне Дмитрия Кедрина. Они не совсем похожи на обычную фронтовую лирику. Читаешь стихотворения 1942-1944 годов, а войны как будто нет. Но она там есть, там говорится о России, о свойствах  русской души, и не забыты  характерные  для русской  природы детали. Он как-то скромно, в застенчивой манере подаёт все эти события, стальные щиты, в которых родина оборонялась от гитлеровских полчищ. Это лирика удивительная, заставляющая о многом задуматься».                                                        Кедрин был поэтом, ощущающим своё кровное единение с Россией, со всем народом, с той страной, в которой он жил. Автор многого не успел, у него, как у всякого мастера, были свои взлёты и падения, но несомненно одно: Д. Б. Кедрин – оригинальный и самобытный поэт, и, что добавляет гордости, - наш земляк. « Я, как часы, заведён на сто лет»,  - находим запись Кедрина в его рабочем блокноте 1944 – 1945 годов, содержащем богатейшую россыпь заготовок, планов, поэтических набросков к будущим, так и не написанных произведений. Здесь и обширные исторические справки о Семилетней войне, заметки о Ломоносове и Андрее Рублёве, об Афанасии Никитине. «Очередная работа: Повесть о войне, Папесса Иоанна, Графиня (о Параше Жемчуговой), о Лопухиной, поэма «Семья». В  другом месте: «Заметки по истории русской авиации», книга  «О психологии творчества».  Его поэтические размышления об историческом прошлом, как и о современности, всегда содержат в себе развивающееся нравственное начало, ставшее для литератора жизненным и творческим кредо. Об этом Дмитрий Борисович говорит в своём стихотворении                        « Завет»:                    

В час испытаний  поклонись Отчизне

 По-русски,  в ноги, и  скажи ей:                                                                                                                                  «Мать! Ты жизнь моя! Ты мне дороже  жизни!                                                                                                                         С тобою – жить, с тобою - умирать!»                                                                                                                                    Будь верен ей. И как бы ни был длинен                                

И тяжек день военной маеты,-                                                                                                           Коль пахарь ты, отдай ей всё, как Минин,                                                                                                                                 Будь ей Суворовым,  коль воин ты.                                                                                                                                                             Люби её.  Клянись, как наши деды,                                                                                                                           Горой стоять  за жизнь её и честь,                                                                                                                                                                                 Чтобы сказать в желанный день победы:                                                                                                                     «И моего тут капля мёда есть!»

Итак,  расцвет деятельности  Д.Б.Кедрина и время написания его стихов на исторические темы совпало с порой, когда история России подвергалась грубой расправе. Её меняли, разменивали, «улучшали», «ухудшали», просто искажали в угоду Сталину и его властолюбивым требованиям. Но поэт шёл по пути, намеченному великими традициями «Медного всадника», «Сашки», «Песни про купца Калашникова», «Кому на Руси жить хорошо», «Возмездия»... Вот почему и сейчас кедринские стихи звучат полногласно, в них заключён заряд большой эмоциональной силы, они правдивы и убедительны не только преданными  в слове идеями, но и сутью своих образов. Авторские произведения выдержали проверку временем. Утвердивший в поэзии 30–х годов ХХ века реалистическое письмо,  Д. Б. Кедрин и сегодня ратует за его содержательность, ёмкость, глубину, за пушкинское структурное  начало, за высокий полёт мысли и чувства в стихе.                                                                                                                                       Литература                                                                                                                                                    1.Тартаковский Пётр. Дмитрий Кедрин.- Москва: Советский писатель.1963.                                                            2. Петрунин Юрий. Замыслы и свершения // Дмитрий Кедрин. Дума о России. -Москва: Правда,1990. - С.5 -22.                                                                                                                 3. Коваленко С. А. Вступительная статья // Кедрин Дмитрий Борисович. Избранные произведения. – Библиотека поэта. Большая серия. – Ленинград: Совет писатель.1974.- 174 с.                                                                                                                    4.Кедрин Д.Б. Избранное: Стихотворения и поэмы / Дмитрий Кедрин; Сост; подгот. текста и послесл. С. Кедриной; Предисл. Л. Озерова. М.:Худож. Лит., 1991                                                                                                                                                                          5. Зодчие / Дмитрий Кедрин; Сост. С. Кедрина. Москва: ЭКСМО, 2007

Интернетресурсы

Fb.ru > Дмитрий Кедрин: биография и интересные факты из жизни.                                                                                                                                                allsoch.ru >  Краткая биография. Кедрин                                                                                                                                                                                                                                                                                                chtoby – pomnili.com > Кедрин Дмитрий Борисович – «Чтобы Помнили»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поэт трагической судьбы". Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова.

Поэт трагической судьбыЛитературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова....

"Светлая душа поэта". Литературная гостиная, посвященная 230-летию со дня рождения В.А. Жуковского

"Светлая душа поэта". Литературная гостиная, посвященная 230-летию со дня рождения В.А. Жуковского...

« Поэту, музыканту, актёру посвящается …» Интегрированное внеклассное мероприятие, посвящённое 75 – летию со дня рождения В. Высоцкого.

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Кто же он в первую очередь? Выдающийся русский советский поэт? Певец? Актёр? Автор прозаических произведений? Каждый видит СВОЕГО Высоцкого. Вер...

Внеклассное мероприятие по литературе «Пока ты Поэт – тебе гибели в стихии нет» (к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой)

М.И. Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей тв...

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов&raq...

Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова

Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...