Внеклассное мероприятие по литературе «Пока ты Поэт – тебе гибели в стихии нет» (к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Гаврилова Ирина Дмитриевна

М.И. Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. В октябре исполнилось 120 лет со дня рождения поэтессы. Наследие Цветаевой велико и трудно обозримо. 13 изданных ею книг и 3, вышедшие посмертно, вобрали в себя лишь малую часть написанного. Среди созданного Цветаевой - 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко литературная, философская и критическая проза. Многое осталось не опубликованным. Обширное наследие это неравноценно. Есть в нем и то, что пережило свое время или было продиктовано соображениями случайными, злобой давно минувшего дня. Но без лучших поэм и стихов Цветаевой невозможно составить яркое представление о русской поэзии 20 века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_.docx567.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Велижская СОШ №2

Составили: Гаврилова И.Д.

Велиж

2013

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\P1160764.jpg

На фоне звуча щей музыки ученица, исполняющая роль М. Цветаевой, читает:

Красною кистью

 Рябина зажглась

 Падали листья        

  Я родилась

 Спорили сотни

Колоколов день        был субботний

Иоанн Богослов

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть

                

        

Ведущий: Так написала о дне своего рождения М.И. Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. В октябре исполнилось 120 лет со дня рождения поэтессы. Наследие Цветаевой велико и трудно обозримо. 13 изданных ею книг и 3, вышедшие посмертно, вобрали в себя лишь малую часть написанного. Среди созданного Цветаевой - 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко литературная, философская и критическая проза. Многое осталось не опубликованным. Обширное наследие это неравноценно. Есть в нем и то, что пережило свое время или было продиктовано соображениями случайными, злобой давно минувшего дня. Но без лучших поэм и стихов Цветаевой невозможно составить яркое представление о русской поэзии 20 века. Правомерна и объяснима наша сегодняшняя встреча.

Ведущий 1: Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: «душа - есть всё -всюду - вечно».

В историю русской поэзии Марина Цветаева вписала новаторскую выразительную и исполненную высокого драматизма страницу.

Май 1913 год, Крым. Марина создает стихотворение, ставшее своеобразным предсказанием.

Читается стихотворение: «Моим стихам написанным так рано ...»

Ведущий 2: Кто же она такая, М.И. Цветаева? Почему ее имя, в наши дни стало таким популярным? Сама природа, сама жизнь нарекли ее этим именем — Марина, (что в переводе означает «морская»). Говорят, что многое в человеке зависит от имени. Видно, это так. М. Цветаева была подобна морю. В ней не было и следа покоя, умиротворенности. Она вся в буре, в вихревом движении в действии и поступке.

Читается стихотворение: «Кто создан из камня»

Ведущий 1: М.И. Цветаева родилась в Москве. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой «научно- художественной интелегенции». Отец ее, Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни трудом и талантом, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем музея изящных искусств, (ныне музей им. А.С. Пушкина, у подъезда которого прибита мемориальная доска в честь

И. В. Цветаева).

Мать из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно- одаренная, музыкантша ученица Рубинштейна.

По словам дочери, она оказала на ее «главенствующее влияние».

От матери к ней перешла прежде всего музыкальность, причем не просто способность к блестящему исполнительству, а особый дар воспринимать мир _ через звук. Прежде чем видеть предмет, явление или событие, она ощущала его звуковую ауру. Музыкальность, передавшаяся от ее матери, Марии Александровны Мейн, самым прямым образом сказалась в стихе, но опять- таки не в том смысле, что он певуч и мелодичен, а в самих приемах стихового «исполнительства». Сама поэтесса, наоборот, резка, порывиста, дисгармонична. Строку она, повинуясь интонации и музыкальным синкопам, безжалостно рвет на отдельные слова и Даже слоги, но и слоги своевольно переносит из одного стихового строчечного ряда в другой, даже не ^ переносит, а словно отбрасывает, подобно музыканту, изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся с этой стихией.

Читается стихотворение: «Дом»

Ведущий 2: Детство, юность и молодость М. Цветаевой прошли в Москве и Тихой подмосковной Тарусе.

Фильм «Тарусские встречи»

Ведущий 1: До революции Цветаева выпустила 3 книги, сумев сохранить собсгвенный

голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений. Надо думать, совершенно не случайно, а повинуясь интуиции, она стала писать стихи, в которых гудит и свищет ветер России. Россия, родина входила в ее душу и стих широким полем и высоким небом. Как никогда слушает она в ^ эти годы, уже потемневшие от надвигающейся грозовой тучи, народную речь, жадно пьет из этого источника, поит ею свое слово, предчувствуя, что надо напиться в запас - перед безводьем иммиграции. Интересно, что вопреки своему положению (муж - белый офицер) и даже желанию Цветаева, как об этом свидетельствуют ее стихи и дневниковые записи, испытывала к

красней Москве все больше и больше симпатий. Она жила, как все, бедствовала, как все, и это сразу же роднило ее со множеством людей.

Читается стихотворение «О Москве»

Ведущий 2: В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без враждебности и без раздражения, более того, доброжелательно и с жадным художническим пониманием. Она знакомится с революционно настроенной молодежью из вахтанской студии, заражается их энтузиазмом и пишет несколько романтических пьес, изящных и пылких, которые, увы, так и не были поставлены в те годы. Всем высоким строем своей смятенной, сумбурной, единой души она была на стороне «голодных», а не «сытых» и всегда любила демонстративно подчеркнуть это важное для нее обстоятельство, «Себя причисляю к Рвани» - сказано ею в одном из стихотворений тех лет: 2 на миру у меня врага,

2 близнеца - неразрывно - слитых!

Голод голодных - и сытость сытых!

Не забудем, она была их тех многочисленных тогда поэтов, кто восторженно - как свое, родное, близкое - принял поэму Блока «12». А ведь именно отношение к этой поэме «отрезало» тогда всех принявших революцию от ее врагов и колеблющихся. Очень рано и опять - таки в годы революции оценила она по достоинству и трубный глас Маяковского. Она высоко чтила в нем олицетворенную мощь революционной России.

Стих «Маяковскому»

Ведущий 1: А мир воевал, шла война, и ей не виделось конца, мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре и унижении. Поэзия Цветаевой, чуткая на звук, различала голоса бесчисленныхУ^разные концы света. Трагично, горестно, бедственно звучали стихи вызванные войною. Она, конечно, была далека от антимилитаристской лоэзии Горького или Маяковского, не разбиралась в разноголосице политических партий, но голос в защиту страдающего человека в ее стихах хорошо слышен.

Стих «Белое солнце и низкие, низкие тучи»

Ведущий 2: Вместе с народным горем в ее стих вошло и народное слово. Обделенное сказкой в детстве, не имевшая традиционной и чуть ли даже не обязательной для русского поэта няни, Цветаева жадно наверстывала упущенное. Сказка, былина и причеть, целые россыпи заклятий и наговоров, огромный, густо населенный пантеон славянских языческих божеств - весь этот многоцветный поток хлынул в ее сознание, в память, в поэтическую речь. ЕЕ поражал язык, переливчатый многострунный, полный неизъяснимый «чары», «прелести» - «обморочанья». Крестьянские корни ее натуры, шедшие из владимирской земли, проросшие в московскую, словно

смыслов, а значит только то, что значит: вещи, значения, понятия. Аниадна Эфрон, дочь Марины Ивановны, вспоминает «Добиваясь точности единства смысла и звучания, страницу за страницей исписывала столбцами рифм, десятками вариантов строф, обычно не вычеркивая те, что отвергала, а - подводя под ними черту, чтобы начать новые поиски. Талант трудоспособности и внутренней организованности был у нее равен поэтическому дару» .Час ученичества не миновал Цветаеву. Она училась мастерству у А. Блока, В. Брюсова, Г. Державина, А. Пушкина, О. Мандельштама, М. Волошина.

Об этом фильм. Давайте его посмотрим

Ученица в роли М. Цветаевой.

Но именно Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили. Я поделила мир на поэта и всех, и выбрала поэта, в подзащитные - выбрала поэта:

защищать поэта - от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.

Нет, бил барабан перед смутным полком,.

когда мы вождя хоронили:

То зубы царевны над мертвым певцом

Почетную дробь выводили

Такой уж почет, что ближайшим друзьям

Нет места. В изголовье, в изножье

И справа, и слева - ручищи по швам -

Жандармские груди и рожи

Не дивно ли - и на тишайшем из лож?

Пребыть под надз5рным мальчишкой.

На что-то, на что-то, на что-то похоже

Почет сей, почетно — да слишком!

Гляди, мол, страна, как молве вопреки

Монарх о поэте печется!

Почетно - почетно - почетно - архи —

Почетно - почетно - до черту!

Кто ж это там - точно норы вора

Пристреленного выносили?

Изменится? Нет. С проходного двора

Умнейшего мужа России.

Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно.

Ведущий 1: Поэзия Цветаевой была мужественной и трагической. Она думала о жизни и смерти, об искусстве и любви. Нам близка Цветаева как поэтесса, пишущая о любви. Любовь у Цветаевой всегда «поединок» роковой, всегда спор, конфликт и чаще всего - разрыв. Ее любовная лирика, как и вся поэзия, громогласна, неистова. У Цветаевой - обращенность ко всему миру, резкие нарушения привычной гармонии, патетические

восклицания, крик, вопль «вспоротого нутра». Такие стихи резко противоречили всем традициям женской любовной лирики, впрочем, для полного выражения обуревавших ее чувств Цветаевой не хватало даже ее громкой, захлебывающейся речи и она горевала: «Безмерность моих слов - только слабая тень безмерности моих чувств».

Читается стихотворение: «Мой милый, что тебе я сделала»

Звучит песня. «Мне нравится, что вы больны не мной».

Ученица в роли Цветаевой

Я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет. Обращаясь к вам, потому что Вы

любите мои стихи... Незнакомый человек — это все возможности, то, от кого все ждешь.

Кого еще нет, он только завтра будет. К тебе, умеющему быть рожденным Столетие спустя, как, отдышу Из самых недр, - как на смерть осужденный, Своей рукой - пишу:

  • Друг, не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики

Ртом не достать! - Через литейски воды

Протягиваю две руки.

Как два костра, глаза твои я вижу,

Пылающие мне в могилу - в ад, -

Ту видящие, что рукой не движет,

Умершую 100 лет назад.

Со мной в руке - почти, что горстка пыли -

Мои стихи! - Я вижу на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я

  • Или в котором я умру...

И-грустно мне еще, что в этот вечер, Сегодняшний - так долго шла я вслед Садящемуся солнцу, - и навстречу Тебе через 100 лет..., Сказать? - Скажу! Небытие - условность, Ты мне сейчас - страстнейший из гостей И ты откажешь перлу всех любовниц Во имя той - костей.

Ведущий 2: М. Цветаева долго мечтала, что вернется в Россию желанным и жданным гостем. Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила

сборник избранных стихотворений. Грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сперва в Чистополь потом в Елабугу.

Тут и настиг ее тот «одиночества верховный час», о котором она с таким глубоким чувством сказала в стихах:

Читается стихотворение: «Вы, идущие мимо меня»

Ведущий 1:Время знает свою работу. Вчера еще гремевшие поэты со звонкими именами поодиночке и группами уходят в небытие. В то же самое время насильственно отдаленные от читателя, замалчиваемые, опальные, проклятые властью и ее слугами поэты выходят на первый план и по праву овладевают вниманием читателей. Утекло много воды, и не только воды, но и крови.

Жизнь Марины Цветаевой, ее творчество пришлись на 10 - 30-е годы нашего катастрофического века.

И чем дальше уходим мы от года ее смерти, тем лучше понимаем ее судьбу, историю ее жизни и любви.

Читается стихотворение: «Уж сколько упало их в эту бездну»

 Ведущий 2: В возрасте чуть более 20 лет, М. Цветаева написала строки, которые приобрели широкую известность десятилетиями позже, когда их . 4 автора уже давно не было в живых. Вот этим стихотворением - обращением к живущим хочется закончить сегодняшнюю встречу.

Читается стихотворение: «Идешь, на меня похожий».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Внеклассное мероприятие по литературе «Нет, я не Байрон, я другой!», посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути М.ЮЛермонтова, расширить их кругозор; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт»  Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова», посвященное 155-летию со дня рождения писателя.

Внеклассное мероприятие по предмету посвящено Году Литературы. Представлена инсценировка сцены пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"...

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой.Цели:познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее нелегкой судьбой;ра...

Материал к внеклассному мероприятию по литературе "Заочная экскурсия по памятным местам родного города со стихами старорусских поэтов"

Работа со стихами, посвещёнными родному краю, в сочетании с творческим подходом к его применению активизирует деятельность детей, повышает учебную мотивацию, учит бережному отношению к литературе в це...