Внеклассное мероприятие по литературе: «Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова», посвященное 155-летию со дня рождения писателя.
методическая разработка по литературе на тему

Шаповалова Ольга Владимировна

Внеклассное мероприятие по предмету посвящено Году Литературы. Представлена инсценировка сцены пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_po_chehovu_2015.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ  ТО «Ишимский политехнический техникум»

Внеклассное мероприятие по литературе: 

«Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова»,

посвященное 155-летию со дня рождения писателя.

Преподаватель: Шаповалова О.В.

Март    2015

Внеклассное мероприятие по литературе: 

«Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова»,

посвященное 155-летию со дня рождения писателя.

Цели и задачи:
– привлечь внимание студентов к жизни и творчеству великого писателя и драматурга А. П. Чехова, заинтересовать его произведениями,
 
– развивать творческие способности студентов, связную монологическую речь, предоставляя студентам возможность импровизировать;
 
– воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру.

Методы: 
слово преподавателя, сообщения студентов с элементами беседы, чтение наизусть, инсценировка.

Оборудование: 
портрет А.П. Чехова, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение.
 


Оформление кабинета: 

парты сдвинуты по две, накрыты белыми скатертями, на них свечи, книги писателя; журнальный столик, чайник, чашки, диванчик для инсценировки, портрет А. П. Чехова, иллюстрации  к произведениям писателя, высказывания о Чехове:

«Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов». /М. Горький/

 «Вишневый сад» как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Чехова». /Вл. И. Немирович-Данченко/

«Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, какого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни».
/К. С. Станиславский/

«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…». /Л. Н. Толстой/

Преподаватель: (зажигает свечу) Свеча – символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость. 

Ведущий 1:

Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело - электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.

Преподаватель:
Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи, приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравие сущих. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром. И тогда…
 


Ведущий 2:  (читает наизусть под музыку отрывок из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник») 
«Надо, чтобы за дверью каждого довольно счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
 


Ведущий 1:

Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни; в них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 


Преподаватель:

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о писателе, которому в этом году Литературы празднуется  155-летие со дня рождения. Антон Павлович Чехов.

Чехов (сидит за столом, делая вид, что пишет): Родился я на берегу Азовского моря, в уездном городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Отец был строг: требовал от меня и моих братьев, чтобы днём мы сидели в лавке в качестве «хозяйского ока», а по вечерам заставлял петь в церковном хоре. Отец научил меня трудиться и понимать жизнь.

Ведущий 2:

А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. Антон Павлович был третьим сыном. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна.

Антон Павлович Чехов: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». 


Ведущий 1: 

Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной, и русской литературой. На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили. 
Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.

 

Ведущий 2:

После окончания гимназии приехал в Москву. Здесь стал студентом – медиком Московского университета и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья Чеховых богатством не отличалась. Сказать точнее – жили в постоянной нужде.


Антон Павлович Чехов: «24 декабря 1879 года можно считать началом моей литературной деятельности. Редакция «Стрекозы» ответила: «Совсем недурно. Присланное помещаем. Благословляем и на дальнейшее подвижничество. Гонорар прилагается в размере 5 копеек со строки».


Ведущий 1: 

Студент выучился на врача, но продолжал писать – рассказы, повести, пьесы. Чехов работал неимоверно много. Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник».  Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо.

Чехов: В 1884 году я окончил университет. «Живу с апломбом, так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». На дверях появилась табличка «Доктор Чехов». А пациенты – вся литературная Москва. Получается, что «медицина – моя жена, а литература


Ведущий 2:

Дальше следует период Сахалина. Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный». Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей.

 Антон Павлович Чехов: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»


Ведущий 1:

Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие. Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6».

Ведущий 2:

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни. Этот период жизни тоже был плодотворным, который подарил ему возможность подарить нам незабываемые произведения. Вслед за этим периодом идет Мелихово.

Ведущий 1:

В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово.

Антон Павлович Чехов: В 1892 году я купил имение Мелихово. Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни. Пришлось работать не покладая рук, чтобы запущенный пустырь стал бы уютным и удобным. Особенно хорошо было, когда цвели яблони и вишни. Тогда я подолгу стоял у окна своего кабинета, любовался бело-розовыми шапками деревьев и был счастлив. «Если бы человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!..»


Ведущий 1:

В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей. На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года. В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился.


Ведущий 2:

В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой».
Да, Чехов мастер коротких рассказов, которые всегда написаны кстати и вовремя. Мастерство драматурга тоже ничем никому не уступает. Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра. «Вишневый сад»

Инсценировка эпизода из «Вишнёвого сада»

Лопахин:
Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое.
(взглянув на часы) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. 

Любовь Андреевна: Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин:
Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить… например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…
 

Любовь Андреевна: (уходящему Лопахину) 

Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

 
Варя: (подходит к окну) Взгляните, мамочка: какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!

Любовь Андреевна: (приближается к Варе, смотрит в окно, Варя садится на стул) 
О, мое детство! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось.
 (смеется от радости) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья… (мечтательно, садится рядом с Варей) 

Любовь Андреевна:

Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…


Лопахин:
Надо окончательно решить, – время не ждет. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!
Лопахин:
Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете.
(уходит)


Ведущий: 
В пьесе один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это – вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он – ее владелец.
 


(Лопахин возвращается) 


Любовь Андреевна: Что на торгах? Рассказывайте же! Продан вишневый сад?


Лопахин: Продан.(сконфуженно, боясь обнаружить свою радость)


Любовь Андреевна: Кто купил? 


Лопахин: Я купил. (Любовь Андреевна угнетена. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит) 


Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…
 (смеется) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой!(хохочет) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, все это мне представляется… (топочет ногами) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… 

(поднимает ключи, улыбаясь; звенит ключами)

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, Как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй! 
(с укором) Отчего же, отчего вы меня не послушали?...  (уходя) Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! (с иронией).  Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры)  За все могу заплатить!
(к Любови Андреевне подходит Аня)

Аня:
Мама!… Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!

Ведущий 1:

На самом деле пьесы полюбились публике и имели большой успех среди читателей. Только вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья. 

Ведущий 2: «А. П. Чехов жил и всегда будет жить в сердцах читателей. Хочется, чтобы в нашей жизни было еще больше красоты и света, всего прекрасного, о чем так мечтал Антон Павлович…»

Преподаватель: 
Так потихоньку сгорела еще одна свеча, удивительным светом которой мы вряд ли сумели воспользоваться. Может быть, мы стали хоть чуточку светлей? Кто знает…
 

(гаснет свет, музыка становится громче, участники кланяются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Славные сыны России: В.Г. Распутин. 75-летию со дня рождения писателя посвящается"

Материал может быть использован на уроках литературы, классных часах, во внеурочной деятельности....

Внеурочная работа по литературе.Сценарий выступления на творческом фестивале театрализаций «Литературный бал героев И.А. Гончарова», посвящённый 200-летию со дня рождения писателя.

Имя  И.А. Гончарова тесно связано с Ульяновском (Симбирском)..: Дом Гончарова, Беседка в Винновской роще  и другие памятные места известны молодёжи.  Обращение к творчеству великого зем...

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку "Тема любви в творчестве английских писателей"

Данное мероприятие было проведено для обучающихся 9 - 11 классов. С обучающимися была проведена большая подготовительная работа: разучивание стихов и ролевых сцен, подборка музыки и отрывка их худ. фи...

Внеклассное мероприятие по литературе «Пока ты Поэт – тебе гибели в стихии нет» (к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой)

М.И. Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей тв...

ЮБИЛЕЙНАЯ ЧЕХОВСКАЯ ВИКТОРИНА( к 155-летию со дня рождения писателя и драматурга)

laquo;Чайка»-пьеса и «Вишнёвый сад»,Если даже вкупе с «Дядей Ваней» ,Хворь излечат?!… Автор-врач был рад«Отхлестать» в рассказах всех, как в бане:Вирт...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Живая викторина"

          В нашей школе ежегодно проводятся литературно-музыкальные вечера – традиционные праздники для учеников, родителей, педагогов. Каждому мероприятию предшествует...

Положение о проведении всероссийской олимпиады по литературе «Творчество М. А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита», посвященной 130-летию со дня рождения писателя

Уважаемые обучающиеся, приглашаю принять участие во Всероссийской олимпиаде по литературе "Творчество М.А. Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Это программное произведение. Предлагаю...