Творческая деятельность
проект по краеведению на тему

Пихаева Баради Тубчиновна

"Образ багульника - символ региона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_bagul.pptx85.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ багульника как символ нашего региона в стихотворении М.Е.Вишнякова « Даурский багульник! Реликтовый старец…»

Слайд 2

Предмет исследования: М.Е.Вишняков « Даурский багульник! Реликтовый старец…»

Слайд 3

Цель исследования: Творческое прочтение и осмысление содержания через раскрытие авторского замысла в создании образа багульника

Слайд 4

Гипотеза: Багульник ассоциируется с Забайкальским краем и символизирует любовь к жизни и труд человека в суровых климатических условиях

Слайд 5

Исследуемый текст Даурский багульник! Реликтовый старец. Как пахари, трудятся корни твои. Живучий, колючий, упрямый кустарник на северных склонах сибирской земли. Вдоль тёмных оврагов, в песчанике рыжем, везде, где проходят земные пути, задача не просто вцепиться и выжить, задача - так буйно и ярко цвести..

Слайд 6

Словарная работа: Даурский – от Даурия, название региона, соотносимого по тер. и границам с Забайкальем; пос. при ж.-д. ст. на ветке Тарская-Забайкальск на зап . Заб . р-на. Реликт , -а, м.(спец). Животный или растительный организм, сохранившийся как пережиток древних эпох.\\прил.реликтовый , - ая , - ое . Реликтовые формы растений. Р.лес. Пахарь , -я, м. Человек, который пашет землю, землепашец.\\ прил. Пахарский, - ая,-ое . Песчаник , -а, м. Осадочная горная порода из спрессовавшегося песка. \\ прил. песчаниковый, - ая , - ое . Вцепиться , вцеплюсь, вцепишься; сов., в кого-что ( разг ). Цепко схватить что-н или кого-н. за что-н. В. поручни. \\ несов. Вцепляться, - яюсь , - яешься .

Слайд 7

Анализ стихотворения Жанр: лирическая миниатюра Стихотворный размер: амфибрахий При чтении стихотворения возникают символический образ неутомимого трудяги-крестьянина, картины сплошных горных склонов, усеянных розовым цветом, тенистых низин с рыжеватым песком, так же охваченных нежным багуловым цветом.

Слайд 8

Изобразительные средства Авторское отношение к предмету своего восхищения передается через риторическое восклицание - Даурский багульник!, метафорические эпитеты - реликтовый старец – живучий, колючий, упрямый кустарник .

Слайд 9

Изобразительные средства И здесь же есть образное сравнение кустарника с пахарем, который неустанно обрабатывает землю. Подобно пахарю , багульник глубоко вскапывается в почву, чтобы пустить все новые корни, схватиться всей силой за жизнь и дать природе буйный чудо-цвет. Это действо можно даже ощутить благодаря аллитерации - повторам согласных звуков « р », «с», «ж», упорство и усталость труженика подчеркивается ассонансом - гласным «у».

Слайд 10

Языковые средства Раскрытию образа багульника, его неутомимой деятельности способствуют глаголы настоящего времени множественного числа и в неопределенной форме «трудятся корни», «вцепиться и выжить» , которые свидетельствуют о долговременности процесса произрастания. И результат этого упорного действия налицо – буйный и яркий цвет, радующий всех любителей природы. Вот оно - предназначение человека на земле- быть активным строителем своей жизни.

Слайд 11

В ывод Таким образом, все лексические и грамматические средства выразительности в стихотворении М.Е. Вишнякова подчинены раскрытию образа красивейшего цветка багульника, который вызывает удивительное чувство восторга и неутомимо борется за жизнь в суровых климатических условиях и выходит победителем в упорной схватке за право жить и цвести. Это и есть настоящий венец красоты и грации, силы и мощи, терпения и стойкости, олицетворяющие качества истинного забайкальца, и багуловый цвет является настоящим символом нашего непростого региона и образом родной Земли.

Слайд 12

Роль кустарника в жизни человека И с самого раннего детства и, можно сказать, что на протяжении всей жизни мы, забайкальцы, вдыхаем нежный аромат багульника и любуемся бархатным цветом. Каждый год выпускники школ дарят эти чудесные цветы своим учителям, выражая благодарность и уважение к их труду. И, наконец, багульник – примета весны и пробуждения загадочной природы Забайкальской земли.

Слайд 13

Легенда о багульнике Рододендрон появился на территории современного Забайкалья ещё в доледниковый период, когда здесь простирались вечнозелёные леса. Возможно, как раз в ту самую пору в нашем краю поселились и первые забайкальцы. Когда это было, знают только горы, и древняя легенда гласит, что прикочевал в Забайкалье Эвенкийский род. Остановились возле озера, отпустили оленей пастись, поставили чумы. А ночью у самой красивой женщины родился мальчик, назвали его Алунай .

Слайд 14

Алунай В поисках невесты сильный и смелый Алунай оказался далеко от родимых мест у хана, обещавшего выдать за него прекрасную свою дочку, если тот останется жить у него и возглавит его войско. Но ветка багула , отправленная матерью А луная , напомнила ему о его Родине.

Слайд 15

Смысл легенды Так гласит прекрасная легенда, дошедшая до нашего времени по обычаям древности и подтверждающая мысль о глубокой привязанности человека к родимому краю. Ещё говорят, что много раз увозили багул в теплые края. Но не растет он на чужой земле, погибает. Так и человек. Сурова наша земля, но родная. И горе тому, кто ее забудет. Сердце такого человека никогда не познает радости.

Слайд 16

Практическое значение Удивительно, но эта легенда, по-моему, объясняет то, почему человека всегда тянет к родным местам, где бы он ни жил. И по необъяснимым причинам мы так же, как и поэт Михаил Евсеевич Вишняков, с любовью и восхищением относимся к цветку багула , собирая его в каждую весну для дарения своим близким и учителям, и не только наслаждаемся запахом, видом, красотой кустарника, но и стараемся защитить его в опасную пору сезонных пожаров.

Слайд 17

Подтверждение гипотезы Таким образом, на основе абстрагирования, т.е. мысленного выделения особенностей произрастания багулового кустарника с опорой на источники информации, также в результате собственного анализа текста и изучения статей о творчестве поэта могу утверждать, что багульник для забайкальцев – не просто растение. Он символ региона, символ цепкой и активной жизни. Если вчитаться в замечательные строчки стихотворения М.Е.Вишнякова, можно соотнести его с легендой и понять, почему это растение так притягательно и почему так много общего между багульником и теми, кто живёт сейчас или жил когда-то в Забайкалье. Их, действительно, взрастили силы неизбывные, а закалили зимние стужи и свирепые вьюги.

Слайд 18

Литература Алёшкин А.М. Утрата: странник с берёзовым посохом. // Слово Забайкалья. - 2008. - №4 Вишняков М.Е. Стихи и поэмы. Москва: «Русь» - 2005. - 350 с. Камедина Л. Знаки творчества и жития поэта. // Слово Забайкалья - 2008. - №3 Куренная И. Ветра и тропы поэта. Слово Забайкалья - 2008. - №3-4 Макаров Б. Любовь и боль. Талант и мудрость. // Слово Забайкалья. - 2008. - №3 Яранцев В. «И мне хотелось всё понять и плакать…» // Слово Забайкалья. - 2008. - №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой деятельности учащихся (На примере работы над творческим проектом "Все для детского сада"

В работе автор делится опытом  организации работы над одним проектом, который  назван «Все для детского сада». О творческом проекте «Все для детского сада».     Это проект ...

Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности у учеников коррекционных школ

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том,что искусство, в том числе и декоративно - прикладное, обладает огромными  возможностями по развитию творческого потенциала детей. В ...

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...