Игровое занятие "Город над вольной Невой"
методическая разработка по краеведению (8, 9, 10 класс) на тему

Горбунова Марина Петровна

Игра-викторина для обучающихся 8-10 классов по теме "Достопримесательности Санкт-Петербурга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx63.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 584 «Озерки»

Выборгского района г. Санкт – Петербург

«Город над вольной Невой…»

Конспект игрового занятия

для обучающихся 8-10-х классов.

                                 

    Составил:

воспитатель

Горбунова Марина Петровна

       

Санкт-Петербург

2017 г


Тема: достопримечательности Санкт-Петербурга.

Тип урока: обобщение и систематизирование знаний.

Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания обучающихся о достопримечательностях Санкт-Петербурга посредством участия в командной дидактической игре.

Задачи:

•    образовательные: 

  1. Выявить уровень сформированности знаний обучающихся о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
  2. Побуждать обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.
  3. Способствовать формированию умения применять свои знания при ответах на вопросы викторины.
  4. Расширить имеющиеся знания посредством дополнительной информации о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
  5. Познакомить с правилами дидактической игры «Крестики-нолики» (или закрепить знания правил).

  развивающие: 

  1. Способствовать развитию логического мышления и воображения.
  2. Способствовать развитию памяти, произвольного внимания.
  3. Способствовать развитию умения обобщать знания, анализировать свои действия, а также действия своей команды и соперников.
  4. Способствовать развитию общей и мелкой моторики.
  5. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

•  воспитательные: 

  1. Способствовать воспитанию любви к родному городу.
  2. Способствовать формированию интереса к изучению истории города.
  3. Способствовать формированию сотрудничества в команде.
  4. Способствовать воспитанию дисциплинированности.
  5. Способствовать воспитанию уважения к членам своей команды и к соперникам.
  6. Воспитание командного духа, желания работать сообща.

Методы: 

  • Информационно-развивающие: объяснение, рассказ, демонстрация наглядного материала (иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга, портреты архитекторов, игровые поля «Крестики-нолики»).

  • Проблемно-поисковые: самостоятельная работа обучающихся с дидактическими материалами (ребус, пазлы), поиск оптимальных решений при заполнении игровых полей, поиск ответов на вопросы и решений при выполнении игровых заданий.

  • Практические: анализ имеющихся знаний и применение их в игре.

Предварительная работа: экскурсии по Петербургу, беседы о достопримечательностях города, просмотр док.фильмов о городе, настольная игра «Лото: достопримечательности Санкт-Петербурга».

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 65 минут.

Метапредметные связи: предмет История России, предмет МХК, предмет литература.

Планируемые результаты:

  • проявление познавательного интереса в процессе игровой деятельности;
  • проявление у обучающихся самостоятельности при выполнении игровых    заданий;
  • применение своих знаний в игре по данной теме;
  • обобщение, систематизация и расширение знаний обучающихся об истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга;
  • проявление интереса к изучению истории города;
  • проявление интереса к сотрудничеству со сверстниками и с педагогом;
  • проявление умения работать в команде;
  • проявление уважения к членам своей команды и к соперникам;
  • создание эмоционально-положительной атмосферы.

Оснащение занятия:

  • для педагога:

1)  компьютер + проектор + экран;

2) компьютерные файлы: заставка «Красуйся, град Петров…», ребус «Аничков», иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга, портреты архитекторов, гимн Санкт-Петербурга, песни для музыкальных пауз, изображение герба города;

3) магнитная доска + магниты.    

  • для обучающихся:

     1)  карточки с вопросами викторины – 30 шт.

2)  игровые поля (на ватмане) – 3 шт. + фломастеры;

3) пазлы (разрезанные на фрагменты открытки) «Достопримечательности   Петербурга» - 2 комплекта;

4)  грамоты командам – 2 шт.,

5)  поощрительные призы – по кол-ву участников + специальные призы.

         


Ход занятия

      Этап занятия

Содержание

Формируемые

умения, знания

Примерное

время (мин)

Организационный момент

Во время сбора участников, перед началом игры, на экране – заставка «Город над вольной Невой…», звучат песни о Петербурге.

Педагог предлагает участникам самостоятельно поделиться на 2 команды. Команды выбирают капитанов и занимают свои места. Далее педагог разыгрывает с помощью монеты («орёл» или «решка») названия команд: «Крестики» и «Нолики».

Команды должны быть равными по составу участников, а также – по физическим и интеллектуальным возможностям.

При необходимости педагог оказывает помощь в формировании команд.

Умение самостоятельно организованно сформировать 2 равные по силе команды, подчиняться большинству участников своей команды при выборе капитана.

5 мин.

Целевая установка.

Педагог предлагает начать игру с прослушивания гимна Санкт-Петербурга. Во время звучания гимна на экране – изображение герба города.

Педагог обращает внимание участников на то, что гимн нужно слушать, стоя (для тех, кто может самостоятельно стоять).

По окончании прослушивания гимна педагог предлагает участникам самостоятельно объявить тему игры.

Знание символики родного города: гимна и герба.

Умение уважительно относиться к символам города.

5 мин.

Мотивация игровой деятельности.

Педагог предлагает участникам вспомнить правила игры «Крестики-Нолики». Затем подробно объясняет правила игры «Город над вольной Невой…» (приложение №1), побуждает к участию в игре, отвечает на возникшие вопросы участников, демонстрирует игровые поля, карточки с вопросами и заданиями (приложение №2).

Умение внимательно слушать рассказ педагога, грамотно формулировать возникающие вопросы.

Знание правил дидактической игры «Крестики-нолики».

5 мин.

Игровая деятельность.

Задание «Собери картинку».

Педагог выдаёт каждой команде конверт с пазлами (разрезанными на фрагменты открытками) «Достопримечательности   Петербурга», предлагает командам собрать картинку и определить, что на ней изображено. Картинки для обеих команд состоят из 10 равных по величине фрагментов.

 Какая команда быстрее справится с заданием, та и будет выполнять первый ход.

Игра в I туре.

Команда, собравшая картинку раньше своих соперников и определившая изображённую на ней достопримечательность, получает право первого хода.

 Капитан определяет, кто из участников его команды будет выбирать карточку с вопросом.

Карточки разложены   на отдельном столе, перевёрнуты текстом вопроса или задания вниз.

Стол с карточками расположен таким образом, чтобы участникам обеих команд (в том числе и участникам, передвигающимся в колясках или с помощью ходунков) было удобно к нему подходить и брать карточки.

  Участник, взявший карточку, сначала называет её номер, затем вслух зачитывает текст вопроса или задания, после чего занимает своё место в команде.

Команда, посовещавшись 1 минуту, даёт ответ. Капитан решает, кто из участников будет отвечать.

Если команда даёт правильный ответ, то она получает право начать заполнять первое игровое поле: в одной из клеток ставит либо Х, либо О (в зависимости от названия команды).

Пример:

Х

О

*Игровое поле располагается вертикально на магнитной доске.

Капитан команды решает, кто из участников будет ставить на игровом поле значок своей команды (Х или О).

Если команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит к соперникам.

Если соперники дают правильный ответ, они ставят в клетке игрового поля свой значок (Х или О) и получают право следующего хода.

В том случае, если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, ответ даёт педагог (или зрители). При этом игровое поле не заполняется никем, зритель получает поощрительный приз, а ход переходит к другой команде.

Если кто-либо из участников не может (по причине ограничения двигательных функций) самостоятельно подойти к игровому полю и заполнить клетку, педагог подносит игровое поле к нему. При необходимости участники его команды помогают ему заполнить клетку.

 После того, как участник одной из команд заполнил клетку игрового поля, ход переходит к соперникам.

 Игра в первом туре оканчивается, когда одна из команд раньше своих соперников заполнит один из столбцов (вертикальный или горизонтальный) либо диагональ игрового поля. Эта команда и становится победителем в I туре.

Пример:

 

 Х

Х

Х

а)

Х

 Х

 Х

б)

в)

Х

 

Х

 Х

Команда, победившая в I туре, получает 1 очко.

Педагог по ходу игры демонстрирует на экране необходимые иллюстрации с изображениями достопримечательностей горда и портреты архитекторов и скульпторов.

Музыкальная пауза.

 Звучит песня о Санкт-Петербурге. В это время педагог меняет игровое поле на магнитной доске.

  При желании участники игры могут на время покинуть свои места, пройтись, отдохнуть.

Игра во II туре.

Во II туре игру начинает та команда, которая раньше своих соперников назовёт точную дату основания Санкт-Петербурга (27 мая 1703 г.)

Игра во II туре проходит аналогичным образом.

Команда, победившая во II туре, также получает 1 очко.

Музыкальная пауза.

Звучит песня о Санкт-Петербурге. В это время педагог меняет игровое поле на магнитной доске.

При желании участники игры могут на время покинуть свои места, пройтись, отдохнуть.

Игра в III туре.

В III туре игру начинает та команда, которая сумеет разгадать ребус.

Ответ: Аничков.

*Изображение ребуса – на экране.

Игра в III туре проходит аналогичным образом.

Команда, победившая в III туре, получает 1 очко.

Музыкальная пауза.

Звучит песня о Санкт-Петербурге. В это время педагог меняет игровое поле на магнитной доске.

При желании участники игры могут на время покинуть свои места, пройтись, отдохнуть.

Умение собирать целостное изображение из небольших частей.

Умение слаженно работать в команде.

Умение соблюдать дисциплину во время игры.

Умение внимательно слушать участников команды, отвечать на заданные вопросы.

Умение уважительно относиться к участникам своей команды, а также к соперникам.

Умение применять в игре свои знания.

Умение внимательно слушать рассказ педагога, анализировать полученные сведения, соотносить их с имеющимися собственными знаниями.

Умение обдумывать и грамотно формулировать свои ответы.

Умение адекватно воспринимать поражение и победу.

Умение давать возможность всем участникам команды проявить себя в игре.

Умение грамотно формулировать свои высказывания.

Умение грамотно формулировать и задавать педагогу возникающие вопросы.

Умение при необходимости обращаться за помощью к участникам команды и к педагогу.

Умение оказывать необходимую помощь другим участникам своей команды.

Умение сопереживать участникам своей команды.

Умение отвлечься, расслабиться, отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой во время музыкальных пауз.

Знание достопримечательностей и их истории.

Знание имён наиболее известных для Петербурга архитекторов и скульпторов.

Закрепление знаний правил дидактической игры «Крестики-нолики».

40 мин.

Подведение итогов.

По итогам 3-х туров в игре побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во очков.

Далее проходит награждение участников команд. Грамотами награждаются обе команды за I и за II место. Поощрительные призы получает каждый участник из обеих команд. Кроме того, специальный приз можно вручить самому активному игроку из каждой команды (по мнению самих игроков).

* По желанию участников, можно разыграть оставшиеся вопросы. Данная игра будет проходить не в командах, а индивидуально. Победитель в данной игре – участник, давший наибольшее кол-во правильных ответов.

Умение адекватно воспринимать как победу в игре, так и проигрыш.

Умение радоваться успеху своих соперников.

Умение принимать награды, призы (благодарить).

5 мин.

Рефлексия.

Педагог задаёт вопросы участникам:

  • Понравилась ли игра?
  • Что было наиболее сложным (простым)?
  • Что им помогало (мешало) в игре?
  • Как интереснее играть: в команде или индивидуально?
  • Какие впечатления от игры в целом?
  • Наиболее запоминающиеся моменты?
  • Какое настроение по окончании игры?

Педагог внимательно выслушивает все ответы, комментирует их, затем благодарит всех участников за игру, объявляет об окончании игры.

Умение открыто выражать свои мысли и чувства, не стесняться высказываться.

Умение анализировать игровые ситуации, делать соответствующие выводы.

Умение находить положительные и отрицательные моменты в игре.

Умение выражать благодарность за игру педагогу, участникам своей команды и соперникам.

5 мин.


Приложение №1

Правила игры «Город над вольной Невой…»

Ребята, перед вами – герб нашего города, вы прослушали гимн Санкт-Петербурга. Как вы считаете, какой теме будет посвящена сегодняшняя игра?

(Достопримечательности Санкт-Петербурга)

Не зря мы её назвали «Город над вольной Невой…»

Скажите, пожалуйста, вы все знаете игру «Крестики-нолики»?

Правила игры просты и, возможно, вам знакомы. Давайте вспомним их вместе, так как именно по этим правилам вы будете играть в командах.

Итак, перед вами игровое поле.

Две команды поочерёдно заполняют игровую таблицу, состоящую из 9-ти квадратных клеток, в каждую из которых команда «Крестики» будет ставить Х, команда «Нолики» - соответственно О.

Каждой команде необходимо постараться раньше своих соперников заполнить одну либо вертикальную, либо горизонтальную, либо диагональную строку игровой таблицы, ставя Х или О.

Следует отметить, что команда может поставить Х или О в клетку только в том случае, если правильно ответит на вопрос или выполнит задание викторины. Тексты вопросов и заданий содержатся в пронумерованных карточках. Карточки разложены на столе и, разумеется, перевёрнуты текстом вниз.

Капитан команды каждый раз назначает участника, который будет выбирать карточку с вопросом или заданием.

Участник игры, взявший карточку, называет её номер, вслух зачитывает вопрос, затем занимает место в своей команде. Команда приступает к обсуждению ответа на доставшийся вопрос. Время на обсуждение – 1 минута, по истечении которой команда должна дать ответ.

Капитан команды назначает участника, который будет отвечать на вопрос.

Если какая-то команда отвечает неправильно или затрудняется дать ответ на предложенный вопрос или выполнить задание, то право ответа переходит к соперникам. Если соперники дают правильный ответ, они ставят свой значок в клетку поля (Х или О), тем самым увеличивая шансы на победу.

Если ни одна из команд не дала правильного ответа, игровое поле не заполняется никем. Вопрос адресуется зрителям, или я даю правильный ответ, а право хода получает следующая команда.

Игра будет проходить в 3 тура. За каждый выигранный тур команда получает 1 очко. В игре побеждает та команда, которая по итогам 3-х туров наберёт наибольшее количество очков.

Все вопросы и задания, как вы уже знаете, связаны с историей и достопримечательностями Петербурга.

Ещё один важный момент. Будьте внимательны, команда приступает к выполнению своего задания только после того, как игрок, выбравший карточку, вслух прочтёт вопрос и после этого займёт место в своей команде.

Любой выкрик будет расцениваться, как неправильный ответ. Будьте сдержанными!

Соперники также не должны вмешиваться в дела противоположной команды. Любая подсказка пойдёт на пользу не вам, а вашим конкурентам, а вы будете вынуждены пропустить один ход.

Обращаю ваше внимание на то, что размер карточки с вопросом никаким образом не влияет на его сложность.

Правила понятны?

Тогда осталось определить, какая команда начнёт игру.

Прошу подойти капитанов и взять конверты с пазлами. Начнёт игру та команда, которая быстрее своих соперников соберёт из фрагментов картинку, а также скажет, что на ней изображено.

Приложение №2

Вопросы викторины.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Какая историческая необходимость побудила Петра I основать город на берегах Невы?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. В документах петровского времени этот дом называли «красные      хоромцы». Солдаты-плотники построили его всего за 3 дня. Это был самый первый дом в Петербурге. Он сохранился и до наших дней.

Вопрос: кому принадлежал этот дом и как он мог сохраниться?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Сколько раз наш город менял своё название? Какие имена нашего города вы знаете?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Военный совет, созванный Петром I в начале мая 1703 года, принял решение строить новую крепость на маленьком острове в самом широком месте Невы.

Вопрос: как называется эта крепость и остров, на котором она построена?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Назовите имя главного архитектора петровского времени. Какие памятники архитектуры им созданы?

6.  Вставьте пропущенные в тексте слова:

Старинный тенистый …… сад отделён от Невы всемирно известной художественной решёткой. Сад украшен мраморными статуями работы итальянских мастеров начала 18 в. По Карпиеву пруду плавают белоснежные лебеди, на берегу стоит замечательная ………..  из полированного порфира, привлекает внимание и установленный памятник великому русскому баснописцу ………. с многочисленными фигурками зверей и птиц на его пьедестале. Но главная достопримечательность сада был и остаётся ………. дворец.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  7. Перечислите все здания Государственного Эрмитажа.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Назовите первое женское учебно-воспитательное заведение в России. Где оно располагалось?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Строительство этого собора оказало большое влияние на формирование облика города на важном и ответственном участке, каким является Невский проспект. Могучая колоннада, образуя плавную дугу своими крыльями, раскрытыми к проспекту, создаёт обширную и торжественную площадь.

Вопрос: о каком соборе идёт речь?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Назовите архитектора, создавшего Казанский собор.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

11.  Напротив фасада Казанского собора установлены 2 памятника

великим русским полководцам.

Вопрос: назовите этих полководцев?

12. Две колонны краснокирпичного цвета были воздвигнуты в честь побед в морских сражениях. Они расположены на Стрелке Васильевского острова и символизируют могущество России.

Вопрос: как называются эти величественные колонны, и что означает это название?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

13. Что олицетворяют 4 пятиметровые каменные человеческие фигуры, сидящие у подножия Ростральных колонн?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 14. Это величественное сооружение построено по типу древнегреческих храмов. Широкая парадная лестница ведёт к главному входу; фасад украшен скульптурной группой, которая в аллегорической форме раскрывает назначение сооружения, его связь с торговлей и водной стихией. Здание окружено величественной колоннадой, над которой возвышается центральный объём. Само здание является центром Стрелки Васильевского острова.

Вопрос: о каком здании идёт речь?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15. Вставьте пропущенные слова в отрывке из стихотворения:

Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом …………………

Зажгло бессмертную иглу.

Чтоб в громе пушечных ударов

В …………….. входили корабли

Построил Андриан ……………

Маяк отеческой земли.

16. Этот грандиозный архитектурный памятник является крупнейшим сооружением середины 19 столетия и последним храмом, воздвигнутым руками крепостных. Собор возводился в течение 40 лет, более 4000 человек в разное время принимали участие в его строительстве. Архитектор, вскоре после окончания строительства собора, умер. Умирали и люди, возводившие этот уникальный храм, т. к. условия труда были очень тяжёлыми, а жалование нищенским.

Вопрос: о каком соборе идёт речь?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

17. Бронзовый монумент великому полководцу, изображённого в образе древнеримского бога войны Марса, хорошо передаёт свойственные ему черты – стремительность, быстроту, боевой порыв и непреклонную решимость в любую минуту встать на защиту Родины.

Вопрос: какому полководцу воздвигнут этот монумент и как называется место, где этот монумент находится?

------------------------------------------------------------------------------------------------

18. У этих триумфальных ворот жители Петербурга встречали победоносные русские войска, возвращавшиеся в столицу. Величественную арку венчает колесница, запряжённая шестёркой стремительно несущихся коней. В колеснице – богиня Славы.

Вопрос: как называются эти ворота и где они находятся?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

19. 30 августа 1834 г. в центре Дворцовой площади был торжественно открыт величественный памятник победы России над войсками Наполеона. Уникальный монолитный гранитный ствол этого монумента, весом более 600 тонн держится на пьедестале без каких-либо креплений, только силой собственной тяжести.

Вопрос: как называется этот монумент? Какой архитектор его создал?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20. Назовите имя архитектора, создавшего Зимний дворец и Смольный собор.

21. Назовите самый высокий в нашем городе памятник архитектуры.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22. Как называется первый музей России?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

23.  Назовите первое крупное промышленное предприятие, возникшее в нашем городе вскоре после его основания?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

         24.  Назовите самый широкий мост Санкт-Петербурга.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

25. Как назвал А.С.Пушкин памятник Петру I, расположенный на Сенатской площади – ныне площади Декабристов? Назовите скульптора, создавшего этот памятник.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

26. Назовите военный корабль, выстрел которого послужил сигналом к штурму Зимнего дворца в 1917г., который привёл к государственному перевороту и положил конец существования Российской империи.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

27. Как называется музей, расположенный на площади Искусств? Кому установлен памятник на этой площади?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

28. Любой  прохожий на Невском проспекте  обратит внимание на надпись  на фасаде дома № 14.

    Вопрос: что это за надпись и о каком историческом событии она    напоминает?

   29. Назовите необычайно красивый храм, построенный в стиле русского зодчества, который был воздвигнут на месте трагического события 1881 года.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

30.  Почему наш город носит название Санкт-Петербург?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответы.

  1. Отсутствие выхода в Балтийское море тормозило развитие экономики и препятствовало налаживанию политических, торговых и культурных связей со странами Западной Европы. Поэтому к началу 18 века России стало необходимо отвоевать у Швеции свои земли.
  2. Дом Петра I, первая жилая постройка начала 18 века, уникальный памятник деревянного зодчества.

В 1784 году по указу Екатерины II, вокруг дома был возведён прочный футляр с фундаментом и крышей, который в середине 19 века был заменён каменным. Благодаря этому футляру дом сохранился до наших дней (фото 2)

  1. Горд Санкт-Петербург 3 раза менял своё имя.

Первый раз – 1 августа 1914 года. Тогда Германия объявила войну России, и в официальном названии немецкое «бург» (крепость), заменили на русское «град» для поднятия патриотических чувств в народе и боевого духа в армии. Это имя город носил 10 лет.

Второй раз – 26 января 1924 года Петроград был переименован в Ленинград. Своё третье имя город получил в честь так называемого «вождя мирового пролетариата» В. И. Ленина, который, как известно, именно в Петрограде сумел провести Октябрьский переворот. Имя Ленинград наш город носил 67 лет.

Третий раз – 12 июня 1991 года постановлением Верховного Совета России городу было возвращено его историческое первоначальное имя – Санкт-Петербург.

  1. Петропавловская крепость, расположенная на Заячьем острове. День закладки этой крепости стал датой рождения города (фото 4)
  2. Доменико Трезини – главный архитектор петровского времени. По проектам Трезини и под его руководством сооружены и построены: Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий), Летний дворец Петра I в Летнем саду, Петровские ворота Петропавловской крепости, Благовещенская церковь Александро-Невского монастыря и многие другие архитектурные сооружения (фото 5)

  1. Летний, ваза, И. А. Крылову, Летний (фото 6)

  1. Пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр (фото 7)

Ещё одно здание – Меншиковский дворец на Васильевском острове.

  1. Смольный Институт благородных девиц, созданный по указу Екатерины II. В октябре 1917 г. в этом здании помещался штаб революции, откуда В. И. Ленин руководил вооружённым восстанием  (фото 8)

  1. Собор Казанской иконы Божией Матери или Казанский собор (фото 9)

 

  1.  Андрей Никифорович Воронихин (фото 10)

  1.  Героям Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузов и М. Б. Барклай де Толли (фото 11)

  1. Ростральные колонны. От латинского «ростра» - нос корабля. Фигурно украшенные носы корабля – ростры – являются вражескими трофеями. После выигранного сражения ими украшали колонны в знак могущества своей армии, а также  для устрашения противника. (фото 11)

  1. Скульптурные фигуры у подножия Ростральных колонн символизируют четыре великие русские реки Волгу, Днепр, Волхов, Неву. (фото 12, 13)

  1.  Здание Фондовой биржи. (фото 14)

  1.  Адмиралтейство, в Неву, Захаров. (фото 15, 16)

  1.  Исаакиевский собор. (фото 17)

  1. Памятник А. В. Суворову находится на Марсовом поле. (фото 18)
  2.  Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек. (фото 19)

  1.  Александровская колонна, созданная  О. Монферраном. (фото 20, 21,22)

Вершину колонны венчает созданная Б. И. Орловским фигура ангела, попирающего крестом змею, - символ победы над врагом.

  1.   Бартоломео Франческо Растрелли (фото 23, 24,25)

  1. Колокольня Петропавловского собора. Высота колокольни вместе со шпилем составляет 122,5 метра. (фото 26)

  1.   Самый старый музей города и страны – Кунсткамера (кабинет редкостей). Основан он был в 1714 году. (фото 27)

  1.   Самым первым промышленным предприятием является Адмиралтейская судостроительная верфь. Её строительство диктовалось необходимостью создания сильного Балтийского флота, без которого невозможно было вести войну со Швецией на море. (фото 28)

  1.  Самый широкий мост города – Синий, перекинутый через реку Мойку в районе Исаакиевской площади. Его ширина 97,3 м. Происхождение его названия уводит нас к тем годам 18 века, когда построенные деревянные мосты через Мойку окрашивались в различные цвета, «дабы иметь каждому своё лицо». Отсюда и возникли тогда «цветные» наименования мостов: Жёлтый, Зелёный, Красный и Синий. (фото 29)

  1.  В одной из своих поэм А. С. Пушкин называет памятник Петру I Медным всадником. Поэма, как вы поняли, так и называется «Медный всадник». Название Медный всадник прижилось и используется до наших дней. Скульптор, создавший памятник Петру I, Э. Фальконе 12 лет вдохновенно трудился над своим творением. (фото 30,31)

  1.  Крейсер «Аврора». (фото 32)

  1.  Русский музей, памятник А. С. Пушкину. (фото 33)

  1.  Надпись: «Граждане! При артобстрелах эта сторона улицы наиболее опасна!», - напоминает нам о блокаде Ленинграда, когда в солнечную погоду с Пулковских высот хорошо просматривалась чётная сторона Невского проспекта, что позволяло фашистам вести прицельный огонь. (фото 34)

  1.  Храм Воскресения Христова или Спас на Крови был построен на месте трагического события: 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II, известный, как «царь-освободитель». Храм был создан как памятник Царю-мученику на средства со всей России. (фото 35)

  1. Город был назван в честь святого апостола Петра, который умел покорять водную стихию. Приставка «Санкт» означает «Святой», «Петербург» – город Петра, дословно «Санкт-Петербург» - город святого Петра.       (фото 36)

Список литературы:

  1. Жебровская О.О., Костылева Н.В. Город над вольной Невой: кн. для семейного чтения об истории, природе и культуре Санкт-Петербурга. – 2-е изд. – СПб.: Первый класс: Специальная Литература, 2010. – 176 с.
  2. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов: Записки очевидцев. – СПб.: Лениздат, 1999. – 2-е изд., доп. – 415 с.
  3. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – Норинт, 2002. – 432 с.
  4. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник: Учебн. Пособие. – СПб.: Паритет, 2004. – 368 с.
  5. Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: действующие лица. Биографический словарь. – СПб.: Журнал «Нева», 2002. – 288 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Театрализация логопедического занятия "Загадочный город у устья Невы..."

Подобраны красивые стихи о городе Санкт - Петербурге: об архитектуре, о памятниках, о парках и прудах.Разработана инсценировка в стихах о городе. В разработку входят упражнения для развития слоговой с...

Методическая разработка по теме " Таинственный Восток на берегах Невы"

Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга  по теме "Таинственный Восток на берегах Невы" предназначена для 6 класса в соответсвии с программой Л. К Ермолаевой "Санкт - Петер...

Музыкально-поэтическая композиция "Город над вольной Невой"

В музыкально-поэтической композиции, посвященной неповторимой красоте и героической судьбе Санкт-Петербурга – Ленинграда, представлены различные виды творчества: декламация, вокал и сценическая пласти...

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа по игровым видам спорта «Вольная борьба»

Дополнительная предпрофессиональная программа по избранному виду спорта «вольная борьба» для реализации дополнительных предпрофессиональных программ разработана на основании Федерального з...

«Город над вольной Невой»

Формирование у учащихся знаний об историческом прошлом г. Санкт-Петербурга, воспитание бережного отношения к архитектурным памятникам и уважительного отношения к культурным ценностям нашего города....