Монастырский лес (г. Белгород)
презентация к уроку по краеведению на тему

Презентация рассказывает об одном из особо охраняемых природных объектов города Белгорода, его истории и современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Губкинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Монастырский лес (г. Белгород) Номинация «Музей под открытым небом» Автор: Кривошеева Анна Юрьевна Возрастная категория: 16-18 лет Руководитель: Сергеева Ирина Владимировна

Слайд 2

Сторона, мне навеки родная - Белогорье святое мое!

Слайд 3

История этого почитаемого святого места Белгорода уходит корнями в древность. В конце XVII века в лесу, у источника, была обретена Корсунская Икона Божьей Матери и по благословению митрополита Иллариона на сем месте была возведена часовня, которая со временем была передана в ведение Белгородского Рожество-Богородицкого женского монастыря. В XIX столетии здесь были построены и освящены два храма. Один – в честь Корсунской иконы Божией матери, второй – в честь Спаса Нерукотворого . В устроенном скиту располагались монашеские келии , пасека, прекрасный фруктовый сад, две гостиницы для паломников. Винокуренный Лог стал называться Монастырским лесом Ю.И. Феддерс . «Монастырская церковь в лесу», 1887 г. Картина в 1954 г. поступила в Музей латышского и русского искусства в Риге как «Домик в лесу».

Слайд 4

Угнетаемые крайнею нуждою и у мирая голодною смертью, старицы монастыря были вынуждены искать и просить более надежного обеспечения. Во главе со своею игуменьей Марфой они в 1717 году обратились к белгородскому митрополиту Илариону с просьбою о том, чтобы приписали к их монастырю архиерейскую лесную дачу - Логовскую часовню, в которой находился образ Корсунской Божией Матери, особенно почитаемый населением Белгородского края. Многие мирские люди с усердием прибегали с молитвою и потому там бывало подаяние. Ходатайство их было уважено, и святая икона с часовней перешла в ведение женского монастыря. Хозяйство обители выглядело примерно так

Слайд 5

Хотя лес и прилегающие земли принадлежали местным помещикам, доступ к ней был совершенно свободным для всех. 300 лет назад, как и сейчас, люди довольно активно ходили к источнику не просто за чистой, а за освященной водой. Молились, прикладывались к иконе, поправляли своё духовное, а иногда и физическое самочувствие. Подобных общедоступных мест в старину было немного. Родники делились на "барские" и "людские". Общедоступностью, популярностью часовни и попыталась воспользоваться Марфа. Она пожаловалась на крайнюю нищету обители, на полное отсутствие источников дохода, на голод, от которого были смертельные случаи у пожилых монахинь. Единственным на тот момент средством пропитания, с её слов, было подаяние и пожертвование. Ввиду этого просила передать часовню обители, т.к. там хорошо подавали. Доводы подействовали - часовню (но без земли) закрепили за монастырём. А дела у обители впервые за долгое время пошли в гору.

Слайд 6

В 1832 году в урочище была сооружена красивая каменная церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы Корсунской.. Рядом находилось несколько деревянных келий для инокинь. В 1866 году игуменья Людмила построила теплый деревянный храм в честь образа Спаса Нерукотворного, а также гостиницу для паломников. Было заложено два фруктовых сада, имелась пасека. Слава об обители разносилась по всей округе… 17 августа 1923 года монастырь был закрыт, а здания – более 20 домов – отдали семьям рабочих под жилье и назвали его «рабочий городок»; разрушены часовня, каменная и теплая церковь в Монастырском логу. С тех далеких времен сохранилось только название «Монастырский лес» и родник, который победить было не под силу. И тянулись к роднику люди. Икона Корсунской Божией Матери По преданию, икона была написана Апостолом Лукой. Пресвятая Богородица, как только увидела святыню, пришла в изумление и произнесла следующие слова: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою».

Слайд 7

Изображения холодной и теплой церкви Рождество-Богородицкого девичьего монастыря в логу – настоящая загадка для историков и краеведов. Эти храмы известны лишь по описаниям архимандрита Анатолия в его очерке по истории монастыря. Автором проекта каменной Корсунской церкви в логу, как писал архиманндрит Анатолий, был архитектор курской казенной палаты Павел Грознов . Строилась она с 1829 по 1831 годы, освящена 2 октября 1832 года. Судя по картинам, церковь очень похожа на созданный Грозновым в 1837 г. проект теплой церкви для того же девичьего Рождество-Богородицкого монастыря в г. Белгороде. Проект теплой церкви в Белгороде. Архитектор П.С. Грознов , РГИА.

Слайд 8

Юлий Феддерс писал это место и церковь не раз. Так, в отчете Академии Художеств за 1882-1883 год указана его картина «Монастырь в лесу». В музеях Латвии находятся несколько работ художника. Их каталожные названия: «Пруд в Сигулдском замке», ок . 1900, в Тукумском музее; «Монастырская церковь в лесу», 1887; «Лог» («Лог в Курской губернии»), 1890-е гг., «Парк в Сигулде», 1905-1907, – все в Латвийском национальном художественном музее. При внимательном рассмотрении становится понятно, что все они, вероятно, связаны с Белгородом, с Монастырским логом. Илья Галкин. «Портрет Юлия Феддерса », 1893 г.

Слайд 9

Ю.И. Феддерс . «Пруд», 1900-е . Две картины Феддерса – «Монастырская церковь в лесу» и «Пруд в Сигулдском парке» – это единственные известные сегодня изображения холодной церкви в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корсунской. Жизнь и творчество Ю. Феддерса , художника родом из Лифляндии, тесно связан с Белгородом, где со своей большой семьей он жил дважды – с 1876 по 1886 и с 1898 по 1905 гг. Здесь ему была предоставлена вакансия учителя черчения и рисования в учительском институте. 24 мая 1880 г. Советом Академии художеств были «признаны академиками по живописи классные художники 1-ой степени Юлий Иванович Феддерс и Егор Федорович Урлауб за отличные познания в живописи». Ю.И. Феддерс представил на соискание звания 25 видов окрестностей Курска и Белгорода и был избран академиком исторической живописи.

Слайд 10

После победы большевиков местные власти уничтожили все сооружения в Мoнастырскoм лесу, в том числе, часовню. Но люди продолжали тайком посещать местный чудодейственный источник. В 1995 году над источником в Логу была вновь возведена часовня. Автор проекта – архитектор Турченко В. А. Построенная из красного кирпича, представляет собой высокий четверик, завершённый крупной маковицей на барабане. Над маковицей поставлен большой ажурный крест. Восточная стена глухая, здесь помещена икона Корсунской Божьей Матери. На остальные стороны света четверик раскрыт высокими арочными проемами с рельефными обрамлениями. Часовня в М онастырском лесу

Слайд 11

С XVIII в. до середины XX в. это была совсем небольшая лиственная роща, почти правильной трапециевидной формы. Земли вокруг неё распахивались, восточная часть балки была лугом. Ровные линии границ установились после появления здесь монастырской усадьбы - лес был окопан широким рвом. За последние полвека очертания леса существенно изменились, бывший луг активно засаживался молодыми деревьями. Ещё сильнее изменился рельеф окружающей местности - рядом активно разрабатывались глиняные карьеры Вид на Монастырский лес с севера, от затопленных карьеров

Слайд 12

Местность в лесу труднопроходима. Крупные овраги начинаются от северного склона. Далее низ лога очень изрезан оврагами, между которыми выделяются "полуострова" холмов. Местами видны следы раскопов. На холмах часто встречаются обломки кирпичей, керамической посуды - наследие старины. Почва очень глиниста., находится здесь множество родников. Но ещё недавно всё было так. Над родниками установлены деревянные кресты, приделаны иконки. Всё разного возраста, облика. Но видно, что родники раскапывают и за ними ухаживают уже много лет.

Слайд 13

Источник в честь Корсунской Божией Матери в Монастырском лесу знают не только многие белгородцы , население области , и но и жители соседних областей. Сюда приезжают не только набрать водицы, но и искупаться в водах святого источника, так как здесь построена купальня. Чин освящения купальни провел архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн 4 ноября 2006 года. Для всех верующих в этот день проходит празднество Казанской иконы Божией Матери, миряне отмечают День народного единства. Вот и названа была купальня – «Купелью Примирения».

Слайд 14

Родник часoвни Кoрсунскoй икoны Бoжией Матери. Скульпт o р барельефн o й ик o ны - А.А. Шишк o в. Родина, родной. Возрождая родники, мы заботимся о будущем родного края, Родник имеет название Монастырский колодезь. Вода практически во всех родниках – настоящая «живая вода» Она имеет правильную структуру, так как проходит в родниковой жиле многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется, приобретая правильную структуру живой воды. Температура воды в родниковой жиле около 4 градусов, что не позволяет в ней поселяться болезнетворным бактериям. Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Родник - самое настоящее чудо: вода в нем чистая, холодная даже в самый жаркий день и, как правило, очень вкусная.

Слайд 15

Родниковые источники испокон веков почитались на Руси. Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый обрядовый комплекс почитания воды. Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому, прежде всего, видели в родниках силу плодородия. Перед севом люди выходили к роднику и смачивали семена, веря, что студеная водичка разбудит семя, наполнит его силой. За века родники вспоили сладкой водицей тысячи людей и продолжает, это делать и по сей день. Одно слово – Божий источник. Поэтому и существует притча: помоги роднику – грехи снимешь и «с души как бремя скатиться». Лечили родниковой водой болезни. В родник бросали деньги, серьги, кольца. Это была своеобразная жертва, чтоб откупится от болезней. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение. Люди с бережностью и трепетом относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой. Возле родников ставили срубы, кресты, а то и часовни. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов и помогает в горе.

Слайд 16

В 2013 г. здесь появилась вот такое оформление входа с информационными стендами. Урочище «Монастырский лес» – особо охраняемая территория регионального значения. Сегодня зеленый массив плотно опоясан дачными и садовыми и участками. Несмотря на близость цивилизации и красивую природу, тут не встретить шумных компаний, свежий лесной воздух не наполнен ароматами шашлыка. Но жители Белгогодчины очень активно и с удовольствием посещают Монастырский лес. Лес всегда помогал человеку – спасал от врагов, голода, давал материал для строительства. Сегодня это место спасает от суеты городской жизни, душевных переживаний, утоляет духовную и физическую жажду. Монастырский лес является ботаническим заказником, родник Монастырский колодезь – памятник природы.

Слайд 17

Пронеслась молва по свету: «Где-то, за рекой, В зарослях, зимой и летом, Бьёт родник живой! Кто воды его напьётся, Многое поймёт, И, чьё сердце еле бьётся, Сразу оживёт! Если только потрудиться – Тот родник сыскать, Можно многого добиться, И счастливым стать. Если ты не можешь счастье До сих пор найти, Хоть в жару, хоть в день ненастный К Роднику иди! Э. Рейнке Есть просто храм , Есть храм науки , А есть еще природы храм , С лесами , тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам . Он свят в любое время года , Открыт для нас в жару и стынь . Входи сюда , будь сердцем чуток , Не оскверняй его святынь . А. Смирнов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МО учителей начальных классов школы-интерната № 23 г.Белгорода

В презентации показаны основные направления работы методического объединения учителей начальных классов школы-интерната для учащихся с ОВЗ....

Образование в России и в Белгороде

разработка урока по теме "Образование в России и Белгороде" Тип урока : Обобщение и систематизация знаний. Форма проведения: заочная экскурсия....

Рекомендации по проведению классных часов, посвященных 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского, в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода

В.И.Вернадский (1863-1945) — крупнейший русский ученый XX века. В круг его    интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке ...

Конспект открытого занятия по теме «Изготовление стен часовни Ксении Петербургской в технике монастырского плетения»

Конспект открытого занятия по теме «Изготовление стен часовни Ксении Петербургской в технике монастырского плетения»...

Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"

Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...

Духовно - нравственное воспитание через экскурсионную деятельность/ сборник материалов Международной научно - практической конференции. - Белгород, ИД "Белгород" НИУ "БелГУ". 2018. - 294 с.

Невозможно любить то, что не знаешь. Поэтому главная задача духовного краеведения – познакомить обучающихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее  духовной истории, культуры, литера...

монастырское плетение

Изготовление браслета в технике монастырского плетения, т.е увеличение цепочки "крестик" путем наращивания цепочки....