Программа по краеведению
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Боровик Валентина Геннадьевна

Рабочая программа по краеведению для обучающихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kraevedenie_6.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

руководителем МО

_______/Соловьёва О.В./

«__»___________      2017 г.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

_________/Сорокина Н.В./

«____»____________2017 г.

Утверждена

руководителем

образовательного

учреждения  
_________/Михалкина Е.В./                        

«___» __________ 2017 г.

Рабочая программа

учебного курса «Краеведение»

в 6 классе

Составитель: Боровик Валентина Геннадьевна

2017-2018 учебный год

     Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для организации и проведения уроков по курсу «Краеведение» в 6 классах общеобразовательных учреждений. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю.

     Рабочая программа курса «Краеведение» предназначена для учащихся шестых классов. Продолжительность обучения 34 часа. В нее входит как теоретическая,  так и  практическая часть.

       Данная программа  позволяет использовать краеведческий материал, активно изучать местную природу, мероприятия по ее преобразованию и рациональному хозяйственному использованию.

   

Назначение данной учебной программы заключается в следующем:

  • программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ Республики Мордовия (6 класс);
  • основной упор в программе делается на изучение объектов географического краеведения, культуры и истории народов, городов и сельской местности;
  • курс обучения − 1 год; программа адресована учителям географии, работающим в 6 классах;
  • занятия проводятся из расчета 1 час в неделю;
  • на изучение курса отводится 34 часа.

Актуальность учебной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение географического краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Цель программы − систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Создать условия для духовно-ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

В преподавании курса краеведения реализуются важнейшие требования модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса. На это направлена система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения краеведению.

Планируемые результаты

Личностным результатом обучения краеведению в общеобразовательной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения краеведению:

1. Ценностные ориентации учащихся, отражающие их индивидуально-личностную позицию:

- осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях;

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

- осознание единства географического пространства региона как единой среды обитания всех населяющих его народов, определяющей общность их исторических судеб.

2. Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни, толерантность;

3. Образовательные результаты — овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения программы по краеведению заключается в формировании понятий и развитии мышления посредством знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе краеведения и применяемые в реальных жизненных ситуациях:

1. Умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи. Выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

2. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

3. Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина.

4. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

5. Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, написать письмо и т. п.

6. Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения программы по краеведению являются:

- понимание роли и места краеведения в системе научных дисциплин, его роли в решении современных практических задач и глобальных проблем;

- умение работать с разными источниками географической и краеведческой информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своего региона, населенного пункта;

- картографическая грамотность;

- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды своего региона, населенного пункта;

- умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Содержание учебного курса

Название темы

Количество часов (при 1 ч. в неделю)

Введение

1

Развитие знаний о Земле

5

Изображение Земли на глобусе и карте. Положение Республики Мордовия на карте мира и России

8

Литосфера.

3

 Рельеф Республики Мордовия и его основные формы

5

Гидросфера — водная оболочка Земли. Реки и озера Республики Мордовия

3

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Климат Республики Мордовия

5

Биосфера

3

Почва как особое природное образование. Почвы Республики Мордовия и их использование

1

Население Республики Мордовия

1

Всего

34

Практических работ

11


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение.

Понятие краеведения, основные термины, определения, объекты для краеведческого изучения. Роль и значение этой науки в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Раздел 1. Источники географической информации.

Глобус. Масштаб и его виды. Градусная сеть и её предназначение. Географические координаты и их определение. Соотношение размеров. Расчет (измерения) расстояний. Протяженность границ РМ, координаты, положение.

План местности. Условные знаки, определение направлений и расстояний. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Сравнение плана местности и географической карты. Легенды карт, виды условных знаков. Линейный, именованный и численный масштаб. Специальные и тематические карты Республики Мордовия. Географический атлас Республики Мордовия.

Географическая карта. Относительная и абсолютная высоты. Формы рельефа. Горизонтали, способы изображения рельефа на топографических и географических картах.

Ориентирование на местности и его способы. Компас. Определение сторон горизонта и расстояний на местности. Азимут. Дальномер. Способы глазомерной съемки местности. План местности.

Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы. Положение Республики Мордовия на карте мира и России.

Движение Земли. Высота Солнца над горизонтом. Время. Продолжительность года. Смена времен года. Фенологические признаки наступления времен года.

Земля — планета Солнечной системы. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли, России, Республики Мордовия. Неравномерность распределения солнечного света и тепла. Пояса освещенности. Дни солнцестояний и равноденствий. Высота Солнца и продолжительность дня и ночи.

История открытия и исследования территории Республики Мордовия. Путешествия как способ познания окружающего мира. Исследователи, побывавшие на территории Республики Мордовия, и их маршруты.

Раздел 3. Земная кора и литосфера. Рельеф Республики Мордовия и его основные формы.

Земная кора и литосфера. Горные породы Республики Мордовия. Свойства горных пород.

Основные формы рельефа Республики Мордовия. Разнообразие рельефа. Воздействие на рельеф внутренних и внешних сил. Различие гор и равнин по высоте. Описание основных форм рельефа Республики Мордовия на географической карте.

Движение земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения и их роль в изменении поверхности Республики Мордовия.

Человек и литосфера. Хозяйственная деятельность человека. Использование недр. Влияние деятельности человека на ресурсы и рельеф Республики Мордовия. Месторождения полезных ископаемых в Республике Мордовия. Опасные природные явления, их предупреждение. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Раздел 4. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Климат Республики Мордовия.

Атмосфера. Состав атмосферы, её состав и структура. Источники пополнения газов. Роль содержания газов в атмосфере для природных процессов. Нагревание атмосферы; температура воздуха, распределение тепла на Земле, в Российской Федерации, Республике Мордовия. Различия в нагревании в течение суток и года. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Особенности температурного режима в Республике Мордовия. Зависимость температуры от угла падения солнечных лучей.

Погода и климат. Влага в атмосфере. Водяной пар в атмосфере, источники его поступления. Абсолютная и относительная влажность. Расчет влажности с помощью гигрометра. Облака, их виды, влияние на погоду. Распределение осадков по сезонам года в Республике Мордовия.

Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Образование ветра, характеристики, зависимость от давления. Постоянные ветры. Местные ветры. Определение по картам направление ветров и причины их образования. Роза ветров.

Погода и климат Республики Мордовия. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды. Причины, влияющие на климат Республики Мордовия. Выявление особенностей погоды. Карты погоды. Количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Местные признаки и прогноз погоды. Особенности климата Республики Мордовия. Характерные особенности погоды по сезонам года. Описание климата. Аномальные погодные явления на территории Республики Мордовия.

Раздел 5. Гидросфера — водная оболочка Земли. Реки и озера Республики Мордовия

Водная оболочка Земли. Мировой океан. Малый круговорот воды в природе на примере Республики Мордовия. Значение гидросферы. Роль океана в формировании климата России, Республики Мордовия. Взаимосвязь между составными частями гидросферы. Особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.

Воды суши. Река и её части, притоки. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Составление характеристики реки. Водохранилища, их создание. Электростанции. Загрязнение и очищение вод. Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Сточные и бессточные озера. Подземные воды. Происхождение и виды подземных вод. Использование и охрана вод Республики Мордовия. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения Республики Мордовия. Особенности воздействия человека на воды в Республике Мордовия. Пути решения экологических проблем. Составление описаний крупнейших рек и озер Мордовии.

Раздел 6. Биосфера.

Растительный мир Республики Мордовия. Разнообразие растительного мира. Причины изменения растительного мира. Влияние человека. Растения, занесенные в Красную книгу.

Животный мир. Разнообразие животного мира. Причины изменения животного мира. Влияние человека на животный мир. Заповедник им. П. Г. Смидовича и Национальный парк в Смольном.

Раздел 7. Почва как особое природное образование. Почвы Республики Мордовия и их использование.

Почвы Республики Мордовия. Роль почвы для растений. Условия образования почв. Плодородие почв и пути его повышения на примере Республики Мордовия. Причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Строение почв, их отличие друг от друга. Строение профиля подзолистой почвы и чернозема. Роль человека в сохранении и улучшении почв.

Раздел 8. Географическая оболочка Земли

Территориальные комплексы Республики Мордовия. Проявление зональных и азональных факторов в формировании природы. Природные зоны Республики Мордовия. Природные, природно-антропогенные антропогенные территориальные комплексы. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека. Проявление антропогенного влияния на природу.

Раздел 9. Население Республики Мордовия.

Численность и динамика численности населения Республики Мордовия, факторы, определяющие динамику численности. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения Республики Мордовия и продолжительность жизни. Структура населения по полу и возрасту. Миграция.

Размещение населения по территории Республики Мордовия. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Показатель средней плотности населения. Природные, исторические и экономические факторы, влияющие на размещение населения, на примере Республики Мордовия. Адаптация человека к природным условиям.

Народы и религии. Народ как совокупность людей, проживающих на территории Республики Мордовия. География национальностей. Языковые семьи. Мировые и национальные религии на территории Республики Мордовия.

Хозяйственная деятельность людей. Основные виды хозяйственной деятельности в Республики Мордовия, их география. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям людей. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Городские агломерации.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Вид занятия

Практические работы

Дата проведения занятия

по плану

Факти

чески

Раздел 1. Развитие знаний о Земле

5

1

Что изучает краеведение. Моя малая Родина.

1

ИНМ

2

Экскурсия Наблюдение за высотой солнца. Сезонные изменения погоды.

1

К

3

Экскурсия. Определение форм поверхности и характер залегания горных пород.

1

К

4

Путешествие как форма познания окружающего мира

1

К

5

Составление рассказа о своём путешествии

1

ПР

Пр.р. №1. Составление географического рассказа об одном из путешествий.

Тема 1. Изображение Земли на глобусе и карте.

8

6

Определение на местности азимутов и расстояний.

1

ПР

Пр.р. №2. Определение азимутов, расстояний и направлений.

7

Построение простейших планов местности

1

ПР

Пр.р. №3. Построение простейших плана  местности.

8

Знакомство с картой Мордовии. Масштаб, условные знаки.

1

К

9

Решение задач по карте Мордовии

1

ПР

10

Расположение Мордовии относительно морей и океанов.

1

К

11

Исследование территории мордовии.

1

К

12

Работа по  к/к

1

ПР

Пр.р. №4 Подписать моря и океаны омывающие Россию. Определить расстояние до Чёрного, Белого и Балтийского морей.

13

Обобщение темы

1

ОП

Раздел 2. Природа Земли.

21

Тема 1. Литосфера.

3

14

Горные породы. Залегание горных пород.

1

ИНМ

15

Определение горных пород по образцам

1

ПР

Пр.р. №5 Определение горных пород по образцам

16

Определение положения Мордовии относительно районов землетрясений и вулканов.

1

ПР

Пр.р. №6 Работа с картой России и полушарий.

Тема 2. Рельеф.

2

17

Особенности рельефа территории Мордовии. Основная форма рельефа.

1

К

Пр.р. №7. Анализ физической карты Мордовии.

18

Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов, деятельности людей.

1

К

Пр.р. №8. Описание рельефа Мордовии

Тема 3. Гидросфера.

3

19

Описание путешествия капельки воды по большому круговороту.

1

К

Пр. р. № 9. Описание путешествия капельки воды по большому круговороту.

20

Реки Мордовии. Озёра.

1

К

Пр.р. №10 Анализ карты Мордовии.

21

Использование и охрана вод в своей местности.

1

ИНМ

Тема 4. Атмосфера

5

22

Особенности температурного режима в Мордовии. Различия по сезонам.

1

ПР

Пр.р. №11 Построение графика хода температуры, розы ветров.

23

Распределение осадков по сезонам года Мордовии.

1

К

24

Особенности климата Мордовии. Характерные особенности погоды по сезонам.

1

ИНМ

25

Причины, влияющие на климат Мордовии.

1

К

26

Описание погоды Мордовии по плану.

1

К

Тема 5. Биосфера

27

Растительный и животный мир Мордовии

1

ИНМ

28

Выявление и объяснение особенностей компонентов природы в Мордовии

1

ИНМ

29

ПК Мордовии. Их изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека

1

К

30

Почвы Мордовии

1

К

31

Природные и стихийные бедствия на территории Мордовии. Меры безопасности.

1

К

32

Занятия населения Мордовии. Антропогенные изменения в природе.

1

ИНМ

33

Природоохранные мероприятия на территории Мордовии.

1

ИНМ

34

Заповедники, заказники, национальные парки.

1

К

ИНМ – изучение нового материала

К – комбинированный

ПР – практикум

П – путишествие

ОП – обобщающие повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"

учебно- тематическое планирование по краеведению....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Программа по краеведению "Мой северный край"

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения....