Программа объединения учащихся. Тропами родного края.ФГОС.
рабочая программа по краеведению на тему

Внеклассная работа. Программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraeved_kruzhok_tropami_rodnogo_kraya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ИВАНКОВСКАЯ   СРЕДНЯЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ШКОЛА

ФУРМАНОВСКОГО   МУНИЦИПАЛЬНОГО    РАЙОНА

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

Директор школы:

___________Г.В.Жаренова

Приказ № ____от______________

Программа

краеведческого кружка

«Тропами родного края»

                Разработана

учителем

высшей категории

И.Б.Гвоздевой.

2015-2016 учебный год

                                      «Тропами   родного  края».

                              1. Пояснительная записка.

 Рабочая программа составлена на основе:

1. закона «Об образовании в РФ»,

2. требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

3. образовательной программы основного общего образования МОУ Иванковской СОШ,

4. концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников,

5. программы воспитания и социализации обучающихся на ступени  основного общего образования.

              В последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры и скульптуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории родного края предполагает и изучение истории своей семьи, которое помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями.

    Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона.

    Цели курса:

    1. Систематизация имеющихся знаний по истории родного края.

    2. Исследовательская деятельность по сбору, анализу, обработке собранного материала, подготовка материалов для выступления на краеведческих конференциях.

    3. Расширение кругозора, развитие коммуникативности, умения общаться.

    4. Нравственное, патриотическое и гражданское воспитание учащихся на основе получения новых знаний по истории малой родины, понимания, что им есть чем гордиться.

В области формирования личностной культуры:

  1. Усвоение обучающимися базовых нравственных ценностей, духовных традиций народов России;
  2. Укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  3. Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  4. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  5. Формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
  6. Формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора.

В области формирования социальной культуры:

  1. Формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  2. Развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  3. Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
  4. Формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
  5. Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе

2. Общая характеристика курса.

  Программа курса направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний, призвана способствовать формированию научного мировоззрения, развивать логическое мышление. Исследовательская  работа позволит развить у обучающихся умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учётом социальных, экологических и экономических условий, ставить цель; обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (научная и специальная литература, архивные материалы, периодическая печать). Налаживание контактов с людьми, составление и проведение анкет и опросов развивает не только научные, но и коммуникативные качества.

    Адресована программа учащимся  5-7-х классов.

Она предполагает:

*ознакомление с типологией краеведения (географическое, палеонтологическое, историческое, литературное и т.д.);

    *предоставление комплекса исторических источников;

  *введение в систему деятельности учреждений, имеющих отношение к историческому краеведению (музеи, архивы, образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования);

    *изучение основных историко-хронологических этапов жизни и быта людей, населявших регион:  с древнейших времен до средневековья (YIII тыс. лет назад- XII-XY вв.н.э.); новое время (XYI-XIX вв.); новейшая история (к.XIX-XX вв.) и история грани XX-XXI вв..  

    Реализация программы предусматривает  многообразие форм и методик организации познавательной деятельности учащихся (теоретические и практические занятия, работа в музеях, архивах, ознакомление с памятниками  архитектуры, сбор и анализ информации, подготовка и защита исследований и творческих работ краеведческого характера. Учащийся имеет возможность заниматься  приемлемой для него формой работы. Отдельно на выбор предлагаются темы для исследований и творческих работ.

      Таким образом, упор делается на деятельностный подход  в обучении.  

    Интегрированность программы в межпредметной (междисциплинарной) связи со школьными программами по всемирной и отечественной истории, литературе, географии.  

    Работа над реализацией программы позволит сформировать у учащихся четкое представление о краеведении, как разделе исторической науки, научит их ориентироваться в истории родных мест, ее общих чертах с мировой и отечественной историей и особенностях, даст возможность интерпретировать полученные знания, применять их в практике исследовательской работы.

3. Место учебного курса в учебном плане.

Курс «Тропами родного края» изучается на ступени основного общего образования в качестве  предмета дополнительного образования в 5–7  классах в общем объеме   68 часов, 2 часа в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ««Тропами родного края»».

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения;

-  ознакомление с историей, культурным наследием и современной жизнью края в контексте российского социокультурного пространства;

-  изучение проблем развития своей малой Родины;

- накопление навыков самостоятельной продуктивной деятельности, позволяющей решать на личностном уровне задачи, связанные с судьбой родного края.

5. Содержание учебного предмета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.  

№ п/п

Темы

Содержание.

Кол-во часов

Форма проведения занятий

1

Введение.

Понятийный аппарат. Исторические источники. Музеи. Архивы. Хранилища. Библиотеки. Коллекции. Правила работы.

2

Вводная лекция с элементами беседы.

Просмотр слайдов.

2

Теоретическая работа над исследованием.

Исследовательская деятельность как вид творческой деятельности.

3         Виды, цели и задачи творческой деятельности. Информационно-реферативные работы. исследовательские работы. Цели и задачи научно-исследовательских работ учащихся

2

Практическое занятие

3

Осно     Основные этапы организации исследовательской работы.    Структура исследовательской деятельности

2

Лекция с элементами практикума.

4

Подготовка учебно-исследовательских работ.

Составление планов индивидуальной работы по темам исследований. Тема (формулирование, цели и задачи). Основное содержание работы: теоретическая и практическая часть. Публикация (доклад, тезисы, отчёт)

2

Практическое занятие

5

Красотою славится наша земля. 

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Подбор материала к папке «Земля родная».

2

Практическое занятие в библиотеке с краеведческим материалом.

6

«Откуда пошла земля Середская»

История региона с древнейших времен до XY в.н.э.

Расселение  людей на территории нашего края.

Возникновение сел, деревень. Топонимика.

Нашествие монгольской орды.

4

Сообщения учащихся или экскурсия в музей.

Работа с краеведческой литературой.

7

Наш край в период нового времени. 

Село Середа. Землевладение и земледелие

Промыслы.

Торговля и торговые пути. Памятники христианской архитектуры.

В петровскую эпоху.

« Капиталистые крестьяне».

4

Семинар с элементами практикума.

8

Конец XIX – начало XX века.

Торговое село Середа. Середа на рубеже веков/XIX -  XX в.в./. Новые мануфактуры.

Первые предприниматели. Труд и быт рабочих.

Местные предприниматели – И.И.Скворцов, Горбуновы, Павловы, М.Клементьева.

9

Практическое занятие в музее, архиве или библиотеке с краеведческим материалом.

9

Великая Отечественная война. Тыл. Фронт. Память. 1941-1945 гг. Отличившиеся на поле брани.

Земляки – герои войны.

6

Семинар –

практикум.

Сбор воспоминаний.

10

Великая Отечественная война. Людское милосердие.

Повседневная жизнь в чрезвычайных обстоятельствах.

Послевоенные годы.

6

Сбор воспоминаний.

11

Знатные земляки.

В мире культуры и искусства. Фурманов Д.А., Трубников Д.А., Дудин М.А.

4

Викторина с элементами беседы.

12

Памятники истории и культуры г. Фурманова.

Храмы.

Памятники.

Памятные места.

3

Практическое занятие в музее

13

История предприятий и организаций.

История Фурмановского лесничества. Создание лесничества. Первые годы деятельности. Ратный труд коллектива в годы Великой Отечественной войны. Развитие в послевоенные годы. Люди леса (труженики лесничества).

10

Сбор воспоминаний. Работа в архиве лесничества и Фурмановском архиве.

14

 Подготовка учебно-исследовательских работ.

Индивидуальная работа по научно-исследовательским проектам обучающихся. Работа с архивными данными, встречи и интервьюирование очевидцев, формулировка теоретической и практической части рефератов.

8

практикум.

15

Оформление научно-исследовательских работ. Титульный лист, содержание, введение, заключение, список литературы, сноски и ссылки

2

практикум.

16

Научно-практическая конференция.

Защита научно-исследовательских работ.  Участие в школьной научно-практической конференция

2

Конференция.

Всего

68

Перечень ключевых терминов

        

Исследовательская деятельность, исследовательская работа, доклад, реферат,

      тезисы, виды творческой деятельности, этапы исследования, источник, защита,

 конференция, эксперимент, анализ, методы научно-исследовательской работы,

 интервью, опрос,         проблема, гипотеза, объект исследования, предмет исследования,

 введение, заключение, дискуссия, вывод, тезисный план, ссылка, сноска,

 библиография, достоверность, факт, публикация.

  1.  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

        Литература:

  1. Балдин К.Е. Яков Гарелин. М., 1993.
  2. Горбаневский М.В. По городам и весям  «Золотого кольца». М., 1983.
  3. Ермолаев В. Плес – жемчужина Волги. Ярославль, 1978.

     4.Земля Фурмановская. «Ивановская газета», 2000.

     5. Краеведческий альманах №1. Фурманов, 2004.

     6.  Л.П.Королева. Заметки краеведа.

     7.  Петров А. Середская земля. Иваново, 1995.

      8.  Публикации газеты «Новая жизнь».

Материально-техническое обеспечение курса.

  1. вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности);
  2. экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию
  3. мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  1.   библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса;
  • специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания информационной и методической помощи
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов письменных источников),
  • энциклопедическая и справочная литература.

7.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

   Ученики научатся:

 - анализировать информацию различных источников;

 -  методике сбора информации из разных источников;

 -  правилам оформления собранных материалов;

- составлять описание памятников материальной и художественной культуры;    - рассказывать о значительных событиях и личностях;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

- давать оценку событиям и личностям.

Ученики получат возможность научиться:

- вести работу по сбору новой информации;

- работать с краеведческой литературой, архивными источниками, материалами периодической печати;

- представлять результаты работы в виде небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на школьной конференции;

-  сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

-  составлять на основе информации из  дополнительной литературы описания памятников  культуры;

    Преимущества данного курса краеведческого кружка состоят в том, что занятия можно проводить на базе музеев, архива, библиотеки, картинной галереи, располагающих краеведческим материалом.

8. Оценочные средства.

    Основные формы отчетности: тетрадь с опорными конспектами и заметками; творческие работы (рефераты, сообщения, электронные презентации и др.).

  Условия успешного освоения содержания  курса:

    1. Обеспечение доступа учащихся к источникам информации (историческая литература, интернет, СМИ).

    2. Возможность создания и демонстрации электронных презентаций .

 3. Возможность доступа в музеи, архив, библиотеку, располагающих краеведческим материалом.

4. возможность представления своих проектов на школьной научно-практической конференции.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

"ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ" программа оздоровительно-образовательного лагеря отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков

Цель: Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование  формированию эмоционально – ценностного отноше...

Программа любительского объединения ( кружка ) "Тропинка к своему Я"

Программа любительского обьединения  ( кружка) "Тропинка к своему Я" направлена на решение основных проблем подросткового возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...

Элективный курс для учащихся 10-х классов «По тропам родного края » на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»

Курс «По тропам родного края » призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Нахождение троп на практике предлагает...

Программа факультативного курса "По литературной тропе родного края"

Курс предлагается обучающимся 10-12 классов и   призван удовлетворить эстетические,  нравственно-духовные ценности.  Программа разрабатывалась для обучающихся, находящихся в местах...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной»

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  объединения «Мой край родной»  (далее – образовательная  программа) относится...