Программа любительского объединения ( кружка ) "Тропинка к своему Я"
рабочая программа по психологии на тему

Программа любительского обьединения  ( кружка) "Тропинка к своему Я" направлена на решение основных проблем подросткового возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной, личностной сфер личности ребенка. Предназначена для подростков в возрасте 11-14 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lyubitelskogo_obedineniya.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа любительского объединения

«Тропинка к своему Я»

Возраст воспитанников 11-14 лет

Срок реализации - 2 года

Пояснительная записка.

Программа любительского объединения «Тропинка к своему Я» включает в себя  психологических занятий для подростков, которая  должна обеспечивать, с одной стороны, формирование психологического здоровья. С другой стороны - выполнение основных задач развития.

За основу взята программа, которая  разработана и апробирована О.В. Хухлаевой. Она создала программу, которая включает в себя основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.  Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Цель программы - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной, личностной сфер личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- научить положительному самоотношению и принятию других людей,

- научить рефлексивным умениям,

- формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

- сохранение и поддержка психологического здоровья ребенка;

- воспитывать нравственные качества учащихся.

Развивающие:

-создавать условия для развития личности каждого воспитанника;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы;

Организация работы любительского объединения:

Реализация программы осуществляется с подростками 11-14 лет. Срок реализации 2 года. Длительность каждого занятия - 1 учебный час, занятия будут проходить один-два раза в месяц. Программа рассчитана на 16 часов.

На занятиях используются как коллективные формы работы, индивидуальные и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей учащихся, формированию нравственных качеств учащихся.

Содержание программы 1 года:

Программа включает в себя 6 тем.

Первая тема «Введение в мир психологии» мотивирует учащихся к занятиям психологией.

Вторая тема «Я это Я» - способствует осознанию своих качеств и повышению самооценки.

Третья тема «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства»  –  способствует рефлексии эмоциональных состояний, адекватному самовыражению.

Четвертая тема «Я и мой внутренний мир»  -  в ходе занятий подчеркивается ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Пятая тема «Я и Ты»  - поднимаются проблемные вопросы подростковой дружбы.

Шестая тема «Мы начинает меняться»  - помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.

Тематический план 1 года.

Тема

Кол-во часов

Месяц проведения

Цель занятия

Форма

Планируемый результат

«Введение в мир психологии»

Зачем человеку занятия психологией?

1

октябрь

Мотивировать учащихся к занятиям психологией

Занятие с элементами дискуссии

Повышение интереса и мотивации

«Я это Я»

Кто я, какой я?

1

октябрь

Осознание своих качеств

Занятие с элементами рефлексии

Развитие представлений о своих особенностях.

Я - могу

1

ноябрь

Создание условий для исследования своих качеств. Повышение самооценки.

Занятие с элементами рефлексии

Развитие представлений о своих особенностях.

Я нужен!

1

ноябрь

Создание условий для исследования своих качеств. Повышение самооценки.

Занятие с элементами рефлексии

Развитие представлений о себе.

Я мечтаю

1

декабрь

Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами рефлексии

Развитие представлений о себе.

Я - это мои цели

1

декабрь

Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами рефлексии

Развитие представлений о себе.

Я - это  мое настоящее.

Я - это мое будущее.

1

январь

Повышение самооценки. Гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами рефлексии

Развитие представлений о себе.

«Я имею право чувствовать и выражать свои чувства» 

Чувства бывают разные

1

январь

Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами сказкатерапии

Эмоциональное  развитие  ребенка.

Стыдно ли бояться?

1

февраль

Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами сказкатерапии

Эмоциональное  развитие  ребенка.

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

февраль

Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами игры и рассуждений

Эмоциональное  развитие  ребенка.

«Я и мой внутренний мир»

Я и мой внутренний мир

1

март

Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Занятия с элементами игры, рефлексии

Развитие представление о себе.

«Я и Ты» 

Я и мои друзья

1

март

Обсудить проблемы подростковой дружбы.

Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии

Повышение уровня коммуникативной компетентности.

У меня есть друг

1

апрель

Обсудить проблемы подростковой дружбы.

Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

Повышение уровня коммуникативной компетентности.

Я и мои «ключики»

1

апрель

Избавиться от коммуникативных барьеров.

Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

Повышение уровня коммуникативной компетентности.

Я не одинок в этом мире

1

май

Обсудить проблемы подростковой дружбы.

Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

Повышение уровня коммуникативной компетентности.

«Мы начинает меняться» 

Нужно ли человеку меняться?

1

май

Помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.

Занятия с элементами игры, рефлексии

Повышение уровня самооценки

Итого

16

Ожидаемые результаты 1 года:

воспитанники должны знать:

  • что такое «психология», каково её место в системе наук; понятие личность, индивид, индивидуальность.
  • об уникальности внутреннего мира каждого; о способах ведения конструктивного диалога;
  • о мотивах выбора друзей.

воспитанники смогут узнать:

  • о разных направлениях психологической науки;
  • о способах поведения в трудных ситуациях; о понятиях уверенность» и «уважение»

воспитанники должны уметь:

  • анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
  • анализировать поступки других людей и свои собственные.

воспитанники смогут научиться:

  • самостоятельно анализировать поведение героев фильма;
  •  анализировать сказки, притчи, рассказы;

-анализировать собственные потребности и цели.

                     Содержание программы 2 года:

Программа включает в себя 2 темы.

Первая тема «Я это Я» - способствует осознанию своих качеств и повышению самооценки.

Вторая тема «Я и мои эмоции» - способствует осознанию своих чувств и эмоций, знакомство с проявлением положительных и отрицательных эмоций. Усвоение конструктивного управления своими эмоциями.

Тематический план 2 года.

Тема

Кол-во часов

Месяц проведения

Цель занятия

Форма

Планируемый результат

«Я это Я»

1.

      Я повзрослел

1

октябрь

Нарисовать символ своего Я. Поговорить о том, как проявляется взросление.

Занятие с элементами дискуссии , работа со сказкой.

Развитие представления о взрослости.

«Я и мои эмоции»

2.

У меня появилась агрессия

1

октябрь

Дать определение понятия «агрессия».Рассказать о внутренних механизмах  агрессии. Плюсы и минусы агрессии.

Занятие с элементами рефлексии. Дискуссия. Работа со сказкой.

Развитие представлений о эмоциональных проявлениях в поведении.

3.

Конструктив-ное реагирование на агрессию.

Агрессия во взаимоотношениях в родителями

1

ноябрь

Показать и закрепить позитивные способы реагирования на агрессию.

Занятие с элементами рефлексии, игровой терапии. Работа со сказкой.

Развитие представлений о способах поведения в различных ситуациях.

  4.

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

ноябрь

Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами рефлексии, дискусии, игровой терапии. Работа со сказкой. Мини-тренинг

Развитие представлений о себе.

5

Зачем человеку нужна уверенность в себе?

1

декабрь

Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение способов взаимодействия с другими людьми.

Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.

Развитие представлений о себе.

6.

Источники уверенности в себе.

1

декабрь

Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.

Развитие представлений о себе.

7.

Уверенность и самоуважение.

1

январь

Повышение самооценки. Гармонизация эмоционального состояния. Познание собственных качеств.

Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.

Развитие представлений о себе.

8.

Что такое конфликт

1

февраль

Дать определение конфликта. Сигналы конфликта.

Занятие с элементами дискуссии, рефлексии, арттерапии.

Развитие представлений о эмоциях.

9.

Конфликты в школе, дома, на улице.

1

февраль

Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.

Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии

Эмоциональное  развитие  ребенка.

10.

Конструктив-ное разрешение конфликтов

1

март

Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение  конструктивных способов разрешения конфликтов.

Занятие с элементами игры и дискуссии.

Эмоциональное  развитие  ребенка.

11

Конструктив-ное разрешение конфликтов

1

март

Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение  конструктивных способов разрешения конфликтов.

Занятие с элементами игры и дискуссии.

Эмоциональное  развитие  ребенка.

12

Ценности и жизненный путь человека

1

апрель

Обсудить с  подростками смысла понятий: «ценности человека» и «жизненного пути»

Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии

Развитие представление о себе.

13.

Ценности и жизненный путь человека

1

апрель

Обсудить с  подростками смысла понятий: «ценности человека» и «жизненного пути»

Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии

Развитие представление о себе.

14

Что такое одиночество?

1

май

Обсуждение понятия «одиночество».

Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

Развитие представление о себе.

15

Я не одинок в этом мире

1

май

Обсудить проблемы подростковой дружбы.

Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии

Повышение уровня коммуникативной компетентности.

16

Подведение итогов. Закрепление пройденного материала.

1

июнь

Помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.

Занятия с элементами игры, рефлексии

Повышение уровня самооценки

Итого

16

Ожидаемые результаты 2 года:

воспитанники должны знать:

  • о видах эмоционального состояния личности (тревожность, агрессивность, неуверенность, обида).
  • что такое конфликты и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации; типы конфликтных ситуаций.
  • понятие «ценности»: индивидуальные, групповые.
  •  понятие одиночество.

воспитанники смогут узнать:

  • о многообразии психических и эмоциональных состояниях;
  • о способах конструктивного поведения в разных жизненных ситуациях.

воспитанники должны уметь:

  • анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения занятий в любительском объединении:

Технические средства :

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;

•        DVD - комплекс Наглядные пособия по курсу.

  Стимульный материал к занятиям;

  • Обучающие фильмы;
  • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
  • раздаточный материал для освоения разделов курса.

Список литературы

  1. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (5-6 класс), из-во «Генезис», Москва, 2010 год.
  2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (7-8 класс), из-во «Генезис», Москва, 2010 год.
  3. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  4. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  5. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. -Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
  6. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. -М.: «ACT-Пресс», 1999.
  7. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
  8. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
  9. Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век».
  10. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.
  11. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
  12. Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.
  13. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
  14. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
  15. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
  16. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов....

Рабочая программа и КТП кружка "Тропою предков" ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Тропою предков" ФГОС расчитана для учащихся 10-11 лет. Программа воспитывает духовно-нравственные качества на русских, национальных традициях, на исто...

Занятие "Способы поведения в конфликте" по программе Хухлаевой О. В. "Тропинка к своему Я"

Конспект занятия  включает цели и задачи, структуру занятия. представлены материалы для проведения занятия....

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Программавнеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я» 5-8 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Программа очень хорошо себя зарекомендовала в плане обучению детей коммуникативным навыкам, рефлексивным умениям, содействию личного роста и самопознания ребенка...