Занятие "Способы поведения в конфликте" по программе Хухлаевой О. В. "Тропинка к своему Я"
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Сургачева Ирина Витальевна

Конспект занятия  включает цели и задачи, структуру занятия. представлены материалы для проведения занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл психология общения18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности «Психология общения» в 6 классе по теме «Способы поведения в конфликте» (дистанционное обучение)

(по программе «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О. В.)

педагога-психолога Сургачевой И. В.

 

Цель: исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения. Создание у обучающихся мотивации на самопознание; условий для развития рефлексии у обучающихся.

Задачи: повторить понятие «конфликт», его составляющие;

  • познакомить учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
  • развивать у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Оборудование: компьютер, мяч, листы бумаги.

Ход занятия:

I часть. Разминка «Психологический круг настроения»

Цель: Снятие внутреннего напряжения, настрой на взаимодействие в группе.

Осознание своего эмоционального состояния «здесь и сейчас».

Здравствуйте ребята. Давайте поговорим с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. Чем вы объясните своё настроение?

II часть. Основная работа по теме.

Просмотр мультфильма «Бараны» по стихотворению С. Михалкова

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15303814985870213331&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%2C%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83&path=wizard&parent-reqid=1586504210141305-729912289920871539200154-production-app-host-man-web-yp-1&redircnt=1586504228.1

Обсуждение. Вопросы для обсуждения:

— Свидетелями чего ты стал? Ответы детей: столкновение интересов, конфликт.

— Чего хотел каждый участник конфликта? Ответы детей: перейти мостик.

— Почему бараны оказались в воде? Ответы детей: не смогли договориться.

— Почему главные герои стихотворения именно бараны? Ответы детей: люди приписывают этим животным такие качества, как  «настырность».

—Как могли поступить бараны, чтобы перейти мост? Ответы детей.

Отработка темы урока. Тема урока – способы поведения в конфликте.

 Поговорим о поведении людей в конфликтной ситуации.
Каждая сторона в конфликте избирает определённую  форму поведения. Причины, по которым участник  придерживается того или иного поведения зависят от личности и ситуации, а также степени ущерба.

Как ты бы поступил на месте одного из баранов стихотворения С. Михалкова. Запиши свой пример. Мы вернёмся к нему в ходе занятия.

Упражнение «Основные стили поведения в конфликте».  Рассмотрим случай, который произошёл в одной из школ.

«Миша забросил на шкаф шапки четырёх девочек и радостно посмеивался

. Девочки отреагировали на это по-разному. Лена стала просить Мишу достать шапку, а когда он отказал, заплакала. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем стянула с него шапку и забросила её ещё дальше. Лариса, сразу оценив ситуацию, обмотала шарфом голову и пошла гулять. Нина подошла к Мише, что-то сказала ему, а потом предложила, как быстрее достать шапки».

Обсуждение. Вопросы для обсуждения:

- Как ты сам поступи бы, будь на месте девочек?

- Способ поведения какой из девочек быстрее приведёт к его разрешению?

Познакомься со способами поведения в конфликте. Проверь свой пример поведения в ситуации с баранами (см. таблицу).

Имя участника конфликта

Как ведёт себя участник

Способ поведения в конфликте

Лена

Пассивно: чувство бессилия, плач, полное согласие

Отступление

Настя

Активно:  угроза, применение физического насилия, унижение

Наступление

Лариса

Пассивно: молчание, игнорирование

Уход

Нина

Активно: беседа, заявление о своих чувствах и способах решения конфликта

Обсуждение

Таким образом, обсуждение  – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта.

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Поиграй с родителями! Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

Ситуации: есть сладости, спорить с другом, иметь собаку и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания.

III. Заключительная часть.

Игра  «Незаконченное предложение».

Преимущества способа наступления …

Недостатки способа наступления …

Преимущества способа  ухода …

Недостатки способа ухода…

Преимущества способа  отступления…

Недостатки способа отступления …

Итог занятия.

Как изменилось ваше настроение в конце нашего занятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов....

Программа любительского объединения ( кружка ) "Тропинка к своему Я"

Программа любительского обьединения  ( кружка) "Тропинка к своему Я" направлена на решение основных проблем подросткового возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Программавнеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я» 5-8 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Программа очень хорошо себя зарекомендовала в плане обучению детей коммуникативным навыкам, рефлексивным умениям, содействию личного роста и самопознания ребенка...