Борис Львович Розинг
статья по краеведению на тему

Галалюк (Мазарчук) Виолетта Владимировна

В статье об "отце телевидения" Борисе Львовиче Розинге, рассказывается о его вкладе в науку и о последних годах жизни в Архангельске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Борис Львович Розинг532.79 КБ

Предварительный просмотр:

Вклад ученых Архангельской области в развитие физической науки

БОРИС ЛЬВОВИЧ РОЗИНГ (1869—1933)

05 мая (23 апреля) 1869 г. в семье Л. Н. Розинга, петербургского чиновника, родился сын Борис — будущий изобретатель телевидения. Лев Николаевич Розинг был очень образованным, начитанным и вдумчивым человеком. Именно от отца мальчик получил первые сведения по математике и механике.
В детстве Борис Львович был очень живым и любознательным ребенком, позже он успешно учился, увлекался литературой и музыкой. Но жизнь его оказалась связанной отнюдь не с гуманитарными направлениями деятельности, а с точными науками.

В 1879 г. Борис Львович поступил в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1887 году с золотой медалью. По окончании гимназии он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1891 г. Розинг окончил его с дипломом первой степени и в числе других выдающихся своими способностями студентов был оставлен на кафедре физики на два года для подготовки к научно-педагогической деятельности и к профессорскому званию. В 1893 году он начинает работать в Петербургском Технологическом институте. Условия работы в институте позволяли вести наряду с учебными занятиями, и исследовательскую работу. С 1894 года Розинг преподавал физику и заведовал физическим кабинетом в Константиновском артиллерийском училище в Петербурге. А с 1906г. читал лекции по электрическим и магнитным измерениям на женских политехнических курсах, которые позднее были преобразованы в Женский политехнический институт, через год он был избран деканом электромеханического факультета курсов, а затем института и занимал эту должность до 1917 года. В 1892 г. высказал идею о существовании молекулярного поля, обусловливающего самопроизвольную намагниченность ферромагнетиков.

Начиная с 1897 г. проводил исследования по электрической передаче изображений на расстояние, которыми он увлекся после окончания университета. Розинг предположил, что осуществить передачу изображений удастся только с помощью электроннолучевой трубки Брауна, известной в качестве физического прибора с конца XIX в., а также посредством использования явления внешнего фотоэффекта, открытого А. Г. Столетовым.

В 1902 году Розинг проверил эту идею на практике. В его первом  эксперименте сигналы на трубку Брауна поступали от передающего устройства, представляющего собой электролитическую ванну с четырьмя электродами, соединенными с отклоняющими катушками трубки. Роль светового луча выполнял металлический стержень, перемещаемый по слою электролита в ванне. Движение электронного пучка по экрану трубки повторяло движения металлического стержня, и светящееся пятно на экране трубки вычерчивало буквы и другие фигуры. Поскольку такая система не способна воспроизводить полутоновые изображения, Б.Л. Розинг дополнил конструкцию трубки пластинами, на которые подавался сигнал от фотоприемника, модулирующий интенсивность электронного пучка трубки. Так газонаполненная трубка Брауна превратилась в телевизионную - прототип современного кинескопа. Так же Розингом была придумана система развертки изображения. Он использовал вращающиеся зеркала,  позволяющие последовательно, строчку за строчкой «развертывать» изображение, т.е. как бы последовательно построчно осматривать его, преобразуя изменения яркости изображения в электрические токи. Эти прерывистые токи далее поступали на электроннолучевую трубку Брауна, заставляя с помощью особого электрода-модулятора светиться с различной яркостью ее экран. Чтобы на экране было видно такое же изображение, как и в передающем приборе, Б. Л. Розинг построил электромагнитное развертывающее устройство — катушки, которые отклоняли электронный луч в трубке Брауна. Число строк развертки было всего 12 (в современных системах телевидения — до 800). В июле 1907 года его приемно -передающее устройство было официально зафиксировано как русская привилегия, — 25 июля 1907 года Розинг подал заявку на «Способ электрической передачи изображений на расстояние», по которой ему был выдан патент № 18076.

9 мая 1911 года состоялась первая в истории человечества телетрансляция. В этот исторический день удалось принять сигнал и вывести с помощью электронно-лучевой трубки отчетливое изображение четырех параллельных светлых линий. Очевидцами этой передачи были видные российские физики Покровский, Лебедев, Миткевич, а также студенты Зворыкин и Маренин. К 1912 г. Б. Л. Розинг разрабатывает все основные элементы современных черно-белых телевизионных трубок.

Русское техническое общество, отмечая заслуги Б.Д. Розинга в области электрической телескопии, присудило ему в 1912 году золотую медаль и премию имени почетного члена общества К.Ф. Сименса. Следует заметить,  что ученый проводил свои эксперименты, не получая необходимой материальной поддержки и лишь в 1924 г. он был приглашен работать старшим научным сотрудником в Ленинградскую экспериментальную электротехническую лабораторию, где в его распоряжение были предоставлены помещение, оборудованное необходимой аппаратурой, и штат сотрудников. К сожалению, Розинг не смог реализовать свои научные планы до конца. Произошло событие, которое смертельной пропастью разделило жизнь Розинга на две части, а причиной трагедии стали его доброта и чуткость.

 То "политическое преступление", за которое великий ученый получил суровое наказание, нормальному человеку покажется благородным поступком. Один из его бывших коллег, преподаватель Константиновского училища, оказался в нищете, и в училище была создана касса взаимопомощи, в которую вложил деньги и Борис Львович. А этот нищенствующий коллега был бывшим царским офицером... И вот рождается дутое дело, которое назвали "преступным делом академиков". Розинг был арестован 8 апреля 1931 года. Его приговорили к трехгодичному поселению в Котласе. Он поехал в ссылку один: не мог подвергать лишениям жену и дочерей. Семья могла только посылать ему письма, помогать деньгами, а жена - изредка навещать.

Первый год ученый мыкался в Котласе, а затем его перевели в Архангельск. Самое страшное - это то, что он был сослан "без права работать". Но его имя было тогда настолько известным, что за него не побоялись попросить очень многие советские и зарубежные ученые. Результатом было получение права работать на кафедре физики АЛТИ, которой руководил Петр Петрович Покотило, а ассистентом и лаборантом кафедры  и Софья Николаевна Мерцалова. Эти интеллигентные люди не боялись приглашать ученого к себе домой, а Петр Петрович даже приносил Борису Львовичу обед, так как ссыльному не полагались талоны на еду в институтской столовой. О преподавании и речи быть не могло, но зато Розинг мог продолжать свои опыты: он занимался разработкой прибора для ориентации слепых, думал создать прибор для записи звуков сердца - кардиограф - для местных больниц, продолжал работы по телевидению.rosing-ap

Но в быту Розинг жил более, чем скромно, даже голодал. Сначала снимал койку в комнате на 14 человек, затем жил за занавеской у первой хозяйки, потом - на кухне, и только в последние месяцы он обрел тихий приют у Александры Петровны Поповой в доме ќ 21 по улице Комсомольской. Бытовая неустроенность, плохое питание, а главное - положение ссыльного подорвали здоровье Розинга, и 20 апреля 1933 года в возрасте 63-ёх лет он умер от кровоизлияния в мозг.

Есть легенда, что Розинг скончался после неприятного инцидента в трамвае. Вот как вспоминала этот случай ныне покойная Людмила Серафимовна Филиппова, бывший директор Архангельского телевидения: "Дня за два до смерти он возвращался домой на трамвае, везя в судочках то, что руководитель кафедры П. П. Покотило приносил ему из дома поесть, так как ни зарплаты, ни талонов на обед Борис Львович не имел. На крутом повороте трамвай качнуло, и содержимое судочка попало на пальто сидящей рядом дамы. Она устроила скандал, оскорбительный для Розинга, а он только извинялся и пытался носовым платком почистить пальто. Придя домой, Борис Львович сразу лег на кровать, повернувшись к стене и, сжимая голову, только повторял: «Господи, господи, за что…». На следующий день он не встал и не пошел на работу, а через два дня его не стало". 20 апреля 1933 года в ссылке закончилась жизнь забытого гения, великого ученого, преданного собственной Родиной. Только 15 ноября 1957 года Президиум Ленинградского городского суда отменил Постановление выездной сессии коллегии ОГПУ. Уголовное дело против ученого было прекращено "за отсутствием в действиях Б.Л. Розинга состава преступления"

Похоронили великого ученого также скромно, как он в последние годы жил - в самых дебрях Вологодского кладбища, которое местные жители в те годы называли Кузнечесвким. Вплоть до  1957 года за могилой ухаживала его квартирная хозяйка Александра Попова. Она дожила до реабилитации имени Розинга, когда в открытую стали говорить о его заслугах. Позже   Л.С. Филиппова писала : "К сожалению, в связи со строительством гаражей рядом с Вологодским кладбищем, могила Б. Л. Розинга и находящаяся рядом могила А. П. Поповой постоянно в воде. Нет специальных указателей и ухоженного прохода. Работники АГТРК «Поморье» ежегодно подкрашивают ограду, только благодаря этому могила имеет не совсем заброшенный вид. Но сегодня есть срочная необходимость перенесения праха ученого с мировым именем, человека, благодаря которому мы ежедневно созерцаем «голубой экран», в более достойное место на Вологодском кладбище и установки ему памятника". 

Советский литературовед Александр Антонович Морозов в своем очерке "Две могилы Бориса Розинга", так описывал состояние, в котором много лет находилась могила Розинга в Архангельске: " Гуляя по Кузнечевскому кладбищу, в самой его глуби, где практически нет ухоженных захоронений, я обратил внимание на один поваленный памятник. Он не привлек бы моего внимания, если бы не надпись, сделанная на нем. Она гласила: Розинг Борис Львович. Имя выдающееся, в плеяде не побоюсь этого слова, гениев ХХ века. Человек, благодаря которому появилось телевидение, несправедливо забытый, вычеркнутый из жизни сталинскими репрессиями."

К счастью, Людмила Филиппова сдержала слово и добилась того, что могила великого ученого в итоге была приведена в порядок, в 2004 году состоялось перезахоронение праха ученого. В настоящее время он покоится возле храма Всех Святых на Вологодском кладбище, а в 2006 году недалеко от этого Храма при входе на Вологодское кладбище  был установлен кенотаф Борису Розингу, куда все время приносят живые цветы.

В Архангельске есть улица Розинга, в прошлом участок улицы Нагорной в Октябрьском районе (от пересечения проспекта Обводный канал и ул. Самойло до улицы Гагарина),  официальное название улица носит с 1986 года. Сейчас  место это представляет собой участок с полуразвалившимися деревянными домами, которые государство старательно сносит для обновления общего вида города.

Также на главном корпусе САФУ,  висит мемориальная доска, в аппаратных Архангельского телевидения висят его портреты. А недавно Розингу было присвоено посмертно звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. И конечно, имя Бориса Львовича Розинга рядом с именами А.С.Попова и А.Г.Столетова упоминается в любом учебнике по телевидению.

Методические рекомендации.

Информация, представленная в статье, может быть использована на уроках при изучении таких тем, как

  • 9 кл "Принципы радиосвязи"
  • 10 кл "Ток в вакууме", "Электронно-лучевая трубка"
  • 11 кл "Принципы радиосвязи", "История развития телевидения и радиовещания"

На основании материалов статьи учащиеся могут подготовить выступления с  мультимедийной презентацией на темы:

  • "Жизнь и деятельность Б.Л. Розинга"
  • "История зарождения телевидения"
  • "Известные физики в географии Архангельска" (на примере улицы им. Розинга)
  • "Судьбы деятелей науки" и т.д.

Перед заслушиванием  докладов учащихся или после их выступления (на усмотрение учителя) уместно повторить тему "Электронно-лучевая трубка". Повторение может быть проведено в виде беседы, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Какое явление лежит в основе возникновения тока в вакууме?
  2. Что является носителем заряда при протекании тока в вакууме?
  3. Каково назначение отклоняющих электродов в электронно-лучевой трубке?
  4. Для чего используются отклоняющие катушки в электронно-лучевой трубке?
  5. К какому виду излучения относится свечение экрана электронно-лучевой трубки?
  6. Где нашли применение электронно-лучевые трубки?

На основании информации о жизни и научной деятельности Б.Л. Розинга может быть составлена викторина для урочных и внеурочных мероприятий, таких как "Что? Где? Когда?" по физике, физический смотр знаний,  предметная неделя физики, неделя краеведения и т.д. Примерные вопросы викторины:

  1. Укажите годы жизни Б.Л. Розинга
  2. За какое изобретение ученому был выдан патент в 1907 г.?
  3. Какие физические явления, по мнению Розинга, лежат в основе передачи изображения на расстояние?
  4. На основе какого физического прибора Розинг создал систему для передачи изображения на расстояние?
  5. Во сколько раз отличается число строк развертки в передающе -принимающей системе Розинга по сравнению с современными системами телевидения?
  6. Какое событие стало причиной ареста Розинга?
  7. Куда был сослан ученый после ареста?
  8. Над какими научными разработками трудился ученый, находясь в ссылке?
  9. Кто из представителей интеллигенции Архангельска помогал Розингу в тяжелые годы его пребывания в ссылке?
  10.  Что стало причиной преждевременной смерти Розинга?
  11. Где находится могила Розинга?

Фотографии, используемые в статье, можно найти по ссылкам:

  • "Розинг Борис Львович" http://www.dvinainform.ru/gazeta/2005/02/02/20608.shtml
  • "Электронно-лучевая трубка Брауна" http://televidenie.net.ua/2011/05/100-anniversary-tv-trubke-rozinga/
  • "Приемно-передающая система Розинга" , "Розинг за работой" http://www.ptiburdukov.ru/index.php?page=history&calendar&n=506
  • "Плачевное состояние памятника Розингу", " Кенотаф Розингу" http://www.m-necropol.ru/rozing.html
  • "Улица Розинга в Архангельске на фото" http://kartologia.ru/karta/arkhangelsk/ulitsa-rozinga
  • "Улица Розинга в Архангельске на карте" http://present-express.ru/dostavka/archangelsk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).

Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....

«Способы создания комического в драматургии Евгения Львовича Шварца»

Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Львович  Шварц. Его сказки -  добрые и открытые людям, как и сам писатель — знает каждый; фильмы, поставленные по его...

Симон Львович Соловейчик. Педагогика для всех.

Педагогика для всех" Симона Львовича СоловейчикаВслед за "Пушкинскими проповедями" и "Последней книгой" мы начинаем публиковать "Педагогику для всех".Прочитайте слова, которые написаны на обложке книг...

Панфутий Львович Чебышев – величайший математик XIX века

Панфутий Львович Чебышев – величайший математик XIX века...

Сценарий литературной гостиной, посвященной лейтенантской прозе Бориса Львовича Васильева. "И помнит мир спасенный..."

Литературная гостиная как итог работы по изучению творчества Бориса Васильева. В программе мероприятия использованы фрагменты из повестей "В списках не значился", "А зори здесь тихие", "Завтра была во...