литературно-краеведческий кружок
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Салина Ольга Васильевна

Литературно-краеведческий кружок имеет литературную и краеведческую направленность. Основное направление в деятельности кружка- изучение истории родного села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-kraevedcheskiy_kruzhok.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Программа литературно-краеведческого кружка МБОУ СОШ с.Столыпино имеет литературную и краеведческую направленность. Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного села, собирание местного фольклора, исполнителях устного народного творчества, проживающих в нашей местности.

   Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, об удивительных и талантливых творческих людях, увидеть значимость всего в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

   Данная программа является наиболее актуальной,  потому что  изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем. Это  имеет ценность не для одного, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в литературно - краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого родного края

   Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран литературно - краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры, книги) ведётся летопись села и школы, создан музей.

Цель:  воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости родного края, к славному прошлому нашей Родины.

Задачи:

1. Образовательные:

        *  овладение обучающимися системой знаний о фольклорном наследии

            села, любви к родному краю                                                  

2.Развивающие:

  • развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
  • овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.

3. Воспитательные:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Отличительной особенностью данной программы является то, программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 11-16 лет.

Сроки реализации программы – 1 год (72 часа).

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Применяться будет при выполнении творческих, исследовательских занятий. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность». Эта форма применяется при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким развитием.

Коллективная форма используется при изучении теоретических (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа) и практических (экскурсии в музей, библиотеку) занятий. Они будут чередоваться, что позволит закрепить преподаваемый материал.

Режим занятий.

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

1 раз

вторник:

14.00-15.40

2 часа

72 часа

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего села Столыпино, значение фольклора в жизни жителей села.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;
  • уметь  брать интервью;
  • проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
  • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
  • уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных литературно - краеведческих чтениях, конкурсах, конференциях, художественно-творческих выступлениях.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество час.

Всего

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

1

1

Определение понятия «фольклор»

1

1

2.

Жанры фольклора

Календарно-обрядовые песни

2

2

Народная сказка

2

2

Частушки

2

2

Пословицы и поговорки

2

2

Загадки

2

2

3.

Наш край в устном народном творчестве

6

6

Встречи с исполнителями народных песен

4

4

Собирание сведений о сказителях села

4

4

Запись произведений устного народного творчества, созданных в местном крае.

10

10

Составление сборника «Наш край в устном народном творчестве»

4

4

4.

Навыки литературно-краеведческой деятельности

6

6

Запись воспоминаний и преданий, паспортизация этих записей.

10

10

Умение работать с книгой и другими литературными источниками.

6

6

5.

Работа кабинета фольклорного краеведения

Подготовка фольклорного материала в помощь учителю на уроках литературы.

6

6

Литературно-творческие навыки (зарисовки и записи по своим наблюдениям). Итоговое занятие.

4

4

Итого часов: 72

Содержание программы

 Вводное занятие – 1 час

Тема: Определение понятия "фольклор"-1 час. Социальная природа фольклора как устного народного творчества. Прогрессивные идеалы народа как основа идейной сущности фольклора. Выражение в фольклоре народных воззрений на природу, общество, человека. Оценка в произведениях фольклора исторических событий, явлений общественной жизни, семейных отношений и духовной деятельности человека.
Оптимистический, жизнеутверждающий характер фольклора. Тематическое родство произведений устного народного творчества многих народов мира. Первые собиратели фольклора (Крейцвальд, Ленорт,. Максимович, Колесса, Киреевский, Афанасьев, Пумпур, Федоровский, Церетели и др.), их труды. Многообразие форм и стилей фольклора, обусловленное богатством реальной действительности и художественными традициями народов России.
Теория. Запись кружковцами по памяти известных им пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, сказок, народных песен. Знакомство с произведениями фольклора (исторические песни, былины, народные сказки, героический эпос, песни, сказы, частушки и др.).

 Раздел. Жанры фольклора.

Тема: Календарно-обрядовые песни – 2 часа.
Теория.
Определение жанра; народная оценка календарно-обрядовых песен; главные темы обрядовых песен; связь с традициями села.

Тема: Народная сказка -2 часа.

Теория. Основная особенность жанра; роль поэтического вымысла в сказке; виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки, богатырские, новеллистические и сатирические сказки, сказки-небылицы, докучные сказки; нравственно-этическое, и общественно-бытовое содержание сказки.

Тема: Частушки -2 часа.

Теория. Особенности жанра частушки; виды частушек: лирические, злободневные и шуточные; способность частушки передавать индивидуальные особенности чувств, переживаний, характеристик, быстро откликаться на конкретную обстановку времени; общественное и политическое значение частушки как средства массовой агитации.

Тема: Пословицы и поговорки -2 часа. 

Теория. Определение пословицы как жанра народно-поэтического творчества; различие между пословицей и поговоркой; краткость и выразительность пословиц и поговорок; меткость и точность их языка; утверждение в пословицах и поговорках любви к родной земле; разоблачение предательства, равнодушия, лени; народная мудрость пословиц и поговорок.

Тема: Загадки -2 часа.

Теория. Художественное своеобразие загадок; происхождение и история развития этого жанра; виды загадок: загадки - развернутые метафоры, загадки - метонимии, загадки – олицетворения. Особые разновидности загадок: математические головоломки; шуточные загадки, основанные на игре слов; отражение в загадках взглядов на жизнь, насмешливо-иронического отношения к угнетателям, народного ума, наблюдательности, творческой фантазии.

 Раздел: Наш край в устном народном творчестве-6 часов.

Теория. Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура). Приметы новой жизни в песнях, частушках, сказках и других произведениях местного фольклора.

Тема: Встречи с исполнителями народных песен-4 часа.

Практика. Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем селе. Знакомство с местами, воспетыми в народных былинах, сказках, песнях, поговорках.

Тема: Собирание сведений о сказителях села-4 часа.

Практика. Собирание сведений о сказителях родного края. Встречи с ныне здравствующими из них. Стационарный способ работы; полный сбор бытующих произведений фольклора, записи вариантов, знакомство со сказителями. Обратить внимание и сохранить особенности местного произношения, в том числе и ударения. Сохранить индивидуальные особенности исполнителя: вводные слова, прибаутки, отступления, обращения к слушателям. Запись произведений устного народного творчества, созданных в местном крае. Систематизация, изучение и оформление собранных материалов.

Тема: Запись произведений устного народного творчества, созданных в местном крае- 10 часов.

Практика. Запись произведений устного народного творчества. Собирание образцов народного художественного творчества (зарисовка или фотографирование наличников, коньков, балясин, крылец, предметов домашнего быта, одежды, вышивок, рукоделий, изделий из дерева, глины, жести, музыкальных инструментов, игрушек и др.).

 Тема: Составление сборника «Наш край в устном народном творчестве»-4 часа.

Практика. Работа над составлением сборника «Наш край в устном народном творчестве», используя собранный материал.

Раздел: Навыки литературно-краеведческой деятельности-6 часов.

Теория. Составление вопросника и запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика; анализ собранного материала; определение жанра записанных

произведений, нахождение в них краеведческих элементов; умение вести дневник, подготовить доклад на заданную тему; умение выразительно читать по памяти произведения устного народного творчества, спеть народную песню.

Тема: Запись воспоминаний и преданий, паспортизация этих записей-10 часов

Практика.
 Тренировка в записи произведений устного народного творчества со слов руководителя или с диктофона. Запись произведения устного народного творчества со слов рассказчика, паспортизация записи.

Тема: Умение работать с книгой или другими литературными источниками-6 часов.

Теория.
Литературные жанры (стихи, рассказы, басни), их особенности. Газетные и эпистолярные жанры (очерки, корреспонденции, дневники, письма), особенности каждого из этих жанров. Формы литературно-творческой деятельности кружковцев: личный дневник, книга похода, "литературная страница" в школьной газете. Летопись своей школы, села, района; литературно-краеведческий альбом; литературно-музыкальные композиции, посвященные писателям-землякам; литературно-художественный календарь природы родного края.

Раздел. Работа кабинета фольклорного краеведения.

Тема: Подготовка фольклорного материала в помощь учителю на уроках литературы-6 часов

Практика. Составление сборников, альбомов, наглядных пособий по заданным темам.

Тема: Литературно-творческие навыки (зарисовки, записи по своим наблюдениям). Итоговое занятие-4 часа.

Теория. Подготовка к проведению литературно-краеведческих викторин, конкурсов, выпуск стенгазет, выставок, посвященных деятельности кружка. Подведение итогов работы.

 

Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности
  • технология активного обучения
  • технология коллективного творческого воспитания

п/п

Раздел программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводные занятия

беседа

словесный

         -

Составление кластера    

2.

Жанры фольклора

презентация

исследовательский

Интерактивная доска

Исследоват.

работа

3.

Наш край в устном народном творчестве

беседа

наблюдения

видеоролик

Оформление альбома

4.

Навыки литературно-краеведческой деятельности

рассказ

поисково-исследовательский

          -

тестирование

5.

Работа кабинета фольклорного краеведения

Зарисовки и записи

исследовательский

компьютер

Выставка экспозиций

Содержание программы литературно-краеведческого кружка

Название раздела и темы

           Количество

                 часов

  • Вводные занятия
  • Знакомство с планом работы кружка

2

  • Жанры фольклора
  • Беседа о фольклоре, его роли в жизни народа

10

  • Наш край в устном народном творчестве
  • Беседа об устном народном творчестве нашего села

28

  • Навыки литературно-краеведческой деятельности
  • Практическая отработка умений и навыков работы с книгой и другими дополнительными источниками

22

  • Работа кабинета фольклорного краеведения
  • Умение составлять сборники, альбомы, наглядные пособия по заданным темам

10

                                                                         Итого:

72

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КРУЖКА

  1. Героический эпос народов, т. 1-2. М., Художественная литература, 1975.
  2. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
  3. Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 1965.
  4. Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-воАПН РСФСР, 1962.
  5. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1998 г.
  6. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентов и преподавателей педвузов. М., Просвещение, 1997 г.
  7. Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и о ее взаимосвязях с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 1991 г.
  8. Лепешев И. Я. Литературно-краеведческий кружок. (Из опыта.) Минск, Народная асвета, 1969.
  9. Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звуко-архивиста. М., Просвещение, 1977.
  10. Публикации на литературно-краеведческие темы в журнале "Литература в школе".


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КРУЖКОВЦЕВ

  1. Героический эпос народов СССР, т. 1-2. М., Художественная литература, 1975
  2. Сегал Е. А. Здесь живут книги. Художественно-документальный очерк. М., Детская литература, 2004 г.
  3. Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах. 2-е изд., М., Издание Всесоюзной книжной палаты, 1998 г
  4. Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-воАПН РСФСР, 1962.
  5. Биографии писателей серии "Жизнь замечательных людей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-краеведческое путешествие "Вспоминая Болдинскую осень" (7 класс)

Разработка урока литературы в 7 классе по творчеству А.С.Пушкина . Урок - путешествие позволяет "проехать" из Москвы в Болдино вместе с поэтом. В урок включен краеведческий материал о пребывании поэта...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...

Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"

Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...

Великая Отечественная война. Вехи истории (историко-литературно-краеведческий устный журнал)

Цели мероприятия:1.       Воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отеч...

Великая Отечественная война. Вехи истории (историко-литературно-краеведческий устный журнал)

Цели мероприятия:1.       Воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отеч...

Рабочая программа литературно-краеведческого кружка "Литературный геокешинг"

Данная программа носит название «Литературный геокешинг». Геокешинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками...