Открытый Урок Мира "Астрахань вчера, сегодня, завтра" в 9 «А» классе, посвященный 300-летию Астраханской губернии.
классный час по краеведению (9 класс) по теме

Измухамбетова  Альбина Серикхалиевна

1 сентября. (Урок-экскурсия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект классного часа31.18 КБ
Файл презентация2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый Урок Мира  "Астрахань вчера, сегодня, завтра"

в  9 «А» классе, посвященный 300-летию Астраханской губернии.

(Урок-экскурсия)

Кл. руководитель: Измухамбетова А.С.

Цель: способствовать формированию патриотических чувств,  формировать у учащихся представления о родном крае, как частице великой России.

Оборудование: сценарий, презентация к сценарию, компьютер, доска.

Время проведения: 1 сентября 2017г.

Место проведения : каб.№121

Присутствовало: 22 ученика

Ход урока

  Учитель:

 -Добрый день ребята! Вот и наступило еще одно 1 сентября в вашей школьной жизни. Вместе с вами сегодня за парты сели сотни тысяч ребят. А наш учебный год я хотела бы начать с урока Мира. Тема нашего урока «Астрахань вчера, сегодня, завтра».

2017 год - юбилейный год для нас, астраханцев. Это год, когда Астраханской губернии  исполнится 300 лет со дня её основания 22 ноября 1717 года по указу Петра Первого. 

   Сегодня на уроке совершим небольшой экскурс по нашему региону, и, конечно, начнем с истории родного края.

Ученик1:

Первая  станция–  История края

Астраханская губерния, расположенная на границе среднеазиатских степей, с незапамятных времен служила воротами из Азии в Европу. Через её территорию проходил Великий шёлковый путь.(карта)

Решением Пётра I  Астраханская губерния становится с этого времени самостоятельной административной единицей, в состав которой входят прилегающие территории: Самара, Саратов, Симбирск, Царицын, Гурьев Яицкий и другие.

1 Чтец        

Восточный ветер, каспийский запах,

Ах, как я люблю его вдыхать,

Зачем туристы спешат за запад?

Мне никогда их не понять.

Да разве мало у нас в России,

До боли милых родимых мест,

И знаю в мире их нет красивей,

Возьми любую ее окрест.

Да вот, к примеру, низовье волги,

Пурпурный лотос – король цветов,

А рядом лебедь, красавец белый.

Каких вам надо еще миров

И здесь, я знаю, вас не обидит

Цунами грозная волна,

Ваш взор прекрасное увидит,

И насладится им сполна.

Ученик 2:  Шли века, на месте первых стоянок вырос красавец город. Белокаменный Кремль поражал своим величием и красотой. Сам Петр I восхищенно воскликнул, глядя на него: " Такого лепотного храма  нет во всем моем государстве".

Ученик 3:  Астраханский Кремль является главной достопримечательностью нашего города.

В 1556 году после присоединения Астраханского ханства к России было принято решение построить новую русскую крепость - Астрахань. В 1558 году астраханский воевода Черемисов выбрал для строительства города бугор «Заячий», расположенный на левом берегу Волги.

В 1558 году русские мастера Дей Губастый и Михаил Вельяминов стали руководить строительством каменного кремля.

Стены Кремля укреплены башнями. Красная башня имела красивый вид. Самой мощной башней является Крымская на западной стороне, толщина стен - 3,5 метра. Самой слабой, неукрепленной была Житная башня. Архиерейская башня располагалась рядом с домом архиерея. К Артиллерийской башне примыкал артиллерийский двор. Второе название этой башни - Пыточная. Сначала пытки производились в центре Кремля под лобным местом. Крики пытаемых разносились по всему Кремлю. Воевода Хворостинин приказал пытки чинить в глухой Артиллерийской башне.

На территории Кремля в конце 16 века появился Троицкий монастырь, сначала деревянный, затем - каменный

Главные ворота кремля венчает высокая, более 80 метров, колокольня, построенная в начале XX века. Две ее исторические предшественницы на этом месте были разрушены временем.

Рядом с Пречистинскими воротами находится Успенский собор. Он стал украшением кремля, возведен в 1698 -1710 годах крепостным зодчим-самородком Дорофеем Мякишевым, сумевшим воплотить в своем каменном шедевре идею духовного укрепления русского государства.

Известно предание, что Петр Первый, увидев Успенский собор, воскликнул, что нет в России более красивого храма, и приказал выстроить в Петербурге собор по подобию Успенского…

     Свое выступление хочу закончить словами астраханского историка и краеведа Николая Леонтьева: «Посещение Петром Великим г.Астрахани и его двухмесячное пребывание в нем имело огромное значение для нашего города и вообще для всего Волжского Понизовья. И здесь, как и везде в России, Петр не оставил без внимания ни одной стороны жизни и деятельности, до всего он коснулся руками».   

 

Учитель: Астрахань в дореволюционное время была неблагоустроенным грязным городом, городом купцов и нищеты, городом ссылки революционеров.

      Здесь отбывал ссылку писатель, революционер – демократ Николай Гаврилович Чернышевский, который после 20-летней сибирской каторги был выслан в Астрахань под строгий полицейский надзор.

      Отбывал ссылку в Астрахани и великий поэт – революционер Тарас Григорьевич Шевченко. Он находился в ссылке на острове Мангышлак 10 лет.

 

Чтец:       Так город жил под солнцем злым и знойным

                  Исхлёстанный ветрами и песком

                  И только Кремль, задумчивый и стройный

                  Казался лишним, пришлым чужаком.

 

                 Здесь песен грусти, горя и печали

                 Так много было словно по – весне

                 Их на плотах по Волге к нам сплавляли

                 От всех больших и малых пристаней.

Вторая станция:   О тех, кто боролся за твое счастье.

 Учитель:

    А сейчас, ребята, мы познакомимся с нашими земляками, с теми, кто боролся за установление Советской власти в Астрахани и Астраханском крае, с теми, кто отдал жизнь, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны.

           В центре города Астрахани есть улицы Трусова. Почему она так называется? Кто такой был Трусов?

Ученик:

  Александр Евдокимович Трусов (1888 – 1919 г.г.) – видный деятель революционного движения, участник борьбы за установление Советской власти в Астрахани.

        В 1909 году Трусов был сослан в Астрахань под надзор полиции.

        В годы революционного подъема Трусов руководил забастовкой рабочих – бондарей. После установления Советской власти (1918 г.) в Астрахани он был председателем Губернского Совета профессиональных Союзов. Умер А.Е.Трусов в 1919 году.

        По просьбе трудящихся Астрахани Трусов похоронен в центре города и его именем названа улица.

 Ученик:

  В центре города (угол Советской улицы и Кирова) в сквере возвышается бронзовая фигура пламенного трибуна революции Сергея Мироновича Кирова, руководителя героической обороны Астрахани. Создан мемориальный музей С.М.Кирова, где всесторонне отражена жизнь и революционная деятельность С.М.Кирова. 

Учитель: 

   Шли годы, неузнаваемо преобразился наш край. Он превратился в крупный центр рыбной промышленности и сельского хозяйства. Город Астрахань стал крупным портовым городом. На месте пустыря выросли промышленные предприятия, новые улицы, школы, театры. Наш край стал одним из культурных центров Поволжья.

Ученик:

  1944 год. Шла Великая Отечественная война. Сколько замечательных подвигов совершено нашими земляками в годы войны!

         Все вы, вероятно, читали книгу Смирнова «Брестская крепость». В обороне крепости принимали активное участие и астраханцы.

          Воронко Михаил Трофимович – заместитель политрука 44-го стрелкового полка, который сражался с гитлеровцами в самом центре крепости.

          Кузьмин Анатолий Иванович – бывший курсант 44-го стрелкового полка.

          Александров Василий Иванович – воин 44-го стрелкового полка.

          Мельников Иван Петрович – полковой шофер.

Ученик:

  Героические подвиги во время войны были совершены нашими земляками – летчиками Николаем Скомороховым и Степаном Здоровцевым.

      Николай Михайлович Скоморохов до войны работал на судо-ремонтном заводе имени III Интернационала. В годы войны сражался за Белград, Будапешт, Вену. За проявленный героизм ему присвоено звание дважды героя Советского Союза.

      Героической была и жизнь Степана Ивановича Здоровцева. Он один из первых летчиков применил таран в воздухе и сбил фашистский самолет. Ему первому присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб Здоровцев в 1943 году.

Учитель:

  Ребята! О них и других героях – земляках вы сможете узнать из книги Польская «Во славу Родины»

Третья станция:   Наши замечательные земляки.

Учитель:

 Третья станция, посвящена нашим знатным землякам – современникам. Много знатных людей передовиков производства, промышленности и сельского хозяйства, писателей, артистов, которые живут и работают в нашем крае.

Ученик:

    В Астраханском Краеведческом музее хранятся интересные документы, фотографии, грамоты, автографы известных артистов наших земляков:

        Барсовой В.В. – народной артистки СССР,

        Целиковской Л.В. – заслуженная артистка РСФСР,

        Максаковой М.П. – народной артистки РСФСР.

Ученик: 

   Огромны и значительны сокровища Астраханской картинной Галереи им. Кустодиева. Сколько красоты, мастерства собрано здесь! Картины великих художников, наших земляков: Власова, Кустодиева, Масленникова, Скокова, Токарева.

                    Борис Михайлович Кустодиев

Имя замечательного русского художника Б.М.Кустодиева бесконечно дорого для Астрахани. Здесь он родился, здесь были прожиты лучшие годы детства и юности. Сюда он много раз возвращался. Всю жизнь Кустодиев гордо называл себя астраханцем и волжанином. «Если бы ты знала, как мне хотелось в Астрахань, — писал художник своей сестре из Крыма, впервые оторвавшись от родных мест — Я бы теперь и десять Ялт и столько же Черных морей променял бы на Астрахань... Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка». Кто знает, были были созданы такие жизнерадостные, переполненные любовью к России картины, как «Масленица» (1916), «Девушка на Волге» (1915). «Купчиха за чаем» (1920), «Красавица» (1915), если бы молодость художника не прошла в привольном солнечном городе на Волге: Особое  кустодиевское  восприятие быта и духа народа рождалось именно здесь, среди  увиденной еще в детстве красочной толчеи базаров, среди сцен быта астраханского купечества, среди пестрой и многоликой народной толпы, в праздники заполнявшей городские улицы и площади. В 1892 году Кустодиев начинает брать уроки у живописца П.А.Власова, который сыграл большую роль в становлении молодого художника. В 1896 году Кустодиев был принят в Академию художеств, а через два года уже работал в мастерской И.Е.Репина.

Широкая известность пришла к художнику еще в то время, когда он учился в Академии. Портреты этой поры отличаются сдержанной цветовой гаммой и большим вниманием к сложной духовной жизни человека. О крепких нитях, связывающих молодого художника с портретным мастерством Репина, свидетельствует «Портрет С.Л.Никольского» (1901). В нем Кустодиев предстал уже как мастер колорита, умелый рисовальщик, непринужденно компонующий фигуру в пространстве. Выполняя портрет дяди, человека ему близкого и приятного, Кустодиев с любовью передает одухотворенные черты лица с задумчивым и немного тревожным взглядом. Значительное место в экспозиции работ Кустодиева занимает графика — рисунки, акварели, эстампы. В его творчестве она имеет самостоятельное художественное значение и помогает лучше понять его живописные произведения. С каким чувством художник запечатлевает родной город! На его рисунках, зарисовках маленькие домики, одноэтажные или с мезонином, оживают, дышат особым уютом. Таков «Зеленый домик» (1920) или известный «Голубой домик» (1920).

Летом 1925 года уже неизлечимо больной, прикованный к креслу художник совершает в последний раз свое излюбленное путешествие по Волге от Рыбинска до Астрахани, снова видит любимый город и друзей. После этой прощальной поездки Б.М. Кустодиев мечтал сделать альбом рисунков и гравюр, посвященных Волге, однако болезнь помешала осуществлению замысла.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 7 апреля 1958 года Астраханской картинной галерее присвоено имя выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.

 Учитель:

   Не менее известна и любопытна история музыкальной жизни Астрахани. Сейчас заглянем в музыкальный театр.

Ученик:

   Музыкальная культура начинается с 1806 г. с приездом Ивана Добровольского. Он работал учителем музыки, руководил военным оркестром, был музыкантом, музыкальным руководителем астраханского театра. Под его руководством было поставлено 9 опер. Музыкальная жизнь связана с именами Келемана, Горелова. В 1900 г. на базе музыкальных классов было создано музыкальное училище, где могли учиться дети рабочих, крестьян, служащих.

" Жизнь в искусстве - беспокойная и напряженная. Но нет счастливей художника, если искусство, которому он посвятил свою жизнь, затронуло слушателя". Эти строки принадлежат Валерии Владимировне Барсовой и Марии Петровне Максаковой-знаменитым певцам, детство и юность которых прошла в Астрахани. Астраханская консерватория стала центром музыкальной жизни города. Из которого вышли многие знаменитые музыканты, которые в своих произведениях прославляют родной город.

Учитель: Послушайте песню астраханского композитора

Ученики исполняют песню: «Белый город»

Четвертая станция: Астрахань поэтическая.

Учитель:

   Сейчас мы познакомимся с последней нашей станцией. Она называется «Астрахань поэтическая».

    Мы любим свой край, свою литературную историю, гордимся именами поэтов и писателей.

УЧИТЕЛЬ:

  Поэзия - это голос   Астрахани. Именно в стихах мы можем увидеть красоту природы родного края, которую воспевают наши поэты.

Одна из самых сокровенных черт астраханских поэтов - воплощение в стихе примет нашего края, его природы, истории, жизненных будней своих земляков. Видно астраханская земля не просто притягивает, но и вдохновляет вдвойне. Проникновенны и лиричны стихи о родном крае Бориса Филиппова. Самое известное произведение     " Каспийская роза".

 

Ученик читает отрывок из поэмы Б. Филиппова «Каспийская роза»

 

Учитель:

Поэтесса Нинель Мордовина связана с волжским понизовьем, вроде бы ходит по тем же улицам города, но видит то, что порой не замечаем мы.

 

Ученик читает стихотворение Н. Мордовиной  «Как в Астрахани ночи хороши!»                                     

 

Учитель:

    Каждый поэт неразлучен с природой. Стихи Ольги Касимовой -это всегда чувства и мысли в неразрывной связи с землей и небом, морем и ветром, с деревьями и травой, спокойные раздумья о жизни.

 

Ученик читает стихотворение О. Касимовой «Серебряное танго»

 Есть у нас  в классе своя поэтесса .Послушаем её.

Багирова Алина « Ах, Астрахань!»..

«Осетровые рыбы!»

 Учитель: 

    Многие улицы города носят имена наших земляков – поэтов и писателей, так или иначе связанных с Астраханью. Мы ходили по улицам Н.Чернышевского и М.Джалиля, М. Луконина и по первой в России – улице В.Хлебникова.

    459 лет стоит в низовье Волги город с загадочным именем Астрахань…

 Астрахань сегодня и завтра

Учитель :

Трудно переоценить значение нашего региона не только для России, но и для экономического развития прикаспийских государств. О его важности свидетельствует придание Астраханскому региону статуса столицы Каспия. Сегодня, как и в историческом прошлом это территория с развивающейся экономикой, значительным военно-оборонным потенциалом и прочными дипломатическими связями с другими странами.

Астрахань – это особенный город. Самое дорогое наследство, переданное нам нашими предками – это дружба народов разных национальностей, которую нам завещано беречь.

 (видеоролик)

     Завершая череду больших и малых городов на волжских берегах, Астрахань являет собой живущую память об исторических временах укрепления Российского государства на Нижней Волге.

     Пока на улицах города не смолкают детские голоса, у него есть будущее: непрерывная связь времен и поколений. Каким Астраханский регион будет завтра? Зависит уже от вас, дорогие ребята. Любите и берегите свой край!!!

Спасибо за внимание!!!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок- экскурсия по Астраханскому краю

Слайд 3

Астрахан-ская область занимает площадь в 44.100 квадратных километров

Слайд 4

1 станция: историческая

Слайд 5

2 станция: Наши замечательные земляки Барсов а В алерия В ладимировна – народн ая артистк а СССР

Слайд 6

Целиковск ая Л юдмила Васильевна – заслуженная артистка РСФСР Максаков а М ария П етровна – народн ая артистк а РСФСР.

Слайд 7

Великие художники: Власов , Кустодиев , Масленников , Скоков , Токарев . Кустодиев Борис Михайлович

Слайд 9

3 ст анция : Астрахань поэтическая Нинель Мордовина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...

Методическая разработка открытого занятия с применением электронных технологий "Автомат Калашникова: вчера, сегодня, завтра."

Данная разработка была мной опробирована при проведении открытых уроков с воспитанниками объединения "Клуб юных разведчиков"....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа) по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра»

Классный час «Москва вчера, сегодня, завтра» призван предоставить учащимся возможность получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах ее развития на примере анализа предс...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (5-11 классы)

Из опыта работы в качестве классного руководителя...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

«Парк 1100-летия города Смоленска вчера, сегодня, завтра»

Экологическое состояние парка 1100-летия г. Смоленска на протяжении девяти лет находится в центре внимания юннатов областной станции юных натуралистов, была проведена оценка степени антропогенного...

Открытое заседание клуба "Поиск" "Российская армия: вчера, сегодня, завтра".

Мероприятие посвящено сохранению исторической памяти о Великой отечественной войне, войне в Афганистане и Чечне, а также проблемам воспитания будущих призывников....