Краеведение. Духовные истоки Кубани.
методическая разработка по краеведению

Потехина  Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : «Казак без веры – не казак» Презентация Потехиной Н.С.

Слайд 2

Кто такие казаки?

Слайд 4

В каком столетии было принято православие на Руси?

Слайд 5

У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы». Казаки во все времена стояли за Землю Русскую, за Веру Православную.

Слайд 6

Особой религиозностью отличались черноморцы Удовлетворение религиозных потребностей в их жизни играло очень важную роль. Корни этого явления идут из традиций Запорожской Сечи. В Запорожье, когда принимали новичка в казачье братство, одним из главных условий было, чтобы он исповедовал православную веру.

Слайд 12

Походные храмы Сразу по прибытии на Кубань черноморцами была устроена походная церковь из материи. Синод по приказанию императрицы Екатерины II указом 4 марта 1794 г. постановил причислить Черноморию к Феодосийской епархии и дал общие указания об устройстве церквей и организации духовенства .

Слайд 14

Войсковой собор князя Александра Невского Храм построен в 1853-1872 годы. Главный православный храм города Краснодара, разрушенный в 1932 году и восстановленный в наше время.

Слайд 16

Войсковой собор князя Александра Невского

Слайд 18

Общеказачьим праздником считается день Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают казаки 14 октября (новый стиль). Самой любимой среди черноморцев была икона Покрова Пресвятой Богородицы. Именно к ней возносили они свои многочисленные молитвы. Казаки искренно верили, что Богородица не оставит их в трудную минуту.

Слайд 19

А Азовская икона Божией Матери Покров Пресвятой Богородицы

Слайд 21

Любое обновление богословского учения или внутрицерковной жизни казаки воспринимали как посягательство на веками сложившиеся православные традиции. В нынешних условиях религия как часть духовной жизни возрождается на постсоветском пространстве, как возрождается и казачество.

Слайд 22

Практическое задание: ребята, у казаков было много пословиц на православную тематику. Ваша задача – объяснить смысл пословиц и поговорок. -.“Кто рано встает, тому Бог дает”. - “До Бога без молитв - будешь чертом бит”. - “ Хто правду шукае , того и Бог найдэ ”. - “ Закрыйчужыйгрих , Бог два простыть”. - “ Хто людям помогае , той горя нэзнае ”. - “Як батько сказав, так и будэ ”. - “Бога бийся , а на сэбэнадийся ”. - “На тэ казак народывся , шоб Богу и царю сгодывся ”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель кубановедения Православные храмы Кубани.

Слайд 2

1. Свято-Екатерининский (кафедральный) собор 3. Церковь во имя Святой Троицы 2. Покровская церковь в Тамани 4. Церковь Святого пророка Илии 5. Церковь в честь Георгия Победоносца 6. Свято-Онуфриевский храм .

Слайд 3

Свято-Екатерининский (кафедральный) собор В сентябре 1886 года Екатеринодар посетил император, Александр III. Вместе с ним были императрица, наследник Николай (будущий последний русский царь), великие князья Георгий и Михаил Александровичи, великие княжны Ксения и Ольга Александровны. Возвращаясь из поездки по югу (из Ливадии в Крыму), августейшее семейство 17 октября 1888 года попало в железнодорожную катастрофу. Около станции Борки (вблизи Харькова) во время царского обеда, когда все были в одном вагоне, поезд сошел с рельсов и превратился в груду развали н

Слайд 4

Свято-Екатерининский (кафедральный) собор Однако царскую семью прикрыло крышей вагона. Огромная физическая сила Александра, поддерживавшего эту махину, позволила домочадцам выбраться из-под обломков. Никто из них не получил ни малейшего повреждения. А вокруг был хаос, воздух оглашался стонами раненых. Современники сочли, что произошло чудо - спасение царя. В Борках впоследствии в честь знаменательного события был сооружен величественный храм.

Слайд 5

Возводили собор очень долго и трудно - не хватало средств. Жертвовали купцы, проходил сбор денег по подписным листам, в общественных местах устанавливали кружки для народных пятаков . В первую годовщину сего избавления России от беды было решено и в Екатеринодаре соорудить храм по имя Святых Царствующей Семьи.

Слайд 6

14 сентября 1911 года при большом стечении прихожан были подняты кресты и главы. И сразу город преобразился и похорошел. Внутри было закончено оборудование усыпальниц (с южной стороны), встал мраморный иконостас, сделана художественная роспись, выложен плитками пол. В конце 1912 года состоялось торжественное освящение нижней части храма, в марте 1914 года семипрестольный (кафедральный - главный) собор был закончен.

Слайд 7

Церковь во имя Святой Троицы В 1793 году рядом с военным постом под станицей Елизаветинской появилась слобода, названная по имени кордоне Видной . Населяли слободу холостые казаки, которые не имели особого желания обзаводиться в своих куренях хозяйством. Охота и рыбалка их вполне устраивали. Станица на месте бывшего кордона быстро разрасталась на восток в сторону города Екатеринодара.

Слайд 8

Церковь во имя Святой Троицы К началу XX века станица занимала нынешнее пространство и имела население более 12 тысяч человек. Естественно возникла необходимость в постройке более солидного храма. По предложению жителей станицы было принято решение о строительстве новой, теперь уже каменной церкви во имя Святой Троицы.

Слайд 9

Церковь во имя Святой Троицы Заложили ее накануне Первой мировой войны в 1914 году, а закончили в 1917-м. Перед самой революцией храм освятили. Как и многие церкви на Кубани, эту строили на добровольные пожертвования станичников (золотыми деньгами), а возглавлял строительную артель народный умелец Кудря. По словам станичных старожилов, она была одним из лучших церковных творений Кубани. Интересно отметить, что смотреть замечательное пятиглавое чудо приезжали издалека, даже из-за рубежа: из Греции, Болгарии и других стран.

Слайд 10

Церковь во имя Святой Троицы В конце 30-х годов ЦЕРКОВЬ БЫЛА УНИЧТОЖЕНА. Примечательно, что зодчего-архитектора, который строил церковь, никто в станице уже не помнит, а вот председателя Дубодела, по приказанию которого была разобрана красавица Свято-Троицкая церковь, помнят все жители станицы.

Слайд 11

Покровская церковь в Тамани Построена в 1794 г черноморскими казаками иждевением войскового судьи Антона Головатого. В 1890 г отремонтирована на общественные средства. В 1911 г. реставрирована И.К.Мальгербом. Исследователи полагают, что церковь была возведена на фундаменте древнего храма, построенного тмутараканским князем Мстиславом Удалым в 1022 г.

Слайд 12

Покровская церковь в Тамани Антон Головатый пожертвовал церкви серебряные блюдо, кадило и ценную дарохранительницу работы полкового есаула К.Чижевского. В XIX - начале XX вв. в церкви хранились памятники древности, найденные на Тамани, а также старинные книги - Библия и Литургион 1691 г., принадлежавшие первому священику Покровской церкви Павлу Демешко.

Слайд 13

Церковь Святого пророка Илии В 1892 году Кубанская область была охвачена эпидемией холеры, вплотную подступившей к городу Екатерниодару. Особенно богатую дань она собирала на его окраинах: Дубинке и Покровке. Но дальше этих окраин эпидемия не пошла. Народ в честь благополучного избавления от холеры решил поставить храм, молитвенный дом и братский колодец в честь святого пророка Илии.

Слайд 14

Церковь Святого пророка Илии По народным представлениям, святой Илья-пророк, покровитель земледелия, олицетворял собою праведный суд и справедливость. В период с 1892 по 1898 год шел сбор пожертвований . Проект сделал бесплатно известный архитектор Николай Георгиевич Петин, коренной екатеринодарец, автор общественных зданий, до сих пор украшающих кубанскую столицу.

Слайд 15

Церковь строилась с 1903 по 1907 год. Освящение ее состоялось 25 февраля 1907 года. Над входом была укреплена мемориальная доска, сообщающая, что: "Церковь в честь пророка Илии воздвигнута исключительно на народные пожертвования в знак избавления города от холеры". Свято-Онуфриевский храм .

Слайд 16

Церковь в честь Георгия Победоносца Георгий Победоносец как повествует житейская апокрифическая литература был уроженцем Малой Азии. Он был военачальником знатного происхождения жившим во времена римского императора Диоклетиана. В период гонения на христиан его под страшными пытками принудили отречься от веры и в конце концов непреклонному приверженцу христианской веры отрубили голову. На некоторых иконах Георгия 1895 году 18 июня состоялась торжественная закладка храма Во имя святые живоначальные Троицы с часовней в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

Слайд 17

Церковь в честь Георгия Победоносца Великомученика так и изображают стоящим на молитве с собственной головой в руках. Образ этого человека овеян многочисленными легендами. Вот почему церковь была названа в честь святого Георгия Победоносца. Он проповедовал христианскую веру. 1895 году 18 июня состоялась торжественная закладка храма Во имя святые живоначальные Троицы с часовней в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

Слайд 18

30 ноября 1903 года при большом стечении народа состоялось торжественное освящение церкви в честь святого Георгия Победоносца. Интересно отметить, что эта церковь не закрывалась со дня постройки. Стоит - вот уже пошло второе столетие - красавица церковь в честь Георгия Победоносца, великолепный памятник церковной архитектуры, по-прежнему украшая цветущий Краснодар.

Слайд 19

Так преподобные святые Онуфрий Великий и Петр Афонский стали небесными покровителями будущего храма, а день 12/25 июня — его храмовым праздником. В 1828 г., вскоре после взятия русскими войсками крепости Анапа, сюда был откомандирован из Фанагорийской крепости (в Тамани) священник Симеон Соколовский, стараниями которого устроено «для отправления службы небольшое отделение в турецкой мечети, в оном сделан иконостас и алтарь». В октябре 1830 г. по представлению главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом графа И.Ф.Паскевича было получено императорское повеление: «На устройство в крепости Анапе грекороссийской церкви с иконостасом и прочим отпустить из Государственного казначейства 25 тыс. рублей ассигнациями, и церковь именовать именем того святого, в чей праздник крепость Анапа сдалась нашим войскам».

Слайд 20

Так преподобные святые Онуфрий Великий и Петр Афонский стали небесными покровителями будущего храма, а день 12/25 июня — его храмовым праздником. В 1828 г., вскоре после взятия русскими войсками крепости Анапа, сюда был откомандирован из Фанагорийской крепости (в Тамани) священник Симеон Соколовский, стараниями которого устроено «для отправления службы небольшое отделение в турецкой мечети, в оном сделан иконостас и алтарь». В октябре 1830 г. по представлению главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом графа И.Ф.Паскевича было получено императорское повеление: «На устройство в крепости Анапе грекороссийской церкви с иконостасом и прочим отпустить из Государственного казначейства 25 тыс. рублей ассигнациями, и церковь именовать именем того святого, в чей праздник крепость Анапа сдалась нашим войскам».

Слайд 21

Господи, храни в мире Землю Кубанскую, Русь Святую.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Православные ценности в современном мире»


Предварительный просмотр:

Тема :  Пасхальные традиции. Тема Пасхи в художественных произведениях.

Рекомендуемые интернет – ресурсы:

Пасха Христова: история и традиции -  Русская вера  https:// ruvera.ru/pasha

Пасха в русской литературе - Православный журнал "Фома"

https://foma.ru/pasxa-v-russkoj-literature.html

Воскресение Христово  — древнейший  христианский праздник; главный праздник богослужебного года.  Установлен  в честь воскресения Иисуса Христа.

Карта понятий:

        Пасха

Кулич, служба в церкви, радость, поздравления, разговение, и др.

Пасха Христова: история и традиции -  Русская вера  https:// ruvera.ru/pasha

Пасха в русской литературе - Православный журнал "Фома"

https://foma.ru/pasxa-v-russkoj-literature.html

Пасха в произведениях русских писателей  

Источник Православная книга России

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не повседневная. Ему вдруг представится — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуи, который только раздается у нас, — и он готов почти воскликнуть: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

ХРИСТОВА НОЧЬ 

«…Воскрес Бог и наполнил Собой вселенную. Широкая степь встала навстречу Ему всеми своими снегами и буранами. За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение Воскресшего. Подняли матерые ели к небу мохнатые лапы; заскрипели вершинами столетние сосны; загудели овраги и реки; выбежали из нор и берлог звери, вылетели птицы из гнезд; все почуяли, что из глубины грядет нечто светлое, сильное, источающее свет и тепло, и все вопияли: «Господи! Ты ли?»

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

 АРХИЕРЕЙ

(отрывок) 

«…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, — одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».

КАЗАК 

«…Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой».

ПИСЬМО

«…Дьякон был вдов и жил в маленьком, трехоконном домике. Хозяйством у него заведовала его старшая сестра, девушка, года три тому назад лишившаяся ног и потому не сходившая с постели; он ее боялся, слушался и ничего не делал без ее советов. О. Анастасий зашел к нему. Увидев у него стол, уже покрытый куличами и красными яйцами, он почему-то, вероятно вспомнив про свой дом, заплакал и, чтобы обратить эти слезы в шутку, тотчас же сипло засмеялся».

СТУДЕНТ

 «Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи, кашлял; по случаю Страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре и что при них были точно такие же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая ж е пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой»

Рекомендованное домашнее задание  «Пасхальные традиции»

Запишите в данную схему слова-ассоциации к названию праздника Пасха.

                                                         Пасха

                           

                                                                         



Предварительный просмотр:

Урок    по кубановедению в 7 классе  на тему :«Казак без веры не казак»

Учитель:                                                                                                                                     Россия со слезой на светлом лике
Всё молит Бога, глядя на Кубань,
- Приди, казак, из мёртвого восстань!
Не мстил обидчикам, не обижал убогих,
Но только Русь святую охранял,
За волю вольную, за веру свою в Бога
Он шёл на пушку, саблю и кинжал.
Так и теперь, явись, Россия просит,
Прекрасный витязь воли и Христа.
С Кубани ветер стук колёс доносит,
Да песня льется, вольна и чиста!

В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось уникальное, присущее только ему явление – казачество. «Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории. Казачий уклад жизни выработал особый образ воина - земледельца, лихого наездника и труженика.  Само слово «казак» появляется в ХI веке у тюрских народов. Один из корней кубанского казачества тянется с Запорожской Сечи. Невозможно понять историю Родины, изучая ее в отрыве от православия. Со времени принятия Русью Христианства, православие играло исключительную роль в судьбе народа.

С давних пор и все время запорожцы нерушимо пребывали в православной вере. Принадлежность к православной вере была единственным правом, по которому человек мог вступить в Сечь. Национальность в этом вопросе являлась второстепенной. Если человек имел православную веру, это было равносильно тому, что он имел свободу, а значит мог быть равноправным казаком.
    Сам прием в Запорожскую Сечь, этот древний казачий рыцарский орден, был обставлен упрощенной религиозной обрядностью: каждого желавшего поступить туда и явившегося к кошевому, последний спрашивал:

Кошевой:

-В Бога веруешь?

Юноша:

-Верую.

Кошевой:

-И в Троицу Святую? И в церковь ходишь?

Юноша:

- Верую. Хожу.

Кошевой предлагает перекреститься и креститься сам.

Прежде всего, казаки были воинами - защитниками, хранителями земли Русской, рыцарями православия. Как же православное религиозное сознание казаков выражалось в их общественной и личной жизни?
Мы говорим: казаки - рыцари православия. Почему? Что это значит?
    Запорожцы были защитниками Веры, Отечества и своего Народа, но ради всего этого они отрекались от спокойной мирской жизни, семейного счастья и уюта и во время пребывания в Сечи строго соблюдали обет безбрачия. Высшими добродетелями казачьего ордена были храбрость и целомудрие. Ради этого они были готовы пожертвовать и своей жизнью.
   Жизнь внутри Сечи строилась по заповедям Господним. И всякое малое их нарушение каралось смертной казнью. Во внутренних качествах казака замечалась смесь добродетелей и пороков, всегда свойственная людям, считающим войну главным занятием: жестокие, дикие и беспощадные к своим врагам, они были добрыми друзьями, верными товарищами, мирными соседями. Светлыми сторонами их характера были благодушие, щедрость,  бескорыстие, постоянство в дружбе. Запорожцы отличались глубокой религиозностью и набожностью, вера их была искренней.
   В Запорожской Сечи всегда стояла церковь.   Для ее строительства выбирали самое красивое и самое открытое место и на нем прежде всего возводили церковь (чаще во имя Покрова Пресвятой Богородицы), а потом строили остальные жилища.
«Пусть красуется храм Божий небесной высоте и пусть святые молитвы несутся об нас прямо от земли до престола Господа Бога», - говорили они. Забота о церкви всегда была главным делом даже в самые тяжелые моменты жизни. Все церкви казаки строили и содержали за свой счет. Походные церкви делались из грубого полотна и брезента и напоминали палатки, постоянные церкви всегда были деревянными, небольшими и снаружи очень простыми по убранству. Церкви строились без единого железного гвоздя, - считалось, что «не годиться в храме Спасителя, распятого на кресте и прибитого к нему железными гвоздями, вбивать в дерево железные гвозди».

Важные войсковые казачьи мероприятия приурочивались к тому или иному религиозному празднику, как, например Покрову или Пасхе.   Некоторые праздники пользовались особым успехом, уважением. Таковы 6ыли  Покров Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. Особенно почитался Покров Божией Матери – символ ее помощи и заступничества. И казаки, как защитники православия, в своей многотрудной жизни рассчитывали на заступничество и Покров Богородицы. Под Покровом Богоматери казаки не боялись ни вражьего огня, ни грозной стихии.  В большом почете у казачества были и воины-святые, известные им по житиям, такие, как Димитрий Солунский, Иоанн Воин, Георгий Победоносец, Александр Невский. Молились казаки также целителю Пентелеймону и Анастасии Узоразрешительнице, почитали грозного пророка Илию.
     Православие настолько прочно вошло в жизнь казаков, что даже  находило свое отражение в пословицах. Об этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа “Не дай Бог”, “Господи Благослови”, “Ради Христа”, “Слава Тебе, Господи”, “Господи помилуй”. Приветствуя работающих на Кубани говорили: “Бог в помощь”. На такой привет у казаков был ответ: “Казалы бог ы шоб и вы помоглы”.                                                                  Ребята,  у казаков было много пословиц на православную тематику. Ваша задача – объяснить смысл  пословиц и поговорок.

-.“Кто рано встает, тому Бог дает”.

- “До Бога без молитв - будешь чертом бит”.

- “Хто правду шукае, того и Бог найдэ”.

- “Закрый чужый грих, Бог два простыть”.

- “Хто людям помогае, той горя нэ знае”.

- “Як батько сказав, так и будэ”.

- “Бога бийся, а на сэбэ надийся”.

- “На тэ казак народывся, шоб Богу и царю сгодывся”.

В 1792 году Черноморское казачье войско, поселившееся на левом берегу Днестра, получило от Екатерины 2 разрешение переселиться на Кубань.  Пожалованная черноморцам земля стала называться Черноморией, а город – Екатеринодар. По примеру Запорожского войска в Екатеринодарской крепости построены были курени – казармы вокруг церкви. Не забыли казаки на новых землях своих религиозных традиций и делами подтвердили верность православию и крепость своей веры.
Первым храмом, появившимся в городе, была подаренная казачьему войску князем Потемкиным Свято-Троицкая церковь: палатка, натянутая на каркас, покрытая Камышевой крышей. Иконостас был выполнен на полотне.  Колокола, отдельно стоявшей звонницы, изготовили из трофейных пушек

     Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникли в конце 18 – 19-м веках при освоении новых земель. Черноморские станицы заселялись украинским населением, а линейцы–русским. Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались широкими улицами с центральной площадью и церковью посередине.  Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом и говорили: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте, и пусть святые молитвы несутся прямо от земли до престола Господа Бога». Возвращаясь из походов, все ценное из военной добычи несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение, за то, что остались живы.

    Селения окружались рвом и земляным валом. С1809 года курени стали называться куренными селениями, а с 1942 года - станицами.

Линейцы станицы не отличались строгой планировкой

В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши под камышом или соломой. В линейных станицах  жилища чаще всего деревянные.

-А теперь давайте зайдем в дом казака. Что же в нем имелось?

1.В каждой хате казака  имелись русская печь и «красный угол». Красный угол –это место, где висели иконы: Иисуса Христа, Богоматери, Св. Николая чудотворца, а также икона, покровительствующая местному храму.

2.В  доме казака  красный («красивый») угол  всегда  устраивался в самом  видном и почётном месте, по  диагонали от входной двери, в дальнем  углу  комнаты, -так, чтобы  иконы были первым, что  видел  входящий.

3.Войдя в комнату, гость  прежде  всего  крестился  перед  образами и кланялся  Богу, и только затем  здоровался с хозяевами. 

1. «Красный» угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали красивыми окладами,  цветами, возжигали перед образами лампады.

3. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.

2.Также на стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы в армию, свадьбы, праздники
Учитель:

- Ребята, какое же место в доме казака было главное? О чем это свидетельствует? (казаки были верующими людьми).

Вывод: Православная вера определяла жизненный путь казака с первого дня его жизни.

Семейный и общественный быт

Семьи казака были большими, так как дети – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».

-Ребята, а что было главной обязанностью казака? (военная служба)

-Верно, каждый казак, достигший 18 лет, принимал присягу и посещал строевые занятия в станице.

Вывод 2: Оказывается, принадлежность к православной вере давала возможность вступить в казачество.

-А когда юноше исполнялся 21 год, он поступал на 4-х летнюю срочную службу. Везде, куда бы ни забрасывала военная служба казаков, они с честью и мужеством выполняли свой долг

Конечно, особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники, главными из которых был праздник Покрова Божьей Матери. Все это ещё раз говорит нам о глубокой вере этих людей. После церковной службы часто устраивались ярмарки,  скачки и другие развлечения. Ребята, посмотрите, у меня в руках горшок с красивыми цветами. Его листочки повернуты в одну сторону.  Куда?  (К солнцу.) Почему солнце поворачивает, притягивает к себе все живое? (Солнце дает жизнь). Что станет с цветком без солнца? (Погибнет, исчезнет).

Вот так и казаки не могли существовать без веры, без любви к Богу. И жили они, следуя заповеди Христа-Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»



Предварительный просмотр:

Раздел .Духовные истоки Кубани.                                                                                Тема: «День славянскойкультуры и письменности, история праздника.» http://fb.ru/article/200179/prazdnik-slavyanskoy-pismennosti-i-kulturyi-istoriya

В истории каждого народа есть эпохальные вехи, которые красной чертой отделяют времена, олицетворяя перемены и обновление. Прежде всего это связано с народностью, которая многие века была превыше политики и достатка. Конечно, долгое время духовность и наука шли рука об руку, занимаясь образованием, сохранением ценностей и исторических сведений. Именно поэтому многие видные деятели в средневековье оказывались духовными лицами. Они обладали широким кругозором, были знакомы со всеми науками, знали языки и географию, видели перед собой высшие нравственные и просветительские цели. Такие личности, переломившие ход истории и внесшие небывалый вклад, - на вес золота. Именно поэтому в их честь до сих пор организуются торжества, и наглядный пример этому - праздник “День славянской письменности и культуры”.Предыстория. Этот праздник возник в память о двух братьях, которых именуют Солунскими. Кирилл и Мефодий были византийцами, полное название города - места их рождения - Фессалоники. Они происходили из знатного рода и в совершенстве владели греческим. В некоторых хрониках указано, что в этой местности был распространен и местный диалект, который относился к славянским, однако, документальных подтверждений о наличии второго родного языка у братьев не найдено. Многие историки приписывают им болгарское происхождение, ссылаясь на ряд источников, но вполне возможно, что они были греками по рождению. До пострига Кирилл носил имя Константин. Мефодий был самым старшим среди братьев в семье и первым удалился в монастырь. Константин получил блестящее образование, заслужил почет и уважение в ученой среде. После ряда событий, он удалился к брату в монастырь вместе со своими учениками и соратниками. Именно там началась обширная работа, прославившая их.

Наследие братьев                                                                                                                          История праздника славянской письменности восходит к событиям 9 века н. э. Начиная с пострига Кирилла в стенах монастыря началась работа над разработкой кириллицы. Так сейчас именуется один из первых алфавитов старославянского языка. Первичное его название - "глаголица". Считается, что замысел о ее создании возник еще в 856 году. Стимулом для их изобретения была миссионерская деятельность и проповедование христианства. Множество правителей и церковников обращались в те времена в Константинополь, прося предоставить им молитвы и песнопения на их родном языке. Система глаголицы позволила Кириллу и Мефодию перевести ряд церковных книг на славянский язык и открыть тем самым дорогу христианству на восток.Религиозные каноныНо в рамках истории праздник славянской письменности и культуры связан не только с азбукой, но и с житием братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они канонизированы как святые и почитаются на Востоке и на Западе. Примечательно, что в церковном обиходе очередность их имен - Мефодий, а затем Кирилл. Вероятно, это говорит о более высоком сане старшего брата, который отмечается отдельно, несмотря на более важный научно-исследовательский вклад его брата. На иконах они всегда изображены вместе, святыми же были признаны в конце 9 века.

Зарождение праздника                                                                                               Оценив работу братьев, болгары, которые были ближайшими славянами, решили обозначить это событие. Уже с 11 века, как сообщают некоторые источники, появилась официальная церковная дата празднования. Датой было установлено 11 мая. Многие века это был день памяти святых, позже, в эпоху расцвета науки и просвещения, событие превратилось в праздник славянской письменности. Именно болгарский народ был инициатором торжеств и хранителем этой традиции. Народ гордился Кириллом и Мефодием как просветителями, дарившими славянскому миру возможность самоопределения и национальной независимости, в том числе по церковной линии. Эта дата стала центральной в культурной и духовной жизни балканских народов.19 векМногое изменилось в конце 18 - начале 19 века: пересмотр ценностей, взглядов, начало прогресса. Именно в этот период праздник славянской письменности получил новую жизнь. Начало опять было положено в Болгарии, где в 1857 году прошли массовые торжества. Не желая отстать от братьев-славян и помня о том, какой толчок для развития языкознания, литературы и науки дала разработка алфавита, государство Российское также организовало торжества, но в 1863 году. На троне в то время был Александр ||, а вопросом на повестке дня - Польское восстание. Тем не менее именно в этом году был издан указ о праздновании дня памяти Кирилла и Мефодия 11 мая (по старому стилю), дата была выбрана Священным синодом. В 1863 году состоялись торжества по случаю тысячелетнего юбилея от предполагаемой даты создания старославянского алфавита.                                                                                                     Период забвения                                                                                                                                Несмотря на уважение к равноапостольным святым и оценку их вклада в виде переводов церковных книг, памятная дата, занесенная в государственный календарь, на долгое время была будто забыта. Возможно, это было связано с развитием революционного движения, государственным переворотом, отрицающим церковные каноны, и войнами, громом прокатившимся по Евразии. Вновь праздник славянской письменности был возрожден в России в 1985 году. Это событие произошло в Мурманске, благодаря писателю, неоднократно награжденному Государственными премиями - Маслову Виталию Семеновичу. Именно он стал активистом возрождения интереса к этому празднику, также по его инициативе был установлен памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске. Интерес, подогреваемый общественностью, вырос в традицию, которая вскоре была узаконена.Государственный праздникОфициальное утверждение празднования дня Кирилла и Мефодия приходится на 30 января 1991 года. Решение было принято президентом РФ. Это первый и единственный в своем роде государственно-церковный праздник. Датой было выбрано 24 мая, аналог 11 мая по новому стилю. С этих пор празднования проводились в одном из городов, так, за период с 1991 по 2000 год эпицентром событий были Москва, Владимир, Белгород, Кострома, Орел, Ярославль, Псков, Рязань. Позже были задействованы и более отдаленные от столицы города - Новосибирск, Ханты-Мансийск. С 2010 года указом президента Д. А. Медведева центром культурных и церковных событий назначена Москва. - Читайте подробнее на FB.ru:Церковные торжестваИстория праздника славянской письменности и культуры предполагает церковные мероприятия, посвященные памяти равноапостольных святых Мефодия и Кирилла. Как правило, наиболее важным местом в моменты важных духовных событий становится храм Христа Спасителя, где проводит службу Патриарх Московский и всея Руси. Традиционные торжества предполагают утреннюю Божественную литургию. Позже патриарх произносит речь, обращаясь к прихожанам, духовным и государственным лицам. В стенах храма братья именуются “учителями Словенскими”. Прежде всего отмечается просветительская направленность святых, то, что они несли народу слово, культуру, язык, руководствуясь божественными законами и нравственными нормами. Понятие просвещения толкуется в церкви как излучение света, указывающего человеку путь к свету, а значит, к Богу. На данный момент церковь активно участвует в жизни страны, откликаясь на политические проблемы и тяготы жизни прихожан. Это позволяет не только отрешиться от земного, посетив литургию, но и узнать позицию церкви по основным вопросам бытия и государственности. После официальной части в стенах кафедрального собора совершается крестный ход к памятнику Кириллу и Мефодию. Он расположен в центре Москвы, на Славянской площади. Там совершается молебен, а затем возлагаются венки.                                                                                                        Массовые гуляния                                                                                                         Наряду с церковным, сценарий праздника “День славянской письменности и культуры” в массовом проявлении имеет не меньшую важность. Так как это государственная дата, общественные организации проводят концерты, выставки, презентации, чтения, конкурсы и иные мероприятия. Центром событий становится Красная площадь, именно там проводится масштабный концерт, который открывается днем с официальных речей, и продолжается достаточно долго. На сцене сменяются солисты и коллективы, создавая праздничную атмосферу на улицах города. Размах события подчеркивает состав исполнителей - это крупнейшие хоровые коллективы, симфонический оркестр, оркестры народных инструментов. Актеры и телеведущие считают честью возможность выступить на такой сцене. Концерт транслируется по государственным каналам. За пределами столицы также проходят празднования, сосредоточенные на центральных площадях, у памятников, в парках, в библиотеках. Предусмотрен единый сценарий праздника славянской письменности, который регламентирует основные параметры проведения торжеств.                                                                                                                              Развитие культуры                                                                                                                 День Кирилла и Мефодия играет большую роль в культурной жизни страны. Он подогревает интерес подрастающего поколения к языкознанию, литературе, истории, знакомит более старшее поколение с историческими вехами. Сама история праздника “День славянской письменности” говорит о его важной миссии - просвещении. Открытые лекции, семинары, чтения - те мероприятия, которые знакомят посетителей с новыми открытиями, основными версиями исторической правды, с новыми литературными и публицистическими трудами.   География праздника                                                                                                   День письменности и культуры - прерогатива не только России. Этот праздник знаменит обширной географией, которая включает страны славянского мира. Конечно же, он отмечается в Болгарии, что интересно, он является государственным также в Чехии и Македонии. На постсоветском пространстве он остается одним из любимейших. Празднования на городских площадях, в храмах, библиотеках, школах проводятся в городах Молдовы, Приднестровья, Украины, Беларуси. Традиционно к этой дате готовятся форумы, встречи, открытые чтения, издания монографий или исторических очерков. Для того чтобы разнообразить содержание мероприятий, к датам празднования подключаются юбилеи писателей, годовщины кончины духовных лиц или исторические отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возвращение к духовным истокам

Презентация поможет более глубокому пониманию духовности при изучении лирики Заболоцкого Н, Н.Рубцова...

Методические рекомендации "Духовные истоки Кубани 2016-2017 уч.год"

Методические рекомендации п внесению оттдельных тем в курсе кубановедения "Духовные истоки Кубани"...

разработка программы внеурочной деятельности по кубановедению раздел "Духовные истоки Кубани"

данная программа разработана для учащихся 5-6 класса и может применяться во внеурочной деятельности по ОПК...

Программа «Духовные истоки Кубани»

Основным назначением курса внеурочной деятельности  «Духовные истоки Кубани» является ознакомление педагогов с методикой организации и проведения внеклассной воспитательной работы по ...