разработка программы внеурочной деятельности по кубановедению раздел "Духовные истоки Кубани"
материал по краеведению (5, 6 класс) на тему

Лариса Андреевна Машкова

данная программа разработана для учащихся 5-6 класса и может применяться во внеурочной деятельности по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_opk.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Казаки – хранители православной культуры»

Изучение истории казачества в школах Кубани представляется достаточно актуальным. Учащиеся - это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества.

Программа внеурочной деятельности «Казаки – хранители православной культуры» направлена на  совершенствование  личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями
, чуткости, патриотизме, развитии нравственного поведения, общей культуры. Реализация данной программы возможна в общеобразовательной школе в рамках внеурочной деятельности в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

  1. Пояснительная записка

 Актуальность данной программы обусловлена тем, что в связи с происшедшими серьёзными изменениями во всех сферах жизни нашего общества и современного мира за последние  десятилетия наблюдается не только доминирование материальных ценностей над духовными, но и искажение представлений о добре и зле, смысле жизни, что ведёт к разрушению личности, института семьи и в конечном итоге к вымиранию нации.

    Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Без истинного понимания нравственных ценностей невозможно решить проблемы духовного здоровья нации. Именно православная культура и любовь к родному краю веками охраняла эти ценности, а знание его истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё есть не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.

    Одной из основных функций образования является формирования высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества, своей малой родины. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. На Кубани основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций казаков. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно православие отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций. 

   Структуру программы нельзя отделять от ее содержания, методов преподавания, принципов организации материала. Учитель должен всегда помнить о специфике предмета, его культурологическом содержании, о том, что объектом изучения является процесс развития культурного феномена — православной культуры. Восприятие культурных явлений без эмоционально-оценочного отношения, а значит, без увлеченности самим предметом невозможно. Поэтому программа построена на принципах, способствующих активизации интереса к данному предмету.

ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В АТМОСФЕРЕ ПРЕДМЕТА предполагает создание атмосферы увлеченности предметом. В основе данного подхода лежит основной закон художественного восприятия — закон художественного уподобления . Чтобы ребенок смог воспринимать информацию о православной культуре, его надо к этому подготовить, поставить в ситуацию сопереживания (уподобления) той информации, которая должна быть усвоена. Закон раскрывается в педагогической драматургии занятий и связан прежде всего с определением содержательного ядра предмета.

 ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНОГО СООТВЕТСТВИЯ взаимосвязан с первым принципом и состоит в том, что необходимо обеспечить личностное отношение ребенка к тому содержанию, с которым он будет знакомиться.

Реализация первых двух принципов предполагает учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка для формирования у него эмоционально-ценностного отношения к объектам православной культуры.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности  школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

ПРИНЦИП  ИДЕНТИФИКАЦИИ (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В  школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение  школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Цели и задачи программы:

 - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

- воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни, гражданской ответственности и патриотизма в рамках системы духовного возрождения Кубани

- содействие формированию у учащихся представлений о целостной картине мира, пониманию содержания жизни человека и общества, адекватному современному уровню знаний через изучение  данного курса

- создание условий для самоопределения и самореализации личности, получение комплекса знаний о своей малой Родине, интеграция личности в национальную и мировую культуру.

- привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

- формирование интереса к изучению истории своего района и поселка.

- организация поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.

  1. Содержание занятий

В основе содержания занятий лежит система теоретических знаний о традициях и обычаях кубанских казаков, связанных с культурой православия.  Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Программа включает в себя 68 занятий.  1час в неделю и рассчитана на два года обучения. Возраст обучающихся – 11-12лет

  1. Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Казаки – хранители православной культуры»

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на требование и  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в соответствии с ФГОС.

Требования к личностным результатам:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих. 

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, малая родина, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа Кубани;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

1. Личностные результаты :

1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты: 

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Предметные результаты:

1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

      4.  Формы организации внеурочной деятельности

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

- занятия – презентации

- экскурсии, виртуальные экскурсии

- фотовыставки

- комбинированные занятия

5. Учебно- тематический план

5 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Распространение христианства на Северном Кавказе

4

4

-

2

Итоговое повторение

1

1

-

3

Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира»

4

4

-

4

Христианизация Алании

4

4

-

5

Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе

5

5

-

6

Итоговое повторение

1

1

-

7

Православие как источник духовности казачества

8

6

2

8

Итоговое повторение

1

1

-

9

Вера в народной жизни

5

5

-

10

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

-

                                                             6 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Культура черноморского и линейного казачества

5

4

1

2

Традиционные религиозные праздники

10

8

2

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

-

4

Войсковые традиции

6

4

2

5

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

-

6

Святые покровители Кубани

5

5

5

7

Обряды казаков

2

2

-

8

Святыни казаков

3

3

-

9

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

-

6. Содержание курса

5 класс – 34 часа

Раздел I. Христианство на Северном Кавказе

Тема 1. «Распространение христианства на Северном Кавказе» - 4 ч.  

Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа в I веке. Распространение христианства у адыгов. Христианизация Хазарского каганата. Католические миссионеры на Северном Кавказе.  

Итоговое повторение – 1 ч.

Тема 2.«Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира» - 4 ч.

Церковь в Тмутаракани во имя Пресвятой Богородицы».  Основание игуменом Никоном первого монастыря на Таманском полуострове. Таматархская епархия.  Христианские храмы на территории Кубани.

Тема 3. «Христианизация Алании» - 4 ч.

Христианизация алан. Аланская митрополия. Зеленчукские храмы. Кубанская епископия. Ослабление позиций христианства среди горцев.

Тема 4. «Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе» - 5 ч.

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.  Летопись – один из жанров древнерусской литературы. Тмутараканские страницы в «Повести временных лет».  Тмутаракань в «Слове о полку Игореве». Тема Тамани в сочинениях церковного деятеля Иосифа Волоцкого. «Никоновская летопись»

Итоговое повторение – 1 ч.

Раздел II. Утверждение православия на Кубани

Тема 5. «Православие как источник духовности казачества» - 8 ч.

Переселение черноморцев на Кубань и устройство походной церкви. Храм – дом Божий. Первые храмы на Кубани. Внешний вид православного храма. Внутреннее устройство храма. История  храма  Покрова Пресвятой Богородицы в Белореченске. Экскурсия в храм.

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

Тема 6. «Вера в народной жизни» - 5 ч.

Вера и верования. Православный календарь. Святой угол. Православные традиции казачьей семьи. Почитание родителей и стариков.

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

                                    6 класс – 34 часа

Раздел I. Казачьи обычаи и традиции

Тема 1. Культура черноморского и линейного казачества – 5 ч.

Казаки – старообрядцы на Кубани в ХV веке. Борьба с расколом и сектантством. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Святые обители. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.

Тема 2. Традиционные религиозные праздники – 10 ч.

Рождество. Святки, колядки, щедровки. Крещение Господне. Масленица. Прощёное воскресенье. Великий Пост. Благовещение. Пасха. Вознесение Господне. Троица. Престольные (храмовые) праздники. Экскурсия в один из местных храмов

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

Раздел II. Православие и казачество.

Тема 3. Войсковые традиции – 6 ч.

День благоверного Александра Невского. Святой покровитель кубанского казачьего войска – святой благоверный Александр Невский. Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий - православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва. Экскурсия в храм.

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

Тема 4. Святые покровители Кубани – 5 ч.

Святая Екатерина – покровительница Екатеринодара. Свято -Екатерининский кафедральный собор в Екатеринодаре – Краснодаре. Святой Георгий Победоносец - особо почитаемый святой среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах.

Тема 5. Обряды казаков – 2 ч.

Крестины. Проводы казака на службу.

Тема 6. Святыни казаков – 3 ч.

Екатерино – Лебяжья Свято – Никольская пустынь. Феодосия Кавказского пустынь. Храмы Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

7. Список литературы, рекомендуемой для детей:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Байбурин А. К.Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.

2. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.

3. Бондарь Н.И.Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

4. Борисова О.Г.Кубанские говоры: материалы к словарю. Краснодар, 2005.

5. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар. 2001.

6. Вардадым В.Священные камни. Краснодар, 2008.

Список литературы, рекомендуемой для учителя:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

2. Баранкевич И.А.Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

3.  Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2.

4.  Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.

5.  Бондарь Н.И.Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

6.  Смирнова Е.С.Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

7.  Волкострел Т.М.Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

8.  Гончарова Е.С.Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.

9. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Краснодар, 2002. Вып. 1.

10. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар, 2007.

10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.

11. Воронин В. В.Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.

12.  Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Краснодар, 2002. Вып. 1.

13. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995.

14. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995.

15. Попова О.С.Традиционная культура и православие (И. А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.

16. Вардадым В.Священные камни. Краснодар, 2008.

17.  Щербина Ф.А.История Кубанского казачьего войска. Краснодар, 2007. Т. 1-2.

18. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.

                           Технические средства обучения

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                         Экранно - звуковые пособия

Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная  программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, вклю...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).

Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...

Методические рекомендации при разработке программы внеурочной деятельности

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельностинеобходимо учитывать следующее: - комплексные программы могут быть двух вариантов: ...

Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.

Актуальной задачей  педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является  овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....

Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...

Программа внеурочной деятельности по кубановедению "Люби и знай свой край"

Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовател...