Методическая разработка программы внеурочной деятельности "Прогулки по Петербургу", основанной на интерактивных технологиях
рабочая программа по краеведению

Терешкова Дарья Сергеевна

Данная программа разработана на основе технологии дополненной реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_po_spb.docx51.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №690

Невского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО                           ПРИНЯТО                                       УТВЕРЖДАЮ

  _Рук. МО__________        Протокол педсовета № ______             Директор ГБОУ №690

  __________________        то ____________ 2017 года                 _______________________

  «    «                   2017г                                                                                  В.Ю. Соловьева                                                                                

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

       

"Прогулки по Санкт-Петербургу"

для 2 «А» класса

социальное направление

Составитель:

Терешкова Д. С.

Санкт-Петербург

2017 г.

Пояснительная записка

Цель программы: создание условий, способствующих социализации учащихся в обществе посредством участия в коллективной творческой деятельности, представляющей ценность для современной общественности, а также создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

Задачи курса:

  1. Способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую и досуговую деятельность.
  2. Обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе.
  3. Повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.
  4. Способствовать формированию у учащихся:
  • навыков социального взаимодействия;
  • коммуникативных способностей, выраженных в достижениях личностного роста;
  • овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития;
  • умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе;
  • познавательного интереса к изучению города;
  • элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга -  его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

   На основе этих знаний:

   4.1. содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга;

   4.2.  начать формирование краеведческих умений:

  • грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;
  • ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
  • соотносить объект на карте с городским пространством;
  • пользоваться краеведческой литературой;
  • рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
  • описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
  • соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.
  1. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:
  • работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
  • подбирать слова, характеризующие объект;
  • выявлять главные признаки объекта;
  • сравнивать объекты и делать выводы;
  • обосновывать свою точку зрения;
  • переносить знания, полученные на других учебных предметах.
  1. Способствовать формированию компьютерной грамотности и ИКТ – компетентности через развитие умений:
  • использовать интернет-сервисы для поиска необходимой информации;
  • работать с персональным компьютером, планшетом, смартфоном для достижения поставленной цели;
  • использовать компьютерные устройства для распространения своих знаний;
  • создавать и обрабатывать видеоматериал с помощью видео хостингов в сети Интернет;
  • применять технологии дополненной реальности как средства диссеминации образовательной среды.
  1. Создавать условия для формирования оценочных суждений:
  • формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
  • выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
  1. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
  • изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
  1. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
  • соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.

Предполагаемые результаты освоения программы  

   Во время прохождения начального курса «Прогулки по Санкт-Петербургу» предполагается, что учащиеся:

- овладеют элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;

   - научатся правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;

    - проявят познавательный интерес к изучению своей Малой Родины в выполнении творческих заданий, в желании посетить музей, выставку и написать отзыв, самостоятельно найти информацию, написать стихотворение или сказку о городе;

    - смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);

    -  начнут выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.

    И, конечно, полученные знания и умения должны способствовать бережному отношению ребят к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.

Прогнозируемые результаты 1 года обучения:

Личностные результаты:

  • умение выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат;
  • осознание себя членом общества и государства чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • умение работать индивидуально и в группе
  • осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
  • формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • овладеет навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • умение владеть приёмами монологической и диалогической речи;
  • умение ориентироваться в системе собственных знаний и осознавать потребность в новом знании;
  • умение использовать ИКТ-компетенции.

 Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
  • использовать технологии дополненной реальности;
  • создавать и обрабатывать видеоматериал с помощью видео хостингов;
  • использовать интернет-сервисы для поиска необходимой информации;
  • совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Предметные результаты:

  • узнают историю нашего края в древние времена;
  • узнает название островов Санкт-Петербурга, его дворцов, замков и парков;
  • познакомится с главными достопримечательностями Санкт-Петербурга, их историей, легендами и мифами о них;
  • научится работать с приложением технологии дополненной реальности «Aurasma»;
  • познакомится с детством Петра 1, будущего основателя нашего города;
  • узнает об освобождение приневских земель и узнает о мифах, связанных с основанием Санкт- Петербурга;
  • научится проводить экскурсии по Санкт-Петербургу, снимать видеоролики о легендах достопримечательностей Санкт-Петербурга;
  • научится ориентироваться в историческом центре Санкт-Петербурга относительно изученных достопримечательностей;
  • научится рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий.

Особенности содержания программы и организации процесса обучения

Система краеведческого образования, разработанная кандидатом исторических наук, доцентом РГПУ им А.И.Герцена, доцентом СПб АППО Л.К.Ермолаевой и одобренная Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, рассчитана на курс начальной и основной школы. Начальный (пропедевтический) курс «Прогулки по Санкт – Петербургу» является фундаментом всей системы, рассчитан на 1 час в неделю.  Роль курса важна не столько в формировании знаний, сколько в социализации учащегося и пробуждении познавательного интереса ребенка в изучении города. Именно на этой ступени необходимо и возможно помочь ребенку полюбить город, в котором он живет (гордиться им, сопереживать ему, понимать его проблемы), понять ценность города для себя и других горожан (иметь представление о его пользе, культурной и исторической ценности), осознать свою взаимосвязь с городом.

Особенность программы внеурочной деятельности «Прогулки по Санкт-Петербургу» состоит в ее содержании и организации процесса обучения. Данная программа предполагает участие обучающихся в коллективном творческом деле – создании виртуального туристического путеводителя по Санкт-Петербургу, дополненного легендами и мифами о достопримечательностях города, включающего в себя интерактивные технологии, а также технологии дополненной реальности. Организация образовательного процесса предполагает нелинейное изучение программы внеурочной деятельности «Прогулки по Санкт-Петербургу», т.к. построена на основе проведения выездных, экскурсионных занятий, вне учебного заведения. Изучение данной программы внеурочной деятельности подразумевает обучение учащихся использованию технологий дополненной реальности для диссеминации образовательной среды.

Содержание программы

Раздел 1. История Санкт-Петербурга – 5 часов

Знакомство с детством основателя Санкт-Петербурга – Петра I. Основание города: выбор места расположения будущего города, первые постройки, названия города. Стратегическое значение города. Строительство Петропавловской крепости. Василевский остров. Знакомство с понятиями: рукав реки, «Невский трезубец», бастион, куртина, верфь, мазанка, гонт, «Малая Нева», «Большая Нева», биржа, стрелка, ростры, скульптура, эллинги.

Фронтальная работа – знакомство с биографией Петра I, определение значения основания города для истории страны, определение стратегического значения города, определение значения понятий.

Групповая работа – поиск и обсуждение мифов о строительстве Санкт-Петербурга, составление вопросов для викторины.

Индивидуальная работа – выполнение тестовых заданий.

Раздел 2. Достопримечательности Санкт - Петербурга – 9 часов

Летний сад. Казанский собор. Дворцовая площадь, Зимний дворец. Арка Главного штаба, Александрийская колонна. Сенатская площадь. Медный всадник. Исаакиевская площадь, Исаакиевский собор. Храм Воскресения Христова.

Архитектурные понятия: ерик, канал, ярус, волюта, шпиль, купол, башня-фонарик, колоннада, яблоко-шар, рельеф, балюстрада, фасад, пандус, пилястра, атланты, ансамбль, барабан, аттик, мозаика.

Фронтальная работа – знакомство с историей создания достопримечательностей Санкт-Петербурга, их внешним видом, архитектурными элементами.

Групповая работа – поиск и обсуждение мифов о достопримечательностях Санкт-Петербурга, составление вопросов для викторины.

Индивидуальная работа – выполнение тестовых заданий.

Раздел 3. Легенды и мифы – 9 часов

Легенды и мифы основания города: закладка крепости, «На берегу пустынных волн…», финские легенды об основании Петербурга. Легенды Летнего сада: подземные ходы, ограда Летнего сада. Легенда о Казанском соборе. Мифы Зимнего дворца. Легенда о строительстве арки Генерального штаба. Легенды Александровской колонны. Мифы о Васильевском острове. Легенды «Медного Всадника»: сон майора, гром-камень. Легенды об Исаакиевском соборе: смерть Монферрана, чернильница, ориентир при артобстреле.

Групповая работа – обсуждение изученных легенд и мифов о Санкт-Петербурге, критический анализ прочитанного, выделение важной, главной, основной информации, выборочное чтение легенд, распределение ролей для выполнения проектной работы, распределение информации для индивидуального выразительного чтения наизусть.

Индивидуальная работа – выразительное чтение легенды наизусть.

Раздел 4. Экскурсии – 6 часов

Интерактивная обзорная экскурсия по Северной столице. Петропавловская крепость – сердце города. Прогулки по Летнему саду. Казанский собор. Дворцовая площадь. Исаакиевская площадь.

Фронтальная работа – обзорная экскурсия по Санкт – Петербургу.

Групповая работа – проведение групповых экскурсий по достопримечательностям Санкт – Петербурга, выполнение практической части проекта – запись видеороликов экскурсий.

Индивидуальная работа – выразительное чтение легенд и мифов о достопримечательностях Санкт-Петербурга наизусть на фоне живописных мест Санкт-Петербурга.

Раздел 5. Гид по Санкт-Петербургу – 5 часов

Интерактивные экскурсии «Легенды Санкт-Петербурга». Фотографии, картины Петербурга. Очерки истории города. Выпуск путеводителя.

Знакомство с понятиями: технологии дополненной реальности, видеохостинг. Фронтальная работа – обсуждение целей и задач проекта, результатов, которых удалось достигнуть, обсуждение и распределение ролей группового проекта.

Групповая работа – выполнение коллективного творческого дела: создание интерактивного путеводителя по Санкт-Петербургу, подбор иллюстраций, сопроводительного материала, обработка созданного видеоматериала в приложении Aurasma,издание сборника «Интерактивный гид по Санкт-Петербургу. Легенды и мифы».

Индивидуальная работа – выполнение индивидуальной части проекта.

Учебно-тематический план:

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащегося

теория

практика

Введение. Детство Петра I.

(Раздел 1)

1

Знакомятся с целью курса, групповым проектом. Знакомятся с детством основателя Санкт-Петербурга – Петра I. Выполняют тестовые задания.

Основание города.

(Раздел 1)

1

Знакомятся с понятиями: рукав реки, мазанка, гонт. Обсуждают значение основания города для истории страны. Рисуют ключи от города.

Стратегическое значение города.

(Раздел 1)

1

Обсуждают стратегическое значение города для страны. Знакомятся с понятиями: верфь, эллинги, скульптура. Разгадывают ребусы, раскрашивают картинки, разгадывают кроссворд.

Интерактивная обзорная экскурсия по Северной столице.

(Раздел 4)

1

Учащиеся смотрят видео экскурсию по Санкт-Петербургу, выполняют интерактивные задания. Работают с таблицами «ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Умею). Знакомятся с понятием «Невский трезубец».

Крепость на Заячьем острове

(Раздел 1)

1

Знакомятся с историей строительства Петропавловской крепости. Знакомятся с понятиями: бастион, куртина, отвечают на вопросы учителя. Разгадывают ребусы и кроссворд.

Легенды и мифы основания города

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают легенды и мифы: закладка крепости, «На берегу пустынных волн…», финские легенды об основании Петербурга. Инсценируют отрывки легенд. Распределяют роли в группе для выполнения проекта.

Василевский остров

(Раздел 1)

1

Знакомятся с понятиями: «Малая Нева», «Большая Нева», стрелка, биржа, ростры, ансамбль. Знакомятся с исторической справкой о Василевском острове. Обсуждают значение стрелки Василевского острова для города. Выполняют тестовые задания.

«Васькины истории»

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают легенды и мифы Василевского острова: сподвижник Петра I, финские легенды. Распределяют роли в группе, работают с текстом легенд, выразительно читают легенды наизусть.

Экскурсия «Петропавловская крепость – сердце города»

(Раздел 4)

1

Проводят экскурсию по Петропавловской крепости с учетом изученного материала легенд. Распределяют роли в группе, выразительно читают легенды наизусть, снимают видеосюжеты «Легенды Санкт-Петербурга».

Работа над проектом

(Раздел 5)

1

Знакомятся с понятиями: видеохостинг, технологии дополненной реальности. Учатся форматировать видеозаписи и работать с приложением для смартфона «Aurasma». С помощью учителя подбирают картины, фотографии Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости, обрабатывают созданный на экскурсии видеоматериал.

Летний сад

(Раздел 2)

1

Знакомятся с картой Летнего сада. Раскрашивают и дорисовывают решетку Летнего сада по заданной половине, отвечают на вопросы учителя.  Знакомятся с понятиями: канал, ерик.

Легенды Летнего сада

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают легенды и мифы Летнего сада: подземные ходы, ограда Летнего сада. Распределяют роли в группе, работают с текстом легенд, выразительно читают легенды наизусть.

Казанский собор

(Раздел 2)

1

Знакомятся с историей создания Казанского собора, понятиями: колоннада, аттик. Выполняют тестовые задания, разгадывают кроссворд. Раскрашивают рисунок Казанского собора по памяти.

Легенда о Казанском соборе

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают легенды и мифы о Казанском соборе. Обсуждают изученный материал. Распределяют роли в группе, работают с текстом легенд, выразительно читают легенды наизусть.

15-16.

Экскурсии: «Прогулки по Летнему саду»; Казанский собор.

(Раздел 4)

2

Проводят экскурсии по достопримечательностям с учетом изученного материала легенд. Распределяют роли в группе, выразительно читают легенды наизусть, снимают видеосюжеты «Легенды Санкт-Петербурга».

Работа над проектом

(Раздел 5)

1

Знакомятся с понятиями: видеохостинг, технологии дополненной реальности. Учатся форматировать видеозаписи и работать с приложением для смартфона «Aurasma». С помощью учителя подбирают картины, фотографии Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости, обрабатывают созданный на экскурсии видеоматериал.

Дворцовая площадь, Зимний дворец

(Раздел 2)

1

Знакомятся с понятиями: фасад, пандус, пилястра. Знакомятся с картой Дворцовой площади, происхождением названия Зимнего дворца и исторической справкой. Разгадывают кроссворд, расшифровывают ребус, выполняют тестовые задания.

Эрмитаж

(Раздел 2)

1

Обсуждают отличия Зимнего дворца и Эрмитажа. Знакомятся с картой Эрмитажа, некоторыми экспонатами. Разгадывают ребусы, выполняют тестовые задания. Составляют вопросы для викторины.

Мифы Зимнего дворца

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают легенды и мифы Зимнего дворца: призраки, подземные ходы, дворцовые коты. Распределяют роли в группе, работают с текстом легенд, выразительно читают легенды наизусть.

Арка Главного штаба, Александрийская колонна.

(Раздел 2)

1

Знакомятся с исторической справкой, отвечают на вопросы учителя. Разгадывают кроссворд, выполняют тестовые задания, составляют вопросы для викторины.

Легенда Ген. штаба

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают текст легенды об арке Ген. штаба и ее архитекторе. Распределяют роли в группе, работают с текстом легенд, выразительно читают легенды наизусть.

Мифы Александрийской колонны

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают легенды и мифы Александрийской колонны: клад под колонной, фигура ангела. Распределяют роли в группе, работают с текстом легенд, выразительно читают легенды наизусть.

Экскурсия «Дворцовая площадь»

(Раздел 4)

1

Проводят экскурсии по достопримечательностям с учетом изученного материала легенд. Распределяют роли в группе, выразительно читают легенды наизусть, снимают видеосюжеты «Легенды Санкт-Петербурга».

Работа над проектом

(Раздел 5)

1

Учатся форматировать видеозаписи и работать с приложением для смартфона «Aurasma». С помощью учителя подбирают картины, фотографии Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости, обрабатывают созданный на экскурсии видеоматериал.

Сенатская площадь.

(Раздел 2)

1

Знакомятся с исторической справкой о Сенатской площади, ее названиях, знакомятся с картой Сенатской площади. Выполняют тестовые задания, разгадывают кроссворд.

Медный всадник.

(Раздел 2)

1

Знакомятся с историей создания памятника, литературными произведениями, посвященными «Медному всаднику».  Выполняют тестовые задания.

Легенды «Медного Всадника»

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают легенды и мифы «Медного Всадника»: сон майора, гром-камень. Распределяют роли в группе, работают с текстом легенд, выразительно читают легенды наизусть.

Исаакиевская площадь, Исаакиевский собор

(Раздел 2)

1

Знакомятся с исторической справкой, картой Исаакиевской площади, а также с архитектурными понятиями: барабан, звонница. Выполняют тестовые задания, отвечают на вопросы учителя, составляют вопросы для викторины.

Легенды об Исаакиевском соборе

(Раздел 3)

1

Осуществляют поиск необходимой информации в литературе и сети Интернет. Читают, анализируют, критически оценивают легенды и мифы об Исаакиевском соборе: смерть Монферрана, чернильница, ориентир при артобстреле. Распределяют роли в группе, работают с текстом легенд, выразительно читают легенды наизусть.

Экскурсия «Исаакиевская площадь»

(Раздел 4)

1

Проводят экскурсии по достопримечательностям с учетом изученного материала легенд. Распределяют роли в группе, выразительно читают легенды наизусть, снимают видеосюжеты «Легенды Санкт-Петербурга».

Работа над проектом

(Раздел 5)

1

Учатся форматировать видеозаписи и работать с приложением для смартфона «Aurasma». С помощью учителя подбирают картины, фотографии Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости, обрабатывают созданный на экскурсии видеоматериал.

Храм Воскресения Христова.

(Раздел 2)

1

Знакомятся с исторической справкой о храме и архитектурным понятием мозаика. Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы учителя. Выполняют тестовые задания, рисуют купол храма Воскресения Христова.

Работа над проектом: выпуск путеводителя.

(Раздел 5)

1

Выпускают сборник-путеводитель «Интерактивный гид по Санкт – Петербургу. Легенды и мифы».

Итого:

14

20

Методическое и информационное обеспечение

Учебники и учебные пособия к курсу:

  1. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2016 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2016 г.
  3. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2014г.
  4. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2016 г.
  5. Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. СПб: " Норинт", 2002 г.

Интернет-ресурсы к курсу:

Материально – техническое обеспечение

  • Персональный компьютер
  • Смартфон ( или планшетный компьютер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).

Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...

Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...

Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», 8 класс

Методическая разработка «Нешкольная история. Петербург Петра Великого» сформирована для внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» и предназначена д...

методическая разработка программы внеурочной деятельности "Гитара" КТП

программа расчитана на 1 год , для учащихся 5-7 классов...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по курсу «Театральная студия с элементами пантомимы «Этюд»»

Программа внеурочной деятельности курса «Театральная студия с элементами пантомимы «Этюд» » для 4-(5) «Б» составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, утверждённым при...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»

Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....