Методические рекомендации при разработке программы внеурочной деятельности
методическая разработка

Нафигина Диля Наилевна
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при разработке программы внеурочной деятельности


Теоретическая часть

Слайд 1 «Главной задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни ( американский ученый Малкольм Ноулз)

Слайд 2 Цель моего выступления – рассказать о подходах, которые мы использовали для разработки программ внеурочной деятельности и познакомить коллег с той работой, которая проделана в нашей школе в данном направлении

В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создавать условия для успешной социализации школьников в процессе воспитательной деятельности.

Слайд 3 В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность». Внеурочная деятельность должна решать задачи воспитания и социализации обучающихся.

Слайд 4 В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

В своём выступлении В.Н. обозначила цели и задачи внеурочной деятельности и представила модель внеурочной деятельности, действующей в нашей школе.

Слайд 5 Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.

Программа внеурочной деятельности является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры и т.д. Программа должна быть направлена на формирование особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС. Реализация программы позволяет решать задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности.

Слайд 6 Воспитательные  результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Слайд 7 Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Рассмотрим, например, театральную студию. На первом уровне предполагается погружение в так называемую театральную среду. Это походы в театр, экскурсии по театру, просмотры спектаклей, беседы, встречи с актёрами, режиссёрами, гримёрами, костюмерами, к концу года пробуем писать свои сценарии или брать уже готовые, учимся создавать свои декорации, костюмы, подготавливаем почву для второго уровня результатов. На втором уровне: разучиваем роли, репетируем спектакли, организовываем их показы в классе, на параллели, на родительских собраниях, на школьных праздниках. На третьем уровне: тщательно отрепетированные спектакли, сказки предлагаем уже за пределами школы. Например, в доме престарелых, в детском саду, в детском доме, ЦДТ, возможны другие варианты, т.е. на этом этапе обучающиеся должны найти применение своему продукту. Важно занять и понимать при составлении программы, к какому уровню принадлежат воспитательные результаты внеурочной деятельности.

Слайд 8 При разработке программ внеурочной деятельности нужно придерживаться общих правил:

1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Слайд 9 Также при организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённые знания, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Таким образом, воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнком благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гердерном и других аспектах.

Если вернуться к той самой театральной студии, то успешность прохождения проведённых спектаклей, положительные отзывы и будут тем эффектом воспитания, о котором я говорила.

Предсказать этот эффект и уровни результатов внеурочной деятельности вы попробуете на практическом занятии.

Слайд 13 Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Слайд 14

Практическая часть

Сейчас, уважаемые коллеги, вы попробуете, исходя из полученных сведений во время теоретической части семинара, попытаться разработать три уровня результатов внеурочной деятельности, чтобы ясно представлять, к чему вы должны стремиться при составлении образовательной программы внеурочной деятельности.

Я предлагаю вам в каждой группе выбрать любой вид внеурочной деятельности, придумать название своему кружку, клубу, мероприятию, и приступить к разработке элемента образовательной программы внеурочной деятельности.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по внеурочной деятельности.

1. Игровая

2. Познавательная

3. Проблемно-ценностное общение

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

5. Художественное творчество

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

7. Трудовая (производственная деятельность)

8. Споритвно-оздоровительная деятельность

9. Туристско-краеведческая деятельность

Заслушиваем представителя от каждой группы.

Итак, мы с вами обозначили, какие результаты получим на каждом из уровней в различных видах внеурочной деятельности. Исходя из этого, вы уже можете поставить перед собой определенные цели, задачи курса по внеурочной деятельности, написать программу и приступать к её реализации.


Будьте добры, в листах рефлексии отметьте, свое отношение к сегодняшнему мероприятию. Поможет ли оно вам при составлении программы, было ли хоть немного полезным, или мы просто отняли у вас время. Пожалуйста, при помощи смайликов выразите ваше мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).

Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...

Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...

методическая разработка программы внеурочной деятельности "Гитара" КТП

программа расчитана на 1 год , для учащихся 5-7 классов...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по курсу «Театральная студия с элементами пантомимы «Этюд»»

Программа внеурочной деятельности курса «Театральная студия с элементами пантомимы «Этюд» » для 4-(5) «Б» составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, утверждённым при...

Методические рекомендации при разработке программы обучения каратэ лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц со спинальными нарушениями подвижности нижних конечностей и лиц с ампутацией нижних конечностей)

Материал предназначен для работников дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, занимающихся с людьми с ПОДА. Материал предназначен для работников дополнительного образов...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»

Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....