На Кубани родной живем семьёй единой
методическая разработка по краеведению на тему

Светлана Александровна Дьякова

Мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_kubani_rodnoy_zhivyom_v_seme_edinoy.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

станицы Новосергиевской

муниципального образования

Крыловский район

Международный день родного языка  в 2018  году

Внеклассное мероприятие

11 класс

« На Кубани родной живем в семье единой.»

Подготовила и провела

учитель истории и обществознания

Дьякова С.А

Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани, изучение культуры народов, живущих на Кубани.

Задачи:

Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах.

Воспитательные: воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к традициям предков, желание принести пользу Родине.

Образовательные: повторение исторических событий в крае, дополнение материала школьной программы новыми фактами и именами.

Оборудование : ИКТ, предметы старины, импровизированного макета дома “Кубань”, картины по теме урока.

Ход  мероприятия.

Учитель:  У каждого человека должен быть дом –

не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Но у всех нас есть общий дом –наша Кубань. Это большой дом, который мы любим и храним. Это дом, который вы будете беречь и обустраивать, когда станете взрослыми.

Сегодня  мы будем говорить о нашем доме, нашей Кубани.

Наше мероприятие  так и  называется «На Кубани родной живем в семье единой».

Все вы сегодня ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА :

Правило первое – не торопись. Сначала подумай, а потом ответь.

Правило второе – сила человека в дружбе.(С друзьями вместе можно выполнить самые сложные задания.)

Правило третье – трудиться нужно весело, чтоб хорошо трудиться.

Мы с вами изучали культуры разных народов, живущих на Кубани.

Изучая эти культуры, мы познали мир целых  поколений, которые трудясь, творили красоту земли.

Издавна на Кубань прибывало множество народов. Сюда на южные    окраины России от гнета бежали крепостные крестьяне. В поисках лучшей доли приходили, приезжали умелые ремесленники, купцы.

Сегодня на Кубани живут люди 120 национальностей.

Большинство из них – русские, украинцы, адыги, армяне, грузины, греки, белорусы, поляки.

Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли.

Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая и понимая друг друга.

Живя рядом, разные народы Кубани перенимали друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда.

1 задание:

Посмотрим, знаете ли вы это.

      Какие элементы одежды горских народов переняли казаки, переселившиеся на Кубань?

Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.

Бешмет – полукафтан типа рубахи.

Черкесска – узкий, длинный кафтан без ворота с вырезом на груди.

Бурка – накидка из войлока без рукавов.

Папаха – головной убор из овчины.

Чувяки – мягкая кожаная обувь, подогнанная под ногу.

Газыри – нагрудные карманы для патронов.

     Какие блюда и продукты появились в кубанской кухне благодаря воздействию живших рядом с казаками народов?

  Мамалыга – каша из кукурузы.

  Малай – лепешка из кукурузной муки.

  Мед – обменивали у адыгов.

  Шашлык – жареное на открытом огне мясо.

  Болгарский перец – (в помещичьих хозяйствах появились болгары-садовники, которые выращивали перец, баклажаны, помидоры).

  Адыги научили делать сухофрукты из яблок и груш, которые долго хранятся, не теряя вкусовых качеств. Также научили казаков строить усовершенствованные ульи.

  А еще с Украины казаки привезли песни, танцы, обряды, многие из которых сохранились до наших дней. Послушаем старинную казачью песню.

(Звучит кубанская мелодия. )

       1 ученик.

1.  В чудесном краю, где растет виноград,                        

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встает,

Тепло свое дарит почти круглый год,

2.  Единой семьею народы живут,

Кубань хлебосольную «мамой» зовут,

Любимую землю теплом украшают,

Ей песни, легенды свои посвящают.

3.  Одна из легенд докатилась до нас.  Её мы поведуем миру сейчас.

Учитель:

 - Сотворяя Землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благодатный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью.И населил он сей край народами разноязычными, и благославил их, глаголя:

          - Живите и украшайте землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою:     любите ближнего, как самого себя, и тогда радость и счастье не покинет вас.

 - Но ослушались люди Творца своего. Каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру.

        И тогда произошло великое несчастье: не слышались больше песни и смех. Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания. Ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод опустился на нее. Холод и мрак.

- И воздели люди руки к небу, обратили лицо свое к Создателю и возопили.

 - О, Всевышний! Помоги нам, наставь нас на путь истинный

 - Ваша сила в любви и дружбе, и уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля. Капля к капле – будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает ее вновь цветущей и благодатной.

 - О, Всемогущий, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, что все народы, населяющие сей край, достойны украшать его своими песнями и танцами, обычаями и традициям

 - И сказал Творец:

 - «Быть по сему…»

1-й чтец.

 - Кубань, российская земля,

Сады, бескрайние поля…

Тебе родной, тебе одной,

Бьет русский сын тебе поклон. 

2-й чтец

 - Житель гор возьмет с собой в дорогу

и вино, и хлеб наверняка.

Друг на встречу –

Есть чем, слава Богу,

Угостить на бурке кунака.

3-й чтец

 - Гость для горца –

Как звезда в зените.

Только в горы, помните о том, хлебе и вина вы не берите –

Встретят вас и хлебом, и вином.

Горец за вершины перевала

Без оружья не пускала в путь.

И не раз опасность обнажала

        Лезвие, нацеленное в грудь.

Вы с собой оружье не берите.

На дорогах до седых высот

Каждый горец – ваш телохранитель –

Сам погибнет, но друзей спасет!

4-й чтец.

 - Есть на Кубани народы – славяне,

Одних – белорусы зовут.

Лицом и душою красивые люди,

В согласье и дружбе живут.

                                           

Звучит белорусская песня («Савка и Гришка»).

5-й чтец.

 - На славной Кубани живут молдаване –

Сыны плодородной земли.

Веселые песни, горячие танцы

Они на Кубань принесли.

  6-й чтец.

 - О, Адыгея, родная моя!                                                                                              

Благословенная предков земля.             

Здесь по законам чести живут,

Чтут стариков и обычаи чтут.

Каждый адыг может гостя принять,

Может коня на скаку оседлать.

Друга адыг не оставит в беде,

В горе поможет ему и в нужде.

7-й чтец.

 - Адыги на земле моей живут,

Их издавна черкесами зовут,

Смеются солнцу,

Добрых ждут дождей.

Живут адыги на земле моей.

А ты о них не знаешь ничего –

Ни песен их гортанных, ни традиций.

Когда в ауле человек родится,

То дерево сажают в честь него,

И выстрелами миру возвестят,

Что человека нового растят.

Адыги на земле моей живут,

Их издавна черкесами зовут,

Во имя счастья не прощают зла,

Не верят трусам, уважают гордость.

Смешав огонь и мудрость в сердце горца,

Кровь пламенно черкесская течет.

Тебе б увидеть, как они танцуют,

Тебе б услышать, как они поют,

На скакунах по праздникам гарцуют,

И снова сбруя серебром звенит.

8-й чтец.

 - С вершин Арарата, от древней земли

Обычаи предков с собой принесли,

Армяне – веселый и дружный народ,

Который прекрасные песни поет.

9-й чтец.

 - Едва забормотал ручей,

Едва над зеленью долин

Запела птица меж ветвей,

Заговорил и ты мой сын.

Ты слово  первое сказал

На древнем нашем языке.

Губами детскими припал

К бессмертным струям в роднике.

Мой сын, тебе я отдаю наследство.

Обещай беречь, как ценный клад,

Как жизнь свою,

Армянскую родную речь.

Храни язык, да будет он так чист,

Как родничок в горах,

Храни его для всех времен,

Как  незабвенных предков прах.

Не запятнай же чистоты,

Куда бы ты не правил путь,

И если мать забудешь ты,

Армянской речи не забудь.

Звучит армянская мелодия.(фонограмма)

10-й чтец.

 - В краю кубанском без невзгод

Узбекский трудится народ.

И, говорят, его язык

Журчит напевно, как арык.

И описать не хватит слов

Узбекский ароматный плов.

У них в цене всегда была,

Дарующая жизнь вода.

Кубанский полноводный край

Узбеку – небесный рай.

11-й чтец.

 - Голубоглазая узбечка,

Глаза прозрачные, как речка,

Косички светлые, как лен.

Голубоглазая узбечка,

Тобою каждый удивлен:

Ты в пестром шелковом наряде,

В руках весенние цветы.

Не просто любопытства ради

Я должен знать, откуда ты.

                                 (картинки  узбеков в нац. Костюмах)

12-й чтец.

 - Родную Кубань полюбили на веки

Веселые, щедрые, вольные греки.

Покинув когда-то родную Элладу,

В Кубани цветущей нашли мы отраду.

Кубани мы песню свою посвящаем

И щедрое сердце ее прославляем.

13-й чтец

 - В мире, согласье и дружбе живет

Трудолюбивый татарский народ.

Народ-хлебопашец, народ-садовод

На свой дастархан всю Кубань созовет.

14-й чтец.

                     

- «Нэнька» моя, Украина моя:    

Хлебные нивы от края до края,

Вдаль убегают беленные хаты…

Мы на Кубань расселились когда-то,

Домом родным этот край почитаем,

Земли Кубани, «як матерь кохаем».

Учитель:

 - И был вечер, и было утро, а танцам, песням и всеобщему веселью не было конца. И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полноводную реку, оросившую Землю. Зацвели на ней сады, зашумели хлеб

 - И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

Ведущие.

 - Что жизнь коротка – не беда,

В ней можно успеть очень много,

Лишь мирно бы солнце светило всегда,

Сияло над каждым порогом.

 - Всем ясно, что стала мала

Сегодня Земля для сражений.

И только, как прежде, она

Просторна для добрых свершений.

 - Мир дому твоему! Мир дому твоему!!!

Слова простые эти всем знакомы.

  - Мир дому твоему! Мир дому твоему!!!

Мир твоему, Земля, большому дому!!!

Учитель:

Вот и готовы «стены нашего дома» . Осталось поставить крышу. Но это будет не простая крыша, а “Крыша добрых дел”.

Каждый из вас может сделать маленькое доброе дело на пользу своей школы, станицы, района (детям раздаются листочки). На этих листочках напишите свое доброе дело и прикрепите на крышу нашего дома (по желанию некоторые учащиеся рассказывают о своем “добром деле”).

Сегодня мы дружно «строили наш общий дом». Через несколько  лет вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни Кубани. Так бы хотелось, чтобы вы принесли пользу своей малой Родине. А сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом, музыкой. Кубань ждет вас! Помните и любите историю и культуру своей малой Родины, дела тех, кто своим трудом приумножил ее богатство, храните и берегите нашу любимую Кубань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский классный час: «Кубань- красавица на века делами славится!»

Единый Всекубанский классный час «Кубань красавица на века делами славится!»Цели и задачи: закрепить  знания учащихся об истории Краснодарского края, его уникальных особенностях; воспитывать...

Разработка Единого Всекубанского классного часа "Олимпийский старт Кубани"

Данная разработка направлена на воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну и Кубань – хозяйку олимпийских игр,формирование коммуникативной культуры учащихся (умение работать в команде)...

Единый Всекубанский классный час. «Олимпийский старт Кубани»

Разработка классного часа в 9 классе: "Единый Всекубанский классный час. «Олимпийский старт Кубани»"...

Единый Всекубанский классный час «Олимпийский старт Кубани»

Тема: Олимпийский старт Кубани.Цели: включение школьников в активное освоение системы олимпийский ценностей,  формирование коммуникативной культуры учащихся, воспитание патриотических чувств и го...

Единый Всекубанский классный час Олимпийский старт Кубани

Цель: воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну и Кубань - хозяйку олимпийских игр.Задачи:Помочь в  освоении системы олимпийских ценностей,Формировать коммуникативную культ...

Единый Всекубанский классный час "Олимпийский старт Кубани" для 5-6 классов

Вашему вниманию представлена разработка классного часа для 5-6 классов, посвященная открытию Олимпиады - 2014 в Сочи. Материал содержит непосредственно план-конспект, презентацию, которую каждый сможе...