Методические рекомендации по организации эколого-краеведческой игры– викторины «Экоумник»
учебно-методический материал по краеведению (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Васильева Анастасия Михайловна

 Игра-викторина «Экоумник», для обучающихся 11-15 лет, включает в себя вопросы по экологии, зоологии и ботаники. В основу викторины легли вопросы о природе Республики Марий Эл. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества

XV республиканский конкурс учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, посвященном 100 – летию системы

 дополнительного образования детей

Номинация: методические рекомендации по организации учебного и воспитательного процесса.

Методические рекомендации по организации эколого-краеведческой игры– викторины

«Экоумник»

                                                   Работу выполнила:

                                                             Васильева Анастасия Михайловна,

                                                              педагог дополнительного образования

                                                             МБОУ ДО «Центр детского творчества»

                                           

п.Килемары  2018

Методические рекомендации по организации эколого-краеведческой игры– викторины

«Экоумник»

 Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования. При выполнении задач экологического воспитания и обучения подрастающего поколения особенно необходимо учитывать конкретные местные условия и связывать обучение с жизнью, с общественной практикой. Многолетним опытом советской школы и наукой твердо установлено, что такая связь положительно влияет на знания учащихся, на ясность понимания и прочность усвоения ими учебного материала.

Осуществлению тесной связи обучения с жизнью и повышению уровня экологического воспитания учащихся весьма содействует школьное краеведение — проведение краеведческой работы на основе непосредственного исследования местной природы и общественной жизни.

 Игра-викторина «Экоумник», включает в себя вопросы по экологии, зоологии и ботаники. В основу викторины легли вопросы о природе Республики Марий Эл.

Целевая аудитория: обучающиеся 11-15 лет

Цель: воспитание экологической культуры и грамотности через игровую форму работы, расширение и углубление знаний о живой природе, развитие познавательного интереса обучающихся, их творческих способностей.

Задачи:

- развитие познавательного интереса школьников через игровую форму;

- повышение экологической грамотности и культуры учащихся;

-формирование личностного отношения школьников к экологическим проблемам;

- расширение кругозора учащихся;

-развитие коммуникативных качеств через работу в группе;

- формирование навыков самообразования.

Актуальность игры – викторины заключается в том, что учебная игра способствует формированию познавательного интереса, в ходе которой создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.  Учебная игра, представляет одну из интерактивных форм обучения, в ходе, которой идёт более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, а в первую очередь друг с другом, где все участники игры находятся на равных условиях, проявляют доброжелательность и активность, путём взаимной познавательной деятельности; способствует практической отработке полученных знаний, умений и навыков.

 Ожидаемые результаты игры - викторины: по ходу прохождения игры – викторины, у учащихся формируются представления о  среде взаимодействия животных, растений и человека, получение новых знаний об особенностях природы Республики Марий Эл, чувства патриотизма и гордости за свой край, как частицу России;

 В ходе игры – викторины, у учащихся формируется экологическое мировоззрение, направленное на необходимость охраны и поддержания окружающей их природной среды, среды обитания животных, растений и человека, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Техническое обеспечение игры: компьютер или ноутбук, настенный экран, колонки, проектор.

Рекомендации по использованию игры - викторины: Данную игру можно использовать в образовательных и воспитательных целях. Игра-викторина состоит из 25 вопросов и рассчитана на 45-60 минут. 

Правила проведения игры – викторины.

Между обучающимися 11-15 лет формируются команды в количестве 5 человек. Каждая команда заранее выбирают  название, эмблему и девиз. В начале игры, команды участницы дают представление своих команд, проводится жеребьёвка. На экране перед командами учащимися представляется игровое поле приложение 1), на котором прописаны разделы, которые включают в себя пять вопросов разной сложности. Игроки вправе самостоятельно выбирать раздел и сложность вопроса, например «Животный мир, 40» или «Республика моя,10».  В зависимости от сложности вопроса, команда, ответившая правильно на выбранный вопрос зарабатывает от 10 до 50 баллов. Если команда не знает ответа на выбранное ими задание, то право дать ответ переходит команде соперников.

Из педагогов или обучающихся формируется жюри, которое оценивает ответы команд, подводит итоги игры.

В середине проведения игры, можно провести динамическую паузу,

которая может быть представлена в виде физкультминутки.

Ход игры – викторины.

Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, команды участники, сегодня мы с вами проведём игру – викторину: « Экоумник».  Мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, о важности охраны природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвящаем нашу игру - викторину. Главными действующими лицами будут команды (представление команд участниц, жеребьёвка).

Оценивать работу команд сегодня будет жюри в составе, которого работают: ( представление жюри)

Игра будет проходить следующим образом: перед вами на экране игровое поле, на котором прописаны разделы, включающиеся в себя пять вопросов разной сложности. Каждая команда вправе самостоятельно выбирать раздел и сложность вопроса. На обсуждение вопроса дается 1 минута. Если команда ошибается, то право дать ответ переходит команде соперников. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Право первыми выбирать вопрос предоставляется команде (по результатам жеребьевки)

Игра-викторина «Экоумник»

Темы:

  1. Живые барометры
  2.  Экология и мы
  3. Республика моя
  4. Мир животных
  5. Мир растений

Вопросы:

Живые барометры

  1. Живые барометры, 10: Как ласточки предсказывают погоду? ( ласточки перед дождем летают низко над землей, так как насекомы тоже опускаютя вниз)
  2. Живые барометры, 20: Сидя на суку дерева, или усевшись на край забора, эта птица нахохлилась и опустила свои крылышки. Сидит как бабулька, значит стоит ждать дождя. Кто эта птица? (серая ворона)
  3. Живые барометры, 30: Что предвещают разворковавшиеся голуби? (ясная погода)
  4. Живые барометры, 40: Какие животные имеют внутренние часы? (пчелы, птицы)
  5. Какое комнатное растение может предсказать погоду? (Монстера, за сутки перед ненастьем начинает выделять капельки влаги)

Экология и мы

  1. Экология и мы, 10: Где находятся основные запасы пресной воды? (в ледниках, айсбергах, полярных снегах)
  2. Экология и мы, 20:Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю? (пластик)
  3. Экология и мы, 30. Назовите заповедник. Ранее в этой природной зоне В Марий Эл был заповедник «Марийский», по территории протекает река Большая Кокшага, обитают типичные лесные животные, есть бурый медведь. (Большая Кокшага)
  4. Экология и мы 40: Кто первым ввел термин «экология» (Эрнст Геккель)
  5. Экология и мы , 50: Назовите главный закон экологии, который был назван в 1960 году. (Всё связано со всем)

Республика моя

  1. Республика моя, 10, Назовите самый экологически загрязненный город в Республике  Марий Эл? (Волжск)
  2. Республика моя, 20: Какое из перечисленных растений занесено в Красную Книгу Республики Марий Эл: Лилия кудреватая, фиалка собачья, клевер горный? (лилия кудреватая)
  3. Республика моя, 30: На территории каких районов расположен национальный парк «Марий Чодра»? (Волжский, Звениговский, Моркинский)
  4. Республика Моя, 40: В озерах  Малый и Большой Марьер есть реликтовое водяное растение, которое ученые считают редким и исчезающим видом во внетропической зоне. Назовите это растение (рогульник плавающий или чилим, водяной орех)
  5. Республика моя, 50: Назовите 5 памятников природы Республики марий ЭЛ. (

Мир Животных

  1. Мир животных, 10:Какое животное изображено на гербе Республики Марий Эл? (медведь)
  2. Мир животных, 20: Какую рыбу зовут « речным санитаром»? И почему? (щуку, ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь)
  3. Мир животных, 30: Самое крупное хищное животные марийских лесов, его след похож на человеческий. (медведь)
  4. Мир животных, 40: Раньше многие вещи называли по другому: глаза-очи, лоб-чело. А какое животное называли и называют «векша»? (белка)
  5.  Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (волк)

Мир растений

  1. Мир растений, 10: Самое маленькое растение не только нашей республики, но и всего мира? (ряска)
  2. Мир растений, 20: Растение, находящиеся под угрозой исчезновения. Название его связано с медом. Еще так звали докторшу из сказки «Незнайка и его друзья». (Медуница)
  3. Мир растений, 30: Цветок, имеющий мелкие цветы-колокольчики, плоды-красные несъедобные ягоды, у которого от прорастания до цветения проходит шесть лет? (ландыш)
  4. Мир растений, 40: Какое дерево в Марий эл цветет последним? (липа)
  5.  Мир растений,50: Веточки какого дерева, поставленные в воду, за короткое время очищают ее от вредных бактерий, а вода эта стоит долго и не портится? (рябина)

Заключительное слово педагога: Вот и подошла к концу наша игра-викторина. Все команды с достоинством справились с заданиями.

Слова предоставляется жюри (объявление результатов, награждение)

Список литературы

  1. М.И. Кудряшов, Знаешь ли ты родной край? Республика Марий Эл, издание второе, дополненное – Йошкар_ола, Марийский полиграфическо - издательский комбинат, 1997г.
  2. Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл: Справочное издание/ Автор-составитель С.Э. Попова, Йошкар-Ола: ГПЗ «большая Кокшага», 2000г.
  3. «Знай и люби свой край»: сборник викторин по краеведению// авторы-составители Темнова Р.В., Дмитриев И.Л., Смышляева С.В. –Йошкар-Ола: ГБУДО Республики Марий Эл «ДЮЦ «Роза ветров», 2015
  4. http://kladraz.ru/viktoriny/viktoriny-dlja-shkolnikov/viktorina-dlja-shkolnikov-po-teme-zhivye-barometry.html
  5. https://multiurok.ru/files/ighra-viktorina-pro-marii-el.html
  6. http://komanda-k.ru/Марий-Эл/памятники-природы-республики-марий-эл
  7. http://gov.mari.ru/debzn/ekol/kk/plakat_pervocvety.jpg
  8. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-ekologicheskie-igri-1015530.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого- краеведческой работы.

Эта консультация познакомит воспитателей  с проблемой воспитания любви  к родному краю, его природе. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации по организации начального этапа обучения игре на аккордеоне

Рекомендации предназначены для педагогов по классу аккордеона в ДМШ, ДМХШ, ДШИ...

Методические рекомендации по организации «Квест-игра – современная игровая технология»

В настоящее время в образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Мы с вами поговорим о технологии проведения квест-игр. Ниже приведена методика составления и проведения кве...

Эколого-краеведческая ролевая игра "Наш край в XXI веке: проблемы роста и развития"

Учащимся предлагается участвовать в семинаре, где в ходе острой дискуссии обсуждаются самые важные проблемы Подмосковья. Это проблемы сохранения поверхностных и подземных вод, изчезновение боровых лес...

Методические рекомендации по организации и проведению военно-спортивной игры «Зарница»

Исходя из основных положений «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. главной целью п...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...