конспект урока "Они живут рядом с нами"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Штаюнда Светлана Николаевна

Урок по предмету Моя Карелия в 6 классе . Построен  ус учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. В течение урока обучающиеся работая, с различными источниками информации, создают свои продукты, которые представляют друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oni_zhivut_ryadom_s_nami.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Автор урока: Штаюнда Светлана Николаевна.

Должность: Учитель биологии, химии, предмета Моя Карелия.

Образовательное учреждение: МБОУ Панозерская ООШ.

Предмет: Моя Карелия.

Класс: 6

Продолжительность: 45 мин,

Тема урока: Они живут рядом с нами.

Время проведения 2 декабря 2016 года.

Автор учебника: Т.А. Бабакова, С.П. Гриппа, А.Ю. Ильин, Е.С. Калинин, С.М. Лойтер, А.М. Пашков, Н.В. Потахин, Н.В. Ровенко, С.Э. Яловицина. Моя Карелия. 6 класс. Петрозаводс: Фонд творческой инициативы. 2011 – 144с.

Цель: создание условий для усвоение темы растительный и животный мир населенных пунктов Карелии, в том числе поселка Панозеро.

Задачи:

Обучающие:

  • Стимулировать проектную деятельность учащихся;
  • Создать условие для выявления причинно –следственных связей: месторасположением населенного пункта, разнообразием растений, животных, грибов и экологическими проблемами.
  • Способствовать обучению школьников умению  выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа собранного материала.

Развивающие:

  • Создать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания;
  • Создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы.

Воспитательные:

  • Участвовать  в формировании позитивного общения «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
  • способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать влияние людей на растительный и животный мир в населенных пунктах Карелии и поселка Панозеро в том числе;
  • учащиеся должны знать  и уметь определять  основные виды растений, животных и  грибов, которые можно встретить на территории   поселка Панозеро;
  • уметь работать с гербариями, коллекциями, картинками, справочной литературой, атласами-определителями,  Интернет-ресурсами.

Оборудование: Коллекции «Насекомые», «Лишайники», «Грибы», гербарии деревьев, кустарников, трав Карелии, атласы-определители, научно-популярная литература,  мультимедийная презентация, компьютеры с подключением к Интернету, фотоальбомы.

Организация работы: работа в парах.

Ход урока:

  1. Демонстрация  слайдов презентации с фотографиями улиц и дворов  поселка Панозеро.  Люди – это часть живой природы, они живут в городах и поселках. Антропогенные факторы – совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду.

Проблема: Какое влияние оказывают люди на растительный и животный мир? Коллективная работа в виде «Мозгового штурма».

 Методический прием критического мышления:  «Кластер».

 C:\Users\Владелец\Pictures\Рисунок1.png

  1. Аборигенные виды – виды организмов, живущих в природных экосистемах края.

 Интродуцированные виды – виды организмов, живущих в природных экосистемах других географических областей.

Синантропные виды – виды животных, жизнь которых связана с человеком. Постановка проблемы: Какие живые организмы можно встретить в нашем населенном пункте?

Чтобы ответить на эти вопросы на разобьемся на пары. Первая пара  охарактеризует растения, вторая – мхи, грибы, лишайники, третья – животные.

 Составные компоненты проекта:

  • Формулирование цели  и задач(что и почему надо сделать);
  • Разработка или выбор путей выполнения проекта;
  • Работа над проектом;
  • Оформление результатов;
  • Публичное представление проекта;
  • Обсуждение результатов работы.

Учащиеся разрабатывают маршрут  и выполняют проект.

Для успешной работы обучающиеся используют:

  • Гербарии;
  • Определители растений и животных;
  • Коллекции насекомых, лишайников;
  • Книги:  

А.А. Плешаков. Зеленые страницы.  М.: «Просвещение», 1995 – 224 с.

А.В. Нестеренко. Однолетние и многолетние цветы в Карелии. Петрозаводск «Карелия», 1985

Б.М.Мамаев. Школьный Атлас-определитель насекомых. М.: «Просвещение», 1985

В.Б. Зимин, Э.В. Ивантер. Птицы. . - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002.- 288 с.

В.В. Тренин Лесные цветы. Петрозаводск «Карелия», 1988

В.С. Новиков, И.А. Губанов Школьный Атлас-определитель высших растений. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985

Е.Б. Яковлев, М.П. Лобкова. Насекомые. Петрозаводск «Карелия», 1989

М.А. Козлов, И.М. Олигер Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: «Просвещение», 1985- 207 с.

Н.П. Кутьков. Путешествие Тимы по родной Карелии. Наш озёрный край. Петрозаводск, BAREA, 2011

Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. Юному натуралисту. Петрозаводск «Карелия», 1995

Памятка Юному сборщику даров природы. М.: ЦЕНТРОКООПЛЕКТЕХСЫРЬЕ, 1983

Э.В. Ивантер. А.В. Коросов.  Земноводные и пресмыкающиеся. - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002. - 153

Э.В. Ивантер Название: Млекопитающие Карелии Издательство: ПетрГУ Год: 2008

Э.Л. Мельник Природа Карелии: изучаем и сохраняем. Петрозаводск. Из-во КГПИ, 2012 

Интернет-ресурсы:

  1. Работа в парах над проектами.

1 пара:

Древесно-кустарниковые  аборигенные:  березы повислая и пушистая, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, осина (тополь дрожащий),  ель европейская, сосна обыкновенная. Интродуцированные виды:  клен, акация желтая, дуб, сирень, ирга, арония (рябина черноплодная) 

Травянистая растительность: овсяница луговая, мятлик луговой, пырей ползучий, тимофеевка, одуванчик, подорожник, гусиная лапка, сныть, купырь, , лютик, клевера белый и красный, манжетка, лапчатка, ястребинки, донники белый и желтый, ромашки пахучая, мать-и-мачеха, тысячелистник, герань лесная, нивяник

Декоративные растения: георгины, гладиолусы, нарциссы, маргаритки, космея, бархатцы, гвоздики, астры, лилии, тюльпаны, ирисы, васильки, анютины глазки, календула, снежники, маки, пионы, львиный зев, энотера, табак душистый, мальва, незабудки, ландыши, колокольчики, петунии.

2 пара

 Лишайники: накипные, листоватые и даже кустистые.

Накипные проще всего обнаружить на камнях, они имеют вид пятен разного цвета, их невозможно отделить от субстрата, т. к. они прочно с ним срастаются.

 Листоватые лишайники имеют вид чешуек или лопастных пластинок, довольно легко отделяются от субстрата, чаще всего встречаются на деревьях, а также на почве. Золотянка, пармелия, пельтигера, ксантория.

  Кустистые лишайники действительно напоминают разветвленные кустики, колокольчики, цилиндры, срастающиеся с субстратом только основанием. Уснея, кладония, цетрария

Грибы: шампиньоны, дождевики, грузди черные, сатанинский гриб, навозники, опята, окаймленный трутовик, сморчки, маслята, подберезовики.

Мхи: кукушкин лен, сфагнум.

3 пара.

Животные:

Насекомые: жуки - жужелицы, божьи коровки, листоеды, долгоносики; бабочки - крапивницы, боярышницы, белянки, лимонницы, голубянки, моли, а также осы, шмели, пилильщики, мухи, комары, тли, цикады, кузнечики, растительные клопы, стрекозы, оводы, слепни, пчелы, муравьи.  

Птицы и млекопитающие: синантропные виды – виды, жизнь которых связана с человеком - серая крыса, домовая мышь, сизый голубь, ворона серая, воробей, чайки, свиристели, снегири, синицы, скворцы, трясогузки,  сороки, ласточки, славки, трясогузки, овсянки, кулики, дятлы, вороны.

  1. Закрепление знаний. Соотнесите: определение – понятие.

  1. Антропогенные факторы 

А.– виды организмов, живущих в природных экосистемах края.

  1. Аборигенные виды 

Б. – виды животных, жизнь которых связана с человеком.

  1. Интродуцированные виды

В. – совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду.

  1. Синантропные виды

Г. – виды организмов, живущих в природных экосистемах других географических областей.

Литература:

А.А. Плешаков. Зеленые страницы.  М.: «Просвещение», 1995 – 224 с.

А.В. Нестеренко. Однолетние и многолетние цветы в Карелии. Петрозаводск «Карелия», 1985

Б.М.Мамаев. Школьный Атлас-определитель насекомых. М.: «Просвещение», 1985

В.Б. Зимин, Э.В. Ивантер. Птицы. . - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002.- 288 с.

В.В. Тренин Лесные цветы. Петрозаводск «Карелия», 1988

В.С. Новиков, И.А. Губанов Школьный Атлас-определитель высших растений. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985

Е.Б. Яковлев, М.П. Лобкова. Насекомые. Петрозаводск «Карелия», 1989

М.А. Козлов, И.М. Олигер Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: «Просвещение», 1985- 207 с.

Н.П. Кутьков. Путешествие Тимы по родной Карелии. Наш озёрный край. Петрозаводск, BAREA, 2011  

Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. Юному натуралисту. Петрозаводск «Карелия», 1995

 Автор учебника: Т.А. Бабакова, С.П. Гриппа, А.Ю. Ильин, Е.С. Калинин, С.М. Лойтер, А.М. Пашков, Н.В. Потахин, Н.В. Ровенко, С.Э. Яловицина. Моя Карелия. 6 класс. Петрозаводс: Фонд творческой инициативы. 2011 – 144с.  

Памятка Юному сборщику даров природы. М.: ЦЕНТРОКООПЛЕКТЕХСЫРЬЕ, 1983

Э.В. Ивантер. А.В. Коросов.  Земноводные и пресмыкающиеся. - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002. - 153

Э.В. Ивантер Название: Млекопитающие Карелии Издательство: ПетрГУ Год: 2008

 Э.Л. Мельник Природа Карелии: изучаем и сохраняем. Петрозаводск. Из-во КГПИ, 2012 

     

Интернет-ресурсы:  

http://kost-kobernik.ru/moja-karelia-6-klass

http://kartravel.ru/zveri.html, https://yandex.ru/images

http://kartravel.ru/book.html

Основные понятия, изучаемые на уроке

Аборигенные, синатропные, интродуцированные виды, антропогенные факторы.

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся, подвести к теме урока.

Демонстрация презентации «Поселок Панозеро»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Демонстрирует презентацию.

Активизация деятельности: то, что мы будем изучать сегодня на уроке, вы увидите на слайдах

Смотрят презентацию, по слайдам пытаются определить тему  урока, высказывают предположения.

- развитие мотивации к учебной деятельности

Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке.

Подводит к формулировке цели урока, согласно которой, учащимся необходимо будет составить план работы

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель.

Высказывают мнения: улицы поселка, растения, животных, экологические проблемы.

Формулируют тему: Они живут рядом с нами.

-развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений;

-формирование способности к самостоятельному построению умозаключений, целеполаганию.

Этап 2. Актуализация знаний

Цель: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Форма работы: фронтальная

Люди – это часть живой природы, они живут в городах и поселках. Проблема: Какое влияние оказывают  люди на растительный и животный мир ?

Коллективная работа в виде «Мозгового штурма».

Результат: создание  кластера «Антропогенные факторы».

-развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

-развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

-развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Этап 3. Построение плана урока

Цель: Составление плана действий, распределение ролей и заданий.

Руководит процессом построения плана урока.

Предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами:  направляет учащихся на совместное выполнение задания.

Распределяются на пары.

Определяют, что в поселениях живут растения, грибы и лишайники, животные.

Каждая пара выбирает тему исследования.

- умение планировать учебную деятельность и прогнозировать ее результат

 - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Этап 4.Реализация плана урока.(осуществление проектной деятельности).

Цель: определение знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета.

Форма работы: работа в парах, выполнение проектно-исследовательской  работы.

Рассказывает, задает вопросы. Объясняет задание для работы в мини-группах.
Предлагает материалы для изучения.
Координирует работу учащихся.

Фиксируются ключевые моменты, на протяжении всей работы на данном этапе. Изучают предоставленный материал, выбирают информацию, согласно зданию, оформляют материал.

-формирование устойчивого интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива;

-формирование навыка изучающего и поискового чтения;

-формирование умения выделять главное и второстепенное;

-развитие способности преобравзования информации из одной знаковой системы в другую.

Этап 5.Практическое выполнение заданий.

Цель : выделение необходимой информации.

Форма работы: работа в парах.

Объясняет смысл задания, контролирует работу.

Опираясь на собственный опыт, наблюдения, текст учебника находят растения, лишайники, мхи, грибы, животных, которых можно встретить на территории поселка Панозеро. Определяют название лишайников и грибов по определителям.

Работают с гербариями.

Ищут  картинки и фотографии птиц и животных, которых можно встретить в поселке  (Интернет,  книги, школьный фотоархив).

Оформляют результаты своего исследования.

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- использование полученных теоретических знаний на практике,

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

 -развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Этап 6.Подведение итогов и закрепление материала в устной форме.

Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала, включение полученного материала в систему знаний.

Представляют результаты своего исследования. Обучающиеся должны рассказать о растениях, животных, грибах и лишайниках, которые можно встретить на территории поселка Панозеро, обязательно включив в свой рассказ новые термины. Свое выступление они могут сопровождать слайдами презентации, демонстрацией гербария, картинок, фотографий, натуральных объектов.

Этап 7.Рефлексия.

Цель: повышение мотивации к учению, формирование склонности к адекватной самооценке. Выполняют задание на соответствие.  

Сегодня я узнал…

Я научился….

Было трудно…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Домашнее задание: завершить работу по оформлению  результатов своего исследования: презентация, коллаж, таблица, плакат и т.д.