Проект "Искусство набойки по ткани"
проект по краеведению (9 класс) на тему

Лунякова Татьяна Сергеевна

Проект «ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСЧЕЗАЮЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ. ИСКУССТВО НАБОЙКИ ПО ТКАНИ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, я представляю Проект «ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСЧЕЗАЮЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ. ИСКУССТВО НАБОЙКИ ПО ТКАНИ»

Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества. Многие народные промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. В конце 19 - начале 20 вв. в России началось возрождение народных художественных промыслов. В настоящее время прослеживается тенденция к их угасанию. Возникает необходимость во всестороннем анализе подобных промыслов с целью их сохранения как части современной культуры Ивановской области.

Актуальность проекта обусловлена неудовлетворительным состоянием народных художественных промыслов и заключается в необходимости изучения, сохранения и их преемственности для общества в современной культуре.

К теме народных промыслов обращался широкий круг культурологов, искусствоведов, этнографов, краеведов.

Этапы развития народных художественных промыслов являются предметом исторических исследований Людмилы Михайловны Кокиной; проблемы бытования народных промыслов отражены в исследованиях Алексея Семеновича Балаболкина.

Необходимость сохранения и возрождения культурного наследия России на государственном уровне подтверждается и Федеральными целевыми программами «Культура России (2012-2018 годы)», «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».

Цель проекта - анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов  России на примере набойки по ткани.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

- провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- выявить состояние и тенденции развития  искусства набойки по ткани  в различных регионах России;

 -  изучить современные подходы в процессе возрождения и сохранения    традиционных художественных промыслов в области искусства набойки    и народного костюма;

-  освоить приемы и способы технологии набойки по льняной ткани.

Новизна заключается в том, что она является одним из первых исследований, рассматривающих тенденции развития искусства набойки как одного  из народных художественных промыслов  России.

Основные положения и результаты проекта могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования детей (домах ремёсел, творчества, детских художественных школах); на уроках истории, географии  и изобразительного искусства.

Исчезающий народный художественный промысел - вид народного художественного промысла, имеющий тенденцию к сокращению производства, уменьшению количества мастеров, мастерских, отсутствию популяризации и находящийся под угрозой полного исчезновения. Одним из таких промыслов является набойка по ткани. Ручная набойка по ткани – один из старейших видом декоративно-прикладного искусства. Это ремесло гармонично и близко к природе через натуральный материал манер, льняную ткань и природный орнамент.

Изобретена набойка была, по-видимому, в Индии. На Руси она появилась через посредство купцов, торговавших с восточными странами. Сведения о ней встречаются уже в источниках, относящихся к X в. Сначала набивным делом на Руси занимались иконописцы-травщики. Но потом оно было освоено народными умельцами и получило широкое распространение в крестьянской среде. Из всех видов узорных тканей набойка - самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане.[3]

Существовали два основных типа набивных тканей: белоземельные - с рисунком по белому фону, и кубовые - с рисунком по фону синему.

И в том и в другом случае узор на ткань наносили вручную, при помощи специальных резных досок - «манер». Манеры изготавливались для большей прочности из плотных пород дерева - дуба, граба, клена, березы, бука, ореха, иногда из древесины пальмы и самшита. Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже - клиновидную. Обычный размер такой доски - 20 х 20 см. Толщина - 3–5 см. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным.

До конца XVII в. для нанесения узора на ткань применялась масляная краска. Ткань расстилали по столу, покрытому чистым сукном. Доску накладывали на полотно и били по ней деревянным молотком. Краска переходила с доски на ткань. Операция повторялась до тех пор, пока вся материя не покрывалась узорами.  К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: «лапки», «елочки», «горох», «цветы», «рубчики», «глаза».

Потом на смену этому способу пришел другой. Рисунок на набойной доске стали покрывать веществом, которое препятствовало переходу краски на ткань. Называлось оно «вапа» и могло быть разным по составу. Но обычно его готовили, растворяя в кипящей воде белую глину, купорос (соль серной кислоты), растительный клей и немного говяжьего жира. С рельефного рисунка на доске вапа переходила на ткань, которую затем опускали в кубовую краску. Получался белый узор на синем фоне. От вапы ткань отполаскивали в слабом растворе серной кислоты. Если основу вапы составлял воск, то достаточно было промыть готовую набойку в горячей воде.

Еще одним способом производства набойки была вытравка. Этот способ заключался в том, что на окрашенную ткань наносили с набойных досок вещество, окисляющее и разрушающее синюю краску. Результатом, как и при использовании вапы, был белый узор по синему полю. Но вытравку чаще всего использовали тогда, когда узор состоял из мелких деталей и его воспроизведение требовало четкости линий.

С конца XVIII в. фабричное производство набивных тканей (миткалей и ситцев) постепенно начало вытеснять ручной способ их изготовления. Однако и на протяжении всего XIX, и в начале XX в. это ремесло еще кормило целые уезды.

В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор.

Из кубовой набойки делали занавески, скатерти, украшенные в середине крупными розетками и широкой каймой по краям; шили передники, мужские порты и рубахи, женские сарафаны. Кубовая набойка бытовала вплоть до 1930-х годов. Ее богатое орнаментальное наследие и технические принципы успешно используются ситценабивной промышленностью.

На территории Вологодской губернии небольшие мастерские по производству набивных тканей были почти в каждом уезде. Но особенно интенсивно это ремесло развивалось в Грязовецком, Каргопольском, Никольском и Устюженском уездах.[31]

Тверская губерния была крупным центром набивного дела в России, славившимся своими образцами. Набойку делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда.

В настоящее время самых разных уголках страны есть люди, которые буквально реконструируют древние ремесла, вспоминают обычаи, возрождают традиции и вполне органично вводят их в контекст современной культурной жизни. К таким людям относится и заслуженный деятель искусств России, руководитель творческой мастерской Александр Яковлевич Колесников.

Утраченные традиции русского народного костюма восстанавливают мастера школы «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» под руководством Галины Александровны Федоровой.

Почти исчезнувшая в России кубовая набойка ожила на изделиях каргопольской мастерицы Елены Диковой.

Таким образом, в настоящее время набойку почти полностью вытеснили более дешевые и удобные способы украшения ткани, но старинное ремесло, позволявшее творить чудеса цвета синего неба, не было утеряно – и в этом большая заслуга Галины Александровны Федоровой, Елены Диковой, Александра Яковлевича Колесникова.

Процесс набойки по ткани от изготовления манер до окончательного изделия очень интересен. Мы попробовали его освоить.

Первым  этапом нашей работы была разработка фрагмента рисунка с помощью программы CorelDraw.

На втором этапе  был изготовлен штамп из липы путем переноса рисунка на древесину с помощью копировальной бумаги. Древесина плотная, твердая, хорошо обрабатывается, но сильно усыхает.

При контурной резьбе линии выполняются разными инструментами: полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом. Внешне эта резьба, кажется, удивительно простой, но это не так.  

Для удобства нанесения краски была выбрана льняная невыбеленная и выбеленная ткани. Ткань подготовлена соответствующим образом: замочена в горячей воде и проглажена.

Далее была произведена набивка рисунка акриловыми красками. Краски наносились на штамп губкой. Использованы пигменты: охра и коричневый.

Нами был отпечатан низ юбки льняного костюма.

Итогом  проекта  номинации «Традиционная культура» стали изготовленные из липы штампы для набойки, а также заранее сшитое изделие (юбка), декорированное набойкой акриловыми красками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Ткани всякие нужны, ткани всякие важны..."

Занятие включает в себя несколько видов и форм проведения : это и посещение предполагаемого салона-магазина с консультациями педагога по выбору ткани для конкретного изделия, интересная информация из...

"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""

Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...

«Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».

Урок из раздела материаловедение. На занятии систематизируем знания о текстильных волокнах и их свойствах, знакомимся с технологией получения химических волокон и их свойствами. В качестве практическо...

Урок "Ткани из шерстяных и шелковых тканей"

Презентация и план-конспект урока. Урок-игра по сценарию телевизионной программы "Контрольная закупка"...

Ткани животных: мышечная ткань. 6 класс

Урок биологии в 6 классе. ВиЭксМ 2011. Проектирование современного урока биологии по УМК Сонина Н.И. в условиях реализации ФГОС второго поколения.Это третья тема в разделе «Ткани», после изучения соед...

Текстильные волокна и ткани. Получение ткани. Стороны ткани.

Данный материал знакомит учащихся  с видами текстильных волокон. Подробно дан материал о видах натуральных  волокон растительного происхождения, а также рассмотрены этапы производства ткани ...

Презентация "Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка"

Презентация "Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка". 6 класс...