Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.

Есенин С. А.

 

Пояснительная записка

Программа «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для работы во внеурочное время с обучающимися 5-9 классов Михайловской СОШ и направлена на воспитание любви к родному краю, малой родине,  знакомство с  историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой, приобщение  к художественной культуре родного края,  формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся, на адаптацию их в социокультурной среде.

Программа способствует развитию личности учащихся посредством знакомства с историей, культурой и художественными традициями родного края, в процессе знакомства с «чудесами Некрасовского поселения ЯМР» Ярославской области.

Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» является актуальной, так как способствует решению важных проблем - форми­рованию гражданской идентичности, воспитанию юных патриотов своей Роди­ны, развитию творческой личности.

В основе программы лежит идея: каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей родины, поэтому необ­ходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи, художественные тради­ции.

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» - Байрон Д.
         Технологии и методы обучения. В программе заложены здоровьесберегающие технологии; информационные и коммуникативные технологии; техно­логия сотворчества; игровые технологии; интерактивные методы обучения.

Цель программы: приобщение школьников к исследовательской деятельности в ходе знакомства с  историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой края, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств, художественно-эстетическое воспитание учащихся, сформировать представление об особенностях изоб­ражения архитектуры в различных видах изобразительного искусства.

Задачи программы: образовательные:

  • расширить знания об истории родного края, малой родины, 
  • познакомить  с  «Чудесами Некрасовского поселения ЯМР»  историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой,
  • приобщить  к художественной культуре родного края в ходе исследовательской деятельности;
  • сформировать навыки грамотного интервьюирования местного населения, старожилов родного края;
  • научить пользоваться разными источниками для получения информации об обычаях и обрядах родного края;

воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, культуре, к художественным тра­дициям и историческому прошлому родного края, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам и чистым помыслам;
  • сформировать любовь и уважение; получить эстетическое удовольствие от процесса и результата творческой деятельности;
  • сформировать умение самостоятельно распределять обязанности в груп­пе, организовывать исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность;

развивающие:

  • развивать умения воспринимать, перерабатывать, систематизировать  краеведческий материал и воплощать его  художественных  образах;
  • развить творческий потенциал и способности обучающихся в области изобразительного искусства на примере природы и архитектуры родного края:
  • развивать художественно-эстетический вкус, исследовательские способности.

Общая характеристика программы.

Программа строится на интеграции исторических, искусствоведческих, художественных  и социальных знаний.

Направлена на углубление знаний об основных правилах изображения пейзажа и архи­тектурных объектов на плоскости и в объеме, о перспективе и цветоведении; расширение представлений о средствах выразительности в живописи, графике, архитектуре. В процессе обучения школьники приобретают опыт восприятия, анализа произведений искусства и памятников архитектуры края; переда­чи настроения и эмоционального состояния изображаемого объекта в живопис­ных, графических, скульптурных материалах.

Данная программа способствует повышению познавательного интереса к изобразительному искусству, МХК, историческому краеведению, технологии.

Источником информации могут быть материалы, имеющиеся в городских архивах, фондах библиотек, школьном историко-краеведческом музее «Страницы истории»; личные встречи с деятелями культуры поселка и ста­рожилами; экскурсии по родному краю, материалы ежегодных муниципальных и школьных исследовательских конференций «Вокруг тебя мир!», где представляются результаты исследовательских работ обучающихся.

Принципы обучения: культуросообразности, наглядности, доступности,

поэтапности, научности, связи обучения с практикой.

Данный курс направлен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и культурологи­ческого подходов в обучении.

Виды художественно-творческой деятельности:

  • рисование с натуры, по памяти и представлению пейзажа, архитектурных постро­ек, природных объектов;
  • создание тематических композиций с изображением местной архи­тектуры различными художественными материалами;
  • фотографирование архитектуры, составление фотоколлажей;
  • лепка из цветного пластилина барельефов и моделей церквей;
  • беседы об изобразительном искусстве и архитектуре на примере творче­ства ярославских мастеров; выполнение творческих работ и проектов.

 

Режим работы. Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для обучающихся 11-16 лет и рассчитана на 1 год обучения, всего 68 часов в год.

Место проведения занятий: учебный кабинет, школьный историко-краеведческий музей «Страницы истории», экскурсии по территории поселка, Некрасовского сельского поселения, Ярославскому краю.

Формы проведения занятий: практические занятия; самостоятельная ра­бота; экскурсии по родному краю; фотосъемка; выставки творческих работ обучающихся; просмотр и об­суждение презентаций и фотографий, фильмов, посвященных памятникам архи­тектуры Ярославского района, п. Михайловский, творчеству ярославских художников, встречи с интересными людьми, исследовательская практика; работа с разными источниками информации; фото­выставка; рисование с натуры.

Программа предусматривает чередование индивиду­ального творчества обучающихся с коллективной или групповой деятельностью.

Формы контроля:

- текущий контроль: обсуждение произведений изобразительного искус­ству выставка детского творчества в школе (музее).

  • итоговый контроль: защита творческих проектов на тему: «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»

Результаты реализации программы

Первый уровень обучения:

  • приобретение новых знаний о «чудесах Некрасовского поселения ЯМР», об истории родного края;
  • приобретение новых знаний об особенностях ярославской усадебной и храмовой архитектуры и наружной отделки храмовых построек; расширение представлений о средствах выразительности в различных ви­дах изобразительного искусства; углубление знаний об основных прави­лах изображения пейзажа, архитектурных объектов на плоскости и в объеме;
  • расширение кругозора, словарного запаса по художественной культуре и историческому краеведению;
  • формирование желания общаться с исторической культурой, участвовать в анализе произведений искусства и архитектуры;
  • углубление знаний о синтезе искусств, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, о различных художественных ма­териалах и технологиях.

Второй уровень обучения:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, искусству и произведениям художественной культуры;
  • закрепление навыков исследовательской работы в области культуры и ис­торического краеведения;
  • формирование положительного отношения к совместной творческой деятельности; закрепление навыков организации и выполнения самостоятельной работы, оценивания результатов индиви­дуальной и совместной художественно-творческой деятельности; форми­рование эстетических чувств, самостоятельности, коммуникабельности, ответственности, гражданственности, толерантности;

Третий уровень обучения:

  • приобретение опыта художественно-творческой деятель­ности;
  • приобретение опыта передачи в живопис­ных, графических, скульптурных работах настроения, эмоционального состояния и характера архитектуры; самоанализ произведений искусства и памятников архитектуры;
  • самоорганизация творческой дея­тельности;
  • анализ и систематизация результатов деятельности.

Тематическое планирование.

№ п/п

Название темы, разделов

Количество часов

Характеристика видов

де­ятельности обучающихся

Всего часов

Аудиторн. часы

Внеадит. часы

I.

Исторические места нашего края.

 

 

 

 

 

Введение. Вводное анкетирование по теме: «Что я знаю об истории родного края». Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и противопожарной безопасности.

1

1

 

 

 

История родного края. Путешествие по маршрутам краеведов.

Фотографирование.

1

 

1

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей «Страницы истории»

 

 

 

Первое чудо – Попадьинское селище.

1

1

 

Экскурсия.

 

Рисование с натуры пейзажа (Попадьинского селища)

1

 

1

Рисование с натуры пейзажа

 

Второе чудо – первая  победа в смутное время. Егорьевская битва 1609 г.

1

 

1

Экскурсия в музей.

 

Рисование тематической  композиции «Переломная  битва»

3

3

 

Рисование по представлению.

 

Оформление выставки.

1

 

1

 

II.

Русская усадебная архитектура.

 

 

 

 

 

Третье чудо – барский дом в п. Михайловский/

Михайловское, сельская усадьба Гарявина (Горяинов). Бывший дом Юрия Васильевича Горяинова. Пример провинциального классицизма в русской архитектуре. Дом предводителя уездного дворянства.

1

 

1

Экскурсия в музей.

 

Бывший дом Юрия Васильевича Горяинова. Пример провинциального классицизма в русской архитектуре. Дом предводителя уездного дворянства.

3

 

3

Зарисовка с натуры памятников архитектуры.

 

Знакомство с ярославскими изразцами, с особенностями внутренней отделки построек.

1

 

1

Экскурсия в музей.

 

Лепные барельефы и изразцы усадьбы Горяинова.

1

1

 

 

 

Разработка эскизов. Лепка и роспись изразца.

1

1

 

 

 

Пленэр. Усадьбы Ю.В. Горяинова.

2

 

2

 

 

Парк - непременная принадлежность русской усадьбы. Пленэр. Парк усадьбы Горяинова.

3

 

3

 

 

Приобретение опыта по со­зданию композиции по памяти  в теплой гамме «Осень в Михайловских парках».

3

3

 

 

 

Четвертое чудо – «Пастуховские  дачи»  на Красном холме.

Усадьба Николая Петровича Пастухова в имении Красный Холм остался лишь один из прекрасных флигелей Пастухова, построенный по проекту ярославского архитектора Н.И. Поздеева.

3

 

3

Экскурсия. Фотографирование.

 

Зарисовка с натуры (пленэр) или копирование по фотографии памятников архитектуры.

3

 

3

 

 

Парковый комплекс в поселке Красный холм. Зарисовка с натуры. (пленэр)

3

 

3

 

 

Оформление выставки рисунков и фотографий.

2

 

2

 

III.

ПЕЙЗАЖИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ (волжские просторы, пляж, аллеи, парк).

 

 

 

 

 

Пятое чудо – наша река Волга. Волга… река – матушка.

1

1

 

 

 

Волжские просторы. Зарисовка с натуры уголков природы

2

 

2

 

 

Пляж. Зарисовка с натуры уголков природы.

2

 

2

 

 

Аллеи. Зарисовка с натуры уголков природы.

2

 

2

 

 

Парк. Зарисовка с натуры уголков природы.

3

 

3

 

 

Оформление выставки.

2

 

2

 

IV.

Храмовая архитектура.

 

 

 

 

 

Шестое чудо – церковь Петра и Павла. Фотографирование памятника архитектуры.

2

 

2

 

 

 Храм в Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая (фресковые росписи внутри храма) с. Григорьевское. Зарисовка с натуры (или по фотографии)памятников архитектуры.

3

 

3

 

 

Церковь Михаила Архангела в Норской слободе. Рисование по представлению памятников архитектуры. Копирование.

3

 

3

 

 

Оформление выставки рисунков и фотографий.

1

 

1

 

V.

Архитектура XX столетия и современная архитектура.

 

 

 

 

 

Здание научно-исследовательского института Животноводства и кормопроизводства. Деятельность. История.

1

1

 

 

 

Здание научно-исследовательского института Животноводства и кормопроизводства. Зарисовка с натуры архитектуры.

3

 

3

 

 

НИИ Повышения квалификации работников сельского хозяйства. Зарисовка с натуры архитектуры.

3

 

3

 

 

ГСАС «Ярославская» (агрохимическая служба). Зарисовка с натуры архитектуры.

3

 

3

 

 

Культурно-спортивный центр. Зарисовка с натуры архитектуры.

2

 

2

 

 

Наша любимая школа.

Зарисовка с натуры архитектуры.

2

 

2

 

 

Улицы поселка в перспективе.

Зарисовка с натуры.

3

 

3

 

 

Получение опыта создания архитектурной композиции «Зимние улочки Михайловского» с учетом перспективы

2

2

 

 

 

Знакомство с творчеством ярославских мастеров, беседа на тему «Ярославская архитекту­ра в графическом искусстве»

1

1

 

 

 

Наши новостройки.

Зарисовка с натуры архитектуры.

2

 

2

 

 

Оформление выставки рисунков и фотографий.

1

1

 

 

VI.

Седьмое чудо – люди нашей Земли.

 

 

 

 

 

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА  кто они?

1

 

1

 

 

Экскурсия в музей.

Беседа с людьми, знающими Героев.

2

 

2

 

 

М.П. СОЛОВЬЕВ

1

 

1

 

 

Н.И. ЛЕБЕДЕВ

1

 

1

 

 

Мой прадед и  дед? Рисование по памяти и представлению.

2

 

2

 

 

Моя прабабушка  и  бабушка ? Рисование по памяти и представлению.

2

 

2

 

 

Народные таланты нашего края. Встречи и интервьюирование интересных людей.

А.Н. Насолодина, Т.В. Ерофеева, А.А.Насолодин, учителя - ветераны.

5

 

5

 

 

Иллюстрирование  литературных произведений. Стихи о волжских просторах местных поэтов В.Мокина, В. Желтова,

Т. Архипова, В. Кошкин,

С. Зеркалий, Т.Соколова,

Г. Кузьмин,  Г.Музалевская

(по выбору)

2

 

2

 

 

Оформление выставки рисунков и  фотовыставки.

2

 

2

 

 

Итоговое занятие Проект

 «Не вчера тут предки поселились». Зачем нужен такой «учет» всяких чудес - достопримечательностей? А всё к тому, что 
что у каждого есть желание гордиться своей родной землей. Немало добрых дел на земле сотворили и след свой оставили. Это достояние нам хранить для потомков, беречь и приумножать.

1

1

 

 

 

Заключительное анкетирование   и мини-сочинение  «Край родной, я горжусь тобой!».

1

1

 

 

 

Литература:

 

  • Беловинский, Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и ис­тории. - М.:     ОЛМА - ПРЕСС, 2003.
  • Сафиканов  М. Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР в стихах и прозе. –Ярославль, ООО «Ремдер», 2011
    • КНИГИ ИЗ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ФОНДА
    • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
    • Монастыри и храмы земли Ярославской: краткая иллюстрированная эн­циклопедия: в 3 томах/ авт.-сост.: М. Шиманская. - Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2001.
    • Рапов, М. А. Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области, 2-е изд. - Ярославль: ВВК изд.,1972.
    • Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославля/ Т. А. Рутман. - Ярославль.: Изд-во Александра Рутмана, 2005.
    • Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII века / В. Г. Брюсова. - Москва: Ис­кусство, 1983.
    • Храмы Ярославля в фотографиях конца XIX - начала XX века. - Яро­славль: изд-во Александра Рутмана, 2001.
    • Голенкевич, Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX -первой трети XX столетия: творческие объединения. Выставки. Художники / Н. П. Голенкевич. - Москва, 2002.
    • Жельвис, В. И. Прогулки по Ярославлю: Путеводитель. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001.
    • Кудрявцев, Ф. Ф. Золотое кольцо - Л.: Издательство Аврора, 1974.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

 «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.

Есенин С. А.

 

Пояснительная записка

Программа «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для работы во внеурочное время с обучающимися 5-9 классов Михайловской СОШ и направлена на воспитание любви к родному краю, малой родине,  знакомство с  историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой, приобщение  к художественной культуре родного края,  формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся, на адаптацию их в социокультурной среде.

Программа способствует развитию личности учащихся посредством знакомства с историей, культурой и художественными традициями родного края, в процессе знакомства с «чудесами Некрасовского поселения ЯМР» Ярославской области.

Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» является актуальной, так как способствует решению важных проблем - формированию гражданской идентичности, воспитанию юных патриотов своей Родины, развитию творческой личности.

В основе программы лежит идея: каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей родины, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи, художественные традиции.

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» - Байрон Д.
        Технологии и методы обучения. В программе заложены здоровьесберегающие технологии; информационные и коммуникативные технологии; технология сотворчества; игровые технологии; интерактивные методы обучения.

Цель программы: приобщение школьников к исследовательской деятельности в ходе знакомства с  историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой края, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств, художественно-эстетическое воспитание учащихся, сформировать представление об особенностях изображения архитектуры в различных видах изобразительного искусства.

Задачи программы: образовательные:

  • расширить знания об истории родного края, малой родины,  
  • познакомить  с  «Чудесами Некрасовского поселения ЯМР»  историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой,
  • приобщить  к художественной культуре родного края в ходе исследовательской деятельности;
  • сформировать навыки грамотного интервьюирования местного населения, старожилов родного края;
  • научить пользоваться разными источниками для получения информации об обычаях и обрядах родного края;

воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, культуре, к художественным традициям и историческому прошлому родного края, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам и чистым помыслам;
  • сформировать любовь и уважение; получить эстетическое удовольствие от процесса и результата творческой деятельности;
  • сформировать умение самостоятельно распределять обязанности в группе, организовывать исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность;

развивающие:

  • развивать умения воспринимать, перерабатывать, систематизировать  краеведческий материал и воплощать его  художественных  образах;
  • развить творческий потенциал и способности обучающихся в области изобразительного искусства на примере природы и архитектуры родного края:
  • развивать художественно-эстетический вкус, исследовательские способности.

Общая характеристика программы. 

Программа строится на интеграции исторических, искусствоведческих, художественных  и социальных знаний.

Направлена на углубление знаний об основных правилах изображения пейзажа и архитектурных объектов на плоскости и в объеме, о перспективе и цветоведении; расширение представлений о средствах выразительности в живописи, графике, архитектуре. В процессе обучения школьники приобретают опыт восприятия, анализа произведений искусства и памятников архитектуры края; передачи настроения и эмоционального состояния изображаемого объекта в живописных, графических, скульптурных материалах.

Данная программа способствует повышению познавательного интереса к изобразительному искусству, МХК, историческому краеведению, технологии.

Источником информации могут быть материалы, имеющиеся в городских архивах, фондах библиотек, школьном историко-краеведческом музее «Страницы истории»; личные встречи с деятелями культуры поселка и старожилами; экскурсии по родному краю, материалы ежегодных муниципальных и школьных исследовательских конференций «Вокруг тебя мир!», где представляются результаты исследовательских работ обучающихся.

Принципы обучения: культуросообразности, наглядности, доступности,

поэтапности, научности, связи обучения с практикой.

Данный курс направлен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов в обучении.

Виды художественно-творческой деятельности:

  • рисование с натуры, по памяти и представлению пейзажа, архитектурных построек, природных объектов;
  • создание тематических композиций с изображением местной архитектуры различными художественными материалами;
  • фотографирование архитектуры, составление фотоколлажей;
  • лепка из цветного пластилина барельефов и моделей церквей;
  • беседы об изобразительном искусстве и архитектуре на примере творчества ярославских мастеров; выполнение творческих работ и проектов.

Режим работы. Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для обучающихся 11-16 лет и рассчитана на 1 год обучения, всего 68 часов в год.

Место проведения занятий: учебный кабинет, школьный историко-краеведческий музей «Страницы истории», экскурсии по территории поселка, Некрасовского сельского поселения, Ярославскому краю.

Формы проведения занятий: практические занятия; самостоятельная работа; экскурсии по родному краю; фотосъемка; выставки творческих работ обучающихся; просмотр и обсуждение презентаций и фотографий, фильмов, посвященных памятникам архитектуры Ярославского района, п. Михайловский, творчеству ярославских художников, встречи с интересными людьми, исследовательская практика; работа с разными источниками информации; фотовыставка; рисование с натуры.

Программа предусматривает чередование индивидуального творчества обучающихся с коллективной или групповой деятельностью.

Формы контроля:

- текущий контроль: обсуждение произведений изобразительного искусству выставка детского творчества в школе (музее).

  • итоговый контроль: защита творческих проектов на тему: «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»

Результаты реализации программы

Первый уровень обучения:

  • приобретение новых знаний о «чудесах Некрасовского поселения ЯМР», об истории родного края;
  • приобретение новых знаний об особенностях ярославской усадебной и храмовой архитектуры и наружной отделки храмовых построек; расширение представлений о средствах выразительности в различных видах изобразительного искусства; углубление знаний об основных правилах изображения пейзажа, архитектурных объектов на плоскости и в объеме;
  • расширение кругозора, словарного запаса по художественной культуре и историческому краеведению;
  • формирование желания общаться с исторической культурой, участвовать в анализе произведений искусства и архитектуры;
  • углубление знаний о синтезе искусств, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, о различных художественных материалах и технологиях.

Второй уровень обучения:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, искусству и произведениям художественной культуры;
  • закрепление навыков исследовательской работы в области культуры и исторического краеведения;
  • формирование положительного отношения к совместной творческой деятельности; закрепление навыков организации и выполнения самостоятельной работы, оценивания результатов индивидуальной и совместной художественно-творческой деятельности; формирование эстетических чувств, самостоятельности, коммуникабельности, ответственности, гражданственности, толерантности;

Третий уровень обучения:

  • приобретение опыта художественно-творческой деятельности;
  • приобретение опыта передачи в живописных, графических, скульптурных работах настроения, эмоционального состояния и характера архитектуры; самоанализ произведений искусства и памятников архитектуры;
  • самоорганизация творческой деятельности;
  • анализ и систематизация результатов деятельности.

Тематическое планирование.

№ п/п

Название темы, разделов

Количество часов

Характеристика видов

деятельности обучающихся

Всего часов

Аудиторн. часы

Внеадит. часы

I.

Исторические места нашего края.

Введение. Вводное анкетирование по теме: «Что я знаю об истории родного края». Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и противопожарной безопасности.

1

1

История родного края. Путешествие по маршрутам краеведов.

Фотографирование.

1

1

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей «Страницы истории»

Первое чудо – Попадьинское селище.

1

1

Экскурсия.

Рисование с натуры пейзажа (Попадьинского селища)

1

1

Рисование с натуры пейзажа

Второе чудо – первая  победа в смутное время. Егорьевская битва 1609 г.

1

1

Экскурсия в музей.

Рисование тематической  композиции «Переломная  битва»

3

3

Рисование по представлению.

Оформление выставки.

1

1

II.

Русская усадебная архитектура.

Третье чудо – барский дом в п. Михайловский/

Михайловское, сельская усадьба Гарявина (Горяинов). Бывший дом Юрия Васильевича Горяинова. Пример провинциального классицизма в русской архитектуре. Дом предводителя уездного дворянства.

1

1

Экскурсия в музей.

Бывший дом Юрия Васильевича Горяинова. Пример провинциального классицизма в русской архитектуре. Дом предводителя уездного дворянства.

3

3

Зарисовка с натуры памятников архитектуры.

Знакомство с ярославскими изразцами, с особенностями внутренней отделки построек.

1

1

Экскурсия в музей.

Лепные барельефы и изразцы усадьбы Горяинова.

1

1

Разработка эскизов. Лепка и роспись изразца.

1

1

Пленэр. Усадьбы Ю.В. Горяинова.

2

2

Парк - непременная принадлежность русской усадьбы. Пленэр. Парк усадьбы Горяинова.

3

3

Приобретение опыта по созданию композиции по памяти  в теплой гамме «Осень в Михайловских парках».

3

3

Четвертое чудо – «Пастуховские  дачи»  на Красном холме.

Усадьба Николая Петровича Пастухова в имении Красный Холм остался лишь один из прекрасных флигелей Пастухова, построенный по проекту ярославского архитектора Н.И. Поздеева.

3

3

Экскурсия. Фотографирование.

Зарисовка с натуры (пленэр) или копирование по фотографии памятников архитектуры.

3

3

Парковый комплекс в поселке Красный холм. Зарисовка с натуры. (пленэр)

3

3

Оформление выставки рисунков и фотографий.

2

2

III.

ПЕЙЗАЖИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ (волжские просторы, пляж, аллеи, парк).

Пятое чудо – наша река Волга. Волга… река – матушка.

1

1

Волжские просторы. Зарисовка с натуры уголков природы

2

2

Пляж. Зарисовка с натуры уголков природы.

2

2

Аллеи. Зарисовка с натуры уголков природы.

2

2

Парк. Зарисовка с натуры уголков природы.

3

3

Оформление выставки.

2

2

IV.

Храмовая архитектура.

Шестое чудо – церковь Петра и Павла. Фотографирование памятника архитектуры.

2

2

 Храм в Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая (фресковые росписи внутри храма) с. Григорьевское. Зарисовка с натуры (или по фотографии)памятников архитектуры.

3

3

Церковь Михаила Архангела в Норской слободе. Рисование по представлению памятников архитектуры. Копирование.

3

3

Оформление выставки рисунков и фотографий.

1

1

V.

Архитектура XX столетия и современная архитектура.

Здание научно-исследовательского института Животноводства и кормопроизводства. Деятельность. История.

1

1

Здание научно-исследовательского института Животноводства и кормопроизводства. Зарисовка с натуры архитектуры.

3

3

НИИ Повышения квалификации работников сельского хозяйства. Зарисовка с натуры архитектуры.

3

3

ГСАС «Ярославская» (агрохимическая служба). Зарисовка с натуры архитектуры.

3

3

Культурно-спортивный центр. Зарисовка с натуры архитектуры.

2

2

Наша любимая школа.

Зарисовка с натуры архитектуры.

2

2

Улицы поселка в перспективе.

Зарисовка с натуры.

3

3

Получение опыта создания архитектурной композиции «Зимние улочки Михайловского» с учетом перспективы

2

2

Знакомство с творчеством ярославских мастеров, беседа на тему «Ярославская архитектура в графическом искусстве»

1

1

Наши новостройки.

Зарисовка с натуры архитектуры.

2

2

Оформление выставки рисунков и фотографий.

1

1

VI.

Седьмое чудо – люди нашей Земли.

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА  кто они?

1

1

Экскурсия в музей.

Беседа с людьми, знающими Героев.

2

2

М.П. СОЛОВЬЕВ

1

1

Н.И. ЛЕБЕДЕВ

1

1

Мой прадед и  дед? Рисование по памяти и представлению.

2

2

Моя прабабушка  и  бабушка ? Рисование по памяти и представлению.

2

2

Народные таланты нашего края. Встречи и интервьюирование интересных людей.

А.Н. Насолодина, Т.В. Ерофеева, А.А.Насолодин, учителя - ветераны.

5

5

Иллюстрирование  литературных произведений. Стихи о волжских просторах местных поэтов В.Мокина, В. Желтова,

Т. Архипова, В. Кошкин,

С. Зеркалий, Т.Соколова,

Г. Кузьмин,  Г.Музалевская

(по выбору)

2

2

Оформление выставки рисунков и  фотовыставки.

2

2

Итоговое занятие Проект

 «Не вчера тут предки поселились». Зачем нужен такой «учет» всяких чудес - достопримечательностей? А всё к тому, что 
что у каждого есть желание гордиться своей родной землей. Немало добрых дел на земле сотворили и след свой оставили. Это достояние нам хранить для потомков, беречь и приумножать.

1

1

Заключительное анкетирование   и мини-сочинение  «Край родной, я горжусь тобой!».

1

1

Литература:

  • Беловинский, Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. - М.:     ОЛМА - ПРЕСС, 2003.
  • Сафиканов  М. Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР в стихах и прозе. –Ярославль, ООО «Ремдер», 2011
  • КНИГИ ИЗ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ФОНДА
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
  • Монастыри и храмы земли Ярославской: краткая иллюстрированная энциклопедия: в 3 томах/ авт.-сост.: М. Шиманская. - Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2001.
  • Рапов, М. А. Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области, 2-е изд. - Ярославль: ВВК изд.,1972.
  • Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославля/ Т. А. Рутман. - Ярославль.: Изд-во Александра Рутмана, 2005.
  • Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII века / В. Г. Брюсова. - Москва: Искусство, 1983.
  • Храмы Ярославля в фотографиях конца XIX - начала XX века. - Ярославль: изд-во Александра Рутмана, 2001.
  • Голенкевич, Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX -первой трети XX столетия: творческие объединения. Выставки. Художники / Н. П. Голенкевич. - Москва, 2002.
  • Жельвис, В. И. Прогулки по Ярославлю: Путеводитель. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001.
  • Кудрявцев, Ф. Ф. Золотое кольцо - Л.: Издательство Аврора, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "География чудес"

Курс «География чудес» призван восполнить знания обуча­ющихся о чудесных уголках Земли и помочь в формировании неповторимого «образа» нашей страны и каждого материка.        ...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Чудеса химии» для обучающихся 5 - 6 классов

Данный курс внеурочной деятельности «Чудеса химии» был создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "чудеса химии"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов общеинтеллектуального направления "Чудеса химии"...

Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс

Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...

Программа внеурочной деятельности "Семь струн"

Программа внеурочной деятельности "Семь струн"...