"Моя малая Родина" программа дополнительного образования
рабочая программа по краеведению на тему

Программа дополнительного образования посвящена истории основания Нижнего Новгорода, созданию и работе его главных достопримечательностей для 2-3 классов.

Знания учащихся о родном крае — важная составляющая школьного исторического образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_2-3_kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия № 25 имени А.С. Пушкина»

«Моя малая родина»

программа дополнительного образования

Возраст учащихся – 2-3 классы

Автор: И.С. Красильникова,

учитель истории и обществознания, тьютор

г. Нижний Новгород

2016  г.


Программа дополнительного образования посвящена истории основания Нижнего Новгорода, созданию и работе его главных достопримечательностей.

Знания учащихся о родном крае — важная составляющая школьного исторического образования.  

Цель данной программы - расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.

Основные задачи программы:

1) дать знания по истории родного края, о его главных достопримечательностях;

2) научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания;

3) способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков-нижегородцев, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечеству.

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

          Это предполагает:

          - освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

- использование полученных знаний в дальнейшей учебе путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.

По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:

- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;

- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;

Будут уметь:

- рассказывать о важнейших событиях истории Нижегородского края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Нижнего Новгорода;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Содержание программы

1. Вводное занятие – 1 ч.

Цели и задачи работы в учебном году, содержание и формы учебной, исследовательской работы. Мини сочинение на тему: «За что я люблю Нижний Новгород»

2. История Нижнего Новгорода от основания до наших дней: краткий экскурс – 4 ч.

Знакомство с географическим положением Нижнего Новгорода, историей возникновения города и его основателем. Кремль.

3. Основные достопримечательности родного города – 9 ч.

Большая Покровская улица, Печерский монастырь, Чкаловская лестница, Музей истории художественных промыслов Нижегородской области, Нижегородская ярмарка, Нижегородский планетарий, Нижегородский театр кукол, Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина, Нижегородский государственный художественный музей

4. Знакомство с историей гимназии имени А.С. Пушкина – 1 ч.

Знакомство с историей школы № 25 в годы Великой Отечественной войны. История госпиталя.

5. Итоговое занятие – 1 ч.

Тестирование, организация конкурса мини-сочинений «Моя малая Родина».


Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводный урок

1

Беседа

2

Основание Нижнего Новгорода

1

Лекция

3

Город Горький

1

Фильм

4

Нижегородский Кремль – история

1

Презентация

5

Кремль в наши дни

1

Беседа, работа в группах

6

Большая Покровская улица

1

Доклады

7

Печерский монастырь

1

Презентация

8

Чкаловская лестница

1

Лекция

9

Музей истории худ. промыслов Нижегородской области

1

Посещение

10

Нижегородская ярмарка

1

Лекция

11

Нижегородский планетарий

1

Презентация

12

Нижегородский театр кукол

1

Беседа

13

Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина

1

Посещение

14

Нижегородский государственный художественный музей

1

Презентация

15

Гимназия № 25 имени А.С. Пушкина

1

Лекция

16

Заключительный урок

1

Сочинение


Методическое обеспечение программы

В данной программе планируется сочетание теоретических и практических, индивидуальных и групповых способов работы.

Дидактический материал состоит из презентационного, наглядно-изобразительного материала и фильмов.

Для реализации данной программы необходимо:

- материально-техническая база

*проектор

*компьютер

*экран

*колонки


Список литературы

1. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Н.Новгород.             Нижегородский гуманитарный центр. 2005г.                                                                                                  2. Нижегородский край в эпоху Феодализма. Н.Новгород. 1991г.

3. Нижегородский край в документах, рассказах, мнениях. ТПП « Гиус», 1992г.

4. Смирнов В.Н.Очерки Нижегородского быта. Горький, 1948г.

5. Памятники истории и культуры Горьковской  области. Справочник. Горький, 1948г.

6. Фёдоров В.Д., Тюрина А.И.и др. История Нижегородской области. Книга для чтения. Арзамас. АГПИ им А.П.Гайдара. 2004г.

Интернет ресурсы

1. http://pushkingymn.ru/galery.html

2. http://www.tour52.ru/russia/nizhnii-novgorod.html

3. http://www.yarmarka.ru/content/fair/history.html

4. http://www.komandirovka.ru/sights/nnovgorod/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

«Современные творческие подходы к деятельности педагога дополнительного образования» (малые плавательные бассейны)

Плавание в бассейне малых форм требует изобретательности, новизны, творческого подхода в проведении занятий с детьми разных возрастов. Плавают дети  от 5 ле до 15 лет в бассейне  размером 7х...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЛАЯ ТИМИРЯЗЕВКА»

Разработка данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самос...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...