Литературное краеведение в школе
проект по краеведению (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Занятия литературным краеведением обогащают кругозор учащихся, способствует воспитанию любви к родному краю, своей малой Родине. Работа по литературному краеведению проводится в различных формах. Это творческие встречи с писателями и поэтами Земли Югорской, научно – практические конференции по книгам писателей наших земляков, Литературные кафе, где читаются стихи местных поэтов, конкурсы чтецов, экскурсии. Ребята занимаются   поисковой деятельностью, собирают сведения и материал о писателях и поэтах, уроженцах нашего края, о памятных исторических местах нашего края, связанные с его историей, жизнью и деятельностью знаменитых людей, пребывания в нашем крае писателей – классиков, поэтов – декабристов. Особый интерес вызывает тема просвещения нашего края духом православия Сибирскими просветителями Иоанном Тобольским и святителем Филофеем Лещинским, основателем первой духовной школы в нашем сибирском крае.

Ребята пишут научно – исследовательские работы, рефераты, сочинения, выступают с ними на школьных и городских конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Телегина Лариса Леонидовна,

                                                                                       учитель русского языка

                                                                                         и литературы

МБОУ «СШ №8»,

Почётный работник общего образования РФ

Литературное краеведение в школе

Занятия литературным краеведением обогащают кругозор учащихся, способствует воспитанию любви к родному краю, своей малой Родине. Поэтому в системе занимаюсь с учащимися литературным краеведением как на   уроке, так и во внеурочное время. Таким образом, литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях.

 Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направлений, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения обеспечивая создание определённой системы в занятиях.[1]

Работа по литературному краеведению проводится в различных формах. Это творческие встречи с писателями и поэтами Земли Югорской, научно – практические конференции по книгам писателей наших земляков, Литературные кафе, где читаются стихи местных поэтов, конкурсы чтецов, экскурсии. Ребята занимаются   поисковой деятельностью, собирают сведения и материал о писателях и поэтах, уроженцах нашего края, о памятных исторических местах нашего края, связанные с его историей, жизнью и деятельностью знаменитых людей, пребывания в нашем крае писателей – классиков, поэтов – декабристов. Особый интерес вызывает тема просвещения нашего края духом православия Сибирскими просветителями Иоанном Тобольским и святителем Филофеем Лещинским, основателем первой духовной школы в нашем сибирском крае.

Ребята пишут научно – исследовательские работы, рефераты, сочинения, выступают с ними на школьных и городских конференциях.

 Так, учащийся 8 В класса Мусаев Шамиль подготовил доклад на тему: «Творчество писательницы земли Югорской Альбины Кузьминой» и выступил с ним на городской научно – практической конференции «К истокам», посвящённой юбилею ХМАО –Югры   и занял на ней 3 место. На этой же конференции выступили учащийся 8 А класса Ярмагомедов Юзбек, который подготовил научно – исследовательскую работу «…Я сын крылатый края сказочных лесов» (Творчество мансийского поэта Ювана Шесталова) и учащаяся 8 А класса Дементьева Лена, которая подготовила научно – исследовательскую работу «Я рыбацкого племени сын…» (Творчество поэта Земли Югорской Владимира Мазина).  

Учащаяся 9А класса Агапова Мария подготовила научно – исследовательскую работу на тему «О сохранении духовного наследия», в которой раскрыла вопросы  духовного просвещения в нашем крае  на современном этапе, рассказала о деятельности молодежного движения «Сибирь молодая православная» и выступила  со своим исследованием на городском слете НОУ.

Учащаяся 9А класса Русова Саша написала научно – исследовательскую работу «Патриотическая лирика Николая Степановича Лысейко» и выступила с ней на городской конференции в социально – гуманитарном колледже.

Учащаяся 10Б класса Хондрюкова Евгения написала сочинение на городской творческий конкурс на тему: «Лучший рассказ о путешествии по Югре», в котором рассказала о своих впечатлениях от поездки в духовную столицу Сибири город Тобольск, о знакомстве с культурой города, его достопримечательностями и духовными ценностями.

 Ребята занимаются изучением своей родословной.  Учащийся 10 Б класса Телегин Дима принял участие в городском творческом конкурсе, посвященном юбилею Хмао – Югры, в котором занял  I место  и получил Диплом победителя  за творческую работу «Моя семья на Земле Югорской». В ней он рассказал о своей родословной, корнями своими уходящей в священнический род Протопоповых, который появился на Югорской Земле в конце XYIII века. Учащаяся 10Б Маркелова Наташа написала сочинение «Моя семья на Земле Югорской» на городской творческий конкурс, в котором рассказала о своей бабушке Ереняковой Таисии Александровне и ее судьбе. Она является старожилом г. Нижневартовска.

Вместе с учащимися мы регулярно посещаем городскую центральную библиотеку, Творческие вечера поэтессы Александры Петровны Дарьиной, художника Николая Гавриловича Курач, презентации литературно – художественного альманаха «Зори Самотлора», книги  Салмина «Сибиряки», поэтических сборников «Голоса», «Приношение», посвященного 2000-летию  христианства. Приняли активное участие в творческой встрече с писателями России в рамках Дней Российской литературы в ХМАО, на встрече с главным редактором московского журнала «Мой современник» Станиславом Куняевым. Учащаяся 10Б класса Суворова Ирина выступила с отзывом об альманахе «Зори Самотлора» во время презентации этого альманаха.

Ежегодно принимаем участие в городских Краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего», бываем на презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность».

Во время проведения предметных декад русского языка и литературы частыми гостями в нашей школе бывают поэты и писатели нашего города. Так, во время декады, посвященной юбилею Нижневартовска, перед учащимися школы выступала руководитель городского литературного объединения «Замысел», член Союза писателей и Союза журналистов России Альбина Семеновна Кузьмина, поэтесса Александра Петровна Дарьина. Встречи с ними в нашей школе стали уже традиционными. Во время декады, посвященной Году русского языка, на встрече со старшеклассниками побывали поэты нашего города Николай Степанович Лысейко, лауреат медали им. М.А.Шолохова за патриотическое воспитание молодежи, Валерий Юрьевич Акимов, член городского литературного объединения «Замысел». Также на творческих встречах с учащимися нашей школы побывали Владимир Алексеевич Мазин, член Союза писателей России, лауреат премии губернатора Югры в области литературы, кавалер «Медали Пушкина», Николай Павлович Смирнов, член Союза писателей России, председатель городской писательской организации «Содружестко писателей Нижневартовска», лауреат медали им. М.Ломоносова за заслуги в области литературы и искусства.

Благодаря творческим встречам с писателями и поэтами Земли Югорской идет приобщение детей к культуре родного края, ребята пишут отзывы после каждой творческой встречи с писателями и поэтами.  

Проводим обсуждение альманаха писателей Югры «Эринтур», материалов «Югры литературной» - специального выпуска региональной газеты «Новости Югры». Так, при обсуждении выпуска «Югры литературной», посвященного 10-летию окружной организации Союза писателей России.  Ребята познакомились новыми книгами писателей Югры, узнали об их творческих планах, о том, что читателей ждет удивительный исторический роман «Мангазея» Маргариты Кузьминичны Анисимковой, члена Союза писателей России. Познакомились с поэзией Дмитрия Мизгулина, Андрея Тарханова, Владимира Мазина и других поэтов, представленных в выпуске.  Все это расширяет читательский кругозор учащихся.

Во время Рождественских каникул были организованы экскурсионные поездки в духовную столицу Сибири город Тобольск (2006г.), в древний город Сибири Тюмень (2007г.).

В Тобольске ребята познакомились с духовными и культурными ценностями нашего края, посетили Музей духовной культуры, Тобольский Кремль, Покровский собор, Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь, узнали историю его возникновения. Учащиеся узнали о том, что в Тобольском тюремном замке, построенном в 18 веке, в разное время содержались писатели Достоевский, Чернышевский, Короленко.

О впечатлениях от поездки в Тобольск ребята написали в своих сочинениях, отрывки из которых были опубликованы в СМИ (газ. «Новости Приобья»).

Занятия литературным краеведением продолжается и на уроках литературы при изучении регионального компонента, на которых знакомлю учащихся с историей культуры Сибири. В этом помогает альманах «Эринтур», антология «Поэзия Югры», книги по фольклору малочисленных народов нашего округа, художественная литература и публицистика.

Планируя внеклассное чтение по региональному компоненту с 5-го по 11-й классы, произведения накладываются на федеральный компонент с учетом изученных тем Программы министерства образования РФ.

В 5 классе после темы «Устное народное творчество» изучаем  тему «Мир народной культуры»: Фольклор народов Севера. А. М. Конькова. Сказки бабушки Анне.

М. К. Анисимкова «Еганское огнище». Сказы народов Обского Севера

Загадки. Мифы и легенды. «Дочери солнца и месяц», «Происхождение созвездий», «Сотворение мира».

В 6 классе – после темы «Страницы поэзии. Родное.   Н.П.Огарев, А. К. Толстой, И.З.Суриков» - тема «Поэты   земли Югорской о своем крае»:  В. А. Мазин «Пристань  радостей и печалей»,   «Негасимый свет чувала»,

М. К. Вагатова «Маленький Тундровый Человек», «Сердце матери».

Ю.Вэлла (Юрий Кылевич Айваседа) «Вести из стойбища», «Белые крики».

А. С. Тарханов. Романтики. Стихи.

Ю. Н. Шесталов «Мисне» («Добрая лесная фея»), «Дыхание Родины», «Хвала Северу».

Н. Денисов. «Снега Самотлора». Поэма. Стихи.

Подборка стихотворений из альманаха «Эринтур», «Антологии поэзии Югры. 1930 – 2000 г.».

 В 7 классе – тема «Мир народной культуры»:

Юван Шесталов «Синий ветер каслания».

Н. И. Коняев «Околоток Перековка», «Местные жители».

А.С.Кузьмина «Главный лесничий».

Ю.Вэлла «У заброшенных гнездовий».

В 8 - 9 классе – тема «Н.П. Смирнов. Публицистика»,

В.Ю.Акимов «День Победы», «В буднях праздники бывают», «Верую».

Н.С. Лысейко «Комиссары».

А.П.Дарьина «Поставим память в караулы», «Такого неба нет нигде».

10-11 классы -  тема «Творчество Маргариты Кузьминичны Анисимковой».

Рекомендуется знакомство с историческими романами писательницы: «Порушенная невеста», «Плач гагары», «Наледь», «Мангазея».

        Предлагаемый список литературы для изучения регионального компонента на уроках внеклассного чтения помогает увидеть общность произведений русской и  обско – угорской литературы и решает основную задачу литературного образования – становление духовного мира человека.


[1] Литературное краеведение в школе. Пособие для учителя. – М.:1976. Сост.М.Д.Янко, с.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Литературное краеведение в школе: от замысла к проекту

Литературное краеведение в школе: от замысла к проекту...

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...

Литературное краеведение в школе: современное состояние, проблемы и «точки роста»

Основные нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть свой город  растущим и расцветающим – все эти чувства в основном зависят от того...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»

Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Лит...