Экологическое образование и народные традиции
статья по краеведению на тему

Очирова Надежда Михайловна

В работе представлен краеведческий материал из истории бурятского народа, корнями уходящий к великому монгольскому правителю Чингисхану. В течение многих веков буряты выроботали стройную систему экологического мировозрения и определили в ней место человеку. Традиции и обряды, носившие характер почитания природы, передавлось из поколения к поколению. Из неписанных правил народной мудрости составила сборник "Сээртээ". Бурятское слово "сээртээ" озачает - нельзя, потому что грех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie_i_narodnye_traditsii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ №1 май 2008 г.

Научно-методическое издание Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Очирова Надежда Михайловна, учитель химии 

Гильбиринской средней общеобразовательной школы

Экологическое образование и народные традиции

Гильбиринскую долину, название которой происходит от одноимённой речки, населяют в основном выходцы бурят из Предбайкалья, преимущественно эхиритского и булагатского родов. У гильбиринцев много красивых легенд, родовых преданий, которые передавались из уст в уста. С незапамятных времён каждое новое поколение перенимало и передавало следующему поколению опыт старших.

С другой стороны, будучи сначала подданными, Российской империи, затем, став гражданами СССР, а теперь и России, буряты вместе со своей страной разделяли и разделяют выпавшие на её долю испытания, совершенно справедливо считая себя частью этой великой страны. Продиктованные политическими соображениями советской эпохи неоднократные реформы бурятского языка привели к тому, что несколько поколений бурят имеет смутное представление об истории происхождения собственного народа и его культуры. Воспитанные в лоне русской советской культуры буряты во многом приобрели русский менталитет.

В последние годы в условиях становления демократического государства стало больше внимания уделяться проблемам возрождения национальной культуры, обычаев и традиций всех народов, населяющих Россию. Древняя культура бурятского народа: материальная и духовная способствовали созданию требований в виде запретов, наставлений, рекомендаций по формированию у ребёнка определённых отношений с окружающей средой.

Определённые направления экологического воспитания развивались в этнопедагогике бурят в связи с распространением буддизма, получившей начало распространения в Бурятии при Чингисхане.

В начале XIII века повелением Чингисхана территория этнической Бурятии, в частности, долина Селенги, хребты и предгорья Хамар-Дабана, озеро Байкал, была объявлена запретной зоной – сакральным заповедником – Их-Хориг.

        Несколько веков запретная зона – Их-Хориг (Их – великий, Хориг – запрет) почиталась как родина предков матери Чингисхана, где в заповедных местах проводился ритуал поклонения духам предков.

И этот запрет, подразумевавший особое отношение к живой природе, строго соблюдался на протяжении столетий. Об этом имеются исторические данные. С 1212 года в этих местах был введён запрет на обработку земель, хотя до этого сеяли хлеб, на строительство городов, запрещена была даже массовая облавная охота.

         В течение многих веков буряты выработали стройную систему экологического мировоззрения и определили в ней место человеку. Традиции и обряды закрепляли эту систему, и почитание природы передавалось из поколения к поколению. Особое природоохранное значение имела система «запретов». (Ч. Гомбоин,1999)

        

Приведу некоторые правила из собранного мною сборника СЭЭРТЭЭ.        

  1. Относитесь ко всем живым существам так, словно они ваши мать и отец. Любое из них могло быть в прошлых перерождениях вашей матерью или отцом.
  2. Не наносите вреда другим существам, не проливайте на землю чьей-либо крови. Не оскверняйте природу. Без нужды не копайте землю.
  3. Когда употребляете мясо, молоко и масло, думайте о животном с благодарностью.
  4. Сохраните природу такой, чтобы она могла радовать нас, наших детей, внуков и внуков наших внуков.
  5. Свято охраняйте «зелёное равновесие» - новые посадки должны полностью восполнять срубленные деревья. (4)
  6. Приходите в лес пешком и с любовью. (4)
  7. Леса несут успокоение перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную тишину леса. (4)
  8.  Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам. Пусть их участь ещё раз напомнит о необходимости беречь лес. (4)
  9. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что не видно, что невидима вам, включая микроорганизмы. (4)
  10. Не рвите цветы и другие растения, не сажайте в клетку певчих птиц, редких животных. Любуйтесь и наслаждайтесь их красотой там, где они растут и живут. (4)
  11. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
  12. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, что их родило: деревья, кустарники, грибницы.
  13. Собирая лекарственные растения, выкапывая корень и отрывая листья, мысленно просите прощения у матери-земли и её деток-растений. Берите понемногу, оставляя самые сильные растения для восстановления.
  14. Сбор ягод и грибов начинайте лишь тогда, когда они хорошо поспеют. Злыднем и варнаком-разбойником посчитайте того, кто до спелости начинает бить орехи, собирать ягоду. Берите дары природы по-разумному, со словом ласковым, не жадничая.  
  15. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой. (4)
  16. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости и бездушия, не мешайте им жить своей жизнью. (4)
  17. Чтобы повесить ведро на костре срубают молоденькое дерево, только после не сжигайте его за ненадобностью, а оставляйте рядом с кострищем для других путников, чтобы те не срубали новое деревце.
  18. Без надобности не подходите к рекам, озёрам и другим водоёмам, стараётесь с хозяином водной стихии Лусад-ханом жить в мире и дружбе, задабривайте его подношениями. Проходя мимо водоёмов, особенно в тёмное время суток, не кричите, не зовите друг друга по имени, не сквернословьте, не сплетничайте. Не оставляйте на берегу мусор, следите за тем, чтобы в воду не попадали капли пота, грязи, водки, молока, нечистоты. Не стирайте бельё и не мойтесь в источниках. (3)
  19. Уходя с прогулки, предложите игру: найди то, что не принадлежит природе. Этим вы ненавязчиво предложите убрать мусор и очистите уголок леса или парка.
  20. Если не можете помочь природе, то хотя бы не наносите ей вреда.
  21. Старайтесь не завоёвывать природу, а сотрудничайте с ней.
  22. В местах поклонения нельзя срубать дерево или ломать ветки и переворачивать камни, не то станешь больным и немощным.
  23. По возможности, убирайте с дороги камни, палки, помни, это принесёт тебе благо.
  24. Духи местности не любят шума, грязи, мусора, непочтительного отношения.
  25. Забирая у природы сверх необходимого, ты обделяешь своих потомков.
  26. Все живые существа имеют право на жизнь, независимо от степени полезности для нас.
  27. Не совершай зла, делай добро и держи своё сердце в чистоте. Все болезни излечиваются добротой и состраданием.
  28. Пусть ваш жизненный путь будет чистым и красивым как эти святые места.
  29. Не бросай с грохотом поленья, не клади их острым концом в печь, не бросай мусор, не то хозяин твоего очага рассердится и покинет его.
  30. Нельзя ставить дом на перекрестке: не будет счастья в нем. Пр совершении магических обрядов у многих народов принято выбрасывать сор от очищения, символические предметы на дорогу, перекресток, таким образом, все это плохое может достаться людям, живущим на перекрестках. Плохо бывает и в домах, чьи дворы оказываются проходными.
  31. У многих народов существует особое почтительное отношение к порогу дома, например, тщательно моют. Нельзя и здороваться через дверной порог. Когда над порогом передается какая-то вещь, незримо для нас открывается потайная дверь  на тот свет, таким образом, сквозь нее можно отдать даже свою жизнь.

        Разве можно отвести взгляд от хребтов Хамар-Дабана, покрытых изумрудом леса и наполненных дивным ароматом, от многочисленных струящихся речек? Какое нам выпало счастье жить на этой земле. А чтобы стать настоящим другом родной природы необходимо научиться понимать её, познать законы гармонии, сделать всё возможное, чтобы никто и никогда не осмелился разрушить эту красоту.  

Список использованной литературы

  1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. – Москва, 1992;
  2. Гомбоин Ч.Д. Их – Хориг- заповедная зона предков / Правда Бурятии, 27 марта. 1999;
  3. Намжилон Л.Б. Волшебные чётки. Улан-Удэ. 1996;
  4. Тасси Ф. 10 заповедей друзей леса.

Информаторы

с. Хурамша

Очиров Михаил Цыренович, Очирова Цыпилма Абидуевна, Очиров Сухэ-Базар Пурбуевич, Ажанов Бальжинима Хандажапович, Аюшеев Дабацырен Гунтупович

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Декоративно-прикладное искусство в народных традициях".(Программа факультативного курса.)

Программу могут использовать, как педагоги так и воспитатели.Разработав данную программу имею положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями....

Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся

Эта тема на сегодняшний день является актуальной. На примерах народной педагогики, обычаев и традиций народа воспитывается толерантность, патриотизм, любовь к малой Родине. Учитель, используя межпредм...

« История народного образования на Народное образование на территории сёл Андреевка, Богословка хуторе Виноградовка».

Аннотация.В данной работе по теме  : «История народного образования на территории сёл Андреевка, Богословка  хутора Виноградовка» преследовалась цель: собрать информацию, факты о том, ч...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Народные традиции. Всероссийский фестиваль исполнителей народной песни «Завалинка». с. Выльгорт Республика Коми.

В 2004 году в культурной жизни России произошло яркое событие - появился уникальный фестиваль, цель которого - сохранение и развитие культурного наследия народов Российской Федерации. Ежегодно в фести...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....