Духовное краеведение Коми края.
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс) на тему

Петухова Наталья Валерьевна

Пособие и приложения к курсу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Материалы для проведения уроков и итогового занятия по модулю

 «Духовное краеведение Коми края».

Занятие 1. Святитель Стефан Пермский – хранитель земли Коми.

Текст №1.  Р.Атрощенко. Сказание о житии святителя Стефана, епископа Великопермского. ( (Отрывок).

…Однажды пришёл знаменитый кудесник,

Старик-чародей, наваждений предвестник,

Старейшина-знахарь, начальник волхвам.

И имя волшебника этого – Пам.

 

Его, раньше, нехристи больше всех чтили,

Со трепетом, страхом о нем говорили,

Считали учителем идольской веры.

А он христиан ненавидел без меры.

 

Не слушал, не верил и всё отвергал,

Но спорил извечно, и так отвечал:

- Всё выдумки, басни, кощунство и ложь!

Не верю! Не верю! Ты врёшь! Ты всё врёшь!

 

 И вот они вместе решили не ждать,

А веру проверить, вдвоём испытать:

- В пламя войти и пройти сквозь огонь –

Кто цел, невредим – того веру не тронь!

 

Другой же искус провести на реке –

Ступить вместе в прорубь, рукою к руке,

Разом в холодную воду нырнуть,

Спуститься под лёд и проделать свой путь.

 

И кто победит, того вера права.

Народу понравились эти слова.

И люди сказали: - Чья вера сильней,

Её мы и примем, пойдём вслед за ней.

 

И вот горит пламя, собрался народ,

Что дальше свершится, с волнением ждёт.

Стефан произнёс: – Мир вам, люди! Аминь!

Господь, помоги! Огнь и жар опрокинь!

 

В пламя, сбираясь, смело шагнуть,

Сказал чародею: – Вот истинный путь!

Ему предлагая: – Пойдём оба вместе.

Но волхв, испугавшись, остался на месте.

 

Огонь распалялся. Всё жарче в дыму.

И снова Стефан обратился к нему.

Схватил за одежду, и с силой в огонь.

Вопил чародей: – Ой, не надо! Не тронь!

 

Трижды святитель волхва призывал,

Но тот, убоявшись, в огонь не ступал.

Он бросился ниц, припадая к ногам,

Вину, обличая свою и обман.

 

 Река Вычегда, две проруби в ней:

- За руки взявшись, нырнём, чародей,

Ступая по дну, мы пойдём подо льдом,

Пройдя, пред людским же предстанем судом.

 

Народ пусть рассудит, чья правда сильней.

Но вновь осрамился кощун-лиходей –

Нырять отказался и прочь побежал.

Тем самым своё пораженье признал.

 Вопросы и задания. 1. Найдите в тексте непонятные вам слов. С помощью словаря выясните их смысл.

2. Какой эпизод жития Стефана Пермского отражен в стихотворении?

3. Как характеризует Пама – сотника автор? Выберите из текста подходящие характеристики.

4. Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к данному стихотворению? Опиши ее.

Текст №2*. М. Богданович. Святой Стефан Пермский.

Стократ благословенна будь рука,
Что в жуткое средневековья время
Посеяла евангельское семя
На скромной пашне коми языка.
Решил Стефан: и слово, и строка -
Тебе, по матери родное племя.
Учить язык-- отрада, а не бремя
Для тех, чья цель, как небо, высока.
Не презирать, не гнать и не губить
Людей иной культуры, а любить
Велел Христос - любовью мудрой, чистой.
Святитель, давший пастве алфавит!
Безмолвно светлый образ твой корит
Пред ним крестящегося шовиниста.   

 Вопросы и задания. 1. Объясните выделенные словосочетания.

2. Какую цель ставил перед собой Стефан Пермский? Достиг ли он ее? Почему эта цель «как небо, высока»?

3. Словом «шовинист» называют человека, который считает, что его нация лучше всех остальных, а все прочие народности – чужие, потому недостойны уважения. Исходя из этого толкования слова, попробуйте объяснить последние строки стихотворения.  

Занятие 2. Три святителя. Усть-Вымские чудотворцы.

Текст №1. А.Попов. Баллада о поезде и Усть-Вымском святителе.

…Медленно блаженный Питирим,
Повернулся в сторону Усть-Выми:
- Боже, предаёшь меня лихим
Людям – да Твое святится имя.

Принимаю посланный удел,
Братья и возлюбленные чада,
Час ухода моего приспел,
И бояться этого не надо.

Жизнь была короткая проста,
И меня ни в чем не обманула,
Полагаю душу за Христа –
От руки разбойного вогула

Смерть свою смиренно восприму.
Надо быть спокойней и смелее,
Лучше умереть мне одному,
Чтобы вам не гибнуть от злодеев…

Не писал стихов про райский сад,
Не читал учёные записки,
Принял муки за духовных чад.
Честно жил и умер, как епископ.

 Вопросы и задания. 1. Какой момент епископского служения Питирима отражен в стихотворении?

2. Каким предстает святитель Питирим в этих строках?

Занятие 3. Святые ХХ века.

Текст №1. Л.Кудряшова. «Яко звезды пресветлыя...»: Стихи о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.

 

Эпоха кипела, эпоха пылала,
Тяжелою поступью шла.
Эпоха карала, казнила, cжигала
И души, и судьбы дотла.

И веяло скорбью, и веяло грустью,
И болью разлук и потерь.
И то, что звалось так торжественно Русью,
Не вымолвить было теперь.

Звучала мелодий иных партитура,
И, время сжимая в горсти,
Железною поступью шла диктатура,
Былое сметая с пути.

 

Вопросы и задания. 1. О каком периоде нашей истории идет речь в стихотворении?

2. Какой образ эпохи предстает перед читателем?

3. Хотелось бы вам жить в тот период? Почему?

Текст №2. Л.Кудряшова. «Яко звезды пресветлыя...»: Стихи о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.

Горя пред Богом будто бы свеча
И отодвинув времена и сроки,
Они глядят так кротко. И молчат.
Но громко говорят архивов строки.

Какие лица смотрят со страниц! –
Сквозь боль и скорбь глядят святые лики,
Таких сегодня не увидишь лиц –
Небесной славы огненные блики.

Сияет свет и отблеск торжества
Сквозь зла нерасторжимую поруку,
Сквозь тюрем мрак, мученье естества,
Сквозь холод, боль и карцерную муку.

Ни тени страха. Тихая печаль
О Родине в годину испытанья,
И жертвенности строгая печать –
Голгофы русской таинство и тайна.

Не помня о кровавых палачах,
Что правили жестокой круговертью,
Россию держат на своих плечах –
Своею жизнью и своею смертью.

 Вопросы и задания. 1. О чем нам «громко говорят архивов строки»?

2. Голгофа – место распятия Христа. Почему в стихотворении о святых ХХ века автор использует это название?

3. Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения?

Занятие 4. Образ Усть-Сысольска.

Текст №1. Е.Митюшев. День Сыктывкара (отрывок).

Над свинцовыми Сысолы водами

Ты основан далекой порой.

Усть-Сысольск — моя милая родина.

Сыктывкар - город северный мой.

Сыктывкар - я название это

Как святыню, в душе берегу.

Вновь цветет сыктывкарское лето

Вся земля в тополином пуху.

Просыпается город мой рано,

День грядущий крестом осеня.

Силуэты строительных кранов

На рассвете встречают меня.

Город-труженик, милый мне с детства.

Здесь узнал я весну моих дней,

Принимая от предков в наследство

Чудо дивное белых ночей.

Я люблю тебя, город, не скрою

И сегодня признаюсь тебе:

Ты с рожденья моей стал судьбою,

Я такой благодарен судьбе.

 Вопросы и задания. 1. Как относится автор к своему городу? Найдите и прочитайте строки, подтверждающие ваш вывод.

Текст №2. Е.Митюшев. День Сыктывкара (отрывок).

Я иду, размышляю устало

О духовности нашей, о том,

Что за время такое настало,

Что нас ждёт за соседним углом.

Неизвестность и хрупкое что-то,

И звенящее, словно хрусталь.

Когда радость нам дарит работа

И былого щемительно жаль.

О любви, о надежде, о вере

Мне напомнил пронзительно он,

Созывающий к тихой вечере,

Колокольный медлительный звон.

Церковь старая снова открыта

На вечернюю службу зайдем...

Да, обычаев много забытых

Снова входит в зырянский наш дом.

Я молюсь - всей душой принимаю

Жизнь свою, как бесценнейший дар.

Всех любя, кого знаю, не знаю.

Я молюсь за тебя, Сыктывкар.

Я молюсь, глядя в строгие очи,

На иконах, и, тихий покой

Обретая, шепчу: «Доброй ночи,

Сыктывкар - город северный мой».

 Вопросы и задания. 1. О каких забытых обычаях, возрождаемых сегодня, говорит поэт?

Текст №3. В.Савин. Сыктывкар (отрывок из поэмы).

Мой Сыктывкар!

Повидал ты немало.

Век твой немал

Да и путь твой немал!

Шутка сказать! –

Сколько лет миновало,

Как по Указу

Ты городом стал!

Званье такое

Дается не сразу.

Титул почетный,

Он вовсе не прост:

Века четыре, считай,

До Указа

Был ты – «починок»

И был ты – «погост».

Время тянулось,

Бесцветно и вяло.

Средь необжитых

Угрюмых холмов

Церковь Георгия

Важно стояла,

Горстка чиновничьих

Низких домов.

В темень лениво

Пролает собака,

Тень прошмыгнет

И опять никого.

Но знаменитости,

Тоже, однако –

Часто притом –

Приезжали в него,

В мой Сыктывкар!

Вот об этом и речи.

Вот потому я

И начал рассказ.

Были прощанья,

Но были и встречи.

Многое здесь

Удивляло не раз.

Вопросы и задания. 1. Сколько лет назад Сыктывкар стал городом? По чьему указу это произошло?

2. Объясните с помощью словаря значение слов «починок» и «погост».

3. Найдите и прочитайте выразительно описание города. О какой церкви идет речь? В честь какого святого она названа?

4.* Попробуйте найти сведения о знаменитостях, которые приезжали в Сыктывкар? Чем известны эти люди? Оставили ли они след в истории города?

Занятие 5. Таежная пустынька.

Текст №1. А. Игнатов. Монастырь.

Лес старый, глушь и вдруг пустырь,
В снегу следы, здесь были волки.
Стоял тут раньше монастырь,
Теперь лишь прошлого осколки.
Уже сползла с обломков гарь,
Смотреть на всё нельзя без муки.
Его построили здесь встарь,
Дедов не чтя, сломали внуки.
Всё так и было, верь не верь,
Взяв власть, такого натворили.
Не сосчитать тех лет потерь,
Хотя в одной России жили…
Лес тот же, только где пустырь?
Звон колокольный слышат ёлки.
Стоит опять здесь монастырь,
Собравший прошлого осколки…

 Вопросы и задания. 1. Попробуйте составить краткую историю монастыря по данному стихотворению.

2. Называет ли автор конкретное название монастыря, место его нахождения? Как вы думаете, почему?

Текст №2. Е.Краснова. Монастыри Руси.

Разметавшись на просторах
Русской матушки-земли,
Красотой пленяют взоры
Древние монастыри.

Здесь история живая
Нас встречает у дверей,
Золотом крестов сияют
Купола монастырей.

Благодать какая! Точно
Здесь не властвуют года!
И душа невольно хочет
Тут остаться навсегда.

И сама молитва льется,
Покаянье так легко.
Суета вдруг остается
Где-то очень далеко.

Здесь мы ясно понимаем,
Для чего пришли мы в свет,
Твердость духа обретаем,
Чтоб вперед нести свой крест.

Русь крепка монастырями, 
Их молитвенным трудом
За старинными стенами,
Их любовью и теплом. 

И пока за их стенами
Луч молитвы не погас,
Все святые будут с нами,
И Господь будет за нас!

Вопросы и задания. 1. Найдите сроки, в которых автор говорит о роли монастырей в истории нашей страны. Выразительно прочитайте их.

2. Что значит выражение «нести свой крест»? Почему для этого требуется «твердость духа»?

Занятие 6. Святыни Коми края.

Текст №1. С.С.Бехтеев. Детям.

Любите, дети, старину
С её былинными века́ми,
С её столетними Церква́ми,
К величью ведшую страну…
Любите, дети, старину!..

Любите древний наш уклад
С величием и славой царской,
С отвагой доблести боярской,
И жизнь на наш особый лад —
Под звон мечей и блеск лампад!..

Люби́те, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..

Любите кровли бедных хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский хлебосольный
И тех, кто будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..

Любите Русь — святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!..

 Вопросы и задания. 1. Почему автор говорит, что жизнь в России «под звон мечей и блеск лампад»?

2. Какие черты русской души отмечает автор стихотворения?

3. Что значит «Русь – святынь оплот»? Как вы думаете, о каких святынях идет речь?

 Занятие 7. Духовные традиции Земли Коми: Стефановский крестный ход.

Текст №1. Протоиерей А.Логвинов. Крестный ход.

 Крестный ход – 
Он идёт и идёт
По земле моей
Каждый год.

Среди бед,
Среди тысяч забот
За столетьем столетье
Проходит – 
Он в тебе и во мне,
Крестный ход.
Из беспамятства
Совесть выводит.
Пусть мы спим –
Только где-то идёт
Крестный ход.

Даже если народ
Водку пьёт,
Все святыни в безумстве
Сметая, –
Как трава сквозь асфальт
Прорастает
Всенародная память
Святая,
Восстаёт,
Если снова зовёт
Крестный ход.

И народ мой святыни несёт,
С непривычки порой спотыкаясь,
И народ мой молитву ведёт,
На словах непростых запинаясь.

Средь лихих непогод
Пропадёт? – 
Никогда не погибнет
Народ,
Раз, как совесть живая,
Идёт
Этот вечный великий поход –
Крестный ход.

 Вопросы и задания. 1. Автор этого стихотворения – священник. Как он относится к крестному ходу? В чем видит его роль для себя лично? А для всей страны?

2. В каких строках стихотворения говорится, что крестный ход – это традиция православных людей нашей страны?

Занятие 8. Загадки бабушкиного сундука.

Текст №1. Н.Тишкова. Бабушкин сундук.

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

 Обещала бабушка показать добро,

хоть не накопила злато-серебро.

Побежала внучка, собрала подруг,

Окружили девочки бабушкин сундук.

Разгорелись ярко глазки у девчат.

Всем примерить хочется бабушкин наряд.

Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок,

И на свет появится старый башмачок.

Ссохся он от времени, кожа не блестит,

Потерял давно уже свой нарядный вид.

Поржавела пряжка, стоптан каблучок.

Чем же ей так дорог этот башмачок?

Как плясала бабушка в этих башмачках,

С вышитым платочком в тоненьких руках!

Ленту в косу алую подарил жених,

Только вот не сладилась та любовь у них.

Жениха другого подыскал отец,

С ним вот в этом платье встала под венец.

С нынешним нарядом платье не сравнить,

Но решила бабушка платье сохранить.

Золотая свадьба пышною была,

Снова в этом платье бабушка цвела!

От веселья взвился коромыслом дым.

Долгих лет желали внуки молодым!

В сундуке хранится и другой наряд:

В этом на покосе много лет подряд

Ворошила сено, жала рожь, пряла-

Бабушка работницей первою была.

Из сатина юбка, ситцевый платок,

Рукава у кофты лишь по локоток.

 Выцвела от пота кофта на спине,

Но лежит у бабушки в сундуке на дне.

Фартук да лаптишки - вот и весь убор.

Но ходить грязнулей был большой позор.

Надевала бабушка в праздник сарафан.

Насыпала семечек в потайной карман.

Шла к подругам бабушка, повязав платок-

Вышит ниткой шелковой тонко уголок.

Шею обвивали бусы в два ряда,

Кофта рукодельницей ярко расшита.

А на свадьбе голову украшал чепец.

В сундуке диковинкам не пришел конец.

Шубная покромка, шали да платки,

 Хоть и шерстяные, как перо легки.

Из сукна корсетка, вязаный платок.

С вышивкой-мережкой детский уголок.

Полотенца с кружевом, с красным петухом,

Скатерти ажурные связаны крючком.

С малолетства дочку приучала мать-

"Не расти бездельницей! "- прясть, вязать и ткать.

Выходила замуж с полным сундуком

И следила строго за своим добром.

Много тайн поведал бабушкин сундук.

Только что-то бабушка загрустила вдруг.

Вспомнила заветное, вытерлась платком

И закрыла крышку, щёлкнула замком.

 Вопросы и задания. 1. О каких событиях бабушкиной жизни рассказали вещи в сундуке?

2. Какие обычаи и традиции русской семьи и деревенского быта отражены в  стихах?

3. Можно ли назвать бабушку мастерицей? Докажите строками стихотворения.

4. Есть ли в сундуках ваших бабушек (прабабушек) похожие вещи? Расскажите о них.

Текст №2. О.Фокина. Храни огонь родного очага…

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага!»

Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он.
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять...
Ты будешь знать, за что тебе стоять!

 Вопросы и задания. 1. К чему призывает читателей автор стихотворения?

2. Подготовь выразительное чтение стихотворения.



Предварительный просмотр:

Краткая аннотация работы

______________________Петухова Наталья Валерьевна__________________                                                   

Название работы:_ Методическая разработка учебных занятий по модулю «Духовное краеведение Коми края».______________________________________________________

В работе представлены методические материалы  для проведения занятий по модулю «Духовное краеведение Коми края» с обучающимися 5-6 классов.  Автором предложены разработки 8 учебных занятий, контрольно-измерительные материалы к ним, подборки материалов художественных произведений для дополнительной и творческой работы учащихся. Методические материалы могут быть использованы учителями при проведении уроков по «ОДНКНР», внеурочных занятий, классных часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по коми языку "Коми - край родной"

Материал внеклассной деятельности по коми языку для начальной школы....

Духовное краеведение (Тульский край)

Презентация рассказывает о преподавании ОПК, краеведения. «Духовное краеведение» - рассказ об огромном мире православной культуры. Это разговор не о Боге, а о человеке. Рассказ об опыте пр...

презентации к курсу "Духовное краеведение Коми края" (модуль ОДНКНР)

Данные презентации разработаны для модуля "Духовное краеведение Коми края", который можно вести в рамках предметной области "ОДНКНР"....

Контрольно-измерительные материалы к модулю "Духовное краеведение Коми края"

Контрольно-измерительные материалы к модулю "Духовное краеведение Коми края" содержат спецификацию, ключи и тестовый материал по всем темам модуля....

Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...

Игра "Знаешь ли ты Коми край?" "Тöдан-ö тэ Коми му?"

Аннотация проектной  работы.Авторы игры- Соколова Мария Андреевна , учитель коми языка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. Олега Кошевого» г.Сыктывкара Республики Коми....