Методическая разработка на тему "Кино в старом Ростове"
методическая разработка по краеведению на тему

Пимонов Иван Сергеевич

Рассматривается история развития кинематографа в Ростове в конце XIX - начале ХХ вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kino_v_starom_rostove.rar2.31 МБ

Предварительный просмотр:

КИНО В СТАРОМ РОСТОВЕ

Важно заметить, что в Ростове-на-Дону в дореволюционный период в связи активной коммерческой деятельностью была активна развита культура досуга ростовцев. Люди не только активно и много работали, но и весьма много денег тратили на отдых.

        Это отразилось, соответственно, и на культурной инфраструктуре Ростова-на-Дону, что иллюстрирует нам данная таблица. По сравнению с такими крупными центрами области войска донского как Нахичевань, Новочеркасск и Таганрог, Ростов имел широкую сеть театров, имелся цирк, музей, достаточно широко была развита сеть начальных и средних школ.

        Однако давайте же с Вами обратимся к истории кино в старом Ростове.         

        Первые кинотеатры в г. Ростове-на-Дону появились в самом начале XX века. А их количество, согласно набираемого популярность развлечения, росло вплоть до наступления кризиса кинопроката 80-х. Впервые "движущиеся картинки" в г. Ростове-на-Дону были показаны на закрытом сеансе еще 25 июля 1896 года в Городском саду (сегодня Центральный городской парк им. А. М. Горького). А с 8 февр. 1897 года в театре Асмолова

начались первые массовые сеансы [1]. В начальный период даже в донской прессе отмечалось, что «Наши театры ничем в сущности не отличаются от синематографов».

        Слухи и популярность развлечения так быстро стали распространяться по городу, что вскоре появилась необходимость в специально отведенных местах для их демонстрации.

        Дореволюционный период строительства охватывает временной период с 1906 по 1917 год. Согласно вырезкам из газет того времени своего сложившегося названия кинотеатр еще не приобрел и назывался по-разному: электробиографом, синематографом или иллюзионом. Размещались они в приспособленных или пристроенных для этой функции зданиях, театрах или на открытых летних площадках. Основным условием для возможности открытия в здании кинотеатра были: достаточность размера пустого помещения и возможность отсечения проникающего в помещение дневного света.

Даже наличие сидячих мест для посетителей отмечалось не всегда, так

как стоя вмещалось больше зрителей, что при огромной популярности развлечения и небольшого хронометража картин было, в общем, оправданно.

Так говорил о биографах первый кинопрокатчик и кинопромышленник дореволюционной России А. ХанжОнков: "Что представлял собой биограф? Любой сарай, амбар, склад, магазин, все, что имело крышу и могло укрыть от

дождя «уважаемых посетителей». В таком зрительном зале отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение или над ним; на противоположной стене прибивался полотняный экран; под экраном располагался пианист; мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели, это значительно увеличивало вместимость зрительного зала, а следовательно и доходы предпринимателя.

        В Санкт-Петербурге и Москве первые стационарные кинотеатры – или, как их тогда называли, электробиографы – открылись лишь в 1903 году, так что Ростов отстал от столиц совсем немного.

        В 1904 году первый ростовский кинотеатр открыл молодой предприниматель Р.Э. Штремер. Разместился находился, как отмечалось в газете «Приазовский край» напротив входа в Городской сад, однако подлинного места к сожалению мы не можем установить. С 1 января этого года на страницах газеты «Приазовский край» появляется объявление: «Театр «Электробиограф» Б.Садовая, против городского сада. Будет показываться от 1 до 6 января 1904 года новая интересная серия картин, самая последняя новость: «Император Наполеон I» его жизнь, подвиги и смерть на острове Св. Елены, кроме того, еще много других кар- тин. Открыт ежедневно от 11 ч. до 4 ч. дня ». Проработал электробиограф здесь недолго – и вскоре, в 1905 году сгорел. В прямом, естественно, смысле, потому что, с точки зрения экономической окупаемости, он приносил своей владелице хороший барыш – ведь ростовцы валом валили на все еще не слишком привычное зрелище.

Однако хозяин после пожара не растерялась. Вскоре он арендовал для своего электробиографа гораздо более эффектное помещение на втором этаже торгового дома Яблокова, прямо напротив роскошного здания Городской думы. (Весьма оригинальное здание этого торгового дома было построено в 1898 году в стиле модерн, по проекту Е.М. Гулина.) 8 января 1906 года заново оборудованный электробиограф на 300 мест начал показ фильмов.

Первый кинотеатр Ростова длительное время не имел собственного названия и именовался просто «электробиографом Р.Э. Штремер». Когда у предпринимателя появились конкуренты и число электробиографов стало расти, его заведение сменило вывеску на «Первый художественный электробиограф Р. Штремер», и даже на «Первый художественный театр-электробиограф известного в России демонстратора Р. Штремер», что подчеркивало приоритет в городе именно этого кинотеатра. Кроме того, в 1910 году Р.Э. Штремер капитально отремонтировал зал и фойе электробиографа, которые были, как отмечалось в газетной рекламе, «заново перестроены, увеличены и роскошно отделаны». Зал имел после этого ремонта 420 мест. А истинное имя собственное у первого электробиографа появилось, как ни странно, лишь в 1915 году, когда число их в городе приблизилось уже к полутора десяткам. Надо сказать, что к этому времени электробиограф уже не принадлежал своему первому владельцу (об этом свидетельствуют строки в рекламных газетных объявлениях).

А 15 августа того же года, как сообщила газета «Южный телеграф», «заново отремонтированный театр «Олимп» (бывший Р. Штремер) открывает двери с девизом «Все для публики!». (Стоит отметить, что тогда кинотеатры нередко называли в прессе просто «театрами»). Таким образом, название «Олимп» кинотеатр получил спустя почти 10 лет после своего открытия.

Интересно, что буквально за месяц до смены хозяина, в январе 1915 года, именно в кинотеатре Р.Э. Штремер в порядке эксперимента прошли, как тогда восторженно писали в газетах, «гастроли кинетофона (поющего и говорящего кинематографа). Чудо ХХ века. Изобретение Тома Эдисона. Ново! Оригинально! Небывало!» Киносеансы сопровождались лекцией «Что такое кинетофон», затем демонстрировались фильмы по сюжетам опер «Фауст», «Трубадур», «Риголетто». Сейчас, конечно, непросто определить, что это был за прибор – ведь известно, что настоящее звуковое кино появилось во всем мире гораздо позже – в конце 1920-х годов.

В мае 1913г. было открыто по оригинальному проекту городского архитектора В.Попова здание театра «Миниатюры». Практически сразу же в этом здании оборудовали и киноустановку, так что служило оно

долгие годы как театру, так и кино. (В рекламе того времени писали – электробиограф в театре миниатюр.) Театральные спектакли здесь проходили не часто (это был театрик без собственной труппы, он принимал только гастролеров.) В основном же помещение использовалось для кинопоказов.

В краеведческой литре часто утверждается, что именно здание нынешнего патриотического центра «Победа» было первым, построенным в Ростове специально для кинотеатра (все ранее открытые электробиографы размещались в уже существовавших зданиях). Однако с таким мнением в полной мере согласиться нельзя. Дело в том, что строилось это здание все таки не для электробиографа, а для театра «Миниатюры». Вот посему здесь был достаточно театральный набор помещений, включая артистические комнаты, глубокую сцену. Другой вопрос, что практически сразу после постройки в этом уютном зале на 500 мест начали крутить кино…

В 1908 г. открылся электробиограф «Модерн» - в доме С.А. Аграева. В 1913г. здание было полностью перестроено, после чего здесь открылся новый большой электробиограф со звучным названием «Солей» (по-французски «Солнце»). Интересно, что в первые месяцы после открытия название кинотеатра писали в газетной рекламе латинскими буквами – «Soleil», но затем написание французского слова заменили кириллицей. «Солей отличался великолепным интерьером и уникальной для того времени вместимостью – в кинотеатре было 1200 мест. Занимал он второй этаж здания, а на первом этаже работало очень популярное у горожан кафе «Ампир».

Иное историческое здание города с длительно работавшим в нём кинотеатром - доходный дом Я.Гоца (Б.Садовая 76).

В доме "бильярдного короля" Я. Р. Гоца кроме хозяйского магазина располагалось книгоиздательство А. С. Суворина "Новое время" и показывал "движущиеся картинки" электробиограф "Художественный". Зал вмещал 380 зрителей. Сегодня мы знаем этот кинотеатр, действовавший до середины 1990-х, под названием «Родина». Расположенный рядом с Азово-Донским банком этот яркий образец общественного здания создаёт ощущение вечного праздника городской жизни. Яркие керамические вставки зелёного и синего цвета наряду с белоснежными лепными деталями тщательно восстановленными в процессе недавней реставрации делают фасад этого здания уникальным. Это европейская архитектура рубежа 19-20 веков без всяких скидок на провинциальность.

Таким образом, для дореволюционного периода в г. Ростове-на-Дону характерно преимущественно устройство кинотеатров в приспособленных зданиях. Но следует отметить появление первого, специально спроектированного здания, кинотеатра "Кино-Палас". Критики, тем не менее, полагают, что строилось это здание не для электробиографа, а для театра «Миниатюры» и имело "театральный" набор помещений [1]. В основном же, кинотеатры встраивались в здания Доходных домов конца XIX века в плотной городской брэндмаурной застройке, где четко прослеживалась идеология парадного фасада выходящего на красную линию улицы. Преобладающая квартальная сетка имела размеры около 210х70 метров, что определяло масштаб и тип застройки, в том числе зданий кинотеатров.

Фасады зданий были выполнены в духе времени - эклектичного стиля с элементами классики, барокко или модерна. Зачастую кинотеатр размещался на вторых этажах этих зданий и кооперировался с торговой функцией или ресторанами первых этажей здания. В кинотеатрах, как правило, размещался один, иногда два зала. Размеры залов позволяли разместить от 300 до 500 зрителей. В структуре города практически все дореволюционные кинотеатры располагались на главной оси г. Ростова, связывающей его с г. Нахичеванина-Дону - ул. Б. Садовой (современное название). В то время это была одной из наиболее оживленных улиц с точки зрения общественной жизни города, что вероятно и предопределило их появление именно здесь.

Однако история кино в старом Ростове – это не только здания, это не только количество кинотеатров, но и люди.

Интересно, что электробиограф Р. Штремер помог избрать жизненный путь Александру Ханжонкову – российскому предпринимателю, организатору кинопромышленности, продюсеру, режиссёру, сценаристу, одному из пионеров русского кинематографа. Он пишет, что в 1905 году в Ростове-на-Дону после подавления революционного восстания долго пустовало помещение мануфактурного магазина в центре города. Вдруг на окнах его появились большие плакаты с надписью: «Здесь на днях, после ремонта, откроется биограф Р. Штремер», который и решил посетить тогда молодой дворянин, есаул Области Войска Донского Александр Ханжонков.

Когда над входом в этот магазин засветилась гирлянда разноцветных электрических лампочек, то гулявшая по Садовой улице публика двинулась в биограф столь интенсивно, что скоро потребовалось вмешательство полиции для наведения порядка.

Александр Алексеевич отмечал: «У кассы на улице была толчея и давка. Сеанс продолжался 20—30 минут. Из «зала» зрителей выпускали через черный ход, — пишет автор. — Программа состояла из четырех картин, вызвавших бурные восторги. Зачарованные зрители не могли налюбоваться на «Прибой волн в Тихом океане». Картину «Подходящий поезд» зал встретил бурно, с восклицаниями и плохо скрываемым страхом. Еще бы! Локомотив, выбрасывая пары, мчался по экрану прямо на зрителя. Комическая «Муха» вызывала веселый смех и рассеивала страх. Представьте себе жирную физиономию комика, который делает гримасы, стараясь языком и губами поймать муху, ползущую по его носу… Еще два-три стометровых фрагмента и наконец гвоздь программы — «Точильщик». Кухарка решила наточить нож. Ее воинственный взгляд так испугал точильщика, что он бросился от нее прочь, сметя все на своем пути. Начинается погоня. Тут и коляска с ребенком, и стая гусей (это среди города!), и торговки с разными товарами, и газетчик, и дама в модной шляпе с перьями. И все они мчатся за точильщиком и кухаркой. Сеанс окончен. Я вышел на улицу опьяненный. То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия. О кинематографе говорил весь город».

Ханжонков замирает от восторга перед увиденным. Позже он признается, что именно в те минуты перевернулась вся его жизнь. Так один поход в иллюзион привел в российский кинематограф талантливого донского казака и дворянина.

Он сумел разгадать в этом, тогда еще несовершенном, кинопродукте большие перспективы, он понял, что кинематограф ждет большое и счастливое будущее. Молодой дворянин оставляет службу и бросается как в омут в новое и необычное для себя занятие. Он становится кинопредпринимателем. И теперь, когда мы говорим об истории российского кинематографа, мы одним из первых называем его — рыцаря отечественной киноиндустрии Александра Ханжонкова.

К концу 1911 года на фирме Ханжонкова было снято уже более 30 художественных фильмов. Картины были все такие важные, масштабные: «Ермак — покоритель Сибири», «Жизнь за царя», «Оборона Севастополя». В финале «Обороны…» были показаны оставшиеся в живых участники Севастопольской обороны. Эту картину представили царскому двору. Царь принял работу благосклонно и лично поблагодарил Александра Ханжонкова. Фильм шел по всей России (как сказали бы сейчас — в широком прокате). А киностудии Ханжонкова было разрешено проводить съемки в любом месте Москвы, включая Нескучный сад, который был собственностью царской семьи.

За первый в России полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» император Николай II наградил Ханжонкова бриллиантовым перстнем, который снял со своей руки.

Пионер русского кино, как называют Ханжонкова специалисты, он впервые в России основал научный отдел научно-популярной кинематографии, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, георграфии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов.

Ханжонков собрал постоянную труппу киноактеров. Именно он открыл имена актёров, прогремевших на всю Российскую империю, – Вера Холодная, Витольд Полонский, Иван Мозжухин.

Александр Ханжонков раньше других кинодеятелей понял значение сценария как основы фильма, для чего привлекал писателей, создал на кинофабрике литературный отдел. В 1912 году Ханжонков вместе с Владиславом Старевичем выпустил в прокат первый в мире мультфильм в технике объемной анимации «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

Памятник Александру Ханжонкову установлен в центре Ростова-на-Дону, на проспекте Буденновском. Место для установки скульптуры было выбрано не случайно: она располагается напротив здания Алексеевской гимназии, в которой учился режиссер и сценарист Ханжонков, недалеко от этого места располагается киностудия. Скульптором стал Сергей Олешня, постамент сделан Юрием Дворниковым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

Методическая разработка. Игровая программа для родителей и детей. «Старая сказка на новый лад».

Совместная игра для детей и их родителей, посвящённая Дню семьи. Девиз игры: «Если дружная семья, то проблема решена»Пришло время посева репы, только первое семечко в землю бросила ба...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...

Методическая разработка проектного задания по предмету технология. Проект «Рециклинг. Новая жизнь старых вещей»

В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей новог...

Методическая разработка на тему "Особенности развития города Ростова-на-Дону в пореформенный период"

Рассматривается особенности развития города Ростова-на-Дону в пореформенный период. Выявлена динамика численности населения, этноконфессиональный и сословный состав, а также проанализированы особеннос...

Методическая разработка учебного занятия «Тайна старой монеты» Максименко Елена Валентиновна Новосибирская область,р.п.Кольцово, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Созвездие», методист.

Аннотация: Краеведение сегодня выступает важнейшим средством воспитания любви к родному краю, его истории и культуре, развития личности ребёнка как патриота и ответственного гражданина своей страны. М...