Методическая разработка на тему "Особенности развития города Ростова-на-Дону в пореформенный период"
методическая разработка по краеведению на тему

Пимонов Иван Сергеевич

Рассматривается особенности развития города Ростова-на-Дону в пореформенный период. Выявлена динамика численности населения, этноконфессиональный и сословный состав, а также проанализированы особенности социально-экономического развития города в начале ХХ столетия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, дорогие друзья!

В честь 269-летней годовщины со дня основания Ростова-на-Дону, в центре внимания сегодня будет история нашего родного города. Сейчас, в начале ХХI века Ростов-на-Дону – крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей. Сегодня Ростов – город-миллионник, столица Юга России. Но давайте рассмотрим Ростов-на-Дону в пореформенный период. Мы проследим динамику населения Ростова-на-Дону, его сословный и этноконфессиональный состав. В рамках нашей беседы мы коснемся облика города, немного проанализируем основные сферы экономической деятельности, а также немного проследим культурное развитие города.

Указом Елизаветы Петровны 15 декабря 1749 года была основана таможня на правом берегу Дона в его низовьях, в 46 километрах от устья реки, где она впадает в Азовское море:

«Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого „Богатый колодезь“, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами».

В 1760—1761 годах на месте таможни для защиты южных границ Российской империи от набегов татарских отрядов, а также от степных народов начали строить крепость по проекту русского военного инженера Деденева. Руководство работами было возложено на военного инженера А. И. Ригельмана[7]. 6 апреля 1761 года указом Екатерины II крепости было дано имя митрополита Ростовского Димитрия (1652—1709 гг.), незадолго до этого канонизированного Русской православной церковью

1807 г. – крепость получила статус уездного города;

1887 г. – Ростовский-на-Дону уезд вошел в состав Области войска Донского

В первой половине 1890-х годов число жителей в городе Ростове-на-Дону достигло 100 тысяч человек. Городов стотысячников к тому периоду было мало. Если не учитывать территории Украины и Прибалтики, то таковых на территории Российской империи насчитывалось пять.

Темпы прироста населения Ростова-на-Дону в пореформенный период составлял около 4 %. Если обратиться к исследованиям Натальи Васильевны Самариной, то можно отметить, что крутые подъемы ломаной линии отражают периоды удвоения числа населения.

  • Первый из них между 1860- 1866 гг. связан с проведением в стране основных реформ, начиная с отмены крепостного права.
  • Второй этап, включающий в себя период с 1873 по 1897 гг. связан с осуществлением в стране первой промышленной революции.
  • Третий период – отрезок между 1897 годом, годом, когда в стране была осуществлена Первая всероссийская перепись населения и 1913 годом (последним мирным годом перед началом Первой мировой войны).

Средний темп роста, а также данные графика позволяют понять, что основной причиной столь динамичного роста населения Роства-на-Дону являлось прежде всего миграция населения.

Если обратиться к особенностям миграции в Ростов-на-Дону, то стоит  заметить, что город не обладал какими-либо дарованными правительством привилегиями и льготами со времени получения статуса уездного города. Поэтому мигрировали в Ростов, приживались и в конце концов становились его постоянными жителями только те россияне, которые обладали умом, энергией, предприимчивостью, способностью рисковать, а также все те, кто имел хорошие профессиональные умения и сноровки, либо вовсе не боявшиеся работы руки. Одним из самых важных условий деятельности в городе было способность надеяться лишь на себя! Именно такой контингент стекался в Ростов со всей империи. Это был совершенно разный разносословный и разноязычный люд. Кто-то в этом городе стремился организовать собственное дело и вести его относительно свободно, кто-то мечтал разбогатеть, приходя сюда с небольшим количеством средств. Многие выбирали Ростов как место для более выгодных условий продажи своих профессиональных навыков.

Миграция изменяла и состав постоянных жителей города: его сословную, этническую и конфессиональную структуру. Важнейшим итогом данных процессов стало превращение Ростова из города, где преобладало мещанское население в центр, где самой многочисленной группой являлись проживающие здесь крестьяне. Если сравнить Ростов с другими городами, то окажется, что и в иных городах большую часть населения составляло именно крестьянство. Чем крупнее был город, тем быстрее развивалось его хозяйство, чем большие возможности для заработка он давал, тем более притягательным оказывался он для крестьянства пореформенной России. Так в Петербурге и в Москве в 1897 году доля крестьян в населении достигла 69-70 %.

         В 1897 году, в год Всероссийской переписи населения Ростов-на-Дону отличался от Москвы и Санкт-Петербурга, но спустя всего лишь 10 лет крестьяне уже составляли 70 % жителей Ростова, включая в это число и тех, кто проживал в городе временно. Удельный же вес мещан сократился до 24 %.

        В 1907 году донскими статистиками были зафиксированы и первые представители казачьего сословия, составляющие около 2% населения, примерно столько, сколько дворян, купцов и почетных граждан вместе взятых. Появление казаков в качестве постоянных жителей было связано с присоединением города к области Войска Донского в 1887 году, поскольку казаки не имели права до полного увольнения в отставку не только постоянно жить вне пределов казачьей области, но и выезжать с ее территории без разрешения начальства.

        Разумеется, в крупных городах крестьяне не занимались крестьянским трудом, но и с рабочими их отождествлять в полной степени не стоит. Спектр деятельности крестьянства был весьма широк. Они были задействованы в качестве наемных рабочих различного уровня квалификации, в качестве служащих торговых и иных фирм, приказчиков, предпринимателей, в торговле, на транспорте, в строительстве, а также в сфере услуг. Случалось и так, что крупные предприниматели из крестьян действовали без приписки к мещанству или купеческой гильдии, поскольку они не давали им каких-либо преимуществ или льгот своим членам и соответственно быстро утрачивали свою привлекательность. Независимо от того, на постоянное ли место жительства или на сезонные работы прибывали сюда крестьяне из практически всех губерний европейской части России, за счет их энергии, предприимчивости рос город и как население и как экономический центр развития, да и как центр культуры.

В этом контексте особенно показательным является высказывание российского предпринимателя Н.Е. Врангеля, который два десятилетия прожил в Ростове-на-Дону о роли крестьянства в развитии Ростова: «Только в одном месте на юге создалось нечто цельное и своеобразное, благодаря не иностранной инициативе, а русской, - город Ростов-на-Дону. Этот совершенно особый, ничем не напоминающий обыкновенные русские центры город возник и вырос самостоятельно, стихийно…Создан он был не начальством, не сильным дворянством, не богатым купечеством, не просвещенной интеллигенцией, а мужиком, темным людом, собравшимся со всех концов России»

        Обладающие предприимчивостью, трудом и энергией, крестьяне обладали возможностью достижения весьма высоких жизненных позиций, примером чему может выступить выходец из крестьян Архангельской губернии Иван Степанович Леванидов, впоследствии ставший не только видным предпринимателем, но и активнейшим участником городского самоуправления, а несколько лет и вовсе возглавлявший его, служив городской головой.

        С притоком мигрантов из разных уголков России, а также из-за границы, нарастало этническое и конфессиональное разнообразие жителей города. В течение пореформенного периода в Ростове сократилась доля представителей православия, куда составителями были отнесены как никониане, так и старообрядцы. Это сокращение прослеживалось до 1904 года и приостановилось лишь к начал первой мировой войны.

Заметной группой среди постоянных жителей города стали армяне, и их число постоянно возрастало. Устойчиво прирастало и число католиков. Наблюдалось и сокращение в процентном отношении и число иудеев в 1900-годы.

        С точки зрения развития Ростова-на-Дону как городского центра важным является анализ его функций экономических. Данные диаграммы позволяют говорить о наличии в Ростове-на-Дону предприятий сферы обслуживания, составляющих около 6,4 %, ремесленных заведений.

Вместе с тем, данная диаграмма показательна с точки зрения понимания ростовской торговли, которая являлась главным условием в экономическом развитии города в пореформенный период. Отдельными сферами являлась экспортная торговля, хлебная торговля, существовал отдельный слой торговых посредников.

Индустриальная функция Ростова также вполне определилась в пореформенный период. На имперский рынок работали табачные фабрики и паровые мукомольные мельницы города, писчебумажные фабрики снабжали бумагой весь юго-восток России, главное ремонтное предприятие Владикавказской железной дороги, обслуживающее весь ее регион, тоже располагалось в Ростове. Весьма значимой была функция города как важнейшего узла транспортной инфраструктуры европейской части России.

В наследство от крепости Дмитрия Ростовского город получил сеть шоссированных дорог, связавших его с центральной частью страны, с украинскими губерниями, побережьем Черного, Азовского и Каспийского морей. Они не утратили своей значимости в качестве путей сообщения с превращением Ростова в узел, где соединились три крупнейшие железные дороги пореформенной России, одна из которых превратила Ростов-на-Дону в своеобразные «ворота на Кавказ», пронизав своими ветками и степи Предкавказья и узкую полосу Черноморского побережья Кавказа. И наконец, Ростов обладал портом, третьим в России (после Одессы и Астрахани) по суммарному тоннажу приписанных судов. По грузообороту вывозной торговли ростовский порт также находился на третьем месте, вслед за Одессой и Ригой, периодически поднимаясь в начале ХХ столетия и на второе место.

Вся эта многопрофильная экономическая динамика создавала благоприятные условия для того, чтобы в среде постоянных жителей города обозначились новые социальные градации, обусловленные характером их деятельности и источникам дохода, уровнем образования и профессиональной квалификации. Приблизительные представления о том, какими были занятия ростовцев в эпоху развития рыночной экономики и превращения города в крупнейший центр можно выявить на основе диаграммы, составленной Натальей Васильевной Самариной.

        Естественным следствием развития экономики, старого пореформенного Ростова, стало развитие досуга горожан. Помимо привычных театров, кинотеатров, коммерческих клубов, стали появляться дорогостоящие виды увлечения как яхт клубы. В старом Ростове народ умел веселиться вовсю, хотя и на свой лад. Были клубы с их роскошными приемами и публичные дома, варьете и совсем уж неприличные кафешантаны. В годы царизма в Ростове было очень много ресторанов трактиров кофеен, чайных рассчитанных на любой вкус и карман (от 50 рублей до 50 копеек за посещение). Причем хорошо и сытно кормили везде, разница ощущалась только в обслуживании да степени экзотичности подаваемых блюд. На одном полюсе устрицы, трюфели и ананасы в шампанском, а на другом простая, но чистая и ядреная водка, ветчина и картошка в мундире.

До 1904 года постоянного кинотеатра в городе не было, а сеансы устраивались в Асмоловском и Машонкинском театрах, а также в клубных помещениях (когда в Ростов привозили передвижную киноустановку). Впрочем, даже в Санкт-Петербурге и Москве первые стационарные кинотеатры – или, как их тогда называли, электробиографы – открылись лишь в 1903 году, так что Ростов отстал от столиц совсем немного.

В 1904 году первый ростовский кинотеатр открыла молодая и, как описывают ее современники, очень привлекательная внешне предпринимательница Р.Э. Штремер. Разместился этот кинотеатр на западном углу Большой Садовой улицы и переулка Соборного, напротив входа в Городской сад. С 1 января этого года на страницах газеты «Приазовский край» появляется объявление: «Театр «Электробиограф» Б.Садовая, против городского сада. Будет показываться от 1 до 6 января 1904 года новая интересная серия картин, самая последняя новость: «Император Наполеон I» его жизнь, подвиги и смерть на острове Св.Елены, кроме того, еще много других кар- тин. Открыт ежедневно от 11 ч. до 4 ч. дня ». Проработал электробиограф здесь недолго – и вскоре, в 1905 году сгорел. В прямом, естественно, смысле, потому что, с точки зрения экономической окупаемости, он приносил своей владелице хороший барыш – ведь ростовцы валом валили на все еще не слишком привычное зрелище. Однако хозяйка после пожара не растерялась. Вскоре она арендовала для своего электробиографа гораздо более эффектное помещение на втором этаже торгового дома Яблокова, прямо напротив роскошного здания Городской думы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Освобождение города Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков".

Классный час о событии 14 февраля-освобождения города Ростова-на-Дону от фашистких захватчиков...

Экологическое образование и воспитание в МБОУ ДОД Детском эколого-биологическом центре города Ростова-на-Дону

О деятельности МБОУ ДОД Детского эколого-биологического центра города Ростова-на-Дону, направленной на формирование у учащихся экологической культуры и активной жизненной позиции в вопросах охраны окр...

Классный час на тему: "14 февраля - годовщина освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"

Материал по освобождению города  Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...